"Практико-ориентированный проект предметной области «Технология» для категории обучающихся с ОВЗ»
методическая разработка по технологии (6 класс)
В предложенной методической разработке можно познакомиться спорядком реализации индивидуального творческого проекта по технологии в 6 классе по теме: "Изготовление персонажей для кукольных мультфильмов".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gnevko_met.razr_.docx | 373.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Гневко Алла Олеговна
Учитель технологии
(ГБОУ школа №3 Красногвардейского района, Санкт-Петербург, Россия)
Методическая разработка
«Практико-ориентированный проект предметной области «Технология» для категории обучающихся с ОВЗ»
Федеральный образовательный стандарт основного общего образования предусматривает защиту индивидуального учебного проекта каждым выпускником. Реализация данного требования предполагает серьезную подготовительную работу со стороны учителя-предметника. Выбор предмета и тему обучающиеся делают самостоятельно, исходя из своих интересов и возможностей, а учитель должен помочь составить план работы, проконтролировать процесс и грамотно оформить материал. Это особенно актуально для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ).
Обучающиеся нашей школы относятся к категории детей с тяжелыми нарушениями речи. Задержка и нарушения речевого развития оставляют серьезный негативный след в развитии и становлении личности ребенка, что проявляется в нарушении познавательной, эмоционально - волевой сферах, в межличностных отношениях. Оказывается недостаточно развитым наглядно -действенное и наглядно-образное мышление, что проявляется в трудностях установления сходства и различия между предметами, несформированности многих обобщающих понятий. С точки зрения социальной адаптации, следует отметить выраженные трудности речевой коммуникации или «страх речи». Участие ребят с ОВЗ в проектной деятельности во многом помогает справиться с имеющимися проблемами.
Работа над проектами начинается задолго до выпускного класса, еще на ступени начального образования, и продолжается в старших классах. Если сначала это происходит на уровне групповых проектов, то постепенно обучающиеся переходят к индивидуальным.
В предложенной методической разработке можно познакомиться с порядком реализации индивидуального творческого проекта по технологии в 6 классе по теме:
«Изготовление персонажей для кукольных мультфильмов»
Содержание
1. | Введение (проблемы, цели, задачи ) |
2 | Анализ идей и обоснование выбора |
3 | Из истории |
4 | Выбор материала |
5 | Оборудование и инструменты |
6 | Охрана труда |
7 | Техническая (инструкционная карта) изготовления изделия (последовательность операций, действий |
8 | Экономическое обоснование проекта |
9 | Экологическое обоснование проекта |
10 | Заключение |
11 | Дизайн-анализ готового изделия |
12 | Реклама |
13 | Приложения |
14 | Литература |
Введение
В 6 классе на уроке технологии есть тема «Технология обработки материалов». На практическом занятии дети делали открытку из картона. Эта открытка понравилась своей неординарностью – на ней было шарнирное соединение деталей. В частности, руки и ноги персонажа на открытке двигались. Если основное изображение вырезать из открытки, то можно получить самостоятельное полноценное изделие – куклу. Её можно использовать и как игрушку, и как методическое пособие, и как персонаж для мультфильма.
В школьной библиотеке есть оборудование необходимое для производства мультфильмов. Для мультфильма «Цветик-семицветик» решили сделать героев из бумаги и картона. Для этого, предварительно ознакомившись с несколькими возможными вариантами, была выбрана техника изготовления персонажей. В работе использованы бывшие в употреблении материалы с целью экономии материальных и природных ресурсов – картон от бытовых упаковок и стержни от ручек.
Цель:
Создать персонажи для мультфильма из бумаги и картона с использованием техники шарнирного соединения, использовать в работе вторичные материалы – бытовой картон от упаковок, использованные стержни от ручек. Познакомиться с профессией хендмейкер.
Задачи:
- Изучить технологии изготовления персонажей для кукольных мультфильмов.
- Изучить способы изготовления персонажей из бумаги для кукольных мультфильмов.
- Разработать технологию изготовления персонажей для постановки кукольных мультфильмов из бумаги, бытового картона(б/у) и стержней от ручек (б/у).
- Развивать общетрудовые компетенции при работе с бумагой и картоном.
- Совершенствовать умения и навыки в области декоративно-прикладного творчества, используя творческий подход к работе и познакомиться с профессией хэндмейкер.
Анализ идей
Как создать новую вещь и использовать уже имеющиеся материалы – картон и бумагу? В интернете нашлось несколько красивых и несложных вариантов работ для выполнения и ученику нужно было сделать выбор, оценив свои возможности.
Силуэтная анимация — одна из старейших технологий, а в докомпьютерные дни, возможно и наиболее легкая в исполнении. Для создания мультфильма используются плоские фигуры, вырезанные из материалов, таких как бумага (в том числе фотографическая), плотная ткань и др. Для каждого кадра фигуры передвигаются и снимаются на камеру.
Это интересный вид анимации, где основной акцент делается на форму и движение персонажа – нет цвета, лица [10].
Пластили́новая мультиплика́ци. Фильмы делаются путём покадровой съёмки пластилиновых объектов с модификацией (этих объектов) в промежутках между кадрами. В этой технике созданы мультфильмы: «Пластилиновая ворона», «Брэк» [8].
Этот вид мультипликации безусловно интересен, но в этой технике в нашей школе уже работали.
Перекладная мультипликация (или техника перекладки «бумажных марионеток») — техника покадровой съёмки плоских фигур из бумаги или картона. Данную технику часто используют для снижения стоимости производства и сокращения времени съёмок, что может привести к снижению качества отснятого материала. Но при этом некоторые аниматоры, используя технику перекладки, создают высокохудожественные произведения, например, «Ёжик в тумане» и «Сказка сказок» Юрия Норштейна [7].
Выбор сделан в пользу персонажей из бумаги и картона, отдельные детали которых соединены при помощи шарниров [12]. У них двигаются руки, ноги, голова, они имеют лица, одежду цветную или однотонную. Здесь есть потенциал для творчества.
История
Куклы известны человечеству с древних времён. На территории Евразии находят мелкую антропоморфную пластику, созданную около 40 тысяч лет назад. Куклы наиболее близки с одной стороны языческим идолам и деревянной народной скульптуре, а с другой стороны — маскированным участникам ритуалов. Чёткие аналогии прослеживаются и с антропоморфными крестами. В самом общем смысле кукла — антропоморфный объект, созданный для определённых манипуляций. Все куклы можно условно разделить на обрядовые и внеобрядовые, но первоначально куклы возникли и существовали в непосредственной связи с сакральным.
Попытки классифицировать куклы предпринимались не раз, но каждый раз создатели шли от функции куклы, а знаменитый философ и культуролог Ю. Лотман предложил идти от ее "мобильности". Он разделил кукол на 2 большие группы ("исходный материал мифологии куклы"):
1. КУКЛЫ-ИГРУШКИ или куклы для игры - отличаются способностью двигаться и быть объектом игр либо манипуляций.
2. КУКЛА-МОДЕЛЬ или куклы для упражнения, для украшения, обычно статичные, неперемещаемые и не задействованные в игре или действии [2].
Бумажная кукла.
Первый промышленный выпуск бумажных кукол датируется 1810 годом. Известная британская фабрика выпустила набор для вырезания под названием «Little Funny». Публика приняла идею с интересом, и процесс был поставлен на поток. Ровно через два года вышла американская версия бумажных кукол под названием «История и приключения Маленького Генри». Примечательно, что данная версия игры была рассчитана на детей обоих полов.
Успех первых выпусков «бумажных историй» стал началом массового производства альбомов с различными фигурками для вырезания. Фабрики из разных стран занялись выпуском альбомов для бумажного моделирования с разнообразными фигурами для вырезания. Одни предлагали вырезать одежду и куклу, другие — собрать героев по частям с нуля.
В 1959 году в крупном женском журнале Godey`s Lady`s Book появилась первая бумажная кукла, напечатанная не в тематическом альбоме. Издатели приложили к ней готовый вариант костюма и вечернее платье. Спрос на журнал значительно увеличился. Позже идею подхватили другие периодические издания, и бумажные куклы для вырезания стали регулярно появляться на страницах газет и журналов [2].
Выбор материала
Детали куклы распечатываются из интернета на лист А4 на простом принтере. Далее понадобятся: картон от бытовой упаковки для уплотнения бумажных деталей (картон б/у от упаковки), клей-карандаш, палочки пластиковые для соединения деталей (б/у стержни от ручки или от ушных палочек).
Обоснование выбора материала:
Вторичное использование вещей знакомо людям с древности. Издавна наши предки перешивали одежду, вязали половички из лоскутков. Я решил применить эту идею и использовать вторично упаковочную коробу и стержни, в которых закончилась паста.
Современное понимание апсайклинга, как и сам термин, появилось в Германии в начале 90-х годов XX века. Практичные немцы с неохотой выбрасывают дорогие вещи, даже если эти предметы сломались или устарели. Они решили давать вещам вторую жизнь, придумывая им подчас неожиданное применение.
Идею подхватили в других странах. Модные дома разных уголков мира выпускают коллекции одежды из вторсырья, рукодельницы устраивают выставки необычных предметов интерьера. Вторичное применение вещей предотвращает попадание на свалки миллионов тонн мусора. Скорее всего, после пары превращений предмет все же попадет на полигон отходов или на утилизацию, но это будет всего один предмет, а не 3-4 [6]
Оборудование и инструменты:
Рабочий стол
Компьютер
Принтер
Подкладная доска
Инструменты:
Ножницы
Шило
Зажигалка
Линейка
Материалы:
Бумага
Картон
Стержни
Клей карандаш
Охрана труда.
Правила безопасной работы с шилом:
Храни инструмент в безопасном месте.
Работай шилом только на подкладной доске.
Делай прокол, вращая ручку шила вправо и влево.
Будь внимателен! Не порань руку, держащую картон или любой другой материал.
После работы убери шило в коробку[4].
Правила безопасной работы с ножницами:
Передавать кольцами вперёд.
Не класть на край стола.
Не делать резких движений.
Не держать остриём вверх.
В нерабочем положении концы должны быть сомкнуты.
По окончании работы убрать на место [4].
Правила безопасной работы с клеем:
Не допускать попадания клея в глаза.
После окончания работы клей закрыть и убрать в безопасное место.
Правила техники безопасности при работе с зажигалкой:
Для того чтобы избежать опасности перегрева, не допускайте беспрерывного горения зажигалки в течение более чем двух минут. Дайте ей остыть, прежде чем возобновить использование.
Не играйте с огнем.
Не разжигайте пламя вблизи воспламеняющихся предметов.
Не держите пламя вблизи лица и одежды, а также вблизи лица или одежды окружающих [4].
Правила безопасной работы с компьютером и принтером:
смотри инструкцию.
Технологическая (инструкционная) карта последовательности изготовления изделия
№ | Операция | Материал | Оборудование |
1 | Найти в интернете и распечатать необходимую заготовку для куклы | Бумага | Компьютер, принтер |
2 | Наклеить бумагу с распечатанным рисунком на картон | Картон, бумага с распечатанным рисунком, клей | Стол, клей |
3 | Вырезать детали куклы | Бумажно-картонная заготовка | ножницы |
4 | При помощи шила сделать проколы в обозначенных местах на деталях | Детали куклы | Шило, подкладная доска |
5 | Отмерить линейкой и нарезать ножницами необходимое количество штифтов нужной длины из стержня | Стержни б/у от шариковой ручки | Ножницы, линейка |
6 | Разложить на столе детали куклы в таком порядке, в каком они должна быть. Совместить отверстия на суставах | Детали куклы | Стол |
7 | Вставить штифты из стержня в отверстия выкройки, соединив ими детали между собой таким образом, чтобы с двух сторон соединяемого сустава выступали кончики штифтов на 2 – 3 мм. | Детали куклы, штифты | Стол |
8 | При помощи зажигалки оплавить штифты сначала на лицевой стороне куклы, а затем на тыльной стороне | Заготовка со штифтами | Зажигалка |
9 | Проверить подвижность суставов и качество работы | Кукла, готовая к употреблению | Рабочее место |
Экономическое обоснование проекта (из расчёта на одну куклу)
№ | Материал | Цена за еденицу | Количество | Сумма |
1 | Бумага А4 | 285 р.х500 листов | 1 лист | 56 коп. |
2 | Картон б/у | - | 1 коробка | - |
3 | Клей карандаш | 19 р. | 1 | 19 р. |
4 | Стержень от шариковой ручки б/у | - | 1 штука | - |
5 | Краска принтерная | 3500 р.х1300копий | 1лист | 2,69…р. |
Итого: | 22р.25 коп. |
Таким образом, подсчитав, можно понять, что изготовленная вещь, обойдётся в 22 рубля 25 копеек не считая затрат на электроэнергию и износ инструментов и оборудования. Каждая последующая кукла будет стоить столько же, следовательно, для того, чтобы определить стоимость всех кукол изготовленных для проекта, надо стоимость одного изделия умножить на количество персонажей.
Экологическое обоснование проекта
В данном проекте совмещена экологическая тема - апсайклинг и персонажи для мультфильма, а именно – сделана красивая и полезная вещь из уже имеющихся дома вещей. Таким образом, сохранены ресурсы нашей планеты и создано необходимое изделие. К тому же не нанесен материальный ущерб бюджету семьи и школы, деньги потрачены только на клей и бумагу.
Экологичный образ жизни – это здорово! Бережное отношение к окружающему миру – это то, к чему должен стремиться каждый из нас. Мы живем среди не нужных нам вещей, плодим мусор, но ведь можно и по-другому!
Апсайклинг (от англ. «upcycling»: буквальный перевод – «более широкое применение») – это не переработка мусора, а вторичное использование вещей с созданием для них нового функционала. Главное отличие апскайклинга от ресайклинга состоит в том, что в первом случае предметы не подвергаются довольно серьезной промышленной переработке (как это происходит, к примеру, с пластиком или стеклом). Апсайклинг – это такой оригинальный и креативный подход к «новому прочтению» уже старого предмета. Данный способ заботы об экологии очень понравится творческим людям, любителям хендмейда и просто различных оригинальных штучек [1].
Заключение
В рамках проекта созданы новые необычные куклы-персонажи для постановки мультфильма. Это настоящий хэндмэйд[11], несмотря на некоторые трудности, которые, безусловно. возникли в процессе работы.
Кроме того, при работе над проектом на практике закреплены знания и навыки, полученные на уроках технологии. Обучающийся узнал много нового из истории кукол вообще и бумажных кукол, научился использовать интернет для получения новых знаний и создания заготовок для изделий, познакомился с таким понятием, как апсайклинг и узнал, как важен он для экологии.
Литература
- Абсайклинг https://kislorod.io/prosto-o-slozhnom/chto-takoje-apsajkling/
- Бумажные куклы http://www.creativetherapy.ru/2013/02/19/bumazhnye-sharnirnye-kukly/
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D0%BA%D0%BB%D0%B0
- Охрана труда https://infourok.ru/pravila-tehniki-bezopasnosti-na-urokah-tehnologii-768079.html
- https://urok.1sept.ru/articles/614527
- https://ru.wikihow.com/%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%81%D1%8F-%D0%B7%D0%B0%D0%B6%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D0%BB%D0%BA%D0%BE%D0%B9
- Перекладная мультипликация https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BC%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B8%D0%BF%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F
- Пластилиновая мультипликация https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F
- «Секреты детской мультипликации» Н. Пунько, О. Дунаевская Линка-Пресс Москва 2021г. 96 с.
- Силуэтная анимация https://wikimultia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%BB%D1%83%D1%8D%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F
- Хзндмэйд https://lifehacker.ru/what-is-handmade/
- Шарнир https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%B0%D1%80%D0%BD%D0%B8%D1%80
Приложение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному предмету «Домоводство» Предметная область «Технологии» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 3б класс
Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету «Домоводство» для детей с тяжелой, умеренной , глубокой умственной отсталостью обучающихся по адаптированной...
ДПОП в области музыкального искусства "Духовые и ударные инструменты" .Практико-ориентированный педагогический проект " Сотвори музыку". Социально-значимый проект " Воспитание искусством".
Программы по учебным предметам.Разработчик программ: Голакова Евгния Павловна...
Выступление на конференции. Тема: Обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области «Технология» в рамках национального проекта «Образование»
В июне этого года на базе школы №53 прошло МО учителей технологии, на котором обсуждались вопросы преподавания предмета «технология».В соответствии с майским указом президента РФ. В.В. Пут...
Доклад на тему: Реализация новой концепции предметной области «Технология» в рамках федерального проекта «Современная школа».
Школьный предмет «Технология» появился в российской школе с 1993 года, заменив собой такие направления трудовой подготовки как технический труд, обслуживающий труд, сельскохозяйственный тр...
Логика построения и особенности разработки исследовательского проекта в рамках предметной области «Технология».
В Федеральном государственном образовательном стандарте обозначен компетентностный подход в обучении. Практика показывает, средством формиро...
Всероссийский конкурс по предметной области "Технология" в номинации "Лучшие практики реализации эффективных рабочих программ по предмету "Технология", для обучающихся с УО", 1-е место
Адаптированная рабочая программа по профильному труду "Поварское дело" (АООП, вариант 1), 5 класс...
Создание практико-ориентированного учебного проекта как средство реализации практико-ориентированного подхода к обучению учащихся.
Федеральные государственные образовательные стандарты поставили перед школой задачу общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, обеспечивающую такую ключевую компетенцию, как уме...