Способы и правила выпиливание ручным лобзиком деревянных изделий.
статья по технологии (5, 6 класс)
Художественное выпиливание лобзиком по дереву - это один из самых распространенных типов декоративно-прикладного искусства, которое сегодня доступно практически всем. Выпиливающий мастер создает замечательные рисунки и узоры на дереве, изготовляет художественное оформление любого изделия, которое украшает наш с вами быт.
Художественное выпиливание лобзиком по дереву развивает требовательно и концентрацию, аккуратность, точность в работе, усидчивость, изобретательность и трудолюбие. Более того, оно прививает трудовые навыки обращения со многими инструментами. При помощи выпиливания можно создать самые разнообразные полезные и ажурные вещи: полочки, рамочки, ларцы, шкатулки, абажуры, чернильные приборы, вазочки для карандашей и т.п. Кроме того с помощью разнообразных деталей из дерева можно украсить мебель в виде филенчатых вставок в дверки шкафов, накладок, буфетов, тумбочек.
В сборнике практических материалов «Выпиливание ручным лобзиком» показаны основы подбора материалов и инструментов, создание и перенесение эскиза на заготовку, техника безопасности и технология работы с ручным лобзиком. Материал предназначен для педагогов образовательных учреждений занимающиеся художественной обработкой древесины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
работа лобзиком | 741.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
Средняя общеобразовательная школа №588
Колпинского района Санкт-Петербурга
Способы и правила выпиливание ручным лобзиком деревянных изделий.
Сборник практических материалов.
Составитель: Никуленков К.В.
Учитель Технологии
Санкт-Петербург, 2022г.
Содержание
Пояснительная записка
2
Листовые древесные материалы: шпон, фанера,
деревоволокнистые плиты (двп).
4
Технологический процесс резания фанеры и ДВП
8
Ручной лобзик. Устройство, принцип работы.
10
Правила безопасного труда
и санитарно-гигиенические требования.
12
Перенос рисунка на заготовку.
13
Технология выпиливания ручным лобзиком
15
Пояснительная записка
Художественное выпиливание лобзиком по дереву - это один из самых распространенных типов декоративно-прикладного искусства, которое сегодня доступно практически всем. Выпиливающий мастер создает замечательные рисунки и узоры на дереве, изготовляет художественное оформление любого изделия, которое украшает наш с вами быт.
Художественное выпиливание лобзиком по дереву развивает требовательно и концентрацию, аккуратность, точность в работе, усидчивость, изобретательность и трудолюбие. Более того, оно прививает трудовые навыки обращения со многими инструментами. При помощи выпиливания можно создать самые разнообразные полезные и ажурные вещи: полочки, рамочки, ларцы, шкатулки, абажуры, чернильные приборы, вазочки для карандашей и т.п. Кроме того с помощью разнообразных деталей из дерева можно украсить мебель в виде филенчатых вставок в дверки шкафов, накладок, буфетов, тумбочек.
В сборнике практических материалов «Выпиливание ручным лобзиком» показаны основы подбора материалов и инструментов, создание и перенесение эскиза на заготовку, техника безопасности и технология работы с ручным лобзиком. Материал предназначен для педагогов образовательных учреждений занимающиеся художественной обработкой древесины.
Листовые древесные материалы: шпон, фанера,
деревоволокнистые плиты (двп).
Много изделий, которыми пользуется человек, изготавливают из листовых древесных материалов. К таким материалам принадлежат шпон, фанера, деревоволокнистые плиты (сокращенно ДВП).
Шпон – это тонкие листы древесины, которые используют для изготовления клеенной фанеры и отделки изделий.
Различают строганый и лущеный шпон. Строганый шпон получают строганием древесины, а лущеный – способом срезания ножом с вращающейся колоды (рис. 1).
Рис. 1. Схема получения шпона |
Для изготовления шпона отбирают древесину высшего сорта: без трещин, повреждений насекомыми, поражения болезнями и других изъянов (рис. 2).
Рис. 2. Шпон из ценных пород древесины |
Шпон из ценных пород древесины (красное дерево, орех, бук) отличается красивой текстурой, имеющей особенно привлекательный вид после ее покрытия лаком Эта древесина имеет четко выраженный рисунок текстуры со всеми ее деталями.
Используют такой шпон преимущественно для отделки ценных изделий и изготовления сувениров (рис. 3)
Рис. 3. Использование шпона из ценных пород древесины: сверху – отделка ценных изделий; снизу – изготовление сувениров |
Шпон из древесины тополя, березы, ольхи и других пород деревьев, которые быстро растут по сравнению с такими, как дуб, бук, орех, и имеют невысокую стоимость, используют для изготовления фанеры. Для этого непарное количество листов шпона смазывают клеем и накладывают один лист на другой таким образом, чтобы направление размещения волокон на листах, расположенных рядом, было взаимно перпендикулярным (рис. 4) |
Рис. 4. Схема образования трехслойной фанеры: а – направления размещения листов шпона; б – уплотнение листов шпона |
Для качественного склеивания образованные таким способом листы зажимают под прессом и поддают тепловой обработке. Тепловая обработка ускоряет процесс склеивания. Потом фанерные листы обрезают по необходимым размерам на специальных станках. Подготовленные по такой технологии фанерные листы пригодны к использованию.
По количеству слоев различают трехслойную, пятислойную и многослойную фанеру.
Для отделки стен зданий, изготовления мебели и других изделий предприятия выпускают фанеру специального назначения. Ее оклеивают (облицовывают) строганым шпоном с красивой текстурой и лакируют прозрачным лаком.
Кроме того, фанерные листы покрывают специальными влагозащитными декоративными пленками. Такие листы называются ламинированными. Из них производят плиты для выстилания полов, изготовления мебели, декоративной отделки конструктивных элементов зданий и т.п. (Рис. 5).
Рис. 5. Многослойная фанера (слева) Ламинированная фанера (справа) |
При обработке древесины образуются отходы в виде обрезков, опилок, стружки, веток. Их используют для изготовления деревоволокнистих плит. Для этого отходы измельчают на специальных машинах до образования однородных расщепленных мелких частиц древесных волокон (рис. 6). Материал с сайта
Рис. 6. Измельчение отходов древесины |
Образованную массу пропитывают клеевым раствором и методом горячего прессования изготавливают ДВП (рис. 7).
Рис. 7. Производство деревоволокнистых плит |
Деревоволокнистые плиты имеют одинаковое строение во всех направлениях. Они гибкие, долговечные, легко обрабатываются режущим инструментом. Для придания эстетичного вида, защиты от неблагоприятных климатических воздействий, обеспечения надежности при использовании ДВП, как и фанеру, лакируют, красят, покрывают влагозащитными декоративными пленками, ламинируют и т.п.
Чаще всего деревоволокнистые плиты применяют в мебельной промышленности в качестве заменителя фанеры, в строительстве - как облицовочный материал.
Технологический процесс резания фанеры и ДВП
Деловую древесину обрабатывают с помощью разнообразных режущих инструментов: ножей, пил, стамесок, долот и т.п. Все эти инструменты имеют важную особенность: их режущие части – резцы – изготавливают в форме клина (рис. 8).
Под действием приложенной к инструменту силы резец углубляется в древесину, отделяя при этом от заготовки частицы материала. Этот процесс называют резанием (рис. 9).
Рис. 8. Действие клина |
Рис. 9. Резание со снятием слоя материала |
Различают два вида резания: без снятия слоя материала и со снятием. Самый распространенный – второй вид. В результате углубления узенького клина (резца) в древесину от нее отделяются мелкие частицы материала в виде опилок. Этот процесс называют пилением. Осуществляют пиление многорезцовыми режущими инструментами – пилами. В зависимости от назначения пилы имеют разную конструкцию (рис. 10).
Рис. 10. Виды столярных пил: а – поперечная двуручная; б – ножовка широкая; в – ножовка узкая; г – пила с обушком; д – наградка; е – лучковая; ж – лобзик |
Основной частью любой пилы является металлическая лента с нарезанными на ней с одной стороны зубцами (рис. 11).
Рис. 11. Строение ножовки: а – ручка; б – зажимные винты; в – металлическое полотно |
Каждый зубец имеет форму клина. Между зубцами есть промежутки, которые называют пазухами. При пилении в пазухах скапливаются опилки, а при выходе зубцов из материала они высыпаются наружу.
Начало пиления называют запилом, а место резания, которое образовалось в материале, – пропилом. Чтобы пиление было качественным, зубцы пилы должны быть хорошо заостренными.
Ручной лобзик. Устройство, принцип работы.
В школьных мастерских ты начнешь изготавливать изделия, используя лобзик. По конструкции лобзики бывают разных видов (рис. 12).
Рис. 12. Конструкции лобзиков |
Чаще всего используют лобзик, который имеет натяжную металлическую рамку с ручкой и двумя зажимами с баранчиковыми гайками на концах рамки для крепления пилочки (рис. 13).
Рис. 13. Строение лобзика |
Пилочка для лобзика представляет собой узкую стальную полоску с зубчиками, направленными в одну сторону. Пилочки различаются по ширине полотна и насечке зубчиков (рис. 14).
Рис. 14. Виды пилочек для ручного лобзика |
Для работы с толстой фанерой и древесиной используют широкое полотно с крупными зубчиками, а для пиления тонкой фанеры – узенькое полотно с мелкими зубчиками. Чем мельче зубчики, тем дольше процесс пиления, но в то же время тем лучше качество полученной поверхности.
Чтобы подготовить лобзик к работе, пилочку закрепляют в нижнем зажиме так, чтобы зубчики были направлены в сторону ручки (рис. 15, а).
Рис. 15. Крепление пилочки в рамке: а – правильное; б – неправильное |
После этого натяжную рамку сжимают с помощью специального приспособления и закрепляют второй конец пилочки в верхнем зажиме (рис. 16).
Рис. 16. Приспособление для стягивания рамки лобзика |
Если отпустить сжатые концы рамки, она займет свое предыдущее положение, которое приведет к натяжению пилочки.
Правила безопасного труда
и санитарно-гигиенические требования.
Работая лобзиком, необходимо соблюдать следующие правила безопасного труда и санитарно-гигиенические требования.
1. Работать в халате или переднике с нарукавниками и в берете или косынке.
2. На рабочем месте должны находиться только те инструменты и предметы, которые непосредственно необходимы для выполнения практического задания.
3. Пользоваться следует лишь исправным, хорошо настроенным инструментом.
4. Инструменты и приспособления следует располагать на верстаке таким образом, чтобы они не выступали за пределы верстака и не падали наземь.
5. Столик для выпиливания должен быть надежно закреплен.
6. В процессе работы следует сидеть прямо (рис. 17).
Рис. 17. Положение туловища при выпиливании |
7. Пилочку лобзика следует держать перпендикулярно к заготовке.
8. Пилить нужно равномерно, выполняя движения вверх-вниз, не нажимая сильно на пилочку, чтобы она не сломалась.
9. Пальцы рук нельзя размещать близко и напротив движения пилочки.
10. Через каждые 10...12 мин надо делать перерыв.
11. Работая инструментом, нельзя отвлекаться и мешать работать другим.
12. Запрещается сдувать опилки, образовавшиеся в результате пиления. Убирать их необходимо щеткой-сметалкой.
13. Колющие и режущие инструменты передают острыми частями «к себе», а принимают – «от себя».
14. По завершении работы инструменты нужно разместить в отведенном месте, а рабочее место убрать.
Перенос рисунка на заготовку.
Прежде чем перевести подготовленный рисунок на фанеру, необходимо ее поверхность обработать слегка шкуркой, (рис. 18) после чего материал покрывают бумагой-копиркой, на которую накладывают желанный рисунок Все это скрепляют канцелярскими кнопками. Потом рисунок обводят по всему контору с помощью карандаша либо же заостренной палочкой. (Рис. 19). Остро наточенный или твердый карандаш во время копирования рисунка не стоит применять, т.к. при этом может испортиться переводимый рисунок, особенно если использовать копирку несколько раз.
Рис. 18.
Рис. 19.
После перевода рисунка на подготовленную фанеру, можно визуально сверить две картинки. Если вы заметили какие-либо неточности или пропуски исправьте их. В случаях, когда вам нужно переводить рисунок с более тяжелым узором, лучше всего обведенные контуры рисунка отмечать карандашом. По окончании копирования все пометки нужно стереть обыкновенной стиральной резинкой.
Не всегда бывает так, что приходится рисунки переводить для выпиливания в их натуральную величину. Именно поэтому нужно уметь самостоятельно увеличивать рисунки до нужно размера. Как правило, увеличение рисунков производится при помощи эпидиаскопа, фотоаппарата, сканера, ксерокса либо же с помощью квадратов. Увеличение с помощь квадратов делится следующим образом: рисунок, который нужно увеличить, покрывается специальной сеткой, которая состоит из отдельных и одинаковых квадратов (рис. 20)
Рис. 20.
После этого на чистый бумажный лист наносится точно такая же сеточка, однако с более крупными квадратиками, после чего наш увеличиваемый рисунок переносят на квадраты чистого листа. То есть, таким образом, получится увеличенная картинка. Чтобы не допускать каких либо ошибок во время увеличения и копирования, левый и верхний край квадратов (чистого листа и рисунка) соответственно обозначают буквами или нумеруют. При выпиливании лобзиком крепят специальный выпиловочный стол в заднем зажиме рабочего верстака. Заготовку укладывают на столике и придерживают правой рукой, а левой выпиливают.
Технология выпиливания ручным лобзиком
На начальном этапе ты будешь изготавливать изделия из фанеры. Лучше использовать для этого фанеру из березы. Она имеет однородную светлую поверхность, на которой легко размечать детали карандашом или переносить очертания будущей детали с помощью копировальной бумаги.
При выборе заготовки для изготовления изделия стоит обратить внимание на неровности фанеры, скрытые полости в местах некачественного склеивания слоев шпона, расслоение покромок, а также на сколы на покромках фанеры (рис. 21).
Рис. 21. Дефекты фанеры: 1 – неровности; 2 – полость; 3 – расслоение; 4 – сколы |
Эти и другие дефекты приводят к некачественному изготовлению изделия, образованию большого количества отходов и расходованию лишнего времени на работу.
Фанерную заготовку с нанесенным на нее рисунком (разметкой) кладут на столик для выпиливания и придерживают левой рукой. Столик для выпиливания - это специальная подставка, которая крепится к столу или крышке верстака для удобства выпиливания лобзиком. Он может крепиться к крышке с помощью струбцины или шурупами. Если к столику прикрепить продольную пластину, то его крепление можно осуществить в зажимах верстака (рис. 22). |
Рис. 22. Способы крепления столика для выпиливания: а – струбциной; б – шурупами; в – в зажимах |
Лобзик берут за ручку правой рукой и, приставив к заготовке пилочку, начинают выпиливать (рис. 23).
Рис. 23. Прием работы лобзиком |
При выпиливании следят, чтобы пилочка двигалась равномерно и перпендикулярно к плоскости заготовки со скоростью приблизительно 60...80 двойных движений в минуту. Пилить лобзиком необходимо медленно и равномерно. При выпиливании углов (особенно острых) удобнее пилить в двух направлениях.
Внутренние углы выпиливают вдоль стороны угла к его вершине (рис. 24, а), а внешние – вдоль стороны угла от его вершины (рис. 24, б).
Рис. 24. Выпиливание острых углов: а – внутренних, б – внешних |
В этом случае не нужно изменять направление пиления, а угол будет выпилен достаточно четко.
Внешние контуры следует выпиливать с внешней стороны от линии разметки, а внутренние – с внутренней. Это значит, что линия разметки должна оставаться на заготовке для ориентации при дальнейшей обработке (рис. 25).
Рис. 25. Выпиливание: а – по внутреннему контуру; б – по внешнему контуру |
Зазор между линией разметки и пропилом не должен превышать 0,5 мм. Линии разметки после выпиливания будут служить границами обработки детали напильником.
При наличии в заготовке внешних и внутренних контуров в первую очередь выпиливают внутренние контуры.
При выпиливании в заготовке внутренних контуров в ней необходимо сделать отверстия для установления в них пилочки. Их делают вблизи линии разметки, но так, чтобы не повредить ее. Отверстия можно просверлить или сделать с помощью шила. В обоих случаях под заготовку следует подложить кусок ненужной древесины или фанеры, чтобы предотвратить возможное скалывание нижних слоев древесины.
Для работы лучше использовать шило с трехгранным затачиванием. Отверстие делают почти сквозным до тех пор, пока на обратной стороне не появится след от инструмента. Заготовку переворачивают и продолжают сверлить отверстие с противоположной стороны: такая последовательность уменьшает риск раскалывания шпона с нижней стороны заготовки при изготовлении отверстия. После этого рамку лобзика следует сжать в специальном приспособлении и открутить гайку верхнего зажима.
Освобожденный конец пилки вставляют в изготовленное отверстие и опять закрепляют в верхнем зажиме. Сняв зажимное устройство, заготовку вместе с лобзиком осторожно кладут на столик для выпиливания и начинают работать.
Мелкие работы осуществляют в круглом отверстии столика (рис. 26, а), а выпиливание больших и средних контуров выполняют в вырезе столика (рис. 26, б).
При пилении на изгибах контура фанеру медленно поворачивают, не прекращая движения пилки в пропиле. Когда движение пилки приобретет нужное направление, можно пилить дальше вдоль линии разметки.
Рис. 26. Способы выпиливания: а – в круглом отверстии; б – в вырезе столика |
Большие по объему работы производят электрическими стационарными лобзиками (рис. 27).
Рис. 27. Электрический лобзик: 1 – электрический двигатель; 2 – распилочный столик; 3 – пилочка; 4 – винты крепления пилочки; 5 – корпус лобзика |
Используют для выпиливания также ручные электрические лобзики (рис. 28).
Рис. 28. Ручные электрические лобзики |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выпиливание ручным лобзиком
Выпиливание из фанеры и тонкой древесины различных декоративных орнаментов, разделочных досточек, рамочек и т.д....
Мастер-класс по теме "Выпиливание ручным лобзиком. Символ города Иркутска."
Проведени мастер класса....
Урок по теме: "Выпиливание ручным лобзиком"
выпиливание ручным лобзиком...
Разработка урока с презентацией "Выпиливание ручным лобзиком по внутреннему контуру"
Разработка урока для учащихся 6-го класса...
«Выпиливание ручным лобзиком»
Тема урока: Выпиливание ручным лобзиком.Цели урока:-ознакомить обучающихся с инструментами для выпиливания изделий из фанеры или тонкой древесины, приспособлением «ласточкин хвост», послед...
Урок столярного дела: «Выпиливание ручным лобзиком»
Цель урока: обучение учащихся выпиливанию ручным лобзиком Задачи урока: 1. Обучающая- закрепить теоретических знаний и практических умений при обработке древесины ручным инструментом....
«ВЫПИЛИВАНИЕ РУЧНЫМ ЛОБЗИКОМ»
План-конспект занятия в студии (кружке). Раздел: Художественная обработка древесины. Тема: Выпиливание ручным лобзиком....