Статья. Инструменты и приспособления на уроках технологии.
статья по технологии (5 класс)
Инструменты и приспособления на уроках технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Инструменты и приспособления на уроках технологии | 490.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Коробейникова Н.Г.
Учитель технологии
ГБОУ школа №707 Невского района
Санкт-Петербурга
Инструменты и приспособления на уроках технологии.
Первоначальное ознакомление школьников с инструментами и приспособлениями происходит на уроках труда в основном на первом году обучения. Однако эти сведения можно расширить и углубить на занятиях кружка, учитывая опыт детей. Целесообразно не только знакомить детей с различными инструментами и приспособлениями, но и сравнить между собой: ножницы с ножом, сантиметровую ленту с линейкой, рулеткой, ручные иглы с машинными. Углубляя эту работу, хорошо рассказать детям историю возникновения и применения человеком ножниц, игл и пр. Завершающим этапом может быть сравнение инструментов и приспособлений вручную с теми, которые переоборудованы на производстве в механические. Это очень важно для расширения кругозора учащихся.
Например, детям можно рассказать, что на швейных фабриках, в полиграфической промышленности существуют специальные машинные ножницы, которые отличаются размерами, мощностью, но принцип действия у них такой же, как у обычных ножниц.
Инструменты.
Ножницы (рис.1) – это основной инструмент для многих работ при шитье, вышивании и плетении. Ножницы бывают канцелярские (а)-для резания бумаги; портновские (б)-для раскроя различных тканей; маникюрные (в)-для обработки ногтей; парикмахерские (г)-для стрижки волос; медицинские (д)-для специальных работ и т.д.
Для шитья и других рукодельных работ наиболее подходят хозяйственные ножницы (длинной от 110 до 170 мм.). Лезвия ножниц должны быть хорошо отточены. Ими рекомендуется работать с бумагой, картоном, так как от этого они быстро затупятся. Для учащихся, у которых мускулатура рук еще недостаточно развита, надо подобрать ножницы с плавным, разработанным ходом и прочным соединением половинок.
Швейные ручные иглы выпускают от №1 до №12. В зависимости от номера изменяется длина и диаметр игл. Игла №1 имеет длину 35 мм, диаметр 0,6 мм; игла №12 имеет длину 70 мм, диаметр 1,8 мм. Иглы, имеющие четные номера, - короткие и толстые, иглы с нечетными номерами – тонкие и длинные (рис. 2а). Для вышивки и штопки выпускают специальные иглы, ушко и отверстие в ушке у которых значительно больше. Крупное отверстие в ушке позволяет вдевать нитки нужной толщины, что крайне необходимо при штопке и вышивании (рис. 2б).
При шитье, штопке, вышивании иглу подбирают в зависимости от ткани и толщины ниток. Бывают иглы канцелярские (рис. 2в), мешочные (рис. 2г).
Для первых работ дети используют иглы больших размеров. Их удобнее держать в руках, в них легче научиться вдевать нить. В дальнейшем иглы подбирают в соответствии с обрабатываемыми тканями и нитками (тонкие ткани шьют тонкими иглами и нитками), от чего зависит качество работы и ее внешний вид.
Наперсток необходим при прокалывании ткани иглой и прокалывании последней через материал. Он предохраняет пальцы от уколов ушком иглы. Надевают его обычно на средний палец руки. Наперстки бывают металлические и пластмассовые. Подбирают наперсток в зависимости от толщины пальца, чтобы он не был просторным и не давил на палец.
Сантиметровая лента может быть использована для снятия мерок при шитье фартучков, головных уборов, отмеривания тесьмы, ленты и др., измерения скроенных деталей, выкроек. Для составления простейших выкроек небольших размеров прямоугольной формы используют линейки и угольники, для разметки материала криволинейных форм при изготовлении мягкой игрушки и других изделий применяют шаблоны и изготовленные учителем выкройки.
Портновские булавки используют при разметке ткани (прикалывают выкройку к ткани), для складывания деталей перед сметыванием. Надо следить, чтобы дети обращались с булавками осторожно, хранили их в игольниках и пользовались ими только под наблюдением учителя. Применяя игольники, дети приучаются к аккуратности, а в работе достигают лучших результатов.
Швейный мел служит для нанесения линий на ткань по выкройкам и шаблонам. Используют так же небольшие заостренные кусочки высушенного мыла и карандаши.
Приспособления.
В работах по шитью, вышиванию и плетению применяют отдельные приспособления, которые чаще всего бывают самодельными, а поэтому имеют много разновидностей.
Моталки. На занятия кружка нет необходимости приносить катушки, мотки и клубки со швейными и другими нитками. Лучше наматывать нитки на самодельные картонные плоские моталки. Они удобны и не занимают много места в коробках для шитья и рукоделия, в папке-готовальне. Моталки бывают различной формы (рис. 3)
Для шитья и плетения используют приспособление, называемое «станочком». Это мешочек из плотной ткани, наполненный песком, опилами, ватой. Для удобства в работе-при вязании, плетении, шитье- к нему булавкой прикрепляют изделие.
Хранение инструментов. Детей необходимо приучать к бережному обращению с материалами, инструментами и приспособлениями, соблюдая правила техники безопасности. Это воспитывает аккуратность, способствует формированию навыков культуры труда. Необходимо следить, чтобы дети не брали в рот нитки и ткань., а особенно колющие инструменты. Бережливость дает возможность дольше пользоваться инструментами: многие инструменты (ножницы, иголки, булавки) ржавеют и становятся тупыми, если с ними небрежно обращаться.
Ножницы лучше всего хранить в специальных футлярах из клеенки, плотной ткани или бумаги. Иголки и булавки следует держать в игольницах-книжечках или подушечках.
Для хранения материалов, инструментов и приспособлений можно сделать специальную папку-готовальню (рис.4)
Для этого берут обыкновенную канцелярскую папку с клапанами. Сначала на внутренней стороне задней крышки раскладывают все необходимые инструменты и приспособления и находят наиболее удобное место для каждого предмета. Затем около каждого предмета делают прорези, продевают через них резинку, немного натягивают, чтобы она плотно прилегала к папке, и сшивают ее концы с обратной стороны папки. Резинка хорошо удерживает инструменты и приспособления (ножницы, линейку, игольник, картонные моталки для ниток, карандаш и др.). На внутренней стороне передней крышки папки наклеивают два бумажных конверта для хранения ткани, бумаги для выкроек, готовых выкроек и изделий. Можно сделать и другие варианты папок.
Необходимо с первых занятий приучать детей к соблюдению правил техники безопасности во время работы. Дети должны всегда помнить, что инструментами надо пользоваться осторожно и аккуратно. Опасно в процессе работы вкалывать иглу и булавки в одежду или оставлять их на рабочем месте. Необходимо, чтобы игла всегда была с ниткой: в случае потери ее так легче найти.
Никогда не следует откусывать нитку: это портит зубы. Для отделения нитки нужной длины надо использовать только ножницы.
Нужно соблюдать осторожность при передаче ножниц, игл и булавок другому лицу. Следует всегда помнить, что ножницы передают той стороной, где находятся кольца, иглу и булавки- -тупым концом (ушком или головкой).
При обучении детей работе со швейными инструментами и приспособлениями важно учитывать не только практическую, но и воспитательную сторону этого вопроса. Правильное использование инструментов и приспособлений формирует у учащихся бережливость, аккуратность, приучает их соблюдать порядок на рабочем месте. Эти качества нужны не только для уроков технологии. Они важны в повседневной жизни, в будущей трудовой деятельности подрастающего поколения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Формирование ситуации успеха на уроках технологии"
Если помочь человеку однажды достичь положительного результата, то тем самым можно мотивировать его на будущую деятельность. Ситуация — это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех -...
статья "Проектный метод обучения на уроках технологии"
Метод проектов - один из педагогических инструментов, позволяющий учителю решать определенные образовательные задачи...
статья "Проектный метод обучения на уроках технологии"
Метод проектов - один из педагогических инструментов, позволяющий учителю решать определенные образовательные задачи...
Статья «Формы контроля знаний на уроках технологии»
Статья предназначена для контроля знаний учащихся (девочек) 7 класса. В статье предлагаются тестовые задания для проведения вводного, полугодового и иготового (промежуточного) контроля знаний....
Статья " Работа в группе на уроке технологии"
В данной статье описаны виды групповой работы с проецированием их на урок технологии....
Статья "Карта понятий - как инструмент внутриклассного оценивания на уроках технологии»
В данной статье рассматривается одна из техник внутриклассного оценивания "карта понятий" и применение данной техники на уроке технологии в 8 классе....