Введение
“Учиться, учиться и ещё раз учиться!” – очень популярная фраза наших родителей. “Куда ты без образования пойдешь? Учёба - твоя работа! Сиди, учи, развивайся!” – не менее популярные фразы тех же людей. Подобные слова способны отбить желание учиться у ребенка, ведь “по принуждению” заниматься чем-либо не только не хочется, но и вызывает отвращение к делу. А принесёт ли это успех? Явно, что нет. Большинство, думаю, понимает, что родители говорят это не со зла, они желают нам лишь лучшего. Они хотят, чтобы мы добились в жизни больших результатов.
Почему же дети не хотят учиться? Если говорить по своему опыту, то в начале обучения в школе меня пугало количество информации, необходимой для запоминания. Как только увидишь текст на несколько страниц, то сразу пропадает желание что-либо учить. У меня это возникало из-за того, что информация, даваемая в учебниках, порой бывает очень скучной, однообразной и трудной к восприятию. Приходилось постоянно находить интересные способы изучения, новые способы запоминания информации, чтобы хоть как-то разнообразить без того тяжелые и напряженные школьные будни. Свою работу я посвятила мнемотехнике – методике запоминания, ассоциации.
Актуальность:
хоть однажды каждый из нас забывал, где оставил ключи от машины или вовремя не вспомнил день рождения ближайших родственников. По исследованиям психологов, в возрасте с 40 до 65 лет люди испытывают стойкое снижение памяти, а ведь ее развитие и поддержание в нужной форме - одно из средств против болезни Альцгеймера. Да что там взрослые – из-за плохой памяти дети теряют интерес к учебе.
Цель:
изучить, что такое мнемотехника и понять принцип её действия.
Задачи:
1) Исследовать мнемотехнику на актуальность, взвесить причины “за” и ”против” нее, сделать вывод.
2) Собрать команду единомышленников для проведения опроса среди людей с целью выяснения правильности нашего подхода.
Глава 1 Память, её ухудшение и причины
⦁ Что такое память?
Память – одно из важнейших понятий в жизни человека, которое означает сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта. История изучения памяти в психологии огромна и прежде всего связана с общей историей психологии. Одной из первых теорий памяти является ассоцианистическая теория, центральное понятие которой – «ассоциация» (связь, соединение). Ассоциация в этой теории выступает как объяснительный принцип всех психических образований, а память при этом рассматривалась не как активный процесс деятельности человека с предметами или их образами, а как продукт ассоциаций, сложившейся механически. Согласно теории выделялось три типа ассоциаций – по смежности, по сходству и по контрасту, а их содержание в дальнейшем существенно переосмыслялось и углублялось. С точки зрения другого направления, бихевиоризма, память является не более чем приобретением различных двигательных и речевых навыков. В дальнейшем с появлением и развитием гештальт-психологии стал больше изучаться собственно процесс запоминания, для которого необходимо дополнительное исходное условие – намерение субъекта. Впоследствии крупные изменения в трактовке этого понятия возникли при осознании социальной природы человеческой памяти (то есть ее процессы начали восприниматься как социальная форма поведения человека). У памяти множество подвидов и классификаций, которые зависят от контекста и рассматриваемой области деятельности человека. Это многообразие объясняется тем, что память является неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, в ходе которой мы запоминаем, сохраняем, воспроизводим и забываем.
1.2 Ухудшение памяти и причины.
Все люди когда-нибудь сталкивались или же столкнутся с проблемой ухудшения памяти. Сначала это проявится в мелочах, практически незаметно, а после, чаще всего с возрастом, проблема становится еще больше, и мы сталкиваемся с тем, что уже не можем на себя положиться. И у нас возникает вопрос: “Почему так произошло и что с этим делать?”
Чаще всего причины ухудшения памяти бывают банальны, совершенно не связаны с болезнью. Значит, такую проблему можно будет исправить. Итак, прежде чем разобраться с причинами, необходимо разобраться в типах памяти.
Типы памяти:
⦁ Непосредственная память: нечто забывается моментально;
⦁ Кратковременная память: удержание информации полминуты-минуту;
⦁ Долговременная память: полученные сведения сохраняются в мозгу долгие годы;
⦁ Скользящая память: информация удерживается столько, сколько человеку необходимо для ее использования, а потом стирается.
Причины ухудшения памяти, несвязанные с болезнью:
⦁ Нехватка сна
⦁ Истощение организма
⦁ Депрессия, нервные состояния, стресс
⦁ Злоупотребление алкоголем, наркотиками
⦁ Авитаминоз
⦁ Последствия от приёма лекарственных препаратов
⦁ Перенесенный наркоз
⦁ Злоупотребление пищи, в состав которой входит краситель с содержащимся в нём алюминием
Причины, связанные с болезнью:
⦁ Внутренние патологии (сахарный диабет, тяжёлые инфекции и пр.)
⦁ Атеросклероз сосудов мозга
⦁ Психиатрические заболевания
⦁ Черепно-мозговые травмы
⦁ Дегенеративные процессы
Заметив у себя сильное ухудшение памяти, необходимо обратиться к врачу. Для начала нужно обратиться к неврологу, который в дальнейшем может отправить на обследования к другим специалистам. Если же ухудшение незначительное, то можно попытаться исправить ситуацию самостоятельно.
Глава 2. Мнемотехника, ее действие и суть. Эксперимент и пример.
2.1 Мнемотехника
Мнемотехника - совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей): замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов с уже имеющейся в памяти информацией, различные модификации для упрощения запоминания.
Также термин «мнемоника» (аналог пиктограммы) употребляется как обозначение визуализации (в виде изображения, набора символов либо предметов) некоего объекта, субъекта либо явления, достаточно полно описывающей его и облегчающей его запоминание или идентификацию.
Техника мнемоника облегчает запоминание в отдельных случаях (там, где придуманные искусственные ассоциации закрепляются при запоминании легко и быстро). Однако в некоторых случаях неверное применение мнемоники может оказать и прямой вред, при подмене осмысленного (логического) запоминания механическим заучиванием.
2.2 Визуализация и запоминание.
Хорошая память нередко является врожденной особенностью некоторых людей. И потому нет смысла соревноваться с генетическими «мутантами», изматывать себя тренировками, включающими запоминание стихотворений и придумывание ассоциативных историй. Раз все записано в геноме, выше головы не прыгнешь. Однако не все так плохо. Научные исследования показывают, что некоторые мнемотехники буквально физически могут поменять структуру мозга и повысить скилл управления памятью. Многие из самых успешных в мире мнемонистов, участвующих в профессиональных соревнованиях по запоминанию, начинали учиться уже в зрелом возрасте, и им удалось значительно усилить возможности мозга. Секрет в том, что мозг изменяется постепенно. В некоторых исследованиях первый ощутимый результат достигался после шестинедельной тренировки, а заметное улучшение памяти наблюдалось через четыре месяца после начала занятий. Сама по себе память не так важна — важно то, насколько эффективно вы думаете в определенный момент времени.
Визуализация является наиболее важным аспектом запоминания и памяти в целом. Мозг постоянно прогнозирует. Для этого он строит образы, визуализирует окружающее пространство (отсюда происходит феномен вещих снов). Этот процесс не требует напряжения, нет нужды смотреть на определенные объекты или специально медитировать — вы просто делаете это.
Четко осознавать разницу между реальным образом и воображаемым — эти два процесса протекают в мозге параллельно (именно поэтому мы не разбиваем монитор во время игры). Для тренировки памяти нужно схожим образом мыслить осознанно.
Просто подумайте, как выглядит то, что мы пытаемся запомнить. Если мы можем думать о кошке, в равной степени вы сможете подумать об ОГРОМНОЙ, ТРЕХМЕРНОЙ, РЫЖЕЙ и детализированной кошке с красной ленточкой на шее. Нам не нужно специально воображать историю про рыжую кошку, бегающую за клубком ниток. Достаточно одного большого визуального объекта — этот ментальный образ образует в мозге новую связь. Можно использовать данный метод при чтении — один визуальный образ на одну короткую главу книги. В дальнейшем вспоминать прочитанное станет гораздо легче.
Интересно, что с точки зрения памяти запись, сделанная от руки, лучше усваивается, чем компьютерная. Рукописание стимулирует клетки мозга, так называемую ретикулярную активирующую систему (RAS). Она представляет собой большую сеть нейронов с разветвленными аксонами и дендритами, составляющими единый комплекс, который осуществляет активацию коры головного мозга и контролирует рефлекторную деятельность спинного мозга.
При срабатывании RAS мозг уделяет больше внимания тому, что вы делаете в данный момент. Когда вы пишете от руки, ваш мозг более активно формирует каждую букву по сравнению с набором текста на клавиатуре. Кроме того, создавая запись вручную, мы склонны перефразировать информацию, включая тем самым более активный вид обучения. Таким образом, запомнить что-то, если записать это от руки, становится проще
2.3 Эксперимент.
Вернемся к одной из задач моей работы: проведение эксперимента и опроса среди людей. И так, я и два моих товарища провели эксперимент на незнакомых людях. Мы объяснили им азы мнемотехники, рассказали принцип ее действия, дали памятку по ее изучению и показали наглядный пример. Спустя две недели, мы собрались вместе. Изначально нашей целью не было обсуждение мнемотехники, но обсудить ее мы успели и смогли. В результате мы поняли, что рассказанная нами информация действительно пригодилась, что не может не радовать.
2.4 Пример.
Закройте глаза. Представьте себе синее озеро. Абсолютно чистое, спокойное. На нем ничего нет. Вдруг на берегу вырастает дерево. Его отражение мы видим на озере, оно прямо на середине. Появляются лучи солнца. Которые медленно-медленно распространяются по озеру. Благодаря солнцу, на озере вырастают кувшинки, а вместе с ними ряска. Местные жители решают, что лучше огородить озеро и строят вокруг него забор. А теперь представьте все вместе – озеро, дерево, блики, кувшинки, ряска, забор.
Заключение
Возможности человеческой памяти не безграничны. Запоминание требует усилий и времени, поэтому лучше сосредоточиться на информации, которая действительно необходима мозгу. Довольно странно пытаться запомнить все телефонные номера, если вы можете просто вписать их в адресную книгу и сделать нужный звонок в пару этапов.
Всё незначительное следует быстро выгружать во «второй мозг» — в блокнот, облачное хранилище, планировщик дел, которые идеально подходят для работы с рутинной обыденной информацией.
Таким образом, мнемотехника является одним из методов облегчения запоминания информации. Для грамотного использования возможностей мозга необходимо лишь разобраться в данной области, выделить для себя основные моменты и научиться применять полученные знания на практике. Я уверена, что в будущем я найду команду единомышленников, работа с которыми будет приносить лишь удовольствие, и мы сможем полностью реализовать данный проект.
Список использованной литературы и интернет-источников:
Леонтьев А. Н. Развитие памяти. — М.-Л., 1931
Дёмин Р. Н. Танец как форма философствования и мнемотехники. //Философия — Детям. Человек среди людей: Материалы Второй Международной Научно-практической конференции. 25-28 мая 2006 г. — М., 2006. — С. 98—100.