Методическая разработка урока "Конструирование плечевого изделия с цельнокроеным рукавом"
методическая разработка по технологии (7 класс)

Тарасова Ирина Петровна

Методическая разработка урока "Конструирование плечевого изделия с цельнокроеным рукавом".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_tehnologii_v_7_klasse.docx71.7 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по технологии в 7 классе

Тема: «Конструирование  плечевого изделия с цельнокроеным рукавом»

Модуль:  Создание изделий из текстильных материалов

Раздел:  Технология  изготовления швейных изделий

  1. Дидактическое обеспечение урока:

Цели урока:

1.Образовательные

1.Способствовать формированию и развитию умений и навыков по конструированию  плечевого изделия с цельнокроеным рукавом;

1.2.Способствовать заполнению  терминов – основных конструкций плечевого изделия;

1.3.Способствовать пониманию зависимости конструкции и модели ночной сорочки от особенностей фигуры;

1.4.Способствовать осознанию основного технологического материала;

1.5.Способствовать пониманию зависимости между предметами технологии, рисовании, математикой.

2.Развивающие:

 2.1.Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся - строить аналогии между построением  чертежа на типовую фигуру и на себя, сравнивать свою работу с работой других учащихся класса, ставить и решать проблемы во время урока;

2.2. Способствовать развитию конструкторских умений, двигательную сноровку;

 2.3.Способствовать развитию сенсорной сферы учащихся при изготовлении чертежа по эскизу.

2.4.Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету «Технология».

2.5. Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся.

3.Воспитательные:

3.1.Способствовать формированию трудовых, эстетических, экономических качеств личности.

4.Профориентационные:

4.1.Способствовать развитию профессиональных качеств модельера - конструктора;

4.2. Воспитывать уважение к работающему человеку.

Задачи урока:

1.Познакомить учащихся с новыми мерками и расчётными формулами;

2.повторить правила работы с сантиметровой лентой;

3. сформировать понятие о сетке чертежа

4.познакомить учащихся с видами и фасонами одежды с цельнокроеными рукавами.

5.обучить построению основы конструкции изделия с цельнокроеным рукавом.

Ожидаемый учебный результат:

- приобретение опыта снятия мерок с фигуры человека;

- ознакомление с рациональной организацией рабочего места при чертёжных работах, соблюдение правил безопасности труда;

- приобретение опыта построения чертежа швейного изделия с помощью чертёжных инструментов в натуральную величину.

II. Методическое оснащение урока:

Материально техническая база:

  • кабинет обслуживающего труда
  • инструменты: маломасштабная линейка, простой карандаш ТМ; М
  • компьютер; мультимедийный проектор; экран

Дидактическое обеспечение:

  • учебник «Технология. Технологии ведения дома»  6 класс:

                Н.В. Синица, В.Д. Симоненко – М.: «Вентана - Граф», 2013.

  • рабочая тетрадь «Технология. Технологии ведения дома» 6 класс:

                Н.В. Синица, н.А. Буглаева – М.: «Вентана - Граф», 2013.

  • Презентации: «Построение ночной сорочки»;
  • плакат
  • чертеж М 1:4;
  • чертёж М 1:1;
  • тестовые задания для групп – приложение
  • карточки на закрепление материала – приложение

III. Методы обучения: наглядный, практический, словесный, работа с мультимедийными средствами.

IV. Формы организации познавательной деятельности учащихся:

  • опрос по тестовым заданиям к группам;
  • демонстрация приемов по построению чертежа;
  • работа с чертежом и рабочими тетрадями;

VI. Словарная работа:

  • конструирование, эскиз, чертеж.

VII. Тип урока: комбинированный урок (повторение пройденного материала, изложение нового материала, практическая работа).

Формируемые УУД: личностные, познавательные, коммуникативные.

Материалы, служащие для мотивации и постановки проблемы, включения учащихся в учебную деятельность:

визуальные (плакаты,слайды, видеоматериалы), илюстрирующие приёмы снятия мерок с фигуры человека, построения чертежа плечевой одежды с цельнокроенным рукавом.

Материалы, служащие для первичного закрепления и применения изучаемого материала:

п.1-4 задания 15 из рабочей тетради, пр. р. №9 из учебника.

 Материалы для осуществления обратной связи и управления деятельностью учащихся:

 п.5 задания 15 из рабочей тетради.

 Классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, решаемых на уроке: освоение знаний, сотрудничество, коммуникация, использование ИКТ.

Организационная модель использования ИКТ:

одно компьютеризированное рабочее место (учителя).

Потребность в технических устройствах, средствах и инструментах ИКТ:

ПК, мултимедийный проектор, Программы для работы с ресурсами.

Потребности в ЭОР: иллюстративные материалы, деловая графика (схемы, таблицы).

Ход урока:

1.Организационный момент (5 мин)

Цель этапа:  

- настроить учащихся к учебной деятельности и на получение новых знаний,

- создать условия для мотивации у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.

(словесный метод (беседа),

2.Мотивация учебной деятельности

3. Целеполагание

1.1. приветствие;

1.2. проверка явки учащихся;

1.3. заполнение классного журнала;

1.4. проверка готовности учащихся к уроку (наличие тетради, учебника);

1.5. настрой учащихся на работу;

1.6. доведение до учащихся плана урока.

 

-Как вы думаете какими изделиями называю плечевые изделия?

Ответ учащихся (блузка, туника, платье, халат)

Изготовление одежды своими руками является одним из способов самовыражения, создания индивидуального стиля, воплощением замыслов в реальность.

В качестве изделия для выполнения творческого проекта в 7-ом классе вам будет предложено сшить плечевое изделие на цельнокроеной основе: это может быть блузка, платье, халат или ночная сорочка.

А прежде, чем сшить изделие, что нужно сделать? Правильно снять мерки и сконструировать.  Итак, давайте сформулируем тему сегодняшнего урока.

Тема сегодняшнего урока: «Правила снятия мерок. Конструирование  плечевого изделия с цельнокроеным рукавом».  Какие же цели мы поставим перед собой, (ответы уч-ся).

 Сегодня на уроке вы познакомитесь с новыми мерками и расчетными формулами для построения чертежа ночной сорочки. Вспомните правила снятия мерок и правила работы с сантиметровой лентой и поучитесь снимать мерки   друг с друга.  Научитесь рассчитывать конструкцию и строить чертёж ночной сорочки. От правильно построенной выкройки зависит внешний вид готового изделия и удобство в носке. Процесс построения выкройки самый сложный и ответственный при пошиве одежды. В ходе урока каждая ученица должна построить чертёж ночной сорочки в М1:4.

Что надо делать, чтобы достичь целей урока?

Ответ: не отвлекаться, внимательно слушать   объяснения учителя.

 Учитель:  Как на уроке заботиться о своём здоровье?

Ответ: следить за осанкой, проводить физкультминутки.

2. Проверка  выполнения домашнего задания. (5 мин)

Цель этапа:  

- настроить учащихся к учебной деятельности и на получение новых знаний,

- создать условия для мотивации у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс

(имитационный метод)

2.1.Тестовые задания  (повторение по теме неполадки в работе швейной машины)

           

3. Актуализация знаний учащихся (5мин.)

Цель этапа:

- организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового знания;

- актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания

- предъявить задания, близкие жизненному опыту детей

- зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний, организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися индивидуального задания или в его обосновании.

 (словесный метод, метод организации коммуникаций и создания благоприятной атмосферы, метод обмена деятельностями,

Сегодняшняя работа будет построена в виде соревнования таким образом, что за каждый правильный ответ и быстрое правильное выполнение дополнительных заданий  вы получаете жетон. У кого в конце урока жетонов будет больше, тот получит дополнительную оценку.

Вопросы к классу:

-Чтобы сшить изделие, вспомним какую надо провести работу до этого? ( снять мерки - построить чертёж – сделать выкройку - крой)

- Какой инструмент нужен для снятия мерок с фигуры человека?

- Можно ли снимать мерки самостоятельно, почему?

Вспомним, какие мерки учились снимать в 5 классе. На доске начерчена таблица, которую надо заполнить.

5 кл. (фартук)

6кл. (юбка)

7 кл. (ночная сорочка)

Сб

Ст

Ди

Ст

Сб

Дтс

Ди

Дтс

Сш

Сг2

Ди

Оп

Дети заполняют первую и вторую  графу, учитель –третью.

Но прежде, чем я вам покажу как снимать новые мерки на манекене, вспомним правила снятия мерок и правила пользования сантиметровой лентой (ответы детей).

Правила снятия мерок:

  1. Человек, с которого снимают мерки должен стоять прямо;
  2. В облегчённой одежде
  3. На талии обязательно должен быть пояс для определения линии талии
  4. Мерки снимают с правой стороны.

4. Изложение нового материала.(15 мин.)

Цель этапа:

- зафиксировать  причину затруднения у учащихся;

- сформулировать и согласовать цели урока;

- организовать уточнение и согласование темы урока;

- организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового материала;

- организовать фиксацию преодоления затруднения. (Словесный метод, наглядный метод, метод обмена деятельностями)

- Что мы сегодня будем делать на уроке? Ответы уч-ся: снимать мерки и строить чертёж плечевого изделия, а именно чертёж ночной сорочки (показ мини – плаката «Чертёж ночной сорочки»)

Учитель объясняет, что такое плечевая одежда, используя рисунки из учебника, знакомит с видами плечевой одежды с цельнокроеным рукавом ( картинки, слайды презентации), называет конструктивные линии чертежа.

На доску вывешиваются картинки  с изображением хитона и туники.

Хитон и туника были «предшественниками» нашей ночной сорочки.

 Хитон- это мужская и женская нижняя одежда древних греков, а туника-одежда древних римлянов.

Давайте послушаем сообщения об  истории возникновения ночной сорочки (сообщение девочек – приложение 2).

(К наиболее древним предкам ночной сорочки можно отнести хитон. Его носили уже в 14-13 в. до н.э. в древних Мекенах. Своё название хитон получил от семитского слова «кетон», что означает хлопок. Хитон в Мекены завезли с Ближнего Востока.

 Хитон имел вид рубахи. Но древним грекам он служил такой же верхней одеждой, как наш костюм, только надевали его на голое тело.

 На плечах хитон застёгивался фибулами (застёжками), нередко одно плечо (правое) оставляли открытым. Иногда с рукавами, но чаще без них, хитон по бокам мог быть сшит до талии или бёдер. Женские хитоны были до лодыжек, мужские - до колен. По хитону можно было определить возраст, общественное положение, пол человека. Например, юноши и танцовщицы были в коротких хитонах.

 Земледельцы и рабы носили экзомис. Для почтенной публики подходящими считались хитоны из льна со множеством складок для красоты.

 В последствие хитон сменила туника. Если стан и рукава образуют подобие буквы «Т», то рубаха или другая одежда называется туникой, причём независимо от того, пришиты рукава или выкроены вместе со станом.

Повседневной домашней одеждой древнему римлянину служила рубахоподобная туника из шерсти или льна.. Она уже не была простым куском ткани, в который драпировали тело.. Сшитая из двух полотнищ, туника закрывала оба плеча, а надевалась через голову и сначала имела лишь боковые проймы для рук; потом у неё появились короткие по локоть рукава, которые не сшивались. А образовывались складками ткани.; их долго считали признаком щегольства и изнеженности..

  Воротника у туники не было – вся античная одежда была лишена воротника, в них не ощущали нужды и потому. Быть может. тогда не изобрели.

   Длинную до колен тунику подпоясывали. Туника определяла. Какое общественное положение занимает человек. Например, сенатор облачался в тунику с широкой пурпурной полосой. Всадники из плебеев могли позволить себе лишь узкие пурпурные полосы на тунику. Солдатской тунике предписывалось быть короче гражданской. Простонародная туника была короткой и тёмной. В римском сенате  одно время обсуждалось предложение ввести для всех рабов одинаковые туники, что, как казалось законодателям, облегчало бы поимку беглецов. Но восторжествовала осмотрительность: сенаторы рассудили здраво – такая одежда укрепила бы чувство солидарности и единения среди рабов. Туника на много веков пережила своих римских владельцев.

3. Оцениваются сообщения учащихся.

Но прошли долгие годы прежде. Чем появилась ночная сорочка.

  По некоторым литературным источникам 16век подарил миру ночную рубашку. Но есть утверждение, что ночные рубашки известны в Европе уже с 14в., но были в то время суконными. Родиной её считают Германию. «Новинка», однако, мало отличалась от рубахи, что носили днём, была только шире и длиннее. Кстати, тогда же в дворянский быт вошёл ночной колпак.

  Нижняя рубаха сначала была большой редкостью. Даже знатные дамы имели по одной рубахе. Из описи имущества того времени известно. Что и царствующие дамы не могли похвастаться изобилием нижнего белья. Впрочем, тут надо сделать скидку на время. На тогдашнее представление о личной гигиене, на общий низкий уровень производства и т.д.  Нижнее бельё было ещё модным аксессуаром. А не обиходной вещью.

  И лишь на исходе 19в. был налажен массовый выпуск дамских сорочек из батиста и реже из натурального шёлка. Свой сегодняшний вид дамское бельё  приобрело после 1924г., когда определились его фасон 9узкие бретельки, элегантный покрой, материал (натуральный или искусственный шёлк) и цвет.

- Далее учитель знакомит учащихся с новыми мерками,

Новые мерки:

  1. Сш - полуобхват шеи. Эта мерка нужна для определения размера горловины
  2. СГ2-полуобхват груди второй. Мерка нужна для определения ширины изделия и определения размера одежды человека.
  3. Ди - длина изделия. Мерка нужна для определения длины изделия
  4. Оп - обхват плеча. Мерка нужна для определения ширины рукава
  5. Дтс  - длина спины до талии. Мерка нужна для  определения линии талии.

Прибавки на свободу облегания ( дети отвечают сами, для чего они нужны).

- Демонстрирует обучающимся приёмы снятия мерок, необходимых для изготовления плечевого изделия с цельнокроеным рукавом. Напоминая, что практическая работа, как и в 5 классе, будет проходить в форме деловой игры. Обучающиеся разделятся на бригады по три человека: один – клиент, с него снимают мерки, другой – закройщик – он снимает мерки, третий – приёмщик – он заносит мерки в  рабочую тетрадь. Затем участники игры меняются по ролям

Заранее оговаривается с учащимися о точности снятия мерок, что погрешность может повлиять на отметку, например ошибка в измерениях на 2 см ведёт к  снятию 1 балла.

- Далее учитель объясняет правила построения плечевого изделия с цельнокроеным рукавом (презентация), знакомит с профессией художника-конструктора  ( процесс  построения выкройки очень ответственный и важный. На предприятиях и домах моды изготовлением выкроек занимаются художники-конструкторы. В их задачу входит: по эскизам художников-модельеров разработать конструкцию и изготовить выкройку изделия. Профессия эта древняя. При создании конструкции они пользуются расчётным методом и методом наколок. Мы с вами используем  расчётный метод)

5.Первичное закрепление знаний учащихся: (5 мин.)

Цель этапа:

-зафиксировать усвоение учащимися нового материала (фронтально, в парах или группах).

Первичное закрепление знаний учащихся и обратная связь осуществляется в процессе ответов на вопросы.

- вопрос к классу: «Назвать виды плечевой одежды»

- вопрос к классу: «Назовите, какие мерки нужно знать для построения чертежа ночной сорочки?»

- вопрос к классу: «Назовите линии чертежа?» (учитель показывает линии по плакату – дети отвечают)

6.Физкультминутка: (3 мин.) 

Гимнастические упражнения в форме игры

7. Практическая работа (40 мин.): «Снятие мерок. Построение чертежа ночной сорочки в М 1:4»  с самопроверкой, взаимопроверкой по эталону и проверкой учителем

Цель этапа:

- тренировать способность к самоконтролю, взаимоконтролю и самооценке;

- проверить умения  работать учащихся по алгоритму;

- организовать самостоятельную работу учащихся;

- организовать самопроверку самостоятельной работы;

- организовать по результатам выполнения самостоятельной работы  выявление  и исправление допущенных ошибок;

- организовать ситуацию успеха по результатам выполнения самостоятельной работы

- практическую работу выполняют учащиеся всего класса. (Практический метод, наглядный метод, словесный метод.

7.1.Водный инструктаж учащихся

    - сообщение темы и целей практической работы (Тема пратической работы: «Снятие мерок. Построение чертежа ночной сорочки в М 1:4». Цель практической работы: научиться снимать мерки и строить чертёж в М 1:4.

    - разъяснение задач практической работы;

            - научить снимать мерки;

- научить конструировать в масштабе 1:4;

- научить конструировать в масштабе 1:1;

    - инструктаж по ТБ:

    - на основе технологической карты учащиеся строят чертеж ночной сорочки М 1:4. (приложение 1,2)

7.2.Самостоятельная работа учащихся:

7.3.Текущий инструктаж:

Формирование новых знаний:

- проверка организации работы;

- проверка соблюдения правил ТБ.

Усвоение новых знаний:

- проверка правильности использования УТД;

Целевой обход 

- учитель следит за правильностью выполнения снятия мерок, приёмов конструирования;

- помощь в исправлении неточностей;

- концентрация внимания учащихся на более эффективных приёмах работы

7.4.Заключительный инструктаж:

- подведение итогов, сообщение оценки работы каждой группы учащихся;

- разбор типичных ошибок.

 Уборка рабочих мест.

8. Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Домашнее задание

  1. - п.19-21, ответить на вопросы. Принести на следующий урок чертеж проектного изделия, цветные карандаши.

8. Подведение итогов урока и рефлексия (5 мин.)

Цель этапа:

- организовать фиксацию нового содержания изученного на уроке;

- организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели в начале урока;

- организовать проведение самооценки учениками работы на уроке по результатам анализа работы на уроке;

 -  зафиксировать направления будущей деятельности. (Рефлексивный метод,)

Ребята, давайте вспомним цели, которыемы ставили в начале урока    (учащиеся сами проговаривают цели), достигли ли мы их? (ответы детей). А теперь давайте подытожим урок и ответим на вопросы:

  • На уроке мы познакомились…
  • Урок научит меня тому…
  • Я узнала, что…
  • Больше всего мне понравилось…
  • Сегодня  на уроке я научилась…
  • Я думаю, что знания и умения, полученные на уроке пригодятся мне в жизни…
  • Этот урок заставил меня задуматься на тем…


- Подводим подсчет жетонов. У кого больше всех жетонов, тому дополнительная пятерка.

  - объявление оценок результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке;

  - выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся;

  - сообщение следующей темы урока: «Моделирование плечевого изделия с цельнокроеным рукавом» (принести цветную бумагу, ножницы, клей)

- Все молодцы, хорошо поработали.

- Спасибо за урок

 

Инструкционная карта №1

Последовательность построения чертежа ночной сорочки

http://www.uchportal.ru/_ld/287/21480056.jpg

1. ВН=Ди=длина сорочки↓

2. ВВ1=Сг2:2+3=ширина сетки →

3. В1В5= 8 см=длина рукава→

4. В5г2=Сг2:2=ширина рукава↓

5.  ВВ2=Сш:3+1=горловина спины и переда→

6.  ВВ3=2см=горловина спины↓

7.  8см=горловина переда↓

8. Н1Н2=8см=расширение по линии низа→

Плавные линии чертежа строятся с помощью инструкционной карты   учебника 

ЛИТЕРАТУРА

1. Кибалова Л., Гербенова О., Ламарова М. Иллюстриро- ванная энциклопедия моды. Издание второе. — Пра- га (Чехословакия) : Изд. «Артия».

2. Технология. Технология ведения дома 6 класс : учеб- ник для учащихся общеобразовательных учрежде- ний / под ред. В. Д. Симоненко. — М. : Вентана-Граф, 2013.

3. История сорочки: y http://www.newacropol.ru y http://wellconstruction.ru y http://raduga.edusite.ru

4. Картинки: y http://t2.gstatic.com y http://t3.gstatic.com y http://www.wday.ru „ Выкройка ночной сорочки

5. Обмер фигуры картинки: http://www.osinka.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-презентация"Построение основы чертежа плечевого изделия с цельнокроенным рукавом"

Урок-презентация очень удобен как для учеников, так и для учителя...

Технология 7 класс.Построение основы чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом

Презентация по технологиии для учащихся 7 класса, где наглядно показано последовательное построение основы чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом....

Конспект урока по технологии, 7 класс Конструирование и моделирование плечевых изделий. Снятие мерок для построения основы чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом"

Данная тема служит основой для построения основы чертежа плечевого изделия. Поэтому учащимся необходимо усвоить основные понятия: антропометрические измерения, плечевые изделия, знать основные названи...

технология – 6 класс (девочки) Модуль: Создание изделий из текстильных материалов Раздел: Технология изготовления швейных изделий Тема урока: „Конструирование плечевого изделия с цельнокроеным рукавом“

Планируемые результаты урока: 1.Предметные:1.1.Способствовать формированию и развитию умений и навыков по конструированию  плечевого изделия с цельнокроеным рукавом;1.2.Способствовать заполн...

Методическая разработка урока "Моделирование плечевого изделия с цельнокроеным рукавом"

Ознакомить учащихся с приемами моделирования и научить видоизменять выкройку основы плечевого изделия с цельнокроеным рукавом в соответствии с выбранными фасонами; познакомить с профессией...