Урок технологии по теме: «Введение. Физико-механические свойства древесины»
план-конспект урока по технологии (7 класс)

Цель: ознакомить  учащихся с основными  программными  требова­ниями  по технологии в 7 классе; восстановить знания по правилам техники безопасности при работе в столярной мастерской; позна­комить с физико-механическими свойствами древесины; научить определять плотность и влажность  различных пород древесины; способствовать формированию и развитию нравственных, эстетических качеств личности.

Задачи урока:

1. Образовательные: знакомство с основными  программными  требова­ниями  по технологии в 7 классе; с физико-механическими свойствами древесины и  определение  плотности и влажности  различных пород древесины

2. Развивающие: развитие интереса к предмету, развитие внимания, мышления, профессионально важных качеств: трудолюбие, аккуратность.

3. Воспитательные: воспитание доброжелательности и отзывчивости, развитие умения работать в группах, воспитывать наблюдательность;  самостоятельность;  настойчивость и терпение;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_tehnologii.docx121.85 КБ

Предварительный просмотр:

Урок технологии

по теме: «Введение. Физико-механические свойства древесины»

Класс: 7

Предмет: технология

Тема учебного занятия: Введение. Физико-механические свойства древесины

Продолжительность учебного занятия: 80 минут.( 2 урока)

Тип учебного занятия: интегрированный (технология - физика)

Учитель технологии: Егоров Юрий Михайлович,  учитель физики: Хомоксонова Валентина Александровна.

Цель: ознакомить  учащихся с основными  программными  требованиями  по технологии в 7 классе; восстановить знания по правилам техники безопасности при работе в столярной мастерской; познакомить с физико-механическими свойствами древесины; научить определять плотность и влажность  различных пород древесины; способствовать формированию и развитию нравственных, эстетических качеств личности.

Задачи урока:

1. Образовательные: знакомство с основными  программными  требованиями  по технологии в 7 классе; с физико-механическими свойствами древесины и  определение  плотности и влажности  различных пород древесины

2. Развивающие: развитие интереса к предмету, развитие внимания, мышления, профессионально важных качеств: трудолюбие, аккуратность.

3. Воспитательные: воспитание доброжелательности и отзывчивости, развитие умения работать в группах, воспитывать наблюдательность;  самостоятельность;  настойчивость и терпение;

Планируемые результаты

Личностные результаты:  воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок: внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам; формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений; развитие интеллектуальных способностей учащихся.

Метапредметные результаты: освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях (умение принять учебную задачу или ситуацию, выделить проблему, составить план действий и применять его для решения поставленных задач; контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности)

Предметные результаты:  получение первоначальных представлений о физико-механических свойствах древесины; научится определять плотность и влажность различных пород древесины; применять полученные знания в повседневной жизни;  приобретение навыков самообслуживания.

Технологии:  здоровьесбережения, информационно-коммуникационные; кейс-технология, развития исследовательских навыков; развития критического мышления.

Методы обучения: проблемно-поисковые, словесные, практические, контроля и самоконтроля..

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая.

Ресурсы для проведения урока: Учебник «Технология: 7 класс»: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (вариант для мальчиков) / Под редакцией В.Д. Симоненко. Проектор, ноутбук, экран, презентация по теме урока, лабораторные весы с разновесами; 2 образца древесины (50x50x30 мм); штангенциркуль; емкость с водой; сухая ветошь,  поделки из дерева, грузы  1 кг, 2 кг, дощечки разных пород дерева, 2 бруска, стальной шарик, молоток, оценочные листы

Основные понятия: физико-механические свойства древесины: плотность, влажность, цвет, запах; твердость, прочность, упругость.

Технологическая карта урока

п/п

Этапы урока / Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

1.

Организационный момент. 3 мин

Цель: включение в учебный процесс

Учитель технологии Здравствуйте, ребята!

Я рад приветствовать вас на занятии. Вижу, что настроение у вас хорошее. Давайте поработаем сегодня так, чтобы оно стало еще лучше! Приступим к уроку.

Для начала познакомимся с учебником: в содержании ознакомьтесь с разделами, которые мы будем изучать в 7 классе.

Для дальнейшей работы необходимо вспомнить  правила  поведения в кабинете технологии (слайд 1)

Приветствие учителя,  стоя, самоконтроль готовности к уроку.

Работа с учебником: обзор содержания, знакомство с разделами.

Читают правила.

Личностные:

- самоорганизация

- уважение к окружающим

- мобилизация внимания.

Коммуникативные:

- умение слышать и слушать друг друга и учителя.

2.

Этап мотивирования к учебной деятельности. 11 мин

Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность, вызвать интерес

Посмотрите, сколько здесь разных поделок (обзор поделок). Все они изготовлены из дерева. А есть ли между ними разница?

 В чем она заключается, как вы думаете?

Правильно! Давайте сформулируем тему нашего урока: «Физико-механические свойства древесины», цели и задачи (слайды 2, 3)

Сегодня мы познакомимся с физико-механическими  свойствами древесины. Знание этих свойств позволяет правильно выбрать для изготовления изделия нужную породу древесины, которая по своим свойствам соответствовала бы требованиям, предъявляемым к изделию. Только в этом случае изделие может получиться качественным и надежным.

Учитель физики. Представьте, что геологи нашли залежи нефти. Объем залежей они знают. Как определить массу нефти?

Масса вещества в единице объема этого вещества называется плотностью – это физическая величина, равная отношению массы вещества к его объему:

Плотность = масса/объем (формула, размерность на слайде 4)

Отвечают на вопросы:

-разница в породах деревьев: сосна, береза

-разница в свойствах пород деревьев.

С помощью учителя  формулируют тему урока.

Самостоятельно определяют цели и задачи урока  (проектируют пути и средства достижения поставленных целей).

Принятие проблемной ситуации.

Если бы мы знали массу 1 м3 нефти, то, зная объем нефти,  мы определили бы всю массу нефти.

Оценивают  свои ответы

Познавательные:

- построение логической цепи рассуждений

Личностные:

- мобилизация внимания.

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества  

- умение аргументировано предложить и доказать варианты своего решения                          - умение полно и точно выражать свои мысли

3.

Физкультминутка  проводится по записи с сайта InfoUrok.  1мин.

Цель: Активно изменить деятельность, ослабить наступающее утомление 

Вы, наверное, устали

И поэтому все встали

Дружно вытянули шеи

И как гуси зашипели

Пошипели, помолчали

И за кустиком пропали

Руки вверх, вперед и вниз

Улыбайся и садись

Выполняют упражнения физкультминутки

Коммуникативные:

- умение слышать и слушать друг друга

- сотрудничество, уважение

управление поведением партнера, контроль, коррекция

4.

Практическая часть.  15 мин.

Цель: проверить умение работать с оборудованием, формировать способности к самопроверке, самоконтролю, умению работать в группе

Учитель физики. Сейчас мы создадим 2 группы для того,  чтобы определить плотность разных пород древесины. Любая практическая работа начинается с  инструктажа по ТБ. (слайд 5)

Давайте выберем необходимое оборудование для определения плотности древесины.

Определим цену деления измерительных приборов

Для измеренных величин необходимо составить таблицу, как она будет выглядеть?  

После обсуждения – таблица (слайд 6)

Учащимся выдаются листы для выполнения  практической работы  №1 (см. приложение) и оценочные листы для оценки своей деятельности

Учащиеся слушают инструктаж по ТБ.

Учащиеся выбирают весы с разновесами и  образец  древесины (50x50x30 мм); штангенциркуль

Определяют цену деления приборов, думают, какая  будет  таблица,  и как они будут выполнять работу, т.е. составляют план действий  Оценивают  свои ответы.

Приступают к выполнению работы, на практике применяют полученные знания

Регулятивные: выполнение практической работы    Познавательные:

- умение использовать полученные знания в практической деятельности Коммуникативные:

- умение аргументировано предложить и доказать варианты своего решения

5

Первичное повторение и закрепление изученного.7 мин.

Цель: Закрепить усвоение нового материала

Учитель технологии. Какие вы получили результаты? Какой можете сделать вывод?

Да, малую плотность имеют: липа, ель. сосна, тополь, кедр (400….550 г/см3); большая плотность у древесины дуба, березы, лиственницы, ясеня, клена, яблони и груши (700….900 г/см3) (слайды 7,8)

Итак, что же такое плотность и как ее определить? А как определить плотность  древесины?

Плотность сосны – 0.55 г/см3, березы – 720 г/см3

Вывод: различные породы древесины имеют разную плотность, береза плотнее сосны.

Отвечают на вопросы  Оценивают  свои ответы

Регулятивные: выполнение  учебной задачи в сотрудничестве;

Коммуникативные:

- умение аргументировано предложить и доказать варианты своего решения                          - умение формулировать выводы;

6.

Рефлексия учебной деятельности.3 мин

Цель: способствовать формированию самооценки своей деятельности

Учитель организует рефлексивную деятельность на уроке. Мотивирует учащихся к высказыванию собственной оценки действий по открытию новых знаний.

Ребята какие вы сегодня молодцы!

-Какие задания у вас вызвали затруднения?

- Как вам пригодятся знания, полученные на этом уроке в жизни?

- Какое у вас сейчас настроение?

Учащиеся анализируют свою деятельность.

Я узнал …

Мне пригодится это …

Мое настроение….

Личностные:

- самоорганизация

- уважение к окружающим

-  объективная оценка собственной деятельности;

Перемена. 10 мин

Учителя готовятся к следующему уроку

Проверяют практическую работу №1

Учащиеся отдыхают

7.

Организационный  момент и этап мотивирования к учебной деятельности. 3 мин

Цель:  Подготовить учащихся к работе на уроке,

создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность, вызвать интерес 

 

Учитель технологии. Давайте вспомним тему нашего урока:

«Физико-механические свойства древесины». Мы познакомились с физическим свойством – плотностью. Чем еще отличаются образцы?

И это тоже физические свойства древесины.

Цвет древесины весьма различен. Поэтому по цвету можно определить породу древесины. Древесина имеет в основном приятные цвета желтоватых оттенков. (слайд 9)

Запах также является признаком породы древесины. Смолистый запах имеет древесина хвойных пород.

А чем отличаются только что спиленное дерево от заготовок на ваших столах?

О каком физическом свойстве мы сейчас будем говорить?

Как думаете: что такое влажность?

Учащиеся отвечают на вопросы: тема урока: «Физико-механические свойства древесины».

Образцы отличаются цветом, запахом.

Береза – светлая, сосна – желто-коричневая.

Сосна пахнет смолой.

Свежеспиленное дерево – сырое, а заготовки – сухие

Это свойство древесины называется влажностью.

Влажность – это количество влаги в древесине     Оценивают  свои ответы

Коммуникативные:

- умение аргументировано предложить и доказать варианты своего решения                          - умение формулировать выводы с опорой на наблюдательность и жизненный опыт

8

Практическая часть.  Восприятие и усвоение учебного материала. 20 мин.

Цель: проверить умение работать с оборудованием, формировать способности к самопроверке, самоконтролю, умению работать в группе

Правильно. А сейчас мы приступим к практической работе по определению влажности древесины.

Практическая работа начинается с  инструктажа по ТБ.  (слайд 10)

Как думаете: что нужно знать для определения влажности древесины?

Давайте откроем учебники на стр. 5 и узнаем: как определяется влажность древесины. Подумаем:  как будем выполнять практическую работу, какую таблицу подготовим, какое оборудование возьмем для этого?  (слайд 11)

Учащимся выдаются листы для выполнения практической работы №2 (см. приложение)

Пока образцы вымачиваются в воде, мы познакомимся с механическими свойствами древесины.

Демонстрация вдавливания стального шарика в поверхность древесины.

Демонстрация способности выдерживать нагрузки (на дощечку, расположенную горизонтально на двух брусках, ставят грузы  1 кг, 2 кг) и восстанавливаться после снятия нагрузки.

Повторяют ТБ.

Массу сырой и сухой древесины надо сравнить (чтобы узнать массу влаги надо от массы сырой древесины вычесть массу сухой)

Работа с учебником. Определяют вид таблицы, выбирают оборудование, планируют этапы  выполнения работы.

Выполняют работу: после взвешивания, образцы опускаются в воду на 10 мин

Учащиеся определяют свойство древесины – твердость  (слайд 12)

Это свойство древесины – прочность (слайд 13), упругость (слайд 14)   Оценивают  свои ответы

Записывают в тетради механические свойства древесины.  Продолжают выполнять практическую работу

Личностные:

-формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений; развитие интеллектуальных способностей учащихся.

Коммуникативные:

- умение аргументировано предложить и доказать варианты своего решения                          - умение формулировать выводы с опорой на наблюдательность и жизненный опыт  Регулятивные: выполнение практической работы    Познавательные:

- умение использовать полученные знания в практической деятельности

9

Физкультминутка  проводится по записи с сайта InfoUrok.  1мин.

Цель: Активно изменить деятельность, ослабить наступающее утомление 

Вы, наверное, устали

И поэтому все встали

Дружно вытянули шеи

И как гуси зашипели

Пошипели, помолчали

И за кустиком пропали

Руки вверх, вперед и вниз

Улыбайся и садись

Выполняют упражнения физкультминутки

Коммуникативные:

- умение слышать и слушать друг друга

- сотрудничество, уважение

управление поведением партнера, контроль, коррекция

10

Первичное повторение и закрепление новых знаний. 10 мин.

Цель: Закрепить усвоение нового материала

Учитель физики  Перечислите физические и механические свойства древесины

Что называют плотностью, влажностью, твердостью, прочностью, упругостью? 

Для чего сушат древесину? 

Какие виды сушки древесины вы знаете?

Учитель технологии проверяет в это время практическую работу №2

К физическим свойствам древесины относятся: цвет, запах, влажность, плотность, а к механическим — твердость, прочность, упругость

Плотность — это масса древесины, содержащаяся в единице объема. Влажность — количество влаги, содержащееся в древесине. Твердость — способность древесины сопротивляться проникновению в нее других тел. Прочность — способность выдерживать нагрузки, не разрушаясь. Упругость — способность восстанавливать первоначальную форму после прекращения действия нагрузки.

В свежесрубленной древесине содержится много влаги, и с течением времени древесина начинает гнить. После сушки повышается прочность древесины, улучшаются ее технологические свойства, уменьшается масса древесины, повышается стойкость против гниения

Простой и доступный, естественный вид сушки — атмосферный, воздушный, и более сложный — искусственный, камерный

Оценивают  свои ответы

Личностные:

-формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений; развитие интеллектуальных способностей учащихся.

Познавательные:

-умение  описывать и объяснять физические свойства древесины на основе практической работы, а механические - на основе демонстрационного материала и на основе жизненного опыта.

Коммуникативные:

- умение аргументировано предложить и доказать варианты своего решения                          - умение формулировать выводы с опорой на наблюдательность и жизненный опыт  

11

Рефлексия учебной деятельности.3 мин

Цель: способствовать формированию самооценки своей деятельности

Учитель технологии Благодарит за работу обучающихся, организует обсуждение достижений, предлагает определить уровень своих достижений,  используя смайлики.

 

Учащиеся показывают всем смайлики и  оставляют на столе учителя при выходе из класса

700410904474794341

Личностные:

- самоорганизация

- уважение к окружающим

-  объективная оценка собственной деятельности;

12

Подведение итогов урока. 2 мин

Цель: Проанализировать и дать оценку успешности достижения цели

Итак, подведем итог нашей работы.

- Что нового узнали на уроке?

- Чему научились?

- Что вызвало наибольшую трудность? Почему?

Фронтально

Отвечают на вопросы учителя.

Определяют  собственные затруднения.

Оценивают  свою работу, сдают оценочные листы

Личностные:

- самоорганизация

- уважение к окружающим

-  объективная оценка собственной деятельности;

13

Дом.  задание. 1 мин

Цель: Сообщение содержания домашнего задания, разъяснение способов выполнения

П. 1, стр. 5 – 8. КВ 1-5, стр. 9.

Слушают рекомендации учителя, записывают домашнее задание в дневник


Приложение

Определение плотности древесины (практическая работа № 1)

Цель: познакомить учащихся со способами определения плотности древесины.

Оборудование: лабораторные весы с разновесами; образец  древесины; штангенциркуль.

Технические сведения: Плотность р — это масса древесины, содержащаяся в единице объема: р = m/V (г/см3).

Порядок выполнения работы

Полученные данные при измерениях и вычислениях заносить в таблицу

№ п/п

Порода древесины

Размеры образца, см

Объем образца (V), см3

Масса образца (m), г

Плотность древесины (Р), г/см3

Длина

Ширина

Толщина

  1. Измерить длину, ширину и толщину образца древесных пород.
  2. Вычислить объем образца, умножив длину на ширину и толщину.
  3. Взвесить образец.
  4. Вычислить плотность образца.
  5. Сделать вывод о плотности данной породы древесины.

Определение влажности древесины (практическая работа № 2)

Цель: познакомить учащихся со способами определения влажности древесины.

Оборудование: лабораторные весы с разновесами;  образец  древесины (50x50x30 мм); штангенциркуль; емкость с водой; сухая ветошь.

Методический совет: выполняя эту работу, ученик должен усвоить, что изделие изготовляют только из высушенной древесины.

Технические сведения: В лабораторных условиях влажность древесины определяется последовательным взвешиванием образца на весах, до и после просушки. Расчет влажности производится по формуле:

W = m1 - m2/m2 • 100%, где W — влажность древесины, %; m1 — масса влажной древесины (до просушки); m2 - масса сухой древесины (после просушки).

Порядок выполнения работы

Полученные данные при измерениях и вычислениях заносить в таблицу

№ п/п

Порода древесины

Масса сухой древесины (m2), г

Масса влажной древесины (m1), г

Влажность, (W), %

  1. Взвесить сухой  образец  древесины.
  2. Опустить его в воду на 10 минут.
  3. Вынуть и обтереть  сухой тряпкой.

4.Взвесить образец.

5.Вычислить влажность образца.

6.Сделать вывод о поглощении влаги древесиной данной  породы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках технологии Выпиливание и выжигание – виды художественной обработки древесины обработки древесины

Обобщающий урок по теме "Выпиливание и выжигание - выды художественной обработки древесины"  с презентацией. На уроке предусмотренны различные виды проверки усвоения данной темы: кроссворд, тест,...

Урок технологии по теме "Сверление отверстий, изготовление изделий из древесины" 6 класс

Цель: изучить с учащимися инструменты для сверления; научить приемам сверления....

Урок технологии по теме "Строгание древесины" 6 класс

Цель: изучить с учащимися инструменты для строгания; научить приемам строгания....

Урок технологии по теме "Разметка заготовок из древесины" 7 класс

Цель: научить учащихся приемам разметки деталей из дерева....

Урок технологии по теме "Породы древесины, части дерева" 5 класс

Цель: ознакомить учащихся со значением древесины как конструкционного материала в народном хозяйстве страны, ее породами, строением, основными видами пороков и применением, научить определять по внешн...

Урок технологии по теме "Древесина" 9 класс

Тип урока: комбинированный...

Урок технологии по теме "Токарная обработка древесины" 6 класс

Разработка урока включает в себя конспект урока, презентацию к уроку, тест и технологическую карту....