Методическая разработка урока "Интерьер жилого дома"
методическая разработка по технологии (6 класс)

Тарасова Ирина Петровна

Методическая разработка урока "Интерьер жилого дома"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_interer.docx35.34 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  по технологии по теме:

«Интерьер жилого дома. Оформление интерьера»

                                             Разработала: Учитель технологии: Тарасова Ирина Петровна.

Цели урока:

Образовательные

  1. -Способствовать формированию и развитию умений и навыков учащихся при изучении эстетических функций дизайна через сочетание цвета в  интерьере.

- Способствовать запоминанию основной терминологии.

Развивающие

  1. -Способствовать запоминанию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету и самостоятельности в работе.

Воспитательные

  1. -Способствовать формированию нравственного и эстетического воспитания.

Профориентационные

  1. Обобщить  у  учащихся знания о профессии дизайнера.

Задачи урока:

- наличие у обучающихся умений и навыков по  выбора цвета для интерьера, выбору обоев, декоративных тканей для занавесей;

- развитие самостоятельности и способности решать творческие задачи;

- формирование навыков самооценки.

Методическое оснащение урока.

Наглядные пособия: эскизы оформления комнат, таблица «Гармонирующие цвета», эскизы драпировок.

Материалы и оборудование: рабочая тетрадь, ручка, цветные карандаши, учебник, альбомный лист.

Компьютерное сопровождение урока:

Презентация «Интерьер русской избы», «Интерьер усадьбы Л,Н, Толстого»

Презентация «Оформление интерьера драпировкой».

Межпредметные связи:

- с историей - интерьер русской избы

- с информатикой - ИКТ в подготовке презентаций и творческих проектов

- с  ИЗО - цветоведение,  художники-портретисты

- с  краеведением - дом-усадьба  Л.Н.Толстого

На классной доске выписаны термины:

- драпировка

- шторы

- портьеры

- ламбрекен

- жалюзи

- дизайн

- дизайнер

Ход урока

Оргмомент (5мин.)

Словесный метод

Мотивация к учебной деятельности. Словесный метод

Целеполагание

(5 мин.)

Словесный метод

Открытие нового знания

 (20 мин.), РК.

Словесный метод, наглядный метод, метод обмена деятельностями, метод организации коммуникации и создания благоприятной атмосферы

Физкультминутка

Планирование уч-ся способов достижения цели

Закрепление учебного материала (5 мин). Словесный метод

Практическая работа(50 мин). Индивидуальная форма работы, практический метод (с.р.)

Итог урока (5 мин)

Рефлексивный

метод

Домашнее задание

Практический метод

(с. р.)

Приветствие.

Проверка явки учащихся.

Заполнение классного журнала.

Доведение до учащихся плана урока, постановка цели, которая должна быть достигнута на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной).

Проверка готовности учащихся к уроку (организация рабочего места).

Настрой учащихся на учебную деятельность и тему урока (с учётом реальных особенностей класса).

С давних времен в народе говорят: “Дом вести – не лапти плести”, «Мой дом – моя крепость», «В гостях хорошо, а дома лучше», «Дома и тысячу лет прожить легко, а выйдешь из дому и час трудно!».

Как Вы думаете, в чем смысл этих мудрых высказываний?

Ребята, скажите, каким образом человек благоустраивает свое жилище и зачем нужно создавать уют в своих домах и квартирах?

Как вы думаете, как называется искусство создавать уют и красоту в жилых помещениях?

А теперь, на основе Ваших ответов, давайте сформулируем тему нашего сегодняшнего урока. (Интерьер жилого дома.) (Слайд №1)

Дом - это отражение души человека, которые в нем живут. Каким бы он ни был – четырехэтажным особняком или типовой квартирой в панельном доме, для любого человека должен быть тем единственным и неповторимым местом, в котором всегда комфортно, уютно.

Скажите, какая творческая деятельность занимается планировкой интерьера, подбором цвета, обоев, занавесей? (Дизайн).  

Давайте сформулируем цель нашего урока, с помощью терминов интерьер и дизайн? Как вы думаете, с чем мы сегодня познакомимся, и какой вид творческой работы нам предстоит выполнить?

(Изучение эстетических функций дизайна через сочетание цвета в  интерьере) (Слайд №2)

Что такое интерьер? (повторение с 5 класса)

Это заимствованное слово. (Интерьер в переводе с французского – внутренний).

Интерьер – это внутреннее пространство здания или помещения в здании; обстановка внутри помещения. Соответствие интерьера квартиры характеру человека: его привычкам, мировоззрению, темпераменту – основное условие для разработки стиля.

Главное – в дизайне интерьера должна прослеживаться общая линия и отдельные элементы должны гармонично и естественно сочетаться между собой.

Сегодня на уроке мы с узнаем как правильно подобрать цвет в жилом помещении, как правильно выбрать обои  и подобрать занавеси для окон, познакомимся с интерьером русской избы, с профессией дизайнера и сами попробуем себя в роли дизайнера.

Итак, тема сегодняшнего урока: «Интерьер жилого дома. Оформление интерьера». (Запись в тетрадь). А что нужно, чтобы урок прошёл плодотворно? (Не отвлекаться, внимательно слушать учителя, не забывать следить за осанкой).

Каков дом - таково и в нём! Так гласит народная мудрость.

Но прежде чем мы с вами начнём оформлять современный интерьер, давайте заглянем в прошлое и узнаем, как же жили наши предки и какие особенности жилья были раньше.

 Компьютерная презентация «Интерьер русской избы» (текстовое сопровождение к слайдам).

Слайд 3

Деревянная изба издавна была самым распространённым жилищем русского крестьянина.  По конструкции изба представляет собой квадратный или прямоугольный сруб. Стены состоят из горизонтальных или бревенчатых венцов. Если изба была двухэтажная, то второй этаж называли            « поветью» в хозяйственных постройках и «горницей» в жилом помещении. Помещение же над вторым этажом, где обычно находилась девичья, называлась теремом.

 Русская изба проста и лаконична, а живописная симметрия построек несёт в себе настоящий русский уют и гостеприимство. Главным инструментом при постройке всех русских деревянных сооружений был топор. Отсюда говорят не построить, а срубить дом.

Слайд 4

Составными частями русской избы были: клеть, сени, подклеть, чулан и горница.

  Давайте теперь перенесёмся во внутрь избы, поднимемся на резное крыльцо. Пройдя через сени, мы попадём в мир домашней жизни.

Слайд 5

Воздух в избе особенный, пряный, наполненный ароматами сухих трав, еловой хвои, печёного хлеба.

Как вы думаете, что самое важное в избе? (печь)

Она была главным оберегом всей семьи, семейным очагом  Печь кормила, спасала от холодов, избавляла от хвори. А сколько сказок было рассказано детям на печи. Недаром говорится: «Печь краса, в доме чудеса»

Печь располагалась справа или слева возле двери. Около печи ставили жбан с водой, вёдра, вешали полотенце, которое вышивалось вручную.

 Печной угол считался грязным местом в отличие от остального чистого пространства избы. Поэтому крестьяне всегда стремились отделить его от остального помещения занавесом из пёстрого ситца, цветной домотканины или деревянной переборкой.

 Закрытый перегородкой печной угол образовывал маленькую комнатку, имевшую название «чулан» или «прилуб». Он являлся исключительно женским пространством в избе. Здесь женщины готовили пищу, отдыхали после работы. Во время праздников, когда в дом приезжало много гостей, у печи ставили второй стол для женщин, где они пировали отдельно от мужчин, сидевшим за столом в красном углу. Мужчины даже своей семьи не могли зайти без особой надобности в женскую половину. Появление там постороннего мужчины считалось там вообще недопустимым. Всё здесь кроме печи деревянное: потолок, гладко обтёсанные стены, пристроенные к ним лавки, полати, нехитрая домашняя утварь.

Слайд 6

   Ещё одним важным атрибутом в семье был красный угол. Он располагался по диагонали от печи. Красный угол хорошо освещён, так как обе составляющие его стены имели окна. Основным украшением красного угла является божница с иконами и лампадкой, поэтому его называют ещё святым. Как правило. В красном углу кроме божницы находился стол. Он всегда был местом, где происходило единение людей. Человек, которого приглашали отобедать за хозяйским столом, воспринимался  как «свой». Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу. Здесь за столом проходили как будничные трапезы, так и праздничные застолья, происходило действие многих календарных обрядов. В свадебном обряде «сватание невесты», выкуп её у подружек и брата совершались в красном углу; из красного угла отчего дома её увозили на венчание в церковь, привозили в дом жениха и вели тоже в красный угол.

  На полки возле красного угла ставили самую красивую домашнюю утварь. В будние дни изба выглядела достаточно скромно. В ней не было ничего лишнего: стол стоял без скатерти, стены без украшений. В печном углу и на полках была расставлена будничная утварь. В праздничный день изба преображалась: стол выдвигался на середину, накрывался скатертью, на полки выставлялась праздничная утварь.

  В интерьере избы всё расположено на своих местах, нет ничего лишнего: стол, лавки, полки, сундуки.  Обязательно висела колыбель: большая, широкая- на вырост.

Слайд 7

Особенностью горницы было то, что она всегда была готова к приёму гостей. Находилась она на втором этаже. Интерьер горницы отличался присутствием голландки вместо русской печи или вообще отсутствием печи.

 Обратите внимание на цвет в помещении. В качестве цветовой гаммы и использовалась золотисто -охристая, с добавлением красного и белого цветов. Мебель, стены, посуду, окрашенные в золотисто-охристые тона, успешно дополняли белые полотенца. Красные цветы и одежда,  а также красивая роспись.

Слайд 8

Под окнами избы делались лавки, которые не принадлежали мебели, а составляли часть пристройки здания и были прикреплены к стенам неподвижно. Под лавками хранили различные предметы, которые в случае необходимости легко было достать: топоры, инструменты, обувь и т.д.  Место на лавке считалось более престижным, чем на скамье; гость мог судить об отношении к нему хозяев, смотря по тому куда его усаживали -на лавку или на скамью. Каждая лавка имела своё назначение. В избах также встречались переносные лавки. Стулья стали появляться несколько позже- в 19 в. Их украшением была деревянная бахрома и узорчатая спинка. Часто стулья были украшены в два цвета6 голубой и малиновый.

Слайд 9

Следующим необходимым элементом в избе были полки, которые располагались горизонтально по периметру избы. Крепились они наглухо. Вислые полки примыкали к стене по всей длине, полки «воронцы» опирались только концами. Навесной настил «полати» крепили над входной дверью. Полки выполняли ряд функций: на них не только стояла домашняя утварь, но они ещё защищали дом от спускающегося вниз дыма. Так как избы были почти все «курные», то есть отапливались « по-чёрному», то внутри до высоты человеческого роста стены были белые, специально вылощенные, а выше -чёрные от постоянного дыма. На дымовой границе вдоль стен, обычно, располагались длинные деревянные полки «воронцы», препятствующие проникновению дыма в нижнюю часть помещения.  С  течением времени в избах стали появляться шкафы. Они имели различные виды и размеры. На них наносилась сквозная резьба для проветривания продуктов.

Слайд 10

Сундуки –обязательная принадлежность избы. В них хранили одежду, холсты и другую домашнюю утварь. Сундуки делали большие длиной до двух метров и маленькие: 50-60 см (укладки). Сундуки были и элементов декоративного убранства. Их украшали металлическими деталями с орнаментом, затейливо украшали ручки, размещённые с боков. Иногда сундуки обивали звериной шкурой. Замки делали со звоном.

Итак,  мы с вами увидели, что интерьер русской избы, отличался простотой, нет никаких лишних деталей, всё на своих места. Мебель русского крестьянского жилища характеризуется неподвижностью (лавки, полки, кровати и т.д.)

А вы знаете, что за портрет человека у меня в руках? (Л.Н.Толстой).

А какие произведения он написал?

А вы знаете, что он наш земляк. Его дом был в «Ясной поляне», которая находиться в Тульской области. Был ли кто в тех местах?

А вам интересно посмотреть на дом-имение Л.Н.Толстого?

Компьютерная презентация «Интерьер дома Л.Н. Толстого»

Упражнения в игровой форме.

Об истории поговорили, теперь вернёмся к современности.

Как вы понимаете словосочетание «отделка квартиры» (это отделка стен, пола, потолка и т.д. ).

Скажите, цвет играет какую-то роль в интерьере? (он имеет свойство психологически воздействовать на человека). Вот об цветовой отделке стен мы поговорим подробнее, так как от цвета стен зависит общий характер интерьера как фона для мебели и предметов убранства.

Слайд 18 «Цветовой круг»

Различают тёплые и холодные цвета и их оттенки: активные (яркие) и пассивные (спокойные). Тёплые ассоциируются с солнцем, пламенем, раскалённым металлом: жёлтый. Жёлто-оранжевый, оранжевый, оранжево-красный - поднимают настроение, весёлые радостные цвета. Цвета этой гаммы лучше использовать в тех комнатах. Где проводят активную часть своего времени и где окна выходят на тёмную северную сторону. Помещение тогда кажется солнечнее, приветливее.

  Холодные цвета ассоциируются со льдом, водой, небом. Группа пассивных цветов: зелёный, зелёно-жёлтый – спокойные. Ненавязчивые. Они хороши для комнат отдыха и хорошо освещённых помещений. Наиболее  благоприятно на нервную систему человека воздействуют жёлтые, жёлто-зелёные, зелёно-голубые, серебристо-серые цвета. Они могут составить основу палитры интерьера. Тёплые цвета зрительно уменьшают пространство. А холодные увеличивают.

Красный, фиолетовый, синий цвета утомляют зрение. Их применение должно быть сдержанным и осторожным. В основном для небольших плоскостей и отдельных предметов. А также для помещений, где пребывание человека не является длительным.

  Так назначение прихожей - встречать и приветствовать. Но нахождение в ней не является длительным, поэтому для неё подойдут тёплые оттенки цветов: красный. Жёлтый. Оранжевый и т.д.

Гостиные бывают разные по назначению: для отдыха, для активного времени провождения, для торжественных случаев.

  Назначение спальни: успокаивать и одновременно бодрить (голубой цвет в сочетании с красным в мягких  тонах -ржавый).

  Назначение кухни - функциональное -холодные оттенки: серый, голубовато - серый в сочетании с бодрящим цветом для придания аппетита).

Слайд 19

Запись в тетрадь!

 Выбор обоев - дело не простое. Здесь следует учитывать не только цвет, но и  рисунок. Рисунок  как и цвет может создавать зрительные иллюзии в помещении.  Так уменьшить длину и увеличить высоту подойдут обои с вертикальным рисунком и наоборот: увеличить длину и уменьшить высоту- обои с горизонтальным рисунком. Крупный рисунок делает комнату меньше. А мелкий зрительно увеличивает.

Важную роль в оформлении интерьера играют декоративные ткани.  Самый распространённый вид оформления оконных и дверных проёмов – это драпировка.

Для оформления окон служат:

Шторы – занавеси из не просвечивающейся ткани

Гардины – занавеси из прозрачной ткани

Портьеры – занавеси на двери

Жалюзи

Ламбрекен – верхнее украшение занавесей (прямые, со свисающими углами, с углом в центре и т. д.).

Показ слайдов с драпировкой.

Так как гостиные бывают разные по назначению, то и драпировка бывает разных оттенков. Принято, что занавеси подбираются под цвет стен или мягкой мебели.

В спальных комнатах уместны мягкие пастельные тона. Спокойная гамма цветов.

  В кухне уместны материалы с выразительным рисунком – в клетку, полоску, горошек, цветной орнамент, но не слишком яркие.

 

Сегодня на практической работе вы сами сможете побыть дизайнерами. Вам предстоит украсить интерьер занавесями в соответствии с цветовой гаммой стен. Каждому будет выдано задание. Для того, чтобы вы все хорошо справились с практическим заданием, мы повторим и закрепим всё, что узнали на уроке. Для этого я проведу опрос. А вы активно отвечайте.

- Какие вы знаете цвета и их оттенки?

- Какие цвета лучше использовать для светлых помещений? Для тёмных?

- Правила выбора цветов в зависимости от назначения помещения?

- Правила выбора обоев в зависимости от рисунка?

- Как с помощью цвета можно зрительно изменить пространство помещения?

Планирование работы:

  1. Каждому ученику раздаётся задание (ориентир на личностный потенциал ученика) и подготовленные расчерченные заранее альбомные листы.
  2. Подобрать в соответствии с заданием цвет стен и сделать эскиз занавесей в цвете. Использовать для работы таблицу «Гармонирующие цвета».
  3. Инструктаж в ходе практической работы.
  4. Дополнительные задания для сильных учеников.

Достигнуты ли цели урока? (учащиеся сами проговаривают цели урока).

 Анализ, оценка и самооценка выполненной работы.

Выставление оценок за урок.

Постановка целей самостоятельной работы для учащихся.

Придумать себе дизайнерскую задачу и решить её (на примере практической работы, п. 38)

  Если вам понравилась тема урока и вы хотите глубже изучить её, то можете сделать по этой теме реферат, презентацию  или творческий проект.

На примере домашнего задания учащиеся должны закрепить новый материал.

Урок окончен. Спасибо за урок.

Примерные задания для учащихся.

Выполнить эскиз занавесей для гостиной, окна которой выходят на солнечную сторону. Подобрать цвет и рисунок к обоям, чтобы зрительно увеличить помещение в высоту.

Выполнить эскиз занавесей для спальни, окна которой выходят на тёмную северную сторону. Подобрать цвет к стенам.

Выполнить эскиз занавесей для кухни, окна которой выходят на тёмную северную сторону. Подобрать цвет к стенам.

 Выполнить эскиз занавесей для гостиной, окна которой выходят на солнечную сторону. Подобрать цвет и рисунок к обоям, чтобы зрительно увеличить помещение.

Подобрать цвет и рисунок к обоям прихожей, чтобы зрительно увеличить её в длину.

Выполнить эскиз занавесей для кухни, окна которой выходят на светлую солнечную сторону. Подобрать цвет к стенам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка "Элементарный английский дома"

дополнительный занимательный материал по английскому языку для учащихся начальных классов и их родителей....

Разработка урока по теме: "Интерьер жилого дома"

Урок технологии в 5 классе. Тема: Интерьер жилого дома.                         ...

Разработка урока по теме: "Интерьер жилого дома. Игрушки из сена"

Разработка урока по теме: "Интерьер жилого дома. Игрушки из сена"...

Разработка урока технологии в 5 классе на тему "Интерьер жилого дома" ФГОС

Разработка урока технологии в 5 классе на тему "Интерьер жилого дома" ФГОС включает в себя технологическую карту урока, приложения и практическую работу...

Разработка урока по технологии в 8 классе на тему: "Интерьер жилого дома"

Данный конспект разработан для учащихся 8 класса. Рассчитан на 1 урок. Конспект разработан в соответсвии с требованиями ФГОС 2 поколения. В ходе работы на уроке учащиеся выполняют разноплановую работу...