Социальная адаптация обучающихся с умственной отсталостью на уроках трудового обучения.
методическая разработка по технологии

Ертышова Галина Петровна

Основным направлением специальной коррекционной школы является социальная адаптация обучающихся с умственной отсталостью. Эти обучающиеся не в состоянии сами выделить, освоить и усвоить те звенья социальных структур, которые позволяют личности комфортно поддерживать существование в социальной сфере и успешно реализовывать в ней свои потребности и цели. По сути, они лишены основы самостоятельного, благополучного существования в сложном современном социуме. Поэтому социальная адаптация является не только важнейшей задачей обучения и воспитания обучающихся с умственной отсталостью, но и средством компенсации первичного дефекта, правильной ориентации обучающихся в профессиональном отношении, для того, чтобы войти в жизнь достаточно подготовленными, найти своё место и продуктивно трудиться в производственных коллективах. А помочь им в этом может только сотрудничество с взрослыми т.к. ребёнок должен стать оптимально развитой, воспитанной личностью способной к адекватному вхождению в общественную среду.

 Воспитание данной категории обучающихся представляет собой совокупность психологических, педагогических, коррекционных методов работы, направленных на создание условий для освоения социально-адаптированных навыков и формирования типологических свойств и качеств личности, позволяющих адаптироваться в обществе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социальная адаптация обучающихся с умственной отсталостью на уроках трудового обучения.

Основным направлением специальной коррекционной школы является социальная адаптация обучающихся с умственной отсталостью. Эти обучающиеся не в состоянии сами выделить, освоить и усвоить те звенья социальных структур, которые позволяют личности комфортно поддерживать существование в социальной сфере и успешно реализовывать в ней свои потребности и цели. По сути, они лишены основы самостоятельного, благополучного существования в сложном современном социуме. Поэтому социальная адаптация является не только важнейшей задачей обучения и воспитания обучающихся с умственной отсталостью, но и средством компенсации первичного дефекта, правильной ориентации обучающихся в профессиональном отношении, для того, чтобы войти в жизнь достаточно подготовленными, найти своё место и продуктивно трудиться в производственных коллективах. А помочь им в этом может только сотрудничество с взрослыми т.к. ребёнок должен стать оптимально развитой, воспитанной личностью способной к адекватному вхождению в общественную среду.

 Воспитание данной категории обучающихся представляет собой совокупность психологических, педагогических, коррекционных методов работы, направленных на создание условий для освоения социально-адаптированных навыков и формирования типологических свойств и качеств личности, позволяющих адаптироваться в обществе.

Являясь учителем трудового обучения, считаю, что вопросы трудового воспитания, обучения, профессиональной ориентации занимают центральное место в общей системе учебно-воспитательной работы, поскольку от их решения зависит успех социальной реабилитации и адаптации обучающихся. Сущность процесса социальной адаптации заключается, прежде всего, во включении индивида в систему совместной с другими деятельности. В этом процессе активизируется становление и перестройка способов деятельности и социального взаимодействия субъекта, приведение индивидуальных особенностей личности в соответствии с изменяющимися содержанием и условиями деятельности.

В нашей школе производится обучение по четырём профилям: слесарное, штукатурно-малярное, цветоводство и швейное дело. Мастерские оснащены необходимым оборудованием, инструментами и материалами, проводится большая работа по улучшению материальной базы трудовой подготовки, пополнению дидактического материала, Т.С.О. Выделение зон ручной и машинной работы позволяют сочетать теоретическое обучение с выполнением практических заданий. Значительное место отводится производительному труду на занятиях практического повторения.

Трудовое обучение рассматривается не только как средство профессиональной подготовки, но и как средство коррекции недостатков обучающихся с ограниченными возможностями. Под коррекцией недостатков психического и физического развития понимается исправление или ослабление этих недостатков, и содействие возможно большему приближению развития этих детей к уровню развития нормальных школьников. При обучении обучающихся с умственной отсталостью особую значимость имеет формирование положительной мотивации к учению, которая способствует «включению» компенсаторных функций организма, коррекции аномалий развития, обусловленных заболеванием, позволяет преодолеть физический барьер. Важность этой задачи определяется тем, что нарушение познавательных процессов, строения и мотивизации деятельности сказывается на характере и результатах труда обучающегося.

Урок трудового обучения, построенный с использованием форм и приёмов современной методики, обеспечивает выработку необходимых умений и навыков. Формирование умений, развитие активности достигается при условии дифференцированного подхода с учётом особенностей обучающегося. Цель дифференциации: обучение каждого обучающегося на уровне его возможностей, способностей. Осуществление дифференцированного подхода требует высокой организованности от обучающегося и настойчивости в достижении педагогических целей от учителя. Качество знаний и умений во многом определяется правильным выбором и умелым применением методов обучения. Без такой работы обучающееся оказываются не подготовленными для сознательного усвоения трудовых знаний и самостоятельности в трудовой деятельности. Сложным процессом является формирование общетрудовых знаний и умений. Сложность состоит в том, что обучить человека с отклонениями в психическом развитии выполнять работу так, как это делает полноценный работник. Для формирования знаний и умений на уроках трудового обучения целесообразно шире использовать такие приёмы, как создание психологической установки на восприятие теоретического материала, осуществление связи нового материала с ранее усвоенным при выполнении трудового задания. Большая роль здесь отводится учителю.

Помогая обучающимся репродуцировать необходимые знания, обращая их внимание в процессе работы на определённые ориентиры, учитель тем самым способствует развитию у них умения актуализировать и использовать усвоенные ранее знания при выполнении трудового задания.

Одним, из наиболее действенных способов является применение наглядности это: технологические и инструкционные карты, натуральные объекты, готовые образцы, применение технических средств обучения, раздаточного материала, дидактических игр, ребусов. Которые дают возможность не только лучше понять и усвоить программный материал, но и оказывают благотворное влияние на их умственное, нравственное и эстетическое развитие, расширяют круг представлений, способствуют совершенствованию познавательных способностей, формируют основные процессы умственной деятельности, ограничивают развитие комплекса неполноценности. Постоянная и посильная деятельность, если она правильно организована, приносит обучающимся радость, становится привычной и необходимой.  Считаю, что уроки трудового обучения немыслимы без наглядных средств обучения, без наглядности не может быть и речи о коррекционной работе учителя.

В процессе обучения обучающихся труду большое внимание должно быть уделено не только выработке трудовых навыков и умений, но и развитию познавательных компонентов трудовой деятельности. При помощи специальных приёмов обучения и коррекции необходимо продвинуть обучающегося в общем психическом развитии, иначе у него не сформируется умение работать по плану, контролировать свои действия, адекватно использовать свои знания и навыки при решении трудовых задач. Мы прекрасно понимаем, что именно через труд приходит путь к процветанию, к подлинному счастью каждого человека. Дети, приходящие в школьные мастерские ограниченны в своих возможностях. Недостаточная развитость мелкой материки, неуклюжесть движений, неумение пользоваться инструментами, слабая ориентация в жизненных и бытовых ситуациях, малый объём знаний, составляет широкое поле коррекционной работы на уроках.

Коррекция недостатков психического развития обучающихся с умственной отсталостью в процессе трудового обучения тесно связана с процессом формирования у них общественных, интеллектуальных умений. Отличительной особенностью формирования этих умений является то, что оно находится в неразрывной связи с формированием самостоятельности действий. Для того, чтобы правильно организовать трудовую деятельность, осуществлять её по плану, контролировать и корректировать её выполнение, обучающиеся должны обладать необходимым опытом самостоятельной работы. Для этого каждый урок должен быть практически направлен и соответствовать изучаемой теме, нужно как можно больше давать возможность обучающимся проявлять самостоятельность при составлении плана работы по изготовлению изделия, при выполнении практического задания. (различные виды работ с технологической картой).

Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что помощь, оказываемая обучающимся не должна заключаться в показе готовых способов выполнения задания. В зависимости от того, как обучающий воспринимает объяснения и указания, ориентирующие его деятельность, и должна конкретно развёртываться коррекционная работа учителя. Оказывая обучающемуся помощь в работе, необходимо в то же время не лишать его возможности проявлять самостоятельность и инициативу. Задача заключается не в том, чтобы подробными объяснениями и указаниями предупредить действия обучающегося, подсказать ему то, что он сам в состоянии осознать и сделать, а в том, чтобы помочь ему правильно организовать свою деятельность, осуществить её планомерно и целенаправленно.

Одной из важных задач коррекции недостатков психического развития обучающихся с задержкой психического развития в процессе трудового обучения является формирование у них целенаправленных способов деятельности. В ряде случаев  обучающиеся младших классов, не соотносят свои действия с требованиями трудового задания. Это можно заметить при выполнении практических действий по образцу. В процессе выполнения задания обучающиеся допускают ряд ошибок и неточностей. При столкновении с трудностями в работе они отходят от стоящей перед ними задачи и производят такие действия, и операции, которые уводят их в сторону от поставленной цели. Такое смещение мотивов обусловлено тем, что с одной стороны, обучающийся поставлен перед необходимостью, так или иначе выполнять предложенную задачу, но, с другой, он не в состоянии правильно осознать её.

В процессе труда, осуществляемого под руководством и направляющим воздействием учителя, у обучающихся происходят значительные сдвиги в умственном развитии, в развитии познавательных, учебных, общественных и иных потребностей и интересов. Всё это оказывает благотворное влияние на развитие целенаправленных способов деятельности у обучающихся.

С.Л. Выготский считал, что задачей воспитания ребёнка с нарушением развития является его интеграция в жизнь и создание условий компенсации его недостатка с учётом не только биологических и физических нарушений, но и от системы отношений к таким детям со стороны социального окружения, в котором ребёнок находится. Интегрированное обучение поможет ребёнку совершить в жизни самый трудный выбор-выбор быть человеком. Ключ к воспитанию личности лежит в организации таких видов деятельности, в которых осуществляется саморазвитие личности. При обучении, какому- либо ремеслу важно приобретение общего опыта работы и знаний, чтобы иметь возможность работать на пользу другим и получать удовлетворение от проделанной работы

В задачи урока входит и профориентационная работа, которая должна органично осуществляться в процессе овладения ими учебным материалом. Основной компонент профориентационной работы - формирование общетрудовых умений, а одновременно с этим идёт воспитание положительного отношения к профессии, только на этой основе может быть воспитана потребность в труде. Общетрудовые умения позволяют действовать в новых условиях. Эта способность формируется на основе определённых знаний и навыков. Чем больше ученик знает, тем интереснее для него труд, тем больше удовлетворения он испытывает от работы. С этой целью проводим уроки-беседы, где учащиеся знакомятся с различными рабочими профессиями, значимостью их в реальном мире.

В профориентационной работе большое место должно уделяться производственной практике, в целях совершенствования, у обучающихся профессиональных знаний и навыков. В тоже время должна вестись углубленная воспитательная работа по формированию у обучающихся интереса к труду, профессии, навыков культуры труда, трудовой дисциплины. Правильное отношение к труду возможно лишь тогда, когда будет систематически организована их практическая деятельность. Каждое трудовое усилие должно завершиться видимым, ощутимым и для самого обучающегося результатом. Школьник должен получить трудовую закалку, которая, как бы, не сложилась его дальнейшая судьба, потребуется ему в любой сфере деятельности.

Из этого следует, что такие школьники нуждаются в специальном обучении действовать в соответствии с ясно осознанной целью и средствами, ведущими к её достижению. Ведь заинтересованность обучающегося в получении возможно лучших результатов побуждает ответственно относиться к своим действиям, выполнять их продуманно и с учётом требований, предъявляемых к продукции

Одним из эффективных педагогических средств в успешной адаптации детей с умственной отсталостью  к социуму является, оказание помощи в осознании полезности своего существования, обретения в свои силы. Немаловажное значение в данном вопросе имеет кружковая работа, способствующая развитию творческих способностей, эстетического вкуса, выработке устойчивого интереса к изучаемому предмету. Бесталанных детей нет. Важно только во время научить их, помочь раскрыть свои способности, поверить в себя. И это задача каждого учителя.

Обобщая сказанное, необходимо подчеркнуть, что трудовое обучение детей с умственной отсталостью должно обеспечить решение широкого круга задач, главной из которых является формирование трудовых умений и навыков. А также тех качеств личности, которые позволили бы обучающимся адаптироваться в той ситуации неопределённости, в которую он попадает, выходя из школы. Благодаря только такому подходу к работе можно достичь максимально возможного для каждого ребёнка уровня развития, образования и социальной адаптации.






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы для обучающихся с умственной отсталостью в условиях надомного обучения

Рабочие программы и календарно-тематическое планирование для обучающихся с умственной отсталостью в условиях надомного обучения. Программы разработаны на основании Программ для 5 – 9 классов специальн...

"Социальная адаптация и реабилитация умственно отсталых детей".

В работе  раскрыто  занчение предмета "Социально-бытовой ориетировки" в социальной адаптации детей с умственной отсталостью....

Доклад на тему "Приемы формирования навыка устного счета у обучающихся с умственной отсталостью на уроках математики"

Материал разработан для учителей-дефектологов, работающих с детьми с умственной отсталостью. Описываются особенности усвоения математических знаний данной группой детей и трудности, с которыми сталкив...

квалификационная работа "ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ СРЕДСТВАМИ УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Всегда существовала и остается актуальной проблема социальной адаптации детей с умственной отсталостью, проблема их подготовки к самостоятельной жизни. Поэтому социальная адаптация является не то...

Развитие познавательного интереса у детей с умеренной умственной отсталостью на уроках трудового обучения (направление «Ручная вышивка»)

Методы и приемы развития познавательного интереса у детей с умеренной умственной отсталостью  на уроках технологии отражены в данной статье...

Контрольно -измерительные материалы. 8 класс. Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (надомное обучение)

Контрольно -измерительные материалы по географии  для 8 класса для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (надомное обучение)...

методическая разработка "Дифференцированная оценка работы обучающихся с умственной отсталостью на уроках трудового обучения"

Материал разработан для прведения уроков по слесарному делу в ктором отражены основные моменты по дифференцированной оценке обучающихся....