Обрядовая кукла Параскева Льняница.
методическая разработка по технологии (8 класс)

Пинигина Светлана Александровна

Технологическая карта занятия, с использованием технологии педагогических мастерских "Обрядовая кукла Параскева Льняница"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_ped_masterskoy_pinigina_sa.docx21.12 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия, с использованием технологии педагогических мастерских

Педагог: Пинигина Светлана Александровна, МОУ ИРМО «Хомутовская СОШ №2», учитель технологии.

Тема занятия: Обрядовая кукла Параскева Льняница.

Оборудование: мультимедийное сопровождение, видеофильм, разноцветные лоскутики, раздаточный материал.

 Цели: создание условий для расширения знаний у слушателей о традиционном народном декоративно – прикладном искусстве на основе изготовления тряпичной куклы-оберега Параскевы Льняницы;

способствовать формированию у слушателей знаний об особенностях и разнообразии народно – декоративного творчества;

умения делиться усвоенной информацией с другими членами группы, самостоятельно находить решение поставленных учебных задач;

содействовать воспитанию ответственного отношения к работе, а так- же интереса к художественному рукоделию.

                                                                                          Ход занятия.

Технологические этапы

Действия мастера

Действия слушателей

1. "Индукция"

- создание эмоционального настроя, включение чувств ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения.

-Добрый день, уважаемые коллеги! Я приглашаю вас на творческую мастерскую.

- Земля с давних времён являлась основным источником жизни и творчества для крестьян и ремесленников России.

Просмотр фильма на песню Екатерины Шавриной «Земля, как ситцевая скатерть»

- Россия всегда славилась народными промыслами.

-

-Заходят в кабинет. Приветствуют мастера.

-Просмотр видеофильма.

2. "Самоконструкция" - индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.

- Обратите, внимание на данный слайд. Что на нём изображено? (это льняное поле в цвету)

-Создание полотна изо льна, считают самым старинным. Оно появилось задолго до хлопковых, шерстяных и шёлковых тканей.

Выращивание и производство льняной ткани заменило ключевую позицию у многих крестьянских семей.

Из льняной ткани шили одежду, предметы быта, из кусочков и волокон мастерили куклы для детей и обереги.

Демонстрация кукол (выставка кукол).

-Скажите, пожалуйста, как называют обрядовую куклу, которая считалась в старину, помощницей в рукоделии и приносящей удачу в выращивании льна?

- Тема сегодняшнего занятия «Обрядовые куклы. А именно, изготовление куклы-оберега Параскевы Льняницы ».

10 ноября- день Святой великомученицы Параскевы. В этот день начинали мять и трепать лён. Первину- первый приготовленный пучок льна для прядения, освящали в церкви, приносили домой и клали возле иконы Святой Параскевы. Поэтому этот праздник получил и второе название Льняницы. В старину, Параскеву представляли в образе высокой худой женщины и верили, что кукла-оберег Параскева Льняница выметает всё плохое из избы, помогает в рукоделии и приносит удачу при выращивании льна.

-Как вы думаете, как может выглядеть  кукла-оберег Параскева Льняница?

Высказываются по предполагаемой теме занятия.

3. "Социоконструкция" - работа учащихся в группах по построению этих элементов.

- Организует работу в парах: "Обсудите, пожалуйста, в парах, как можно выполнить основу для куклы. (основа- кукла-крестушка).

Изготовление основы куклы (кукла-крестушка)".

- Работают в парах по заданию мастера.

4."Социализация" - выступление ученика в группе (сопоставление, сверка, оценка, коррекция)

- Организует работу в группах: «Объединитесь в группы и поделитесь полученными результатами».
Обсуждение и выполнения основы куклы

( куклы-крестушки)

Обматываем деревянные палочки, нитями красного цвета начиная с головы. Обматываем в один слой. Почему красного? Да потому что это обращение к мудрости наших предков.

- Работают в группах с ранее рассмотренными в парах познавательными объектами.
- Выполняют дополнительные задания, рисуют изделие с  лоскутным орнаментом, выдвигают свои предположения.

5. "Афиширование" - вывешивание "произведений - работ учеников (текстов, рисунков, схем, проектов) в классе, ознакомление с ними

- Давайте рассмотрим какие куклы у вас получились.

Мы получили основу, но пока эта основа не является куклой, которая соответствует образу обрядовой кукле Параскеве Льнянице.
- Дает необходимые пояснения по ходу представления группами результатов выполнения заданий.

Фартук со складкой, мотаем от себя.

Юбка- на середину фартука, со складками. Верхний край юбки должен заходить на нижний край юбки. Перемотать нитями. Завязываем три узелка. Лишние нити обрезаем. Опустить и расправить юбку и фартук.

Делаем руки. Со спины прикладываем руки и обережным крестом привязываем руки к туловищу. Завязываем на три узелка.

На юбку подвязать поясок.

Лопаточки делаем из мешковины, на конец палочки, перевязывая простой нитью.

Повязать платок: сначала повязываем помойник, затем платок.

Украшаем куклу пучком льняных нитей, лентами.

- Представляют результаты работы групп.
- Задают вопросы друг другу по поводу изготовления куклы.

6. "Разрыв" - внутренне осознание участником Мастерской неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому

Демонстрации куклы Параскеве Льнянице.

Анализ соответствия выполненной куклы-крестушки с куклой Параскевы Льнянице. Что не хватает у куклы Параскевы Льнянице? Как сделать одежду? 

- Организует работу в группах, для разрешить возникшего противоречия.

Совместно делятся полученной информацией

Завершают образ куклы-оберега.

- Осознают возникшие познавательные противоречия.
- Закрепляют и применяют полученные знания

7. "Рефлексия"

Кукла Праскева Льняница является покровительницей женского рукоделия. И не случайно туловище куклы обмотано нитями, она словно плетёт нить судьбы. Смотришь на нее, поправляешь ей наряд и как будто ниточку за ниточкой правишь свою жизнь.

- Выставка работ

- Осуществляют рефлексию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения с мастер-класс "История русской обрядовой куклы"

С.Г.Писахов. Заочная экскурсия в музей. Мастер - класс: изготовление кукол-оберегов....

План-конспект занятия обрядовые куклы

муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детейдом детского творчества  ст. Старовеличковской         ПЛАН-КОНСП...

Презентация "Руссая народная кукла. Домашние обрядовые куклы"

Презентация является иллюстрированным материалом для занятий в "Школе изящных искусств". Для практической работы предлагаются мастер-классы по изготовлению кукол-закруток. Возможно использование матер...

Конспект учебного занятия по теме «Традиционная обрядовая кукла»

Тип занятия: учебное занятие по овладению новыми знаниями, умениями и навыкамиВозраст детей: 8-9 летВремя проведения: 1 часМесто проведения: учебный кабинетНеобходимое оснащение:•...

Инструкционно-технологическая карта "Кукла Параскева"

Инструкционно-технологическая карта к разделу "Традиционная народная кукла"...

Куклы - обереги, обрядовые куклы

В наши дни, куклы обереги, обрядовые куклы вновь обретают популярность, и интерес к ним постоянно растёт, так как  связаны с культурой и традициями нашего народа. Для наших предков это была неотъ...

«Изготовление славянской народной куклы Параскевы»

Мастер-класс об истории славянской народной куклы Параскевы и ее изготовление....