Развитие навыков сотрудничества через проекткную деятельность
методическая разработка по технологии (5 класс)

Тартаковский Александр Евгеньевич

материлы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие навыков коллаборации у школьников через проектную деятельность

Развитие различных  компетенций и развитие и становление личности учащихся – основная цель федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения (ФГОС). Реализация целей стандартов крайне важна, т.к. это основа образовательной системе в Российской Федерации и именно в них прописаны все требования к выпускнику современной школы.

Понятие  «коллаборация» означает - «сотрудничество», а именно процесс совместной деятельности в какой-либо сфере двух и более людей для достижения общих целей, при которых происходит обмен знаниями, обучение и достижение согласия. Развитие данной компетенции является одной из основополагающих, т.к. учебный процесс, профессиональная реализация и достижение личностных целей базируется на этом умении.

Развитие навыков коллаборации происходит постоянно во время урочной и внеурочной деятельности. Проектная деятельность – один из способов развития навыков сотрудничество. Ее можно использовать при изучении любого предмета в школе. Данный метод применим и на уроке технологии, где основа всего-развитие навыков необходимых для реальной жизни.

В процессе сотрудничества в учебном процессе происходит формирование и развитие мировоззрения школьников, овладение культурой поведения и общения, изучение и использование норм, правил и примеров поведения, характерных для данного общества, усвоение социальных ролей, навыков общения.

Проектная деятельность на уроках технологии возможна:

-исследовательская,

-творческая,

-игровая,

- информационная.

1. Исследовательская проектная деятельность -  используется определенная структура: актуальность темы, проблема, предмет и объект исследования; методы исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования; методы исследования, обсуждение результатов, выводы и рекомендации.

2. Творческая проектная деятельность строится без определенной структуры: сценарий праздника, создание газеты, видеофильм, школьный печатный альманах, детскую конференция и др.

3. Игровая проектная деятельность -распределение ролей в соответствии с содержанием проекта- ролевая игра, имитация социальных и деловых отношений в ситуациях, литературные персонажи и т.д.

4. Информационная проектная деятельность -  нацелены на сбор информации, её анализ и обобщение фактов. Проектная деятельность прочно вошла в образовательную среду.

Во всех видах проектной деятельности можно развивать навыки коллаборации посредством работы над проектом, самостоятельности, инициативности, работоспособности ученика, умениям преодолевать препятствия и затруднения в ходе выполнения проекта, созданию актуальных для учащихся интересов, системе развивающих вопросов, формированию ответственного отношения к делу, сохранению и поддержанию мотивации.

Коллаборативное обучение — это обучение, когда два и более учащихся обучают друг, представляя друг другу свои умения и навыки, получая знания через совместный поиск информации, осмысление её и применение для достижения поставленных целей.

Коллаборативная среда – это среда, которая создаётся учителем не только, как преподавателем, несущим определённый объём информации с её задачами и целями, а ещё и как помощником, стремящимся создать условия для плодотворной деятельности каждого учащегося.

Для грамотного построения процесса коллаборации посредством проектной деятельности необходимо:
1. Изучить межличностные взаимоотношения учащихся в классе;
2. Использовать вводные игры, для создания атмосферы доверия, сотрудничества;
3. Планировать уроки, на основе деятельностного подхода.
4. Обсудить правила поведения в группах

5. Правильно организовать следующие виды работ: групповая работа, работа в парах, в парах сменного состава , выполнение совместных заданий.

Благодаря выполнению вышепересичленных правил формируется благоприятный микроклимат класса, взаимоуважение, уверенность в своих силах, когда каждый ученик чувствует, что его работа помогает в достижении общих целей.

Использование проектной деятельности развивает необходимые для коллаборации умения:

-самостоятельность и ответственность;

-умение отстаивать свои мысли и идеи;

-развивать познавательную и созидательную сферы;

- толерантность, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог,

-умение содержательные компромиссы.

-самостоятельно конструировать свои знания,

-ориентироваться в информационном пространстве,

- критического и творческого мышления,

-умение увидеть, сформулировать и решить проблему.

-личной уверенности, самореализации и рефлексии;

Проектная деятельность помогает в развитии значимых компетенций, повышает мотивацию, меняет школьную систему, а также повышает качество образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого мышления, через проектную деятельность на уроке.

Цель работы над данной темой: Показать возможные пути реализации творческого подхода в обучении географии. • Задачи: • Изменение роли ученика в учебном процессе и превращения его в акти...

Развитие творческой одаренности через исследовательскую деятельность учащихся.

Данная статья содержит описание опыта работы автора как учителя биологии по решению проблемы развития детской одаренности через использование исследовательских технологий и кружковую работу, мат...

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Работа посящена изучению организации урока физической культуры по методике развития критического мышления через исследовательскую деятельность ...

Развитие познавательного интереса через проектную деятельность на уроках математики.(5 класс)

Для достижения положительных результатов учебно-воспитательного процесса немаловажную роль играет заинтересованность детей обучением, а также привлечение к работе на уроках всех учеников с различным и...

Выявление и развитие одарённых учащихся через исследовательскую деятельность

В данной статье рассматривается возможность выявления одарённости у учащихся, занимающихся учебными исследованиями в школьном научном обществе....

Развитие навыков говорения через оценочно-эмоциональные выражения на уроках английского языка

Учителя английского языка часто сталкиваются с проблемой "молчание учеников" на уроках развития навыков говорения. Задача учителя в создании условий, которые способствовали бы общению учащихся....

Овладение приемами учебного сотрудничества через проектную деятельность на уроках географии

Выступление на педсовете - Овладение приемами учебного сотрудничества через проектную деятельность на уроках географии...