план -конспект
план-конспект занятия по технологии (5 класс)
Предварительный просмотр:
План-конспект урока
по технологии 5 класс
Составитель: учитель технологии МБОУ « Сосьвинская СОШ»
Бахарев Дмитрий Владимирович
Тема: техносфера
План урока
- Понятия техносфера и потребительские блага.
- Влияние человека на окружающий мир.
- Отличия потребительского и материального блага.
Основные понятия:
Техносфера – это часть природной среды, преобразованная, приспособленная людьми. Она возникла в результате их деятельности для удовлетворения их потребностей.
Потребительские блага – это товары и услуги, приобретаемые человеком для своих потребностей.
Материальные блага – это еда, напитки, одежда, обувь, дом, автомобиль, сотовый телефон, телевизор и другие желаемые и необходимые человеку вещи.
Нематериальные блага – услуги, которые человеку оказывают. Такие как стирка и чистка одежды, стрижка и укладка волос, перевозка людей и грузов, продажа товара в магазине, консультация специалистов, лечение, обучение и др. Ни одну услугу нельзя потрогать руками. Можно лишь осознать или ощутить её результат.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Технология. 5 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / [В.М. Казакевич, Г.В. Пичугина, Г.Ю. Семенова и др.]; под ред. В.М. Казакевича. — М.: Просвещение, 2017.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Подумайте, что окружает людей на улице и дома. Какие
объекты созданы природой, а какие — человеком?
Посмотрите вокруг себя. Всё, что нас окружает, создано природой и человеком. Люди преобразуют окружающий мир, создают искусственные объекты своими руками.
Промышленный район города
Техника для квартиры
Все что нас окружает можно разделить на две группы. Это мир природы и рукотворный мир.
Мир природы – это всё, что появилось без участия человека. Это небо, солнце, луна и звёзды, дождь и снег, дикие животные и насекомые.
Всё, что относится к природе, существовало много столетий и будет существовать независимо от человека.
Человек – это тоже часть природы. Но он вносит в этот мир изменения. И всё, что сделал человек – это уже рукотворный мир. Ваши учебники и тетрадки, школа и дом, компьютер и телефон созданы человеком.
Человек преобразует окружающий мир, испытывая различные потребности.
* Потребности – это нужды человека в чем-либо. Они мотивируют его на активные действия.
Развиваясь, человек приобретает все новые потребности.
Человек испытывает потребность в пище. Он научился ловить рыбу, выращивать растения, печь хлеб.
Чтобы защититься от непогоды, диких зверей, человек строит себе жилища и постоянно совершенствует их.
Часть природной среды, преобразованная, приспособленная людьми – это техносфера.
Она возникла в результате деятельности человека для удовлетворения его потребностей.
К техносфере относятся все здания, сооружения, дороги, машины, корабли и другие окружающие нас неживые объекты.
Используя природные ресурсы человек создаёт новые объекты.
Камни в горах, деревья в лесу, вода в реке – это мир природы. Но использование этих ресурсов человеком для своих потребностей: строительства жилья, получения электроэнергии на гидроэлектростанции уже относиться к техносфере.
Техносфера все больше преобразует природу, изменяя прежние и создавая новые ландшафты, активно влияя на другие сферы и оболочки Земли, причём не всегда это влияние носит положительный характер.
Известный психолог А́брахам Масло́у внедрил в широкое пользование «пирамиду потребностей».
Согласно этой иерархии, на первом месте у человека стоит потребность физиологическая. Это пища, вода, жилье, одежда.
На втором месте – это потребность в безопасности. Защита от болезней, врагов, преступности. Эти 2 основные потребности считается первичными у человека, то есть врождёнными. Далее следуют потребности вторичные, а именно приобретённые в процессе развития человека.
На третьем месте в пирамиде стоят социальные потребности, потребности в общении, дружбе, любви.
На четвёртом потребность в уважении – самоуважении, уважении другими и других.
На вершине пирамиды находится потребность в саморазвитии. Это духовный рос, самосовершенствование.
Чтобы удовлетворять потребности человека существуют разнообразные блага.
Товары и услуги, приобретаемые человеком для своих потребностей, называются потребительскими благами.
Эти блага могут быть доступны для человека в ограниченном и неограниченном количестве.
Примером благ потребляемых в неограниченном количестве является солнечный свет, воздух.
А вот товары, услуги, некоторые природные ресурсы могут быть доступны только в ограниченном количестве.
Иногда в жизни человека встречается то, что несёт ему вред или урон: стихийные бедствия, техногенные катастрофы, бешённые собаки, испорченная еда и т.п. Эти явления называются антиблагами.
Не все, что необходимо человеку в жизни возможно потрогать руками или на вкус. Поэтому по форме проявления блага делятся на материальные и нематериальные.
Материальные блага – это еда, напитки, одежда, обувь, дом, автомобиль, сотовый телефон, телевизор и другие желаемые и необходимые человеку вещи.
Нематериальные блага - услуги, которые человеку оказывают. Такие как стирка и чистка одежды, стрижка и укладка волос, перевозка людей и грузов, продажа товара в магазине, консультация специалистов, лечение, обучение и многое. Услугу нельзя потрогать руками, можно лишь осознать или ощутить её результат.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 3. Зачеркните понятия, которые не относятся к благам человека (антиблага).
Еда
Спорт
Фаст-фуд
Воздух
Пассажирские грузоперевозки
Ураган
Камин
Медицинские услуги
Пожар
Образование
Эпидемия
Мобильная связь
Правильный вариант ответа (понятия, которые должны быть зачёркнуты): фаст-фуд, ураган, пожар, эпидемия
Подсказка: Антиблага –это всё, что несёт вред человеку. Даже то, что человек желает, но это ему так же наносит вред, является антиблагом.
Задание 6. Расставьте подписи к изображениям.
Ответ:
- Материальное благо
- Антиблага
- Нематериальное благо
Пояснение: Материальные блага – это еда, напитки, одежда. Нематериальные блага – услуги, эти блага нельзя потрогать. Антиблага – это то, что наносит вред человеку.
Техносфера — это часть природной среды, преобразованная, приспособленная людьми. Она возникла в результате их деятельности для удовлетворения своих потребностей.
Камни в горах являются частью природной среды. Такие же камни, использованные при строительстве стены, уже относятся к техносфере.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока "Планы на будущее"
План конспект урока по английскому языку. Класс:5Тема:Планы на будущееУчитель: Фролова Татьяна ВикторовнаУчебник: «Enjoy English » 5-6 классы. (Биболетова М.З., Трубанева Н.Н.).Цели:Уч...
ПЛАН – КОНСПЕКТ Открытого занятия отделения спортивного туризма по теме: «ПЛАНЫ И КАРТЫ, ПОНЯТИЕ О МАСШТАБЕ» с учащимися группы НП-2. Тренер-преподаватель Контора Андрей Владимирович
Дата проведения: 18 СЕНТЯБРЯ 2012 г. Время проведения: 12-20 – 13-50 Место проведения: МБОУ СОШ № 18 Вид труда: теоретическое/практическое занятие (работа с картами). Тема за...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
План- конспект урока по теме "План и карта" для 6 класса
План- конспект урока обобщающего повторения по теме "План и карта" для 6 класса...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча ...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Б...
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...