Статья на тему: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии в средней школе»
методическая разработка по технологии (7 класс)
Предварительный просмотр:
Государственное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №165
Приморского района Санкт-Петербурга
Статья на тему:
«Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии в средней школе»
Составила:
Белоусова Елена Алексеева
Учитель технологии
Санкт-Петербург
2022 г.
Современные требования к результатам деятельности, знаниям, умениям, навыкам, способностям учащихся прописаны в ФГОС(федеральных государственных образовательных стандарта), а также в программе по преподаваемому предмету. Основная цель ФГОС – развитие всесторонне развитой личности, способной к анализу, критическому мышлению, самостоятельности, работе в команде, творческому мышлению. Ранее обучение в школе строилось таким образом, что учащиеся повторяли действия учителя и закрепляли их посредством практики. Сейчас же одна из основных целей – развитие компетенций и способностей, в особенности творческих, для того, чтобы влиять на развитие личности каждого учащегося максимально эффективно.
Творчество - это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации. Творческий процесс характеризуется переходом количества всевозможных идей и подходов в новое своеобразное качество. Признаки и критерии творческой деятельности: продуктивность, нестандартность, оригинальность, способность к генерации новых идей, возможность “выхода за пределы ситуации”, сверхнормативная активность. Для выявления и развития способностей зачастую решающую роль играет труд, возможность приобретения высокого мастерства и значительных успехов в творчестве.
Творчество и творческий процесс может быть рассмотрено в различных аспектах:
- продукт творчества - это то, что создано;
- процесс творчества - как создано;
- процесс подготовки к творчеству - как развивать творчество.
Самым важным является сам процесс творческой работы, изучение процесса подготовки к творчеству, выявление форм, методов и средств развития творчества. Творчество –это целеустремленный, упорный, напряженный трудом, требующий мыслительной активности, интеллектуальных способностей, волевых, эмоциональных черт и высокой работоспособности, требующий длительной подготовки, эрудиции и интеллектуальных способностей.
Изучение предмет «Технология» в средней школе – крайне важно для формирования различных «жизненных» умений, а особенно для развития творческих способностей у каждого учащегося. При построении современного урока важно использовать все имеющие образовательные технологии и современные методы обучения, для того чтобы заинтересовать и привить необходимые навыки и сформировать необходимые компетенции. В каждой школе необходимо также создать образовательное пространство для успешного обучения различны компетенциям и умениям на уроках технологии: иметь материально-техническую база, наглядные средства, ИКТ-технологии ( наличие мультимедийного экрана и компьютер, а после уже использование всех возможных информационно-коммуникационных технологий), но, конечно, в первую очередь все должно строиться на профессиональном подходе педагога к преподаваемой дисциплине.
Цель современной школы - воспитание свободной, творческой, образованной, культурной и активной личности, способной к критическому мышлению, самостоятельному обучению и обладающей гибкостью, а также высокой адаптивностью к постоянно меняющимся условиям и требованиям современного общества.
Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии – это, в первую очередь, развитие творческого отношения к труду – это любовь к делу и тому, чем учащийся занимается, умение найти то, что понравится в данной теме или направлении, желание достичь результата, умение получать удовольствие от нового вида деятельности, осознание важности и значимости того дела, которым занимаешься.
Развитие творческих способностей – крайне важная и значимая цель в обучении, т.к. благодаря этому развиваются и личностные качества личности (настойчивость, любознательность, целеустремленность, инициативность, самостоятельность, умение выбрать наилучший способ и метод выполнения работы).
Развитие творческих способностей подразумевает:
- развитие творческой активности учащихся;
- включение и приобщение учащихся в творческую деятельность;
- использование методов проблемного обучения и критического мышления;
- развитие самостоятельности, инициативности, гибкости и др.
- умение поставить творческую цель и достигнуть ее;
- умение планировать, самостоятельно контролировать свою деятельность;
- умение находить и решать проблему;
- привить интерес к творчеству, поиску;
- развитие навыков созидания, самореализации;
- формирование стремления познанию.
Для того, чтобы творческие способности развивались, необходимо организовать определённые условия ( комфортную образовательную среду):
1. Физическое и интеллектуальное развитие детей с учетом возрастных и индивидуальных способностей;
2. Создание обстановки, определяющей развитие учащегося;
3. Самостоятельное решение учащихся задач, требующих максимального напряжения, максимального использования своих возможностей;
4. Свобода в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом и т.д.;
5. Профессиональная и доброжелательная поддержка и «направление» педагогом;
6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение педагогом стремления учащегося к творчеству.
На уроке технологии важно использовать следующие формы работы для развития творчески способностей:
-нетрадиционные формы урока( урок-игра, урок-диалог, урок-подиум и др.);
-проектная работа;
-творческие задания и работы;
- проблемные и игровые ситуации;
-использование проблемного метода;
-участие в заочных, дистанционных и очных олимпиадах;
- использование специальных игр, развивающих творческие способности детей;
-регулярная работа с родителями;
-исследовательская деятельность.
Развитие творческих способностей на уроках технологии не только важны сами по себе, но и также работа в данном направлении способствует формированию устойчивого интереса обучающихся к урокам, развитие творческого потенциала и развитие творческой инициативной личности, адаптивной целеустремленной личности.
Каждый учащийся уникален, со своими способностями и талантами. Задача педагога- развивать все способности, которые заложены в природе каждого ребёнка, самосовершенствоваться, любить свое дело и уметь использовать современные технологии.
Используемая литература:
- Интернет ресурсы. Материалы по диагностике творческих способностей и исследовательских умений.
- Лыкова И.А. Цель – воспитание свободных / И.А. Лыкова // Цветной мир. – 2009. - №2 – с.1
- Нечаева Н.В. Развитие личности – цель современного образования / Н.В.Нечаева // Начальная школа. – 2009. - №20 – с.16-23
- Савенков А.И. Маленький исследователь: коллективное творчество школьников / Художник А.А. Селиванов – Ярославль: Академия развития, 2004. – с.17-22
- Сухаревская Е. Проекты и исследования / Е. Сухаревская// Начальная школа. – 2008. – №5 – с.10-15
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный опыт работы по теме: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии посредством метода проектов»
В статье описан опыт работы пометодам проектов на уроках технологии с целью развития творческих способностей учащихся...
Педагогический проект Тема: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии через применение инновационных технологий»
Работа знакомит с методами организации проектной деятельности учащихся....
Реферат на тему: РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Одной из основных задач уроков технологии является трудовое воспитание. «Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; должно дать ему возможность найти для себя любимое занятие в жи...
статья на тему: "Развитие творческих способностей школьников на уроках технологии"
Статья на тему: "Развитие творческих способностей школьников на уроках техноллогии"...
Научная статья по теме "Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы"
Научная статья по теме "Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы"...
Статья на тему "Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии и во внеурочной работе"
Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии и во внеурочной работе можно осуществлять разными способами. Некоторые учителя разрабатывают специальные учебные задачи (например имеющие...
Статья "Приемы и методы, применяемые для развития творческих способностей учащихся на уроках технологии"
Предмет «Технология» - это творческий предмет, который представляет большие возможности, для воспитания творческой, разносторонней личности. Опираясь на традиционные и нетрадиционные метод...