план -конспект
план-конспект занятия по технологии (5 класс)

Бахарев Дмитрий Владимирович

Техносфера

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_tehnosfera.docx610.18 КБ
PDF icon tehnosfera_prezentatsiya.pdf1.6 МБ

Предварительный просмотр:

                                        План-конспект урока

                                        по технологии 5 класс

Составитель: учитель технологии МБОУ « Сосьвинская СОШ»

Бахарев Дмитрий Владимирович

Тема: техносфера

План урока

  1. Понятия техносфера и потребительские блага.
  2. Влияние человека на окружающий мир.
  3. Отличия потребительского и материального блага.

Основные понятия:

Техносфера – это часть природной среды, преобразованная, приспособленная людьми. Она возникла в результате их деятельности для удовлетворения их потребностей.

Потребительские блага – это товары и услуги, приобретаемые человеком для своих потребностей.

Материальные блага – это еда, напитки, одежда, обувь, дом, автомобиль, сотовый телефон, телевизор и другие желаемые и необходимые человеку вещи.

Нематериальные блага – услуги, которые человеку оказывают. Такие как стирка и чистка одежды, стрижка и укладка волос, перевозка людей и грузов, продажа товара в магазине, консультация специалистов, лечение, обучение и др. Ни одну услугу нельзя потрогать руками. Можно лишь осознать или ощутить её результат.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Технология. 5 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / [В.М. Казакевич, Г.В. Пичугина, Г.Ю. Семенова и др.]; под ред. В.М. Казакевича. — М.: Просвещение, 2017.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Подумайте, что окружает людей на улице и дома. Какие
объекты созданы природой, а какие — человеком?

Посмотрите вокруг себя. Всё, что нас окружает, создано природой и человеком. Люди преобразуют окружающий мир, создают искусственные объекты своими руками.

Промышленный район города

Техника для квартиры

Все что нас окружает можно разделить на две группы. Это мир природы и рукотворный мир.

Мир природы – это всё, что появилось без участия человека. Это небо, солнце, луна и звёзды, дождь и снег, дикие животные и насекомые.

Всё, что относится к природе, существовало много столетий и будет существовать независимо от человека.

Человек – это тоже часть природы. Но он вносит в этот мир изменения. И всё, что сделал человек – это уже рукотворный мир. Ваши учебники и тетрадки, школа и дом, компьютер и телефон созданы человеком.

Человек преобразует окружающий мир, испытывая различные потребности.

* Потребности – это нужды человека в чем-либо. Они мотивируют его на активные действия.

Развиваясь, человек приобретает все новые потребности.

Человек испытывает потребность в пище. Он научился ловить рыбу, выращивать растения, печь хлеб.

Чтобы защититься от непогоды, диких зверей, человек строит себе жилища и постоянно совершенствует их.

Часть природной среды, преобразованная, приспособленная людьми – это техносфера.

Она возникла в результате деятельности человека для удовлетворения его потребностей.

К техносфере относятся все здания, сооружения, дороги, машины, корабли и другие окружающие нас неживые объекты.

Используя природные ресурсы человек создаёт новые объекты.

Камни в горах, деревья в лесу, вода в реке – это мир природы. Но использование этих ресурсов человеком для своих потребностей: строительства жилья, получения электроэнергии на гидроэлектростанции уже относиться к техносфере.

Техносфера все больше преобразует природу, изменяя прежние и создавая новые ландшафты, активно влияя на другие сферы и оболочки Земли, причём не всегда это влияние носит положительный характер.

Известный психолог А́брахам Масло́у внедрил в широкое пользование «пирамиду потребностей».

Согласно этой иерархии, на первом месте у человека стоит потребность физиологическая. Это пища, вода, жилье, одежда.

На втором месте – это потребность в безопасности. Защита от болезней, врагов, преступности. Эти 2 основные потребности считается первичными у человека, то есть врождёнными. Далее следуют потребности вторичные, а именно приобретённые в процессе развития человека.

На третьем месте в пирамиде стоят социальные потребности, потребности в общении, дружбе, любви.

На четвёртом потребность в уважении – самоуважении, уважении другими и других.

На вершине пирамиды находится потребность в саморазвитии. Это духовный рос, самосовершенствование.

Чтобы удовлетворять потребности человека существуют разнообразные блага.

Товары и услуги, приобретаемые человеком для своих потребностей, называются потребительскими благами.

Эти блага могут быть доступны для человека в ограниченном и неограниченном количестве.

Примером благ потребляемых в неограниченном количестве является солнечный свет, воздух.

А вот товары, услуги, некоторые природные ресурсы могут быть доступны только в ограниченном количестве.

Иногда в жизни человека встречается то, что несёт ему вред или урон: стихийные бедствия, техногенные катастрофы, бешённые собаки, испорченная еда и т.п. Эти явления называются антиблагами.

Не все, что необходимо человеку в жизни возможно потрогать руками или на вкус. Поэтому по форме проявления блага делятся на материальные и нематериальные.

Материальные блага – это еда, напитки, одежда, обувь, дом, автомобиль, сотовый телефон, телевизор и другие желаемые и необходимые человеку вещи.

Нематериальные блага - услуги, которые человеку оказывают. Такие как стирка и чистка одежды, стрижка и укладка волос, перевозка людей и грузов, продажа товара в магазине, консультация специалистов, лечение, обучение и многое. Услугу нельзя потрогать руками, можно лишь осознать или ощутить её результат.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 3. Зачеркните понятия, которые не относятся к благам человека (антиблага).

Еда

Спорт

Фаст-фуд

Воздух

Пассажирские грузоперевозки

Ураган

Камин

Медицинские услуги

Пожар

Образование

Эпидемия

Мобильная связь

Правильный вариант ответа (понятия, которые должны быть зачёркнуты): фаст-фуд, ураган, пожар, эпидемия

Подсказка: Антиблага –это всё, что несёт вред человеку. Даже то, что человек желает, но это ему так же наносит вред, является антиблагом.

Задание 6. Расставьте подписи к изображениям.

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/7555/20210204160625/OEBPS/objects/c_tech_5_3_1/08975731-d1ad-4cf7-80c1-bbb29c02b00e.pnghttps://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/7555/20210204160625/OEBPS/objects/c_tech_5_3_1/45790dc0-a22a-4a5f-9e67-dfa1e09e2fbf.pnghttps://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/7555/20210204160625/OEBPS/objects/c_tech_5_3_1/bc7c5ff6-53ac-4313-bd72-9b8806527b84.png 

Ответ:

  1. Материальное благо
  2. Антиблага
  3. Нематериальное благо

Пояснение: Материальные блага – это еда, напитки, одежда. Нематериальные блага – услуги, эти блага нельзя потрогать. Антиблага – это то, что наносит вред человеку.

Мир, в котором есть искусственные технические объекты, изготавливаемые и используемые человеком, называется техносферой

Частью техносферы являются также выведенные и выращенные людьми объекты живой природы: домашние животные, культурные растения

Техносфера — это часть природной среды, преобразованная, приспособленная людьми

Техносфера — это часть природной среды, преобразованная, приспособленная людьми. Она возникла в результате их деятельности для удовлетворения своих потребностей.
Камни в горах являются частью природной среды. Такие же камни, использованные при строительстве стены, уже относятся к техносфере.

Проверь себя: Что такое техносфера? 2


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "Планы на будущее"

План конспект урока по английскому языку. Класс:5Тема:Планы на будущееУчитель: Фролова Татьяна ВикторовнаУчебник: «Enjoy English » 5-6 классы. (Биболетова М.З., Трубанева Н.Н.).Цели:Уч...

ПЛАН – КОНСПЕКТ Открытого занятия отделения спортивного туризма по теме: «ПЛАНЫ И КАРТЫ, ПОНЯТИЕ О МАСШТАБЕ» с учащимися группы НП-2. Тренер-преподаватель Контора Андрей Владимирович

Дата проведения: 18 СЕНТЯБРЯ 2012 г. Время проведения: 12-20 – 13-50 Место проведения: МБОУ СОШ № 18 Вид труда: теоретическое/практическое занятие (работа с картами). Тема за...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План- конспект урока по теме "План и карта" для 6 класса

План- конспект урока  обобщающего повторения по теме "План и карта" для 6 класса...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Б...

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...