Статья. Предмет "технология" в школе.
статья по технологии

Балабан Елена Вячеславовна

Основные задачи предмета технологии в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_predmetu_tehnologiya_v_shkole.docx14.59 КБ

Предварительный просмотр:

 Нам говорят, что «Урок технологии – это урок о будущей профессии, а не про то, что ты можешь делать дома». Но разве определенные навыки и умения не должны развиваться для их практического применения в быту, в хозяйственной деятельности? 3D-принтеры, и станочное оборудование с числовым программным управлением далеко не скоро появятся во всех школах, не говоря о домашних хозяйствах. Так стоит ли прямо наотрез отказываться от ниток и иголок, крючка и спиц.

Относительно недавно была утверждена концепция, которая устраивала все стороны, где Технология определяется как совокупность процессов, знаний и умений, а также навыков по производству материальных и духовных ценностей. Технология в школе рассматривается как учебно-трудовая, преобразующая деятельность учащихся на научной основе, наука о способах обработки различных материалов. Технология рассматривается по сферам производственной деятельности и может охватывать для учащихся 1-4 классов ручной труд; для 5-7 классов - ручной механизированный труд; для 8-9 классов станочный труд и профессиональное самоопределение; для 10-11 классов - творческий труд, заканчивающийся изготовлением изделий по индивидуальным проектам

В этой концепции технология, как наука о преобразовании материи, энергии, информации по замыслам человека, определяет следующие задачи для школы: формирование технологической культуры; развитие творческих способностей; овладение умениями и навыками обработки материалов; формирование политехнических знаний и умений; воспитание трудолюбия как важнейшей нравственной ценности человека. В этом подходе Симоненко В.Д. определяет концепцию «Технологии» как предметной области, способствующей решению следующих задач: политехнического образования; развития творческого мышления учащихся; воспитания школьников; формирования предприимчивости, деловитости, экономности; физического развития и здорового образа жизни; расширения гуманитарного кругозора; гуманизации образования; подготовки учащихся к профессиональному самоопределению; осуществления образования на разносторонней научной основе.

Также не стоит не игнорировать такой фактор – как возраст учащихся. Пятиклассники и шестиклассники, в своем возрасте (12-13 лет), еще не задумываются о выборе профессии, для них это еще далекое будущее (это с точки зрения взрослого человека 3- 5 лет пролетят незаметно, а сточки зрения пятиклассника – он только на половине пути школьного образования).  На мой взгляд, после начальной школы ребят нужно продолжить знакомить с различными технологическими операциями, которые он может выполнять своими руками с использованием ручного механизированного инструмента, затем постепенно знакомить с различным школьным оборудованием и приемам работы на данном оборудовании. Ведь для того чтобы понять насколько привлекательна та или иная профессия, нужно сформировать определенные умения выполнения соответствующей работы по данному профилю, а для этого нужно добиться определенного результата, потому, как только удовлетворенность результатами своей работы может привлечь внимание к данному виду производственной деятельности. Кроме того, эти навыки будут отнюдь не бесполезными также и при ведении хозяйственной деятельности в быту, - это как раз то, чего хотели бы видеть родители – умение пришить пуговицу, или построить выкройку. А вот с седьмого, или даже с восьмого класса можно ребят возить и на экскурсии, чтобы они могли сравнить как изделия, которые они совсем недавно делали своими руками, на школьном оборудовании, можно выполнить уже на более современном оборудовании (с ЧПУ) – чтоб было с чем сравнивать. Вот тогда и интерес к профессиям будет уже формироваться не на пустом месте.

Новые школы оснащают соответствующим оборудованием (хотя все равно остается открытым вопрос - где брать материалы для проведения занятий). А как быть школам, которые давно «похоронили» свои мастерские? Оборудование, даже если и осталось с советских времен, может быть использовано разве что в качестве макетов. Здесь, я думаю, нужно быть последовательными, сначала переоборудовать все школы под новые условия, и утвержденную концепцию предмета «Технология», решить вопрос с материалами, а уж потом переходить к строительству упомянутых супермастерских и технопарков. Кроме того, нужно уже сейчас продумывать логистику посещения этих центров, чтобы школьники за время своего обучения могли охватить максимально возможное число различных направлений производственной деятельности для знакомства и дальнейшего самоопределения в выборе будущей профессии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Спасибо,школа!"

статья в газету  Тагильский вариант о вечере встречи выпускников....

Статья "Новой школе—обновленный учитель!"

В чем же заключается инновационность стандартов? Каким должно быть общее образование, чтобы обеспечить решение стоящих перед ним задач? Как оно должно вписываться в общую систему образования и самореа...

статья "Зелёная школа"

Эту идею подхватили и другие педагоги и учащиеся школы-интерната: 23 сентября рядом с рябинами появилась лиственница, посаженная Евстюниным Николаем Ивановичем, Евстюниной Надеждой Викторовной и их юн...

Статья о школе

Статья о школе...

Энциклопедический словарь НАО. Статья "Детская школа искусств"

история создания, открытия Детской школы искусств в Ненецком Автономном Округе (Нарьян-Мар)...

статья "Детская школа искусств города Нарьян-Мара"

Краткая аналитическая статья подготовлена в книжное издание "Детская школа искусств-Достояние Российского государства". Книга издана Федеральноым Агенством по культуре и кинематографии, научно-методич...

статья "Современной школе - современный учитель"

" Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя,а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том,что он есть, должен быть и не может быть иным.Эта уверенность встречается ре...