Изготовление национальной пуговицы "дошка"
план-конспект занятия по технологии (7 класс)
Урок на тему "Изготовление национальной пуговицы Дошка" проводится в разделе "Изготовление швейных изделий" как поузловая обработка деталей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сценарий конкурсного урока | 28.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №1 г. Шагонара
Конспект открытого урока
по технологии в 7 «б» классе
Раздел: «Технология изготовления текстильных изделий»
Тема: «Изготовление национальной пуговицы «дошка»»
Учитель технологии: Чымба Марина Маадыр-ооловна
Учитель технологии высшей категории
2021 – 2022 учебный год
Пояснительная записка.
Направление - «Дополнительное образование».
Предмет – Технология.
Тема урока: «Изготовление национальной пуговицы «дошка»».
Цель урока: научить учащихся в изготовлении национальной пуговицы «дошка» с последующим применением ее на изделиях;
Продолжительность урока – 40 минут.
Класс. Урок был проведен в 7 «б» классе, в котором обучается 26 человек (12 девочек, 14 мальчиков), все дети одного возраста. Обучающиеся из благополучных семей: из них трое из многодетной семьи, 5 воспитываются в неполной семье.
Успеваемость в классе -100%, качество знаний-80%. 8 человека обучаются на 4 и 5, два - слабоуспевающие. Большинство обучающихся имеют широкий кругозор и достаточно осведомлены о различных технологиях. На уроках проявляют активность, любознательность, хорошо справляются с заданиями. Уровень работоспособности, активности учащихся соответствует норме. Класс быстро включается в работу.
Обучающиеся умеют определять тему урока, работать самостоятельно и в парах. Умеют оценивать свою работу и работу одноклассников. В целом класс очень подвижный, энергичный.
На уроке технологии девочки всегда проявляют заинтересованность, поскольку технология является одним из любимых предметов у девочек. По данному предмету все учащиеся успевают на 4 и 5.
Программа. В работе используется рабочая программа под редакцией Тищенко.А.Т., Синица Н.В.. Технология. Рабочие программы. 5-9 классы. Просвещение.
УМК «Просвещение».
Учебник. Технология. 7 класс. Учебник А.Т. Тищенко, Н.В. Синица, 3-е изд. – М.: Просвещение, 2021.
Количество часов в год и в неделю
В базисном учебном плане отведено 68 часов в год (2 часа в неделю -34 учебные недели).
Раздел: «Технология изготовления швейных изделий». Урок № 8 в данном разделе.
Количество часов на изучение темы
На изучение темы «Изготовление национальной пуговицы «дошка»» отводится 1 урок. Всего 15 уроков в этом разделе.
Формы работы учащихся
Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, работа в группах.
Данный урок разработан в соответствии с ФГОС ОО. На уроке формируется совокупность универсальных учебных действий (УУД).
Используемые технологии: системно-деятельностный подход, информационно-коммуникационные технологии, личностно-ориентированные, здоровье - сберегающие технологии.
Раздел: «Технология изготовления текстильных изделий»
Тема урока: «Изготовление национальной пуговицы «дошка»»
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Цель урока: научить учащихся в изготовлении национальной пуговицы «дошка» с последующим применением ее на изделиях;
Задачи:
Обучающая: Ознакомление детей с историей возникновения пуговицы «дошка»; научить детей технологию завязывания узла «дошка».
Воспитательная: Воспитание эстетического вкуса; возрождения национальных традиций; привычку выполнять работу добросовестно, аккуратно и доводить ее до конца. Развивающая: развивать интерес к рукоделию, традициям тувинского народа, внимание, аккуратность и творческую активность, пробудить чувство патриотизма. научить детей технологию завязывания узла «дошка».
Планируемые результаты:
Личностные: осознание личностной и практической значимости учебного материала, умение мотивировать свою деятельность, осознание своих возможностей и ответственности за качество своей деятельности.
Метапредметные: умение осуществлять учебное сотрудничество, умение работать с источниками информации, умение осуществлять самооценку и взаимооценку;
слушать и отвечать на вопросы, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Предметные: общее представление о материале, формирование умений вывязывать узел, умение устанавливать взаимосвязь по разным темам, умение применять теоретические знания в практической деятельности
Инструменты и материалы: Шнурки, иголка, нитки.
Наглядные пособия: презентация, образцы завязанных узлов, эскизы моделей национальных халатов, образцы, инструкционные карты.
Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран
Программное обеспечение: операционная система Windows XP, MS Power Point
Педагогические технологии: системно-деятельностный подход, информационно-коммуникационные технологии, проектная технология, личностно-ориентированные, здоровье - сберегающие технологии.
Методы: наглядный, словесный, практический: работа.
Эпиграф к уроку:
Труд приносит радость и успех тогда, когда он по душе.
Сценарий урока:
I. Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности
Приветствие учащихся: Здравствуйте, ребята! Давайте, мы, улыбнемся друг другу. С хорошим настроением начинаем наш урок. (Слайд1)
II. Актуализация (подготовка детей к мыслительной деятельности, повторение ранее изученного материала, необходимого для восприятия новой темы).
Цель: организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания, самостоятельное выполнение пробного учебного действия.
Игра «Расставь все по своим местам»
У вас на партах лежат карточки со словами, вам надо составить пословицу (Труд приносит радость и успех тогда, когда он по душе. И я желаю, чтобы и вам труд приносил радость и успех. ) (Слайд2) То, что вы составили, это и будет эпиграфом нашего урока.
Задание для самостоятельной работы с самопроверкой по слайдам.
- Чему мы научились на прошлых уроках (Мы изучаем тему: «Платье с цельнокроенным рукавом», чертили чертеж, изготавливали выкройку, кроили платье и начали ее шить)
Чтобы проверить, насколько вы усвоили основные понятия этой темы, давайте ответим на вопросы:
- Что означает слово цельнокроеное (рукав, выкроенный вместе с лифом).
- Сколько деталей у платья? Как они называются? (2 детали, перед и спинка)
- Чем они отличаются друг от друга? (Вырезом горловины)
- Назовите основные линии на чертеже (Линии горловины, линия талии, линия бедер, линия низа, линия проймы; Слайд3).
- Какие мерки снимают для построения базового чертежа? (Ог,От,Ош,Дст,Ди; Слайд4)
- Как снять мерки? (По правой стороне фигуры при помощи сантиметровой ленты; Слайд5)
- Измерение фигуры (Слайд6)
- На слайдах 7 и 8 представлены различные модели швейных изделий. Что общего между этими изделиями? (Эти изделия плечевой группы, это ночные сорочки, халаты, жилеты).
- Чем они отличаются друг от друга? (длина, виды горловины, длина рукава и т.д.)
- Как называется процесс создания новых моделей одежды? (моделирование) (слайд 9)
- Назовите срезы на выкройке платья. (Девочки называют срезы на образце)
- Какие ткани используются при пошиве платья? (хлопчатобумажные, льняные, шерстяные, искусственные и синтетические).
- Что такое отделка готового изделия? (Украшение готового изделия)
- Какую отделку можно использовать? (вышивка, аппликация, пуговицы, карманы и т.д Слайд 9).
- Какая отделка использована в национальном платье? (пуговицы, Слайд 10)
- Как вы думаете какие пуговицы подходят для тувинского национального халата? (круглые)
- Из какого материала изготовлены пуговицы? (из тесьмы)
- Сформулируйте, пожалуйста, тему и цель нашего урока? (Тема «Изготовление национальной пуговицы». Цель: научимся изготавливать пуговицу) (Слайд 11)
III. Сообщение темы урока
Итак, тема сегодняшнего урока «Изготовление национальной пуговицы - «дошка»».
«Дошка» переводится как «узел счастья», который является неотъемлемой частью тувинской культуры. (Слайд 12)
На этом уроке мы научимся завязывать узел счастья. Каждый из нас хочет быть счастливым.
- Что такое счастье? Счастье – это чувство и состояние полного, высшего удовлетворения, успех и удача!
«Дошка» - самый древний «вечный узел». Он известен в искусстве всех народов Европы и Азии. Дошка — это узловой вариант тувинского узора «олчей удазыны» (в переводе — нить счастья или узел счастья). В этом можно убедиться, развернув узел на плоскости. (Слайд 13). Узор «узел счастья» был распространен у народов в Центральной Азии - это монголы, буряты, калмыки, тувинцы и хакасы. Монголы узором «узла счастья» украшали стремена, замки и войлочные чулки. Забайкальские буряты украшали берестяные или деревянные табакерки, мужскую и женскую обувь и рукавицы. Калмыки - мужские пояса и металлическую посуду. Тувинцы - кожаные сумки на лошади (таалын), в украшении одежды, головных уборов, обуви, украшений при росписи юрты.
Узлы научились плести в глубокой древности, они были найдены при раскопках египетских гробниц. Многие узлы не сохранились, потому что они плелись из растений травы, веревок. У тувинцев, как у других центрально-азиатских народов, ранее были очень популярны различные изделия, выполненные методом плетения из кожи, шнура, волос, шерсти. Это веревки, сбруи, пояса, пуговицы, навершия для шапки и другое.
Этот узел счастья не имеет ни начала, ни конца и тем самым обозначает бесконечность счастья, символизирует бесконечную череду жизненных процессов, линию жизни без начала и конца. Другими словами - вечность жизни. В «дошка» может вноситься и религиозно-философский смысл. Согласно буддийской символике, пришедшей в Туву из Тибета, узор «шриватса» (Слайд 14), аналогичный тувинскому узору «нить счастья», означает бесконечную любовь ко всем живым существам. Мы видим, что, дошка в одежде становится пожеланием носителю одежды счастья, долгой благополучной жизни. В виде дошка делали не только пуговицы. С давних пор живет традиция украшать макушку головных уборов красным дошка. Как навершие шапки, он имел размер более крупный, чем пуговица. (Слайд 15)
IV. Практическая часть
Раз мы узнали об узле «Дошка», то теперь мы научимся завязать узел счастья в качестве пуговицы. На столах подготовлены шнурочки длиною в 60-70 см. При плетении соблюдаем следующие пропорции:
1) Вводный инструктаж.
а) повторение правил техники безопасности; б) показ трудовых приемов
Технология завязывания узла «Дошка».
Я вам буду объяснять, как правильно завязывать узел, а вы внимательно слушайте и смотрите, как я буду завязывать узел. Если что-то будет непонятно, можете спросить, подняв руку
1. Узелок берем на указательный палец левой руки
2. Правый конец узелка обматываем вокруг большого пальца
3. Образовавшуюся петлю на большом пальце вдеваем в петлю на указательном пальце
4. Левый узелок пропустить через правый узелок и пропустить через петлю
5. Петлю снимаем с указательного пальца. Образовался узор в середине, которого виден ромбик.
6. Берем оба конца узлов и пропускаем через ромбик.
7. Пропущенные через ромбик узлы берем вместе, чтобы они не разошлись.
8. Образовался свободный узор. Берем любую из петель и натягиваем, чтобы узор получился тугим.
9. Готовый узел «Дошка».
2) Текущий инструктаж. (целевые обходы)
I обход – организация рабочих мест
II обход – проверка точности выполнения работ
III обход – проверка устранения ошибок. Повторный показ.
Физминутка Выполнение 4-5 упражнений на расслабление, коррекцию осанки, гимнастики для глаз. Ученицы выполняют упражнения под руководством учителя
3) Заключительный инструктаж.
Анализ характерных ошибок, причин их возникновения.
VII. Закрепление изученного материала.
Как называется узел, который мы завязываем? (узел счастья, дошка)
Завязывание второго узла.
VIII. Итог урока Учитель: О чем мы сегодня говорили? (Об узле счастья)
IX. Рефлексия
Продолжите предложения (слайд): сегодня я научился… ; было интересно…было трудно…
X. Оценивание учащихся.
XI. Домашнее задание
1. Сделать 2-3 пуговицы
- Принести косую бейку, с которой будете отделывать ваши изделия
Самоанализ урока
Предмет: Технология Класс: 7 «б»
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Тема урока: «Изготовление национальной пуговицы «дошка»».
Цель урока: научить учащихся в изготовлении национальной пуговицы «дошка» с последующим применением ее на изделиях;
Цель урока: научить учащихся в изготовлении национальной пуговицы «дошка» с последующим применением ее на изделиях;
Ожидаемые результаты:
Предметные: учащиеся научились завязывать узел «дошка»;
Личностные: осознали личностную и практическую значимость учебного материала, научились мотивировать свою деятельность, осознали свои возможности и ответственность за качество своей деятельности.
Метапредметные: научились осуществлять учебное сотрудничество, работать с источниками информации, осуществлять самооценку и взаимооценку; слушать и отвечать на вопросы, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Структура урока соответствовала цели урока.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, в группах.
Данный урок разработан в соответствии с ФГОС ОО и способствовал формированию универсальных учебных действий (УУД).
Используемые технологии: системно-деятельностный подход, информационно-коммуникационные технологии, личностно-ориентированные, здоровье - сберегающие технологии.
Время на уроке было распределено рационально. Все этапы урока имеют логически связаны.
Использование наглядности способствовало лучшему восприятию материала.
Осуществлялась связь с жизнью, межпредметные связи.
На уроке использовались разнообразные методы и приемы: словесный, наглядный, практический.
Выбранные методы и приемы повлияли на положительную результативность урока.
Учащиеся были заинтересованы данной темой и проявляли активность на протяжении всего урока, им интересно было выполнять практическую работу по изготовлению пуговицы «дошка». Атмосфера в классе была благоприятной. Дети получили позитивные эмоции, были очень довольны.
Различные виды деятельности способствовали быстрому усвоению материала.
На этапе рефлексии дети положительно оценили урок.
Цель урока была достигнута, поставленные задачи были решены.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс по изготовлению сувенира с национальным орнаментом
Мастер - класс по изготовлению сувенира с национальным орнаментом....
Учебно-методическое пособие "Изготовление настольной игольницы с тувинским национальным орнаментом" Никулиной В.К.
Поэтапное выполнение вышивки настольной игольницы с тувинским орнаментом....
Технология изготовления национальной детской обуви бопук
Тип урока: вариант 1 – нетрадиционный урок-соревнование систематизации и обобщения изученного материала (урок является заключительным в данном разделе программы).Цели: образовательная: обобщить, систе...
Практическое пособие по изготовлению национального сувенира
Все игрушки отличает одна особенность: за ними спрятан богатый пласт верований, представлений о мире и человеке, присущий всем финно-угорским народам. Куклы исстари наделял...
Методическая разработка по изготовлению национального сувенира народов севера Ханты и Манси "Чирочки"
Методическая разработка содержит в себе последовательность изготовления сувенира "Чирочки"...
Изготовление национальной пуговицы "дошка"
Урок на тему "Изготовление национальной пуговицы Дошка" проводится в разделе "Изготовление швейных изделий" как поузловая обработка деталей....
Мастер-класс: Изготовление национального бурятского сапожка.
Для дополнительной работы учителям технологии....