Личность педагога в современной школе
статья на тему
Данный материал подготовлен для заседания педагогического совета по соответствующей теме. Его можно использовать на заседаниях методических объединений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lichnost_pedagoga_2.docx | 21.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Личность педагога в современной школе
Происходящие изменения в современном социальном и экономическом развитии России непосредственно воздействуют и на систему образования. На современном этапе людям необходимо уметь «поддерживать конкурентоспособность, важнейшими условиями которой становятся такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Конечно, особая роль в воспитании такой личности отводится учителю, а значит, именно он, Учитель ХХI века, должен сам в первую очередь обладать этими качествами, соответствовать новому времени.
Общественные науки так определяют понятие «личность»:
Личность – человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.
Главными элементами, определяющими личность учителя, принято считать: профессионализм, компетентность, продуктивность, социально направленные личностные качества. Рассмотрим подробнее последнее.
Качества личности – стабильные внутренние особенности человека, оцениваемые позитивно. Это позитивные черты характера, знания, умения и навыки. Исследователи отмечают обязательность для педагога таких личностных качеств, как
• адекватность самооценки и уровня притязаний,
• определенный оптимум тревожности, обеспечивающий интеллектуальную активность педагога,
• целеустремленность,
• настойчивость,
• трудолюбие,
• скромность,
• наблюдательность,
• контактность,
• остроумие,
• ораторские способности,
• артистичность натуры.
Особенно важными являются такие качества педагога, как готовность к пониманию психических состояний учеников и сопереживанию, т. е. эмпатия, и потребность в социальном взаимодействии. Об этих качествах говорят взрослые, а вот каким хотели бы видеть учителя дети. Опрос проводился среди учащихся 2 – 4 классов. Оказалось, что дети хотели бы видеть своего учителя
добрым – 82,9% респондентов, умным – 57,6%, справедливым – 34,8% , образованным – 29% ,красивым – 24,7%, с чувством юмора – 22,8%, строгим – 22,2%, любящим детей – 19,6%, в то время как ученые- психологи, ранжируют качества , необходимые, по их мнению, современному педагогу, следующим образом:
• адекватность самооценки и уровня притязаний,
• определенный оптимум тревожности, обеспечивающий интеллектуальную активность педагога,
• целеустремленность,
• настойчивость,
• трудолюбие,
• скромность,
• наблюдательность,
• контактность,
• остроумие,
• ораторские способности, артистичность натуры.
Если посмотреть в сравнении, то можно увидеть, что дети на уровне интуиции чувствуют, каким должен быть их учитель. Очень важно помнить слова педагога Е. Н. Ильина: «Учитель отнюдь не самый главный человек на уроке, а первый среди равных ему: ведущий и ведомый одновременно». Ведь мы , учителя, учимся вместе с детьми жить в этом современном мире и нужны не столько для передачи накопленного предыдущего опыта, а для возникновения нового субъектного современного опыта каждого ребёнка как люди, которые своим профессионализмом добились права быть значимыми в жизни ребёнка.
Существует много рисков для личности учителя остаться тем, кем ты можешь и хочешь быть, справиться с профессиональным выгоранием и деформациями личности, хотя для этого в нашей жизни очень много условий. Оставаться оптимистом при внешних и внутренних воздействиях, нести позитивное и заражать этим детей – это трудная задача, которая требует решения для нашего общего будущего в нашей стране. И хочется верить, что решаться она будет усилиями каждой отдельной личности, всего общества и нашего государства совместно.
Есть интересная классификация: все качества можно поделить на две большие категории: внутренние качества (образуют богатый внутренний мир человека), и внешние (поведение и имидж), которые формируют красивую «вывеску». Под душевным миром мы понимаем те качества, который в глаза не бросаются, но делают человека желанным гостем в любой компании. У учителя (куратора) все эти качества должны быть развиты и развиты хорошо. Если у вас провисает «вывеска», но богатое содержание – здорово: но кому вы об этом будете рассказывать. А если у вас самая яркая «вывеска», но с содержанием проблемы, то может к вам и придут однажды, но, увы, второго раза не будет...
Качества, работающие на яркую «вывеску»:
• Артистичность, умение выступать
• Красивая внешность, умение одеваться
• Поставленная, четкая речь
• Красивая жестикуляция
Качества, работающие на богатое содержание:
• Позиции восприятия, умение посмотреть на ситуацию с разных сторон
• Умение заботиться об окружающих
• Умение думать, свобода мышления
• Позитивное мировосприятие
• Мудрость
Учитель сам должен быть личностью, «ибо личность может быть воспитана только личностью; он сам должен быть высокогуманным, ибо гуманность можно привить ребенку только добротой души; он обязательно должен быть широко образованным и творческим человеком, ибо страсть к познанию может зажечь только тот, кто сам горит ею». (Ш.Амонашвили). Учитель 21 века должен обладать «целым ансамблем свойств человеческой личности», любви к детям и своему делу, эрудированности, способности к анализу и самоанализу, гибкости мышления, тактом, ораторскими способностями» . В школе 21 века не должно быть случайных людей, которые пришли в профессию не по зову души, а по воле случая. Не должно быть и таких, кто любит не профессию, а себя в ней. А в качестве заключения приведу заповеди современного учителя самому себе:
1. Прими все то, что есть в ребенке, как естественное, сообразное его природе, пусть даже это и не соответствует твоим знаниям, культурным представлениям и нравственным установкам.
2. Единственное исключение - неприятие в ребенке того, что угрожает здоровью людей и его здоровью.
3. Сопроводи его позитивную самореализацию, приняв все проявления ребенка, как положительные, так и отрицательные. ( Если всячески помогать и одобрять труд ребенка, стимулировать его творческие идеи, то именно они будут расти в нем и развиваться).
4. Старайся ничему не учить ребенка напрямую. Учись сам. Тогда ребенок, находясь с тобой, будет всегда видеть, чувствовать и знать, как можно учиться. На занятиях живописью рисуй сам, если все сочиняют сказку - сочиняй и ты, на математике решай задачи вместе со всеми.
5. Ищи истину вместе с ними. Не задавай детям вопросов, на которые знаешь ответы (ты думаешь, что знаешь).
(Иногда можно применить проблемную ситуацию с известным тебе решением, но в итоге всегда стремись оказаться вместе с детьми в одинаковом неведении. Ощути радость совместного с ними творчества и открытия).
6. Искренне восхищайся всем красивым, что видишь вокруг.
(Находи прекрасное в природе, в искусстве, в поступках людей. Пусть дети будут подражать тебе в таком восторге. Через подражание в чувствах им откроется и сам источник красивого).
Личностные и индивидуальные качества педагога должны отвечать одновременно двум уровням требований, предъявляемых к этой профессии. Требования первого уровня предъявляются к учителю вообще как к носителю профессии. Они безотносительны к социальным условиям, общественным формациям, учебному заведению, учебному предмету. Этим требованиям должен отвечать любой настоящий педагог вне зависимости от того, работает ли он при капитализме, социализме, в условиях села, города, преподает ли математику, труд, язык и т. д.
Большое значение придается исследователями и «педагогическому такту», в проявлении которого выражается общая культура педагога и высокий профессионализм его педагогической деятельности и направленности. Каждый педагог должен в идеале иметь определенные педагогические способности для достижения успешной деятельности. Педагогические способности обычно включают в структуру рассматриваемых ниже организационных и гностических способностей, хотя эти способности могут существовать отдельно друг от друга: есть ученые, которые лишены способности передавать свои знания другим, даже объяснить то, что им самим хорошо понятно. Педагогические способности, требующиеся для профессора, читающего курс студентам и для того же ученого - руководителя лаборатории различны. Э.Ф. Зеер дает следующие свойства личности, структура которых, по его мнению, и составляет собственно педагогические способности:
- способность делать учебный материал доступным;
- творчество в работе;
- педагогически-волевое влияние на учащихся;
- способность организовать коллектив учащихся;
- интерес и любовь к детям;
- содержательность и яркость речи, ее образность и убедительность;
- педагогический такт;
- способность связать учебный предмет с жизнью;
- наблюдательность;
- педагогическая требовательность.
Требования второго уровня предъявляются к передовому педагогу вообще, вне зависимости от учебного предмета, который он преподает - это его личностная готовность к педагогической деятельности. Готовность предполагает широкую и профессиональную системную компетентность, стойкую убежденность человека, социально-значимую направленность личности, а также наличие коммуникативной и дидактической потребности, потребности общения, передачи опыта.
Устойчивое побуждение к деятельности по избранной профессии, стремление реализовать в ней себя, применить свои знания, способности отражает сформированность профессиональной направленности личности. Это сложное, интегративное качество. Составляющими профессионально-педагогической направленности личности преподавателей и мастеров производственного обучения являются социально-профессиональные ориентации, профессионально-педагогические интересы, мотивы профессиональной деятельности и самосовершенствования, профессиональные позиции личности. В них отражаются отношение к профессионально-педагогической деятельности, интересы и склонности, желание совершенствовать свою подготовку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на педсовете "Личность педагога в современной школе", 2010
Доклад на педсовете "Личность педагога в современной школе" - О профессионализме учителя + презентация....
Личность учителя в современной школе
Личность учителя в современной школе.Каким должен быть учитель в современной школе....
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ, ДУХОВНОСТИ И ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК НРАВСТВЕННОЙ ОСНОВЫ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Доклад опубликован в сборнике, по материалам международной конференции "49-е Евсевьевские чтения", проходившей в г.Саранск...
Внеклассная работа .«Личность педагога в современной школе».
По-настоящему об уровне цивилизации говорят не переписи населения, не размеры городов, не собранный урожай - нет, о нем говорят качества человека, которого производит страна». Р.У. ЭмерсонЧто же именн...
Личность педагога в современной школе. Подходы к индивидуализации образовательного процесса: педагогический профессионализм.
Материал для подготовки к педагогическому совету и заседанию школьного предметного объединения учителей....
Личность педагога в современной школе
Презентация по теме "Личность педагога в современной школе" содержит материал для выступления на педагогическом совете или заседании м/о....
Методическое объединение учителей "Личность педагога в современной школе"
В данном материале содержится краткое описание проведенной работы методобъединения...