План-конспект открытого урока по профильному труду (столярное дело) 10 класс. «Составные части ствола»
план-конспект урока по технологии (10 класс)

Данильченко Николай Николаевич

Цели урока:

обучающие:

  • научить учащихся разбираться в составных частях ствола,

коррекционная:

  • коррекция двигательной сферы (моторика, двигательная  сноровка, стимулирование двуручной деятельности)  

развивающая: 

  • стимулирование сенсорного развития (глазомер, величина, форма, цвет, ориентировка в пространстве)

воспитательная:

  • трудолюбие, аккуратность, осторожность, толерантность, взаимопомощь, умение работать в паре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_konspekt_uroka_stroedie_drevesiny.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное образовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа №10 г. Белореченска

(ГКОУ школа №10 г. Белореченска)

План-конспект открытого урока

по профильному труду (столярное дело)

10 класс.

«Составные части ствола»

  Выполнил:

учитель профильного труда

Данильченко Н.Н.

г. Белореченск

2020 год

Тема урока: «Составные части ствола».

Цели урока:

обучающие:

  • научить учащихся разбираться в составных частях ствола,

коррекционная:

  • коррекция двигательной сферы (моторика, двигательная  сноровка, стимулирование двуручной деятельности)  

развивающая:  

  • стимулирование сенсорного развития (глазомер, величина, форма, цвет, ориентировка в пространстве)

воспитательная:

  • трудолюбие, аккуратность, осторожность, толерантность, взаимопомощь, умение работать в паре.

Инструменты и оборудование:

  • Мультимедийная аппаратура

Наглядные пособия:

  • Методическая литература.
  • Образец поперечного разреза ствола

Тип урока: Комбинированный.

Формы обучения: Фронтальные, групповые, индивидуальные.

Методы обучения: Информационно – сообщающий, объяснительный.

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Проверка Домашнего задания (физминутка).
  3. Объяснение новой темы (физминутка).
  4. Анализ работы учащихся, подведение итогов.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

Проверка готовности учащихся к уроку (наличие тетради, ручки и карандаша), организация рабочих мест, создание рабочего настроя.

  1. Проверка домашнего задания:
  • Расскажите об основных разрезах ствола дерева.

Различают торцевой разрез, перпендикулярный продольной оси ствола, радиальный разрез, перпендикулярный торцевому разрезу и проходящий через сердцевину ствола; тангентальный разрез, проходящий по касательной к годовым слоям на некотором расстоянии от сердцевины.

ФИЗМИНУТКА

Одолела вас дремота,

Шевельнуться не охота?

Ну – ка делайте со мною

Упражнение такое:

Вверх, вниз потянись,

Окончательно проснись.

Руки вытянуть пошире.

Раз, два, три, четыре.

Наклониться – три, четыре –

И на месте поскакать.

На носок,  потом на пятку.

Все мы делаем зарядку.

  1. Объяснение нового материала

Поперечный разрез ствола и его составные части

http://tree.scud.ru/properties_tree/01/p_03.gif

Рис. 1

Строение и свойства, древесины неодинаковы по различным разрезам. На поперечном разрезе ствола различают кору, ее пробковый и лубяной слои, камбий; видна древесина, ее заболонь и ядро, где различны годовые слои, сердцевинные лучи и сердцевина (рис. 1).

Сердцевина расположена в центре ствола дерева по всей его длине. Она имеет рыхлое строение, непрочна и подвержена быстрому загниванию. У хвойных пород диаметр сердцевины равен 3...4 см, а у лиственных несколько больше. Ежегодно прирост древесины происходит на одно годовое кольцо, образуемое камбием под корой.

При росте дерева древесина сердцевины разрушается, поэтому диаметр ее по направлению к кроне по степенно увеличивается. У некоторых пород, например сосны, лиственницы, дуба, ясеня и кедра, часть древесины, расположенная ближе к сердцевине, имеет более темную окраску и пониженную влажность. Эту наиболее ценную часть древесины называют ядром, а остальную часть, расположенную в сторону коры, заболонью. Существуют породы, у которых отсутствует ядро, у них одинаковый цвет древесины по всему сечению.

Древесина ядра отличается прочностью, плотностью и твердостью, а также большой сопротивляемостью к загниванию, чём заболонь, которая состоит из молодых клеток, отличающихся меньшей плотностью древесины.

Сокодвижение - перемещение воды с растворенными в ней питательными веществами - происходит по заболони. Толщина заболони зависит от породы дерева, его возраста и условий роста. Рост ядра с отмиранием клеток заболони превращается в древесину ядра.

У березы, бука, клена, осины и ольхи центр ствола имеет темную окраску, свидетельствующую о начальной стадии загнивания. Эту часть ствола называют ложным ядром.

Между заболонью и корой располагается тонкий слой живых клеток - камбий. В вегетационный период деление камбиальных клеток образует новые клетки древесины и коры. При этом дерево растет как в толщину, так и в длину. Кора состоит из наружного пробкового слоя и внутреннего лубяного.

Наружный слой защищает дерево от атмосферных влияний и механических повреждений, внутренний передает вниз по стволу органические питательные вещества, выработанные в листьях кроны.

У большинства хвойных пород в поперечном разрезе ствола различны годовые слои в виде концентрических, окружностей. Ежегодно при нормальном росте образуется один годовой слой. Его толщина (в направлении радиуса) у разных древесных пород различна. Ранняя древесина годового слоя сердцевины отличается от поздней древесины, находящейся ближе к коре. Это объясняется ростом ранней древесины годового слоя весной и в начале лета. В это время в почве мало влаги и клетки ранней древесины рыхлые и светлые, обеспечивающие сокодвижение. Поздняя древесина годового слоя растет в конце лета и осенью.

У лиственных пород клетки поздней древесины (годового слоя) состоят из опорных тканей, а у хвойных пород - из толстостенных трахеид, более темных по цвету и отличающихся плотностью и прочностью.

Ширина годовых слоев зависит от возраста дерева, от породы и условий роста. У молодых деревьев годовые слои обычно более широкие, кроме ивы, имеющей только узкие годовые слои. У сосны, растущей на севере, годовые слои более узкие, чем у сосны, растущей в южных широтах. Свойства древесины характеризует ширина годовых слоев. Хвойные породы с узкими годовыми слоями отличаются большей прочностью и смолистостью.

ФИЗМИНУТКА

В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6 Повторить 1-2 раза.

Сосна с узкими годовыми слоями красно-бурого цвета более ценна, чем с широкими годовыми слоями. Древесина хвойных пород, на торцевом разрезе которой в радиальном направлении в 1 см насчитывается не менее трех и не более 25 годичных слоев, считается лучшей. У лиственных древесных пород наоборот, чем шире годовые слои, тем плотнее, тверже и более прочная древесина. Это характерно для дуба, каштана, ильма, ясеня, вяза. У этих пород в весенний период независимо от климатических, почвенных и других условий образуется 2...3 ряда крупной проводящей ткани (трахеид), а затем - поздняя древесина годового слоя, состоящая из механически прочных тканей.

У березы, бука, граба, клена, липы, ольхи, осины древесина не имеет ярко выраженных годовых слоев и ширина годового слоя не влияет на качество древесины.

Сердцевинные лучи располагаются в стволе в радиальном направлении. Различают первичные и вторичные лучи. Первичные сердцевинные лучи начинаются от сердцевины и доходят до коры, вторичные начинаются недалеко от сердцевины и продолжаются до коры. По сердцевинным лучам в горизонтальном направлении перемещаются вода, питательные вещества и воздух. На поперечном разрезе ствола крупные сердцевинные лучи различимы в виде блестящих полосок, на радиальном разрезе - в виде полосок или пятен, а на тангентальном разрезе - в виде точек или полосок. Древесина хорошо раскалывается по направлению сердцевинных лучей. Сердцевинные лучи встречаются у большинства древесных пород, но их размер, вид и количество зависят от породы и условий роста. У деревьев, выросших на солнце, больше сердцевинных лучей, чем у тех, что росли в тени.

  1. Анализ работы учащихся, подведение итогов

Закрепление нового материала. 

 Вопросы к классу:

  • Перечислите составные части ствола.
  • Что такое сокодвижение?
  • Какие породы древесины Вы знаете? 

Рефлексия:

  1. На уроке  я  работал

активно / пассивно

  1. Своей работой на уроке  я

доволен / не доволен

  1. Урок для меня показался

коротким / длинным

  1. За  урок  я

устал / не устал

  1. Моё настроение

стало лучше / стало хуже

Подведение итогов урока с выставлением отметок в журнал и дневник по каждому ученику.

Благодарю всех за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по профильному труду (столярное дело) 10 класс. «Отделка изделий из древесины» часть 2

Цели урока:обучающие:·        научить учащихся разбираться в отделочных материалах,коррекционная:·        коррекция ...

План-конспект открытого урока по профильному труду (столярное дело) 9 класс. «Составные части ствола»

Цели урока:обучающие:·        научить учащихся разбираться в составных частях ствола,коррекционная:·        коррекци...

План-конспект открытого урока по профильному труду (столярное дело) 8 класс. «Устройство и назначение токарного станка по дереву»

Цели урока:обучающие:научить учащихся безопасным методам работы на токарном деревообрабатывающем станке, его устройству и назначению.Коррекционная:коррекция двигательной сферы (моторика, двигательная...

План-конспект открытого урока по профильному труду (столярное дело) 9 класс. «Правила приема на работу»

Цели урока:обучающие:научить учащихся грамотно пользоваться трудовым законодательством.Коррекционная:коррекция двигательной сферы (моторика, двигательная  сноровка, стимулирование двуручной деяте...

План-конспект открытого урока по профильному труду (столярное дело) 7 класс. «Устройство и назначение токарного станка по дереву»

Цели урока:обучающие:научить учащихся безопасным методам работы на токарном деревообрабатывающем станке, его устройству и назначению.Коррекционная:коррекция двигательной сферы (моторика, двигательная...

План-конспект открытого урока по профильному труду (столярное дело) 9 класс. «Шлифование древесины»

Цели урока:обучающие:научить учащихся разбираться в технологии шлифования древесины. коррекционная:коррекция двигательной сферы (моторика, двигательная  сноровка, стимулирование двуручной де...

План-конспект открытого урока по профильному труду (столярное дело) 5 класс. «Составные части ствола»

Научить учащихся разбираться в составных частях ствола.Коррекция двигательной сферы (моторика, двигательная  сноровка, стимулирование двуручной деятельности).  Стимулирование сенсорного...