Учить для жизни: педагог в современной школе"
консультация по технологии
Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития, высокой мобильностью, для молодого поколения появляется большое количество возможностей. Выйдя из стен школы, выпускник должен продолжить саморазвиваться и самосовершенствоваться, а для этого необходимо научиться определённым способам действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchit_dlya_zhizni-_pedagog_v_sovremennoy_shkole.docx | 49.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на методическом объединении учителей технологии
«Учить для жизни: педагог в современной школе»
«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры
учителя, мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора, эрудиции»
В.А.Сухомлинский
Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития, высокой мобильностью, для молодого поколения появляется большое количество возможностей. Выйдя из стен школы, выпускник должен продолжить саморазвиваться и самосовершенствоваться, а для этого необходимо научиться определённым способам действий.
Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, качества лидера, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации.
Подготовка учеников к жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты: знания составляющая уступает место развивающей.
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами, урок должен стать новым!
Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности.
Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт.
На уроках, предлагается не столько усвоить конкретные знания, как было раньше, сколько научить работать с «популярными естественно-научными текстами рисунками, таблицами и простейшими схемами с целью отбора источников, поиска и извлечения информации для создания собственных устных или письменных текстов, ответов на вопросы, аргументации своей точки зрения».
Главное для учителя в новой системе образования – это управлять процессом обучения, а не передавать знания. Функции ученика – активный деятель. То есть учащийся становится активной личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на практике.
Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя теперь становится главным деятелем.
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» – слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно – деятельностного подхода.
Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
В ФГОС ООО метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Универсальные учебные действия являются одной важнейших частей Федерального государственного образовательного стандарта.
Представлены виды УУД:
- познавательные
- регулятивные
- коммуникативные.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
Развитию УУД на уроке способствует применение современных педагогических технологий: технология критического мышления, проектная деятельность, исследовательская работа, дискуссионная технология, коллективная и индивидуальная мыслительную деятельность.
Как же построить урок, чтобы реализовать требования Стандартов нового поколения?
Прежде всего, необходимо рассмотреть этапы конструирования урока (Приложение 1).
Затем продумываем структуру урока (Приложение 2). Как известно, самый распространённый тип урока технологии – комбинированный.
Как спроектировать урок, взяв за основу урок комбинированного типа, который будет решать задачи по формированию не только предметных, но и метапредметных результатов?
Необходимо организовать алгоритм составления плана- конспекта урока, создать свою модель урока в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
План урока по предмету «Технология»
в соответствии с требованиями ФГОС ООО
Учителя высшей категории МАОУ СОШ с. Нижнетроицкий
Ртищевой Гульсины Мавлетзяновны
Класс: 5
Тема урока: Производство ткани.
- Дидактическое обоснование урока
- Цели урока:
- Предметные цели:
- способствовать формированию и развитию знаний о технологии изготовления пряжи, нитей, ткани;
- способствовать развитию умения определять в ткани нити основы (долевой), нити утка (поперечной), кромки, лицевой стороны ткани.
- ознакомить с видами переплетений нитей в ткани (полотняное).
- Личностные цели:
1.способствовать развитию речи учащихся;
2.учить анализировать свою работу, выделять главное;
3.учить сравнивать свою работу с работой друзей по классу;
4.способствовать овладению всеми видами памяти;
5.способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету «Технология».
- Метапредметные цели:
- ознакомить со старинными способами получения пряжи, нитей и ткани (познавательные УУД);
- ознакомить с современной технологией производства ткани: прядением, ткачеством, отделкой (познавательные УУД);
- проинформировать о профессиях: оператор прядильного производства и ткач;
- ознакомить с видами переплетения нитей в ткани, научить определять на схеме раппорт ткацкого рисунка (познавательные УУД).
- Профориентационные цели:
- Развивать представление о народном хозяйстве и потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации.
- Воспитывать уважение к работающему человеку.
- Сформировать представление о профессиях прядильщик, ткач.
- Методическое оснащение урока:
- Материально – техническая база:
- кабинет технологии:
- инструменты, приспособления;
- материалы (ткани растительного происхождения);
- компьютер;
- коллекции «хлопок», «лён».
- Дидактическое обеспечение:
- Учебное пособие §14: Н.В.Синица, В.Д.Симоненко «Технологии ведения дома» 5 класс Москва: «Вентана-Граф», 2018
- Рабочая тетрадь 5 класс Н.В.Синица, Москва: «Вентана-Граф», 2018
- интернет (видео)
- презентации
- Учебно-техническая документация:
- тесты;
- таблицы « Производство пряжи», «Производство ткани»;
- инструкционно - технологические карты (определение лицевой и изнаночной сторон в ткани, определение направления нитей основы);
- кроссворд.
Методы обучения:
рассказ, демонстрация наглядных пособий, беседа, лабораторные работы, опрос
Тип урока: комбинированный
Вид урока: урок-исследование
Словарная работа на уроке:
волокна растительного происхождения (хлопок, лён),
прядение, пряжа (нити), прядильщик,
ткач;
долевые нити (основа), поперечные нити (уток), кромка;
полотняное переплетение,
ткацкий рисунок, раппорт;
отбеливание, крашение, печатание.
- Ход урока
Этапы урока | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | ||
Мотивационно-целевой этап | I.Организационный момент Цель этапа:
|
| Личностные УУД | Осуществляемые действия: -эмоциональный положительный настрой на урок |
Формируемые способы деятельности: -проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности | ||||
Регулятивные УУД | Осуществляемые действия: - помощь учителю в проверке явки на урок | |||
Формируемые способы деятельности: -выявление готовности к уроку | ||||
Познавательные УУД | Осуществляемые действия: -активное слушание учителя -выдвижение предложений по теме урока | |||
Формируемые способы деятельности: -формулирования собственных ожиданий | ||||
Коммуникативные УУД | Осуществление действия: -слушание собеседника | |||
Формируемые способы деятельности: - построение понятных для собеседника высказываний | ||||
II. Проверка выполнения домашнего задания Цель этапа:
|
| Личностные УУД | Осуществляемые действия: -повторение ранее изученного материала | |
Формируемые способы деятельности: -проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности | ||||
Регулятивные УУД | Осуществляемые действия: -контролируют правильность ответов учащихся | |||
Формируемые способы деятельности: -оценивают результат по алгоритму -адекватное восприятие оценки учителя | ||||
Познавательные УУД | Осуществляемые действия: - взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность | |||
Формируемые способы деятельности: -развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности | ||||
Коммуникативные УУД | Осуществляемые действия: -взаимодействуют с учителем во время опроса | |||
Формируемые способы деятельности: -продолжение развития умения использовать простые речевые средства для передачи своего мнения -умение полно и точно выражать свои мысли | ||||
III. Актуализация знаний Цель этапа:
|
-что служит сырьём для производства тканей; - из каких растений получают волокно для изготовления ткани | Личностные УУД | Осуществляемые действия: -активизация имевшихся ранее знаний - активное погружение в тему | |
Формируемые способы деятельности: - умение слушать в соответствии с целевой установкой –принимать и сохранять учебную цель и задачу -дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания | ||||
Познавательные УУД | Осуществляемые действия: -развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности | |||
Практический этап | IV.Проблемное изложение новых знаний Цель этапа:
|
| Регулятивные УУД | Осуществляемые действия: -самостоятельное определение темы урока -осознание целей и задач обучения Восприятие, осмысление, запоминание учебного материала - осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих к усвоению |
Формируемые способы деятельности: - формирование умения учится высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника - формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей - формирование умения слушать и понимать других Формирование умения формулировать свои мысли в устной форме | ||||
Познавательные УУД | Осуществляемые действия: -развитие углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности -развитие умения получать информацию из рисунка, текста и строить сообщения в устной форме -развитие умения осуществлять поиск необходимой информации, используя дополнительные источники информации -развитие умения строить простые рассуждения | |||
Формируемые способы деятельности: -формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию | ||||
V. Первичное закрепление Итог урока: организовывать усвоение учащимися нового материла |
| Личностные УУД | Осуществляемые действия: -осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению -применение на практике и последующее повторение нового материала | |
Формируемые способы деятельности: -формирование умения выказывать своё отношение к новому материалу, выражать свои эмоции Формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности -формирование умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией | ||||
Коммуникативные УУД | Осуществляемые действия -формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками | |||
Формируемые способы деятельности: -умение строить речевые высказывания | ||||
VI.Физкультминутка | Приложение 3 | |||
VII. Лабораторные работы: 1. « Определение направления нити основы», 2.«Определение лицевой и изнаночной сторон ткани» проверить умения работать по алгоритму; организовать самопроверку работы. | Вводный инструктаж учителя:
Текущий инструктаж: контроль правильности выполнения работы (по мере необходимости проведение индивидуальных инструктажей) Заключительный инструктаж: выслушивание сформулированных выводов во время лабораторной работы | Личностные УУД | Осуществляемые действия: -проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности -восприятие, осмысление , запоминание учебного материала | |
Формируемые способы деятельности: -применение на практике полученных знаний | ||||
Регулятивные УУД | Осуществляемые действия: -взаимоконтроль и внесение корректив учебно-познавательную деятельность -самоконтроль выполнения задания | |||
Формируемые способы деятельности: -планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации | ||||
Познавательные УУД | Осуществляемые действия: -усвоение новых способов умственной деятельности через разные виды получения информации | |||
Формируемые способы деятельности: -умения структурировать знания -построение логической цепи рассуждений | ||||
Рефлексивно-оценочный этап | VIII. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания Цель этапа: включить новый способ действий в систему знаний |
| Познавательные УУД | Осуществляемые действия: -отработка алгоритма по изученной теме «Производство текстильных материалов» -поиск в интернет источниках и электронных книгах |
Формируемые способы деятельности: -поиск и выделение информации | ||||
IX.Уборка рабочих мест | Контроль за выполнением | Регулятивные УУД | Формируемые способы деятельности: -планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации | |
X. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель этапа: Организовать проведение самооценки учениками работы на уроке По результатам анализа работы на уроке зафиксировать направления будущей деятельности |
| Коммуникативные УУД | Осуществляемые действия: - оценка и самооценка учебной деятельности - обобщение и систематизация знаний -выражение учащимися эмоций по поводу урока | |
Формируемые способы деятельности: -формирование умений полно и точно выражать свои мысли |
Новый подход к образованию соответствует современному представлению об уроке. Именно такой урок называется современным, где учитель вместе с учащимися на равных ведет работу по поиску и отбору научного содержания знания, подлежащего усвоению; только тогда знание становится личностно значимым, а ученик воспринимается учителем как творец своего знания. А значит, именно такие уроки позволяют сегодня реализовывать новые образовательные стандарты.
Наша главная задача (задача современного учителя) на уроке – формировать и развивать УУД, то есть умения учиться всю жизнь.
Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».
Литература:
- Н.В.Синица, В.Д.Симоненко, Технология. Технология ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, М.: Вентана-Граф, 2018
- Н.В.Синица, В.Д.Симоненко, Технология. Технология ведения дома: 5 класс: рабочая тетрадь для учащихся образовательных учреждений, М.: Вентана-Граф, 2018
- Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2015 г.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. - А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под редакцией А.Г. Асмолова М.: Просвещение, 2017.)
- http://terpug.at.ua/news/2017-03-28-483
- http://magarif-uku.ru/chto-neobkhodimo-znat-pedagogu-pri-per/
Приложение 1
Этапы конструирования урока
- Определение темы учебного материала.
- Определение дидактической цели темы.
- Определение типа урока:
- урок изучения и первичного закрепления новых знаний;
- закрепления новых знаний;
- комплексного применения знаний, умений и навыков;
- обобщения и систематизации знаний;
- проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков учащихся;
- комбинированный.
- Продумывание структуры урока.
- Обеспеченность урока (таблица).
- Отбор содержания учебного материала.
- Выбор методов обучения.
- Выбор форм организации педагогической деятельности
- Оценка знаний, умений и навыков.
- Рефлексия урока.
Приложение 2
Структура комбинированного урока.
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Приложение 3
Физкультминутка
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали!
Вверх на солнце посмотрели,
И их лучики погрели.
Бабочки летали,
Крылышками махали.
Дружно хлопнем: раз, два, три, четыре, пять,
Нам пора букет собрать.
Раз присели, два присели,
В руках ландыши запели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на педсовете "Личность педагога в современной школе", 2010
Доклад на педсовете "Личность педагога в современной школе" - О профессионализме учителя + презентация....
Внеклассная работа .«Личность педагога в современной школе».
По-настоящему об уровне цивилизации говорят не переписи населения, не размеры городов, не собранный урожай - нет, о нем говорят качества человека, которого производит страна». Р.У. ЭмерсонЧто же именн...
Личность педагога в современной школе. Подходы к индивидуализации образовательного процесса: педагогический профессионализм.
Материал для подготовки к педагогическому совету и заседанию школьного предметного объединения учителей....
Доклад "Имидж педагога в современной школе"
Доклад подготовлен к методическому совету и содержит информацию о личности учителя в современной школе с презентацией....
Личность педагога в современной школе
Презентация по теме "Личность педагога в современной школе" содержит материал для выступления на педагогическом совете или заседании м/о....
Личность педагога в современной школе
Данный материал подготовлен для заседания педагогического совета по соответствующей теме. Его можно использовать на заседаниях методических объединений....
Эмоциональное выгорание педагогов в современной школе
Методическая разработка состоит доклада с элементом тренинга и презинтации....