Личность педагога в современной школе
статья на тему

Левина Ольга Евгеньевна

Данный материал подготовлен для заседания педагогического совета по соответствующей теме. Его можно использовать на заседаниях методических объединений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichnost_pedagoga_2.docx21.15 КБ

Предварительный просмотр:

   Личность педагога в современной школе

 Происходящие изменения в современном социальном и экономическом развитии России непосредственно воздействуют и на систему образования. На современном этапе людям необходимо уметь «поддерживать конкурентоспособность, важнейшими условиями которой становятся такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Конечно, особая роль в воспитании такой личности отводится учителю, а значит, именно он, Учитель ХХI века,  должен сам в первую очередь обладать этими качествами, соответствовать новому времени.

Общественные науки так определяют понятие «личность»:

Личность – человеческий индивид, являющийся субъектом  сознательной деятельности,  обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.

Главными элементами, определяющими личность учителя, принято считать: профессионализм, компетентность, продуктивность, социально направленные личностные качества. Рассмотрим подробнее  последнее.

Качества личности – стабильные внутренние особенности человека, оцениваемые позитивно.  Это позитивные  черты  характера, знания, умения и навыки. Исследователи отмечают обязательность для педагога таких личностных качеств, как

•        адекватность самооценки и уровня притязаний,

•        определенный оптимум тревожности, обеспечивающий интеллектуальную активность педагога,

•        целеустремленность,

•        настойчивость,

•        трудолюбие,

•        скромность,

•        наблюдательность,

•        контактность,

•        остроумие,

•        ораторские способности,

•        артистичность натуры.

Особенно важными являются такие качества педагога, как готовность к пониманию психических состояний учеников и сопереживанию, т. е. эмпатия, и потребность в социальном взаимодействии. Об этих качествах говорят взрослые, а вот каким хотели бы видеть учителя дети. Опрос проводился среди учащихся 2 – 4 классов.  Оказалось, что дети хотели бы видеть своего учителя

добрым – 82,9%  респондентов,  умным – 57,6%, справедливым – 34,8% , образованным – 29% ,красивым – 24,7%, с чувством юмора – 22,8%, строгим – 22,2%, любящим детей – 19,6%, в то время как  ученые- психологи, ранжируют качества , необходимые, по их мнению, современному педагогу, следующим образом:

 •        адекватность самооценки и уровня притязаний,

•        определенный оптимум тревожности, обеспечивающий интеллектуальную активность педагога,

•        целеустремленность,

•        настойчивость,

•        трудолюбие,

•        скромность,

•        наблюдательность,

•        контактность,

•        остроумие,

•        ораторские способности,  артистичность натуры.

Если посмотреть в сравнении, то можно увидеть, что дети на уровне интуиции чувствуют, каким должен быть их учитель.     Очень важно   помнить слова педагога  Е. Н. Ильина: «Учитель отнюдь не самый главный человек на уроке, а первый среди равных ему: ведущий и ведомый одновременно». Ведь мы , учителя,  учимся вместе с детьми жить в этом современном мире и нужны не столько для передачи накопленного предыдущего опыта, а для возникновения нового субъектного современного опыта каждого ребёнка  как люди, которые  своим профессионализмом добились права быть значимыми в жизни ребёнка.

 Существует  много рисков для личности учителя остаться тем, кем ты можешь и хочешь быть, справиться с профессиональным выгоранием и деформациями личности, хотя  для этого в нашей жизни очень много условий. Оставаться оптимистом при внешних и внутренних воздействиях, нести позитивное и заражать этим детей – это трудная задача, которая требует решения для нашего общего будущего в нашей стране. И хочется верить, что решаться она будет усилиями каждой  отдельной личности, всего общества и нашего государства совместно.

 Есть интересная классификация: все качества можно поделить на две большие категории: внутренние качества (образуют богатый внутренний мир человека), и внешние (поведение и имидж), которые формируют красивую «вывеску». Под душевным миром мы понимаем те качества, который в глаза не бросаются, но делают человека желанным гостем в любой компании. У учителя (куратора) все эти качества должны быть развиты и развиты хорошо. Если у вас провисает «вывеска», но богатое содержание – здорово: но кому вы об этом будете рассказывать. А если у вас самая яркая «вывеска», но с содержанием проблемы, то может к вам и придут однажды, но, увы, второго раза не будет...

 Качества, работающие на яркую «вывеску»:

•        Артистичность, умение выступать

•        Красивая внешность, умение одеваться

•        Поставленная, четкая речь

•        Красивая жестикуляция

 Качества, работающие на богатое содержание:

•        Позиции восприятия, умение посмотреть на ситуацию с разных сторон

•        Умение заботиться об окружающих

•        Умение думать, свобода мышления

•        Позитивное мировосприятие

•        Мудрость

 Учитель сам должен быть личностью, «ибо личность может быть воспитана только личностью; он сам должен быть высокогуманным, ибо гуманность можно привить ребенку только добротой души; он обязательно должен быть широко образованным и творческим человеком, ибо страсть к познанию может зажечь только тот, кто сам горит ею». (Ш.Амонашвили). Учитель 21 века должен обладать «целым ансамблем свойств человеческой личности», любви к детям и своему делу, эрудированности, способности к анализу и самоанализу, гибкости мышления, тактом, ораторскими способностями» . В школе 21 века не должно быть случайных людей, которые пришли в профессию не по зову души, а по воле случая. Не должно быть и таких, кто любит не профессию, а себя в ней. А в качестве заключения приведу заповеди современного учителя самому себе:

1.        Прими все то, что есть в ребенке, как естественное, сообразное его природе, пусть даже это и не соответствует твоим знаниям, культурным представлениям и нравственным установкам.

2.         Единственное исключение - неприятие в ребенке того, что угрожает здоровью людей и его здоровью.

3.        Сопроводи его позитивную самореализацию, приняв все проявления ребенка, как положительные, так и отрицательные. ( Если всячески помогать и одобрять труд ребенка, стимулировать его творческие идеи, то именно они будут расти в нем и развиваться).

4.        Старайся ничему не учить ребенка напрямую. Учись сам. Тогда ребенок, находясь с тобой, будет всегда видеть, чувствовать и знать, как можно учиться. На занятиях живописью рисуй сам, если все сочиняют сказку - сочиняй и ты, на математике решай задачи вместе со всеми.

5.        Ищи истину вместе с ними. Не задавай детям вопросов, на которые знаешь ответы (ты думаешь, что знаешь).

(Иногда можно применить проблемную ситуацию с известным тебе решением, но в итоге всегда стремись оказаться вместе с детьми в одинаковом неведении. Ощути радость совместного с ними творчества и открытия).

6.        Искренне восхищайся всем красивым, что видишь вокруг.

(Находи прекрасное в природе, в искусстве, в поступках людей. Пусть дети будут подражать тебе в таком восторге. Через подражание в чувствах им откроется и сам источник красивого).

Личностные и индивидуальные качества педагога должны отвечать одновременно двум уровням требований, предъявляемых к этой профессии. Требования первого уровня предъявляются к учителю вообще как к носителю профессии. Они безотносительны к социальным условиям, общественным формациям, учебному заведению, учебному предмету. Этим требованиям должен отвечать любой настоящий педагог вне зависимости от того, работает ли он при капитализме, социализме, в условиях села, города, преподает ли математику, труд, язык и т. д.

Большое значение придается исследователями и «педагогическому такту», в проявлении которого выражается общая культура педагога и высокий профессионализм его педагогической деятельности и направленности. Каждый педагог должен в идеале иметь определенные педагогические способности для достижения успешной деятельности. Педагогические способности обычно включают в структуру рассматриваемых ниже организационных и гностических способностей, хотя эти способности могут существовать отдельно друг от друга: есть ученые, которые лишены способности передавать свои знания другим, даже объяснить то, что им самим хорошо понятно. Педагогические способности, требующиеся для профессора, читающего курс студентам и для того же ученого - руководителя лаборатории различны. Э.Ф. Зеер дает следующие свойства личности, структура которых, по его мнению, и составляет собственно педагогические способности:

- способность делать учебный материал доступным;

- творчество в работе;

- педагогически-волевое влияние на учащихся;

- способность организовать коллектив учащихся;

- интерес и любовь к детям;

- содержательность и яркость речи, ее образность и убедительность;

- педагогический такт;

- способность связать учебный предмет с жизнью;

- наблюдательность;

- педагогическая требовательность.

 Требования второго уровня предъявляются к передовому педагогу вообще, вне зависимости от учебного предмета, который он преподает - это его личностная готовность к педагогической деятельности. Готовность предполагает широкую и профессиональную системную компетентность, стойкую убежденность человека, социально-значимую направленность личности, а также наличие коммуникативной и дидактической потребности, потребности общения, передачи опыта.

Устойчивое побуждение к деятельности по избранной профессии, стремление реализовать в ней себя, применить свои знания, способности отражает сформированность профессиональной направленности личности. Это сложное, интегративное качество. Составляющими профессионально-педагогической направленности личности преподавателей и мастеров производственного обучения являются социально-профессиональные ориентации, профессионально-педагогические интересы, мотивы профессиональной деятельности и самосовершенствования, профессиональные позиции личности. В них отражаются отношение к профессионально-педагогической деятельности, интересы и склонности, желание совершенствовать свою подготовку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педсовете "Личность педагога в современной школе", 2010

Доклад на педсовете "Личность педагога в современной школе" - О профессионализме учителя + презентация....

Личность учителя в современной школе

Личность учителя в современной школе.Каким должен быть учитель в современной школе....

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ, ДУХОВНОСТИ И ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК НРАВСТВЕННОЙ ОСНОВЫ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Доклад опубликован в сборнике, по материалам международной конференции "49-е Евсевьевские чтения", проходившей в г.Саранск...

Внеклассная работа .«Личность педагога в современной школе».

По-настоящему об уровне цивилизации говорят не переписи населения, не размеры городов, не собранный урожай - нет, о нем говорят качества человека, которого производит страна». Р.У. ЭмерсонЧто же именн...

Личность педагога в современной школе. Подходы к индивидуализации образовательного процесса: педагогический профессионализм.

Материал для подготовки к педагогическому совету и заседанию школьного предметного объединения учителей....

Личность педагога в современной школе

Презентация по теме "Личность педагога в современной школе" содержит материал для выступления на педагогическом совете или заседании м/о....

Методическое объединение учителей "Личность педагога в современной школе"

В данном материале содержится краткое описание проведенной работы методобъединения...