Урок технологии по теме: «Введение. Физико-механические свойства древесины»
план-конспект урока по технологии (7 класс)
Цель: ознакомить учащихся с основными программными требованиями по технологии в 7 классе; восстановить знания по правилам техники безопасности при работе в столярной мастерской; познакомить с физико-механическими свойствами древесины; научить определять плотность и влажность различных пород древесины; способствовать формированию и развитию нравственных, эстетических качеств личности.
Задачи урока:
1. Образовательные: знакомство с основными программными требованиями по технологии в 7 классе; с физико-механическими свойствами древесины и определение плотности и влажности различных пород древесины
2. Развивающие: развитие интереса к предмету, развитие внимания, мышления, профессионально важных качеств: трудолюбие, аккуратность.
3. Воспитательные: воспитание доброжелательности и отзывчивости, развитие умения работать в группах, воспитывать наблюдательность; самостоятельность; настойчивость и терпение;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_tehnologii.docx | 121.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок технологии
по теме: «Введение. Физико-механические свойства древесины»
Класс: 7
Предмет: технология
Тема учебного занятия: Введение. Физико-механические свойства древесины
Продолжительность учебного занятия: 80 минут.( 2 урока)
Тип учебного занятия: интегрированный (технология - физика)
Учитель технологии: Егоров Юрий Михайлович, учитель физики: Хомоксонова Валентина Александровна.
Цель: ознакомить учащихся с основными программными требованиями по технологии в 7 классе; восстановить знания по правилам техники безопасности при работе в столярной мастерской; познакомить с физико-механическими свойствами древесины; научить определять плотность и влажность различных пород древесины; способствовать формированию и развитию нравственных, эстетических качеств личности.
Задачи урока:
1. Образовательные: знакомство с основными программными требованиями по технологии в 7 классе; с физико-механическими свойствами древесины и определение плотности и влажности различных пород древесины
2. Развивающие: развитие интереса к предмету, развитие внимания, мышления, профессионально важных качеств: трудолюбие, аккуратность.
3. Воспитательные: воспитание доброжелательности и отзывчивости, развитие умения работать в группах, воспитывать наблюдательность; самостоятельность; настойчивость и терпение;
Планируемые результаты
Личностные результаты: воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок: внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам; формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений; развитие интеллектуальных способностей учащихся.
Метапредметные результаты: освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях (умение принять учебную задачу или ситуацию, выделить проблему, составить план действий и применять его для решения поставленных задач; контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности)
Предметные результаты: получение первоначальных представлений о физико-механических свойствах древесины; научится определять плотность и влажность различных пород древесины; применять полученные знания в повседневной жизни; приобретение навыков самообслуживания.
Технологии: здоровьесбережения, информационно-коммуникационные; кейс-технология, развития исследовательских навыков; развития критического мышления.
Методы обучения: проблемно-поисковые, словесные, практические, контроля и самоконтроля..
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая.
Ресурсы для проведения урока: Учебник «Технология: 7 класс»: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (вариант для мальчиков) / Под редакцией В.Д. Симоненко. Проектор, ноутбук, экран, презентация по теме урока, лабораторные весы с разновесами; 2 образца древесины (50x50x30 мм); штангенциркуль; емкость с водой; сухая ветошь, поделки из дерева, грузы 1 кг, 2 кг, дощечки разных пород дерева, 2 бруска, стальной шарик, молоток, оценочные листы
Основные понятия: физико-механические свойства древесины: плотность, влажность, цвет, запах; твердость, прочность, упругость.
Технологическая карта урока
№ п/п | Этапы урока / Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
1. | Организационный момент. 3 мин Цель: включение в учебный процесс | Учитель технологии Здравствуйте, ребята! Я рад приветствовать вас на занятии. Вижу, что настроение у вас хорошее. Давайте поработаем сегодня так, чтобы оно стало еще лучше! Приступим к уроку. Для начала познакомимся с учебником: в содержании ознакомьтесь с разделами, которые мы будем изучать в 7 классе. Для дальнейшей работы необходимо вспомнить правила поведения в кабинете технологии (слайд 1) | Приветствие учителя, стоя, самоконтроль готовности к уроку. Работа с учебником: обзор содержания, знакомство с разделами. Читают правила. | Личностные: - самоорганизация - уважение к окружающим - мобилизация внимания. Коммуникативные: - умение слышать и слушать друг друга и учителя. |
2. | Этап мотивирования к учебной деятельности. 11 мин Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность, вызвать интерес | Посмотрите, сколько здесь разных поделок (обзор поделок). Все они изготовлены из дерева. А есть ли между ними разница? В чем она заключается, как вы думаете? Правильно! Давайте сформулируем тему нашего урока: «Физико-механические свойства древесины», цели и задачи (слайды 2, 3) Сегодня мы познакомимся с физико-механическими свойствами древесины. Знание этих свойств позволяет правильно выбрать для изготовления изделия нужную породу древесины, которая по своим свойствам соответствовала бы требованиям, предъявляемым к изделию. Только в этом случае изделие может получиться качественным и надежным. Учитель физики. Представьте, что геологи нашли залежи нефти. Объем залежей они знают. Как определить массу нефти? Масса вещества в единице объема этого вещества называется плотностью – это физическая величина, равная отношению массы вещества к его объему: Плотность = масса/объем (формула, размерность на слайде 4) | Отвечают на вопросы: -разница в породах деревьев: сосна, береза -разница в свойствах пород деревьев. С помощью учителя формулируют тему урока. Самостоятельно определяют цели и задачи урока (проектируют пути и средства достижения поставленных целей). Принятие проблемной ситуации. Если бы мы знали массу 1 м3 нефти, то, зная объем нефти, мы определили бы всю массу нефти. Оценивают свои ответы | Познавательные: - построение логической цепи рассуждений Личностные: - мобилизация внимания. Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества - умение аргументировано предложить и доказать варианты своего решения - умение полно и точно выражать свои мысли |
3. | Физкультминутка проводится по записи с сайта InfoUrok. 1мин. Цель: Активно изменить деятельность, ослабить наступающее утомление | Вы, наверное, устали И поэтому все встали Дружно вытянули шеи И как гуси зашипели Пошипели, помолчали И за кустиком пропали Руки вверх, вперед и вниз Улыбайся и садись | Выполняют упражнения физкультминутки | Коммуникативные: - умение слышать и слушать друг друга - сотрудничество, уважение управление поведением партнера, контроль, коррекция |
4. | Практическая часть. 15 мин. Цель: проверить умение работать с оборудованием, формировать способности к самопроверке, самоконтролю, умению работать в группе | Учитель физики. Сейчас мы создадим 2 группы для того, чтобы определить плотность разных пород древесины. Любая практическая работа начинается с инструктажа по ТБ. (слайд 5) Давайте выберем необходимое оборудование для определения плотности древесины. Определим цену деления измерительных приборов Для измеренных величин необходимо составить таблицу, как она будет выглядеть? После обсуждения – таблица (слайд 6) Учащимся выдаются листы для выполнения практической работы №1 (см. приложение) и оценочные листы для оценки своей деятельности | Учащиеся слушают инструктаж по ТБ. Учащиеся выбирают весы с разновесами и образец древесины (50x50x30 мм); штангенциркуль Определяют цену деления приборов, думают, какая будет таблица, и как они будут выполнять работу, т.е. составляют план действий Оценивают свои ответы. Приступают к выполнению работы, на практике применяют полученные знания | Регулятивные: выполнение практической работы Познавательные: - умение использовать полученные знания в практической деятельности Коммуникативные: - умение аргументировано предложить и доказать варианты своего решения |
5 | Первичное повторение и закрепление изученного.7 мин. Цель: Закрепить усвоение нового материала | Учитель технологии. Какие вы получили результаты? Какой можете сделать вывод? Да, малую плотность имеют: липа, ель. сосна, тополь, кедр (400….550 г/см3); большая плотность у древесины дуба, березы, лиственницы, ясеня, клена, яблони и груши (700….900 г/см3) (слайды 7,8) Итак, что же такое плотность и как ее определить? А как определить плотность древесины? | Плотность сосны – 0.55 г/см3, березы – 720 г/см3 Вывод: различные породы древесины имеют разную плотность, береза плотнее сосны. Отвечают на вопросы Оценивают свои ответы | Регулятивные: выполнение учебной задачи в сотрудничестве; Коммуникативные: - умение аргументировано предложить и доказать варианты своего решения - умение формулировать выводы; |
6. | Рефлексия учебной деятельности.3 мин Цель: способствовать формированию самооценки своей деятельности | Учитель организует рефлексивную деятельность на уроке. Мотивирует учащихся к высказыванию собственной оценки действий по открытию новых знаний. Ребята какие вы сегодня молодцы! -Какие задания у вас вызвали затруднения? - Как вам пригодятся знания, полученные на этом уроке в жизни? - Какое у вас сейчас настроение? | Учащиеся анализируют свою деятельность. Я узнал … Мне пригодится это … Мое настроение…. | Личностные: - самоорганизация - уважение к окружающим - объективная оценка собственной деятельности; |
Перемена. 10 мин | Учителя готовятся к следующему уроку Проверяют практическую работу №1 | Учащиеся отдыхают | ||
7. | Организационный момент и этап мотивирования к учебной деятельности. 3 мин Цель: Подготовить учащихся к работе на уроке, создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность, вызвать интерес
| Учитель технологии. Давайте вспомним тему нашего урока: «Физико-механические свойства древесины». Мы познакомились с физическим свойством – плотностью. Чем еще отличаются образцы? И это тоже физические свойства древесины. Цвет древесины весьма различен. Поэтому по цвету можно определить породу древесины. Древесина имеет в основном приятные цвета желтоватых оттенков. (слайд 9) Запах также является признаком породы древесины. Смолистый запах имеет древесина хвойных пород. А чем отличаются только что спиленное дерево от заготовок на ваших столах? О каком физическом свойстве мы сейчас будем говорить? Как думаете: что такое влажность? | Учащиеся отвечают на вопросы: тема урока: «Физико-механические свойства древесины». Образцы отличаются цветом, запахом. Береза – светлая, сосна – желто-коричневая. Сосна пахнет смолой. Свежеспиленное дерево – сырое, а заготовки – сухие Это свойство древесины называется влажностью. Влажность – это количество влаги в древесине Оценивают свои ответы | Коммуникативные: - умение аргументировано предложить и доказать варианты своего решения - умение формулировать выводы с опорой на наблюдательность и жизненный опыт |
8 | Практическая часть. Восприятие и усвоение учебного материала. 20 мин. Цель: проверить умение работать с оборудованием, формировать способности к самопроверке, самоконтролю, умению работать в группе | Правильно. А сейчас мы приступим к практической работе по определению влажности древесины. Практическая работа начинается с инструктажа по ТБ. (слайд 10) Как думаете: что нужно знать для определения влажности древесины? Давайте откроем учебники на стр. 5 и узнаем: как определяется влажность древесины. Подумаем: как будем выполнять практическую работу, какую таблицу подготовим, какое оборудование возьмем для этого? (слайд 11) Учащимся выдаются листы для выполнения практической работы №2 (см. приложение) Пока образцы вымачиваются в воде, мы познакомимся с механическими свойствами древесины. Демонстрация вдавливания стального шарика в поверхность древесины. Демонстрация способности выдерживать нагрузки (на дощечку, расположенную горизонтально на двух брусках, ставят грузы 1 кг, 2 кг) и восстанавливаться после снятия нагрузки. | Повторяют ТБ. Массу сырой и сухой древесины надо сравнить (чтобы узнать массу влаги надо от массы сырой древесины вычесть массу сухой) Работа с учебником. Определяют вид таблицы, выбирают оборудование, планируют этапы выполнения работы. Выполняют работу: после взвешивания, образцы опускаются в воду на 10 мин Учащиеся определяют свойство древесины – твердость (слайд 12) Это свойство древесины – прочность (слайд 13), упругость (слайд 14) Оценивают свои ответы Записывают в тетради механические свойства древесины. Продолжают выполнять практическую работу | Личностные: -формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений; развитие интеллектуальных способностей учащихся. Коммуникативные: - умение аргументировано предложить и доказать варианты своего решения - умение формулировать выводы с опорой на наблюдательность и жизненный опыт Регулятивные: выполнение практической работы Познавательные: - умение использовать полученные знания в практической деятельности |
9 | Физкультминутка проводится по записи с сайта InfoUrok. 1мин. Цель: Активно изменить деятельность, ослабить наступающее утомление | Вы, наверное, устали И поэтому все встали Дружно вытянули шеи И как гуси зашипели Пошипели, помолчали И за кустиком пропали Руки вверх, вперед и вниз Улыбайся и садись | Выполняют упражнения физкультминутки | Коммуникативные: - умение слышать и слушать друг друга - сотрудничество, уважение управление поведением партнера, контроль, коррекция |
10 | Первичное повторение и закрепление новых знаний. 10 мин. Цель: Закрепить усвоение нового материала | Учитель физики Перечислите физические и механические свойства древесины Что называют плотностью, влажностью, твердостью, прочностью, упругостью? Для чего сушат древесину? Какие виды сушки древесины вы знаете? Учитель технологии проверяет в это время практическую работу №2 | К физическим свойствам древесины относятся: цвет, запах, влажность, плотность, а к механическим — твердость, прочность, упругость Плотность — это масса древесины, содержащаяся в единице объема. Влажность — количество влаги, содержащееся в древесине. Твердость — способность древесины сопротивляться проникновению в нее других тел. Прочность — способность выдерживать нагрузки, не разрушаясь. Упругость — способность восстанавливать первоначальную форму после прекращения действия нагрузки. В свежесрубленной древесине содержится много влаги, и с течением времени древесина начинает гнить. После сушки повышается прочность древесины, улучшаются ее технологические свойства, уменьшается масса древесины, повышается стойкость против гниения Простой и доступный, естественный вид сушки — атмосферный, воздушный, и более сложный — искусственный, камерный Оценивают свои ответы | Личностные: -формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений; развитие интеллектуальных способностей учащихся. Познавательные: -умение описывать и объяснять физические свойства древесины на основе практической работы, а механические - на основе демонстрационного материала и на основе жизненного опыта. Коммуникативные: - умение аргументировано предложить и доказать варианты своего решения - умение формулировать выводы с опорой на наблюдательность и жизненный опыт |
11 | Рефлексия учебной деятельности.3 мин Цель: способствовать формированию самооценки своей деятельности | Учитель технологии Благодарит за работу обучающихся, организует обсуждение достижений, предлагает определить уровень своих достижений, используя смайлики.
| Учащиеся показывают всем смайлики и оставляют на столе учителя при выходе из класса | Личностные: - самоорганизация - уважение к окружающим - объективная оценка собственной деятельности; |
12 | Подведение итогов урока. 2 мин Цель: Проанализировать и дать оценку успешности достижения цели | Итак, подведем итог нашей работы. - Что нового узнали на уроке? - Чему научились? - Что вызвало наибольшую трудность? Почему? | Фронтально Отвечают на вопросы учителя. Определяют собственные затруднения. Оценивают свою работу, сдают оценочные листы | Личностные: - самоорганизация - уважение к окружающим - объективная оценка собственной деятельности; |
13 | Дом. задание. 1 мин Цель: Сообщение содержания домашнего задания, разъяснение способов выполнения | П. 1, стр. 5 – 8. КВ 1-5, стр. 9. | Слушают рекомендации учителя, записывают домашнее задание в дневник |
Приложение
Определение плотности древесины (практическая работа № 1)
Цель: познакомить учащихся со способами определения плотности древесины.
Оборудование: лабораторные весы с разновесами; образец древесины; штангенциркуль.
Технические сведения: Плотность р — это масса древесины, содержащаяся в единице объема: р = m/V (г/см3).
Порядок выполнения работы
Полученные данные при измерениях и вычислениях заносить в таблицу
№ п/п | Порода древесины | Размеры образца, см | Объем образца (V), см3 | Масса образца (m), г | Плотность древесины (Р), г/см3 | ||
Длина | Ширина | Толщина | |||||
- Измерить длину, ширину и толщину образца древесных пород.
- Вычислить объем образца, умножив длину на ширину и толщину.
- Взвесить образец.
- Вычислить плотность образца.
- Сделать вывод о плотности данной породы древесины.
Определение влажности древесины (практическая работа № 2)
Цель: познакомить учащихся со способами определения влажности древесины.
Оборудование: лабораторные весы с разновесами; образец древесины (50x50x30 мм); штангенциркуль; емкость с водой; сухая ветошь.
Методический совет: выполняя эту работу, ученик должен усвоить, что изделие изготовляют только из высушенной древесины.
Технические сведения: В лабораторных условиях влажность древесины определяется последовательным взвешиванием образца на весах, до и после просушки. Расчет влажности производится по формуле:
W = m1 - m2/m2 • 100%, где W — влажность древесины, %; m1 — масса влажной древесины (до просушки); m2 - масса сухой древесины (после просушки).
Порядок выполнения работы
Полученные данные при измерениях и вычислениях заносить в таблицу
№ п/п | Порода древесины | Масса сухой древесины (m2), г | Масса влажной древесины (m1), г | Влажность, (W), % |
- Взвесить сухой образец древесины.
- Опустить его в воду на 10 минут.
- Вынуть и обтереть сухой тряпкой.
4.Взвесить образец.
5.Вычислить влажность образца.
6.Сделать вывод о поглощении влаги древесиной данной породы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ на уроках технологии Выпиливание и выжигание – виды художественной обработки древесины обработки древесины
Обобщающий урок по теме "Выпиливание и выжигание - выды художественной обработки древесины" с презентацией. На уроке предусмотренны различные виды проверки усвоения данной темы: кроссворд, тест,...
Урок технологии по теме "Сверление отверстий, изготовление изделий из древесины" 6 класс
Цель: изучить с учащимися инструменты для сверления; научить приемам сверления....
Урок технологии по теме "Строгание древесины" 6 класс
Цель: изучить с учащимися инструменты для строгания; научить приемам строгания....
Урок технологии по теме "Разметка заготовок из древесины" 7 класс
Цель: научить учащихся приемам разметки деталей из дерева....
Урок технологии по теме "Породы древесины, части дерева" 5 класс
Цель: ознакомить учащихся со значением древесины как конструкционного материала в народном хозяйстве страны, ее породами, строением, основными видами пороков и применением, научить определять по внешн...
Урок технологии по теме "Древесина" 9 класс
Тип урока: комбинированный...
Урок технологии по теме "Токарная обработка древесины" 6 класс
Разработка урока включает в себя конспект урока, презентацию к уроку, тест и технологическую карту....