Статья на тему: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии в средней школе»
методическая разработка по технологии (7 класс)
Предварительный просмотр:
Государственное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №165
Приморского района Санкт-Петербурга
Статья на тему:
«Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии в средней школе»
Составила:
Белоусова Елена Алексеева
Учитель технологии
Санкт-Петербург
2022 г.
Современные требования к результатам деятельности, знаниям, умениям, навыкам, способностям учащихся прописаны в ФГОС(федеральных государственных образовательных стандарта), а также в программе по преподаваемому предмету. Основная цель ФГОС – развитие всесторонне развитой личности, способной к анализу, критическому мышлению, самостоятельности, работе в команде, творческому мышлению. Ранее обучение в школе строилось таким образом, что учащиеся повторяли действия учителя и закрепляли их посредством практики. Сейчас же одна из основных целей – развитие компетенций и способностей, в особенности творческих, для того, чтобы влиять на развитие личности каждого учащегося максимально эффективно.
Творчество - это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации. Творческий процесс характеризуется переходом количества всевозможных идей и подходов в новое своеобразное качество. Признаки и критерии творческой деятельности: продуктивность, нестандартность, оригинальность, способность к генерации новых идей, возможность “выхода за пределы ситуации”, сверхнормативная активность. Для выявления и развития способностей зачастую решающую роль играет труд, возможность приобретения высокого мастерства и значительных успехов в творчестве.
Творчество и творческий процесс может быть рассмотрено в различных аспектах:
- продукт творчества - это то, что создано;
- процесс творчества - как создано;
- процесс подготовки к творчеству - как развивать творчество.
Самым важным является сам процесс творческой работы, изучение процесса подготовки к творчеству, выявление форм, методов и средств развития творчества. Творчество –это целеустремленный, упорный, напряженный трудом, требующий мыслительной активности, интеллектуальных способностей, волевых, эмоциональных черт и высокой работоспособности, требующий длительной подготовки, эрудиции и интеллектуальных способностей.
Изучение предмет «Технология» в средней школе – крайне важно для формирования различных «жизненных» умений, а особенно для развития творческих способностей у каждого учащегося. При построении современного урока важно использовать все имеющие образовательные технологии и современные методы обучения, для того чтобы заинтересовать и привить необходимые навыки и сформировать необходимые компетенции. В каждой школе необходимо также создать образовательное пространство для успешного обучения различны компетенциям и умениям на уроках технологии: иметь материально-техническую база, наглядные средства, ИКТ-технологии ( наличие мультимедийного экрана и компьютер, а после уже использование всех возможных информационно-коммуникационных технологий), но, конечно, в первую очередь все должно строиться на профессиональном подходе педагога к преподаваемой дисциплине.
Цель современной школы - воспитание свободной, творческой, образованной, культурной и активной личности, способной к критическому мышлению, самостоятельному обучению и обладающей гибкостью, а также высокой адаптивностью к постоянно меняющимся условиям и требованиям современного общества.
Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии – это, в первую очередь, развитие творческого отношения к труду – это любовь к делу и тому, чем учащийся занимается, умение найти то, что понравится в данной теме или направлении, желание достичь результата, умение получать удовольствие от нового вида деятельности, осознание важности и значимости того дела, которым занимаешься.
Развитие творческих способностей – крайне важная и значимая цель в обучении, т.к. благодаря этому развиваются и личностные качества личности (настойчивость, любознательность, целеустремленность, инициативность, самостоятельность, умение выбрать наилучший способ и метод выполнения работы).
Развитие творческих способностей подразумевает:
- развитие творческой активности учащихся;
- включение и приобщение учащихся в творческую деятельность;
- использование методов проблемного обучения и критического мышления;
- развитие самостоятельности, инициативности, гибкости и др.
- умение поставить творческую цель и достигнуть ее;
- умение планировать, самостоятельно контролировать свою деятельность;
- умение находить и решать проблему;
- привить интерес к творчеству, поиску;
- развитие навыков созидания, самореализации;
- формирование стремления познанию.
Для того, чтобы творческие способности развивались, необходимо организовать определённые условия ( комфортную образовательную среду):
1. Физическое и интеллектуальное развитие детей с учетом возрастных и индивидуальных способностей;
2. Создание обстановки, определяющей развитие учащегося;
3. Самостоятельное решение учащихся задач, требующих максимального напряжения, максимального использования своих возможностей;
4. Свобода в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом и т.д.;
5. Профессиональная и доброжелательная поддержка и «направление» педагогом;
6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение педагогом стремления учащегося к творчеству.
На уроке технологии важно использовать следующие формы работы для развития творчески способностей:
-нетрадиционные формы урока( урок-игра, урок-диалог, урок-подиум и др.);
-проектная работа;
-творческие задания и работы;
- проблемные и игровые ситуации;
-использование проблемного метода;
-участие в заочных, дистанционных и очных олимпиадах;
- использование специальных игр, развивающих творческие способности детей;
-регулярная работа с родителями;
-исследовательская деятельность.
Развитие творческих способностей на уроках технологии не только важны сами по себе, но и также работа в данном направлении способствует формированию устойчивого интереса обучающихся к урокам, развитие творческого потенциала и развитие творческой инициативной личности, адаптивной целеустремленной личности.
Каждый учащийся уникален, со своими способностями и талантами. Задача педагога- развивать все способности, которые заложены в природе каждого ребёнка, самосовершенствоваться, любить свое дело и уметь использовать современные технологии.
Используемая литература:
- Интернет ресурсы. Материалы по диагностике творческих способностей и исследовательских умений.
- Лыкова И.А. Цель – воспитание свободных / И.А. Лыкова // Цветной мир. – 2009. - №2 – с.1
- Нечаева Н.В. Развитие личности – цель современного образования / Н.В.Нечаева // Начальная школа. – 2009. - №20 – с.16-23
- Савенков А.И. Маленький исследователь: коллективное творчество школьников / Художник А.А. Селиванов – Ярославль: Академия развития, 2004. – с.17-22
- Сухаревская Е. Проекты и исследования / Е. Сухаревская// Начальная школа. – 2008. – №5 – с.10-15
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/20/picture-502994-1413823337.jpg)
Инновационный опыт работы по теме: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии посредством метода проектов»
В статье описан опыт работы пометодам проектов на уроках технологии с целью развития творческих способностей учащихся...
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/29/picture-102452-1406627908.jpg)
Педагогический проект Тема: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии через применение инновационных технологий»
Работа знакомит с методами организации проектной деятельности учащихся....
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/03/picture-859411-1480755405.jpg)
Реферат на тему: РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Одной из основных задач уроков технологии является трудовое воспитание. «Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; должно дать ему возможность найти для себя любимое занятие в жи...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/20/picture-950093-1505912746.jpg)
статья на тему: "Развитие творческих способностей школьников на уроках технологии"
Статья на тему: "Развитие творческих способностей школьников на уроках техноллогии"...
Научная статья по теме "Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы"
Научная статья по теме "Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/23/picture-1300756-1608711695.jpg)
Статья на тему "Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии и во внеурочной работе"
Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии и во внеурочной работе можно осуществлять разными способами. Некоторые учителя разрабатывают специальные учебные задачи (например имеющие...
![](/sites/default/files/pictures/2022/08/22/picture-517322-1661147114.jpg)
Статья "Приемы и методы, применяемые для развития творческих способностей учащихся на уроках технологии"
Предмет «Технология» - это творческий предмет, который представляет большие возможности, для воспитания творческой, разносторонней личности. Опираясь на традиционные и нетрадиционные метод...