Конспект урока "Машинные швы"
план-конспект урока по технологии (5 класс)

Лысенкова Любовь Владимировна

Технология деятельностного метода обучения – это метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной самостоятельной учебно-познавательной исследовательской деятельности. Задача педагога при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Педагог должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: технология

Класс: 5

Тема:

«Машинные швы»

Тип урока: ОНЗ (открытие новых знаний)

Наименование и авторы учебника: О.А. Кожина, Е. Н. Кудакова,

 С.Э. Маркуцкая « Технология. Обслуживающий труд.», 5 класс.

Автор: Лысенкова Любовь Владимировна, учитель МОУ  СОШ №13 ,      

г. Павловский Посад, Московская область        

Образовательная цель:

- формировать знания у  обучающихся  о классификации машинных швов;

Задачи:

  • помочь обучающимся осознать практическую значимость учебного материала;
  • продолжить изучение ниточного соединения деталей в одежде;
  • формировать умение проводить самоанализ выполненной работы;
  • обеспечить развитие у школьников умений сравнивать познавательные объекты и выделять в них главное;
  • создать условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения;
  • создать условия для ознакомления обучающихся с видами машинных швов, формирования навыка по их выполнению;
  • обеспечить развитие у школьников умения ставить цель и планировать свою деятельность, умения работать во времени;
  • содействовать привитию навыков культуры труда, аккуратности.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, образцы машинных швов, мультимедийное сопровождение.

Ход урока.

1. МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

- Здравствуйте! – Садитесь. Девизом нашей работы пусть будут такие слова: «Если это получилось у других, получится и у вас!» Девочки, давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем хорошей работы. (Слайд №1)

 Проверка готовности класса к уроку

- Перед началом работы прошу своих мастериц проверить готовность к уроку:    учебник, тетрадь, письменные принадлежности.

Вот мы снова вместе, и значит, продолжаем открывать тайны швейного дела, тайны ниточного соединения деталей в одежде.

Чтобы узнать что-то новое будем использовать хорошо знакомый план работы на уроке открытия новых знаний.

(Названия шагов лучше прикрепить на доске, чтобы дети могли на них опираться.)

Шаги учеников на уроке:

  1. Надо вспомнить те знания, которые понадобятся нам сегодня на уроке.
  2. Выполнить пробное действие.
  3. Зафиксировать своё затруднение.
  4. Определить причину затруднения.
  5. Сформулировать свою цель на уроке.
  6. Составить план открытия нового знания.
  7. Открыть новое знание и зафиксировать в эталоне.
  8. Применяем новое знание.
  9. Подводим итоги

2 АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И ФИКСИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАТРУДНЕНИЯ В ПРОБНОМ ДЕЙСТВИИ.

Далее учитель обращает внимания на первый шаг:

Группой по 4 человека выполните задание в карточках (вставить пропущенные слова), проверьте себя по эталону (слайд №2).

  1. Ниточное соединение деталей производят одной или несколькими _____________. _____________ состоит из повторяющихся стежков.

2._____________ - это расстояние нитей между двумя проколами ткани иглой.

3. В результате соединения двух или нескольких слоев материала строчкой получается ________, т.е. место соединения деталей.

4. ________________ - это расстояние от срезов деталей (ткани) до строчки.

C:\Users\user\Desktop\Безымянный.png

Все эти термины применяют при изготовлении одежды, используя ниточное соединение деталей.

 - Как это соединение может выполняться? ( Может выполняться на швейных машинах или вручную.)

-Технология выполнения ручных строчек вам хорошо знакома.

  А как вы считаете, какой способ более экономичный  по времени, какой способ дает более красивую, ровную строчку? (работа, выполненная на швейной машине).

- А знакома ли вам технология выполнения машинных строчек? (ответы учениц).

Все верно - вы уже познакомились с работой на швейной машине, сегодня на уроке вы продолжите путешествие в страну машинных работ, машинных строчек и швов.

Чтобы понять, какова будет цель на уроке, какое задание вы должны выполнить? (пробное действие)

У каждого ученика карточка: (См. приложенный файл)

В карточке названия  основных машинных швов.

Определите,  и подчеркни   виды машинных швов  и их элементы - это ваше пробное действие.

  1. Машинные швы бывают:

а) широкие;

б) соединительные;

в) краевые;

г) узкие;

д) отделочные;

е) вышивальные;

         2) Виды машинных швов:

а) тамбурный;

б) стачной шов вразутюжку;

в) шов вподгибку с закрытым срезом;

г) прямой;

д) шов вподгибку с открытым срезом;

е) стачной шов взаутюжку;

ж) петлеобразный;

- Поднимите руки, у кого нет   ответа? В чем ваше затруднение?  ( Я пока не могу определить  виды машинных швов)

-У кого есть ответ, вы можете обосновать свой ответ? (  Я пока не могу обосновать, что я, верно, отметил виды (названия) машинных швов.)

− Вы, молодцы, и постарались выполнить задание, но у вас у всех возникли разные затруднения, но учения без затруднений не бывает. Как вы относитесь к затруднениям? (К затруднению надо относиться спокойно, остановимся, подумаем, выявим причину затруднения, улыбнемся и пожелаем себе и друг другу успеха, чтобы найти путь выхода из затруднения и будем следовать девизу нашего урока: « у тебя все получится!)

 _ Что делать дальше? (надо выяснить, почему возникло затруднение)

3. ВЫЯВЛЕНИЕ МЕСТА И ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЯ

- Ребята, какое задание вы должны были выполнить? (мы должны были назвать виды  машинных швов)

- Почему вы не смогли назвать виды машинных швов? (мы не знаем виды машинных швов).

4.ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ.

- Поставьте цель. (Узнать виды машинных швов).

Сформулируйте тему урока (Машинные швы).

Карточку со словами «машинные швы» прикрепить на доске.

Какими средствами вы можете воспользоваться для достижения цели?

( изучить литературу, узнать в интернете, спросить у учителя)

Давайте составим план  вашей работы по самостоятельному открытию новых знаний. ( В каждую группу выдать распечатанный и порезанный на пункты план работы. Группы составляют из этих частей план работы.)

План.

  1. Рассмотреть  образцы швов, прочитать материал в учебнике на стр.133; 138-141.
  2. Проанализировать увиденное и прочитанное, опираясь на шаги пробного действия.
  3. Сделать вывод и составить эталон.

- Давайте сравним, что получилось у каждой группы. ( Ответственные зачитывают полученный план работы, учитель вывешивает на доске план)

5.РЕАЛИЗАЦИЯ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА

- На листе А3 каждая рабочая группа учениц должна заполнить схему «Машинные швы», работая по плану.

По плану ученицы работают в группах 7-10 минуты. Затем обучащиеся представляют  свой вариант на доске.

6.ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ

- Назовите виды машинных швов. (По эталону) Эталон вывести на экран

( слайд №3)

Машинные швы бывают соединительными, краевыми и отделочными. Они служат для соединения деталей одежды, для обработки краев и украшения (отделки) изделия. К соединительным швам относятся – стачной шов взаутюжку и стачной шов вразутюжку; к краевым швам относятся - шов вподгибку с закрытым срезом и шов вподгибку с открытым срезом.

- А теперь давайте дадим название образцам швов все вместе ( провести фронтальную работу: учитель показывает образец шва, ученицы дают ему название, используя эталон).

- Вы познакомились  с видами машинных швов, с их названиями.

7. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ  РАБОТА

Сегодня мы подведем итог проделанной ранее работе. На специальных образцах вы выполнили сначала ручные операции. Вы познакомились с поэтапной технологией соединения деталей, узнали, что такое схема и рисунок при записи теории. Таким образом, подготовили эти образцы для дальнейшей обработки на швейной машине, не называя каждый образец по имени. ( Раздать конверты с образцами швов, которые были выполнены на предыдущем уроке)

-Теперь зная названия машинных швов, примените эти знания. Вам необходимо на каждый образец выбрать и наклеить правильное название шва, а далее пользуясь вашим эталоном, разложите образцы (изнаночная стороной к работающему) так, чтобы они образовали единую схему видов швов (как в эталоне). (Эту работу лучше выполнять на листах А4)

-Давайте посмотрим, что у вас получилось.

8.ВКЛЮЧЕНИЕ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ

-Молодцы, все  справились с заданием!

-Где в дальнейшем вы сможете применять открытые вами знания и умения? Где эти знания и умения могут быть использованы в жизни?

При изготовлении швейных изделий используют различные машинные швы, а также вы будете использовать их при изготовлении проектного изделия.

( Слайд №4- фото различных швейных изделий)

9. РЕФЛЕКСИЯ

           - Какова была тема урока? (Машинные швы)

- Что нового вы узнали на уроке? (Ответы детей.)

- Какова была цель вашей деятельности?

- Вы достигли поставленной цели?

- Что вы использовали при достижении цели?

- Оцените свою: деятельность на уроке:

На доске прикреплен круг от «солнышка», ученикам раздаются лучики трех цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку:

- желтого цвета-все понятно, мне очень понравилось;

- оранжевого цвета- немного затрудняюсь,мне понравилось;

- было трудно и непонятно;

Ученики оценивает себя по лесенке успеха

- Кто хочет озвучить свою оценку? (ответы учениц)

- Первый урок по этой теме закончен. Домашнее задание- повторить названия машинных швов, принести рабочую коробку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...