План-конспект открытого урока по профильному труду (столярное дело) 5 класс. «Составные части ствола»
план-конспект урока по технологии (5 класс)
Научить учащихся разбираться в составных частях ствола.
Коррекция двигательной сферы (моторика, двигательная сноровка, стимулирование двуручной деятельности).
Стимулирование сенсорного развития (глазомер, величина, форма, цвет, ориентировка в пространстве).
Развитие трудолюбия, аккуратности, осторожности, толерантности, взаимопомощи, умения работать в паре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_konspekt_uroka_stroedie_drevesiny_0.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное образовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа №10 г. Белореченска
(ГКОУ школа №10 г. Белореченска)
План-конспект открытого урока
по профильному труду (столярное дело)
5 класс.
«Составные части ствола»
Выполнил:
учитель профильного труда
Данильченко И.Н.
г. Белореченск
2022 год
Тема урока: «Составные части ствола».
Цели урока:
обучающие:
- научить учащихся разбираться в составных частях ствола,
коррекционная:
- коррекция двигательной сферы (моторика, двигательная сноровка, стимулирование двуручной деятельности)
развивающая:
- стимулирование сенсорного развития (глазомер, величина, форма, цвет, ориентировка в пространстве)
воспитательная:
- трудолюбие, аккуратность, осторожность, толерантность, взаимопомощь, умение работать в паре.
Инструменты и оборудование:
- Мультимедийная аппаратура
Наглядные пособия:
- Методическая литература.
- Образец поперечного разреза ствола
Тип урока: Комбинированный.
Формы обучения: Фронтальные, групповые, индивидуальные.
Методы обучения: Информационно – сообщающий, объяснительный.
План урока
- Организационный момент.
- Проверка Домашнего задания (физминутка).
- Объяснение новой темы (физминутка).
- Анализ работы учащихся, подведение итогов.
ХОД УРОКА
- Организационный момент
Проверка готовности учащихся к уроку (наличие тетради, ручки и карандаша), организация рабочих мест, создание рабочего настроя.
- Проверка домашнего задания:
- Расскажите об основных разрезах ствола дерева.
Различают торцевой разрез, перпендикулярный продольной оси ствола, радиальный разрез, перпендикулярный торцевому разрезу и проходящий через сердцевину ствола; тангентальный разрез, проходящий по касательной к годовым слоям на некотором расстоянии от сердцевины.
ФИЗМИНУТКА
Одолела вас дремота,
Шевельнуться не охота?
Ну – ка делайте со мною
Упражнение такое:
Вверх, вниз потянись,
Окончательно проснись.
Руки вытянуть пошире.
Раз, два, три, четыре.
Наклониться – три, четыре –
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку.
Все мы делаем зарядку.
- Объяснение нового материала
Поперечный разрез ствола и его составные части
Рис. 1
Строение и свойства, древесины неодинаковы по различным разрезам. На поперечном разрезе ствола различают кору, ее пробковый и лубяной слои, камбий; видна древесина, ее заболонь и ядро, где различны годовые слои, сердцевинные лучи и сердцевина (рис. 1).
Сердцевина расположена в центре ствола дерева по всей его длине. Она имеет рыхлое строение, непрочна и подвержена быстрому загниванию. У хвойных пород диаметр сердцевины равен 3...4 см, а у лиственных несколько больше. Ежегодно прирост древесины происходит на одно годовое кольцо, образуемое камбием под корой.
При росте дерева древесина сердцевины разрушается, поэтому диаметр ее по направлению к кроне по степенно увеличивается. У некоторых пород, например сосны, лиственницы, дуба, ясеня и кедра, часть древесины, расположенная ближе к сердцевине, имеет более темную окраску и пониженную влажность. Эту наиболее ценную часть древесины называют ядром, а остальную часть, расположенную в сторону коры, заболонью. Существуют породы, у которых отсутствует ядро, у них одинаковый цвет древесины по всему сечению.
Древесина ядра отличается прочностью, плотностью и твердостью, а также большой сопротивляемостью к загниванию, чём заболонь, которая состоит из молодых клеток, отличающихся меньшей плотностью древесины.
Сокодвижение - перемещение воды с растворенными в ней питательными веществами - происходит по заболони. Толщина заболони зависит от породы дерева, его возраста и условий роста. Рост ядра с отмиранием клеток заболони превращается в древесину ядра.
У березы, бука, клена, осины и ольхи центр ствола имеет темную окраску, свидетельствующую о начальной стадии загнивания. Эту часть ствола называют ложным ядром.
Между заболонью и корой располагается тонкий слой живых клеток - камбий. В вегетационный период деление камбиальных клеток образует новые клетки древесины и коры. При этом дерево растет как в толщину, так и в длину. Кора состоит из наружного пробкового слоя и внутреннего лубяного.
Наружный слой защищает дерево от атмосферных влияний и механических повреждений, внутренний передает вниз по стволу органические питательные вещества, выработанные в листьях кроны.
У большинства хвойных пород в поперечном разрезе ствола различны годовые слои в виде концентрических, окружностей. Ежегодно при нормальном росте образуется один годовой слой. Его толщина (в направлении радиуса) у разных древесных пород различна. Ранняя древесина годового слоя сердцевины отличается от поздней древесины, находящейся ближе к коре. Это объясняется ростом ранней древесины годового слоя весной и в начале лета. В это время в почве мало влаги и клетки ранней древесины рыхлые и светлые, обеспечивающие сокодвижение. Поздняя древесина годового слоя растет в конце лета и осенью.
У лиственных пород клетки поздней древесины (годового слоя) состоят из опорных тканей, а у хвойных пород - из толстостенных трахеид, более темных по цвету и отличающихся плотностью и прочностью.
Ширина годовых слоев зависит от возраста дерева, от породы и условий роста. У молодых деревьев годовые слои обычно более широкие, кроме ивы, имеющей только узкие годовые слои. У сосны, растущей на севере, годовые слои более узкие, чем у сосны, растущей в южных широтах. Свойства древесины характеризует ширина годовых слоев. Хвойные породы с узкими годовыми слоями отличаются большей прочностью и смолистостью.
ФИЗМИНУТКА
В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6 Повторить 1-2 раза.
Сосна с узкими годовыми слоями красно-бурого цвета более ценна, чем с широкими годовыми слоями. Древесина хвойных пород, на торцевом разрезе которой в радиальном направлении в 1 см насчитывается не менее трех и не более 25 годичных слоев, считается лучшей. У лиственных древесных пород наоборот, чем шире годовые слои, тем плотнее, тверже и более прочная древесина. Это характерно для дуба, каштана, ильма, ясеня, вяза. У этих пород в весенний период независимо от климатических, почвенных и других условий образуется 2...3 ряда крупной проводящей ткани (трахеид), а затем - поздняя древесина годового слоя, состоящая из механически прочных тканей.
У березы, бука, граба, клена, липы, ольхи, осины древесина не имеет ярко выраженных годовых слоев и ширина годового слоя не влияет на качество древесины.
Сердцевинные лучи располагаются в стволе в радиальном направлении. Различают первичные и вторичные лучи. Первичные сердцевинные лучи начинаются от сердцевины и доходят до коры, вторичные начинаются недалеко от сердцевины и продолжаются до коры. По сердцевинным лучам в горизонтальном направлении перемещаются вода, питательные вещества и воздух. На поперечном разрезе ствола крупные сердцевинные лучи различимы в виде блестящих полосок, на радиальном разрезе - в виде полосок или пятен, а на тангентальном разрезе - в виде точек или полосок. Древесина хорошо раскалывается по направлению сердцевинных лучей. Сердцевинные лучи встречаются у большинства древесных пород, но их размер, вид и количество зависят от породы и условий роста. У деревьев, выросших на солнце, больше сердцевинных лучей, чем у тех, что росли в тени.
- Анализ работы учащихся, подведение итогов
Закрепление нового материала.
Вопросы к классу:
- Перечислите составные части ствола.
- Что такое сокодвижение?
- Какие породы древесины Вы знаете?
Рефлексия:
- На уроке я работал
активно / пассивно
- Своей работой на уроке я
доволен / не доволен
- Урок для меня показался
коротким / длинным
- За урок я
устал / не устал
- Моё настроение
стало лучше / стало хуже
Подведение итогов урока с выставлением отметок в журнал и дневник по каждому ученику.
Благодарю всех за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока по профильному труду (столярное дело) 10 класс. «Отделка изделий из древесины» часть 2
Цели урока:обучающие:· научить учащихся разбираться в отделочных материалах,коррекционная:· коррекция ...
План-конспект открытого урока по профильному труду (столярное дело) 9 класс. «Составные части ствола»
Цели урока:обучающие:· научить учащихся разбираться в составных частях ствола,коррекционная:· коррекци...
План-конспект открытого урока по профильному труду (столярное дело) 8 класс. «Устройство и назначение токарного станка по дереву»
Цели урока:обучающие:научить учащихся безопасным методам работы на токарном деревообрабатывающем станке, его устройству и назначению.Коррекционная:коррекция двигательной сферы (моторика, двигательная...
План-конспект открытого урока по профильному труду (столярное дело) 9 класс. «Правила приема на работу»
Цели урока:обучающие:научить учащихся грамотно пользоваться трудовым законодательством.Коррекционная:коррекция двигательной сферы (моторика, двигательная сноровка, стимулирование двуручной деяте...
План-конспект открытого урока по профильному труду (столярное дело) 10 класс. «Составные части ствола»
Цели урока:обучающие:научить учащихся разбираться в составных частях ствола,коррекционная:коррекция двигательной сферы (моторика, двигательная сноровка, стимулирование двуручной деятельности)...
План-конспект открытого урока по профильному труду (столярное дело) 7 класс. «Устройство и назначение токарного станка по дереву»
Цели урока:обучающие:научить учащихся безопасным методам работы на токарном деревообрабатывающем станке, его устройству и назначению.Коррекционная:коррекция двигательной сферы (моторика, двигательная...
План-конспект открытого урока по профильному труду (столярное дело) 9 класс. «Шлифование древесины»
Цели урока:обучающие:научить учащихся разбираться в технологии шлифования древесины. коррекционная:коррекция двигательной сферы (моторика, двигательная сноровка, стимулирование двуручной де...