План-конспект урока Пиление древесины
план-конспект урока по технологии (5 класс)

Ланцов Виктор Вениаминович

Данный урок предназначен для изучения в 5 классе. Школьники довольно быстро усваивают изложенный материал и с воодушевлением работают ножовками..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pilenie_drevesiny.docx858.51 КБ

Предварительный просмотр:

Тема Пиление древесины.

Цель: ознакомление учащихся с инструментами для пиления; изучение приемов пиления.

Задачи:

1. Образовательная:

Создать условия для ознакомления учеников с процессом пиления древесины, строением пил и ножовок, способствовать запоминанию основных терминов, применяемых при изучении темы, способствовать формированию первоначальных умений и навыков в работе ножовкой.

2. Развивающая:

Способствовать развитию умений и навыков пользования  контрольно-измерительным и разметочным инструментом, расширению представлений о свойствах различных пород древесины и способах их обработки резаньем, основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии,  ставить и решать проблемы), способствовать развитию сенсорной и двигательной сферы учащихся (ориентировка в рабочей зоне, закрепление заготовок в зажимах верстака, развитие  моторики рук).

3. Воспитательная:

Способствовать формированию и развитию эстетических, качеств личности, воспитанию бережного  отношения к инструментам и оборудованию мастерской, формированию и развитию самостоятельности учащихся, уважение к работающему человеку.

Провести гимнастику для глаз, динамическую паузу, следить за дозировкой зрительной работы.

Материально-техническое обеспечение:

- столярная мастерская,

- столярные верстаки,

-ножовки,

-линейки,

-карандаши,

-заготовки,

- ноутбук,

- мультимедийный проектор.

Дидактическое обеспечение:

- учебник;

-технологические карты

- образцы объектов труда;

- материалы для контроля знаний учащихся

Методы обучения:

  1. словесный, наглядный, аудиовизуальный;
  2. формирование, закрепление;
  3. репродуктивный, объяснительно-иллюстративный;
  4. активизация познавательных интересов и углубление знаний.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

объяснение учителя с опорой на личные знания учащихся, фронтальный опрос, демонстрация приёмов работы, самостоятельная работа, беседа.

 Термины: ножовки, курковка, ножовка с обушком, лучковые пилы, стусло.

Тип урока: комбинированный

Литература для учителя:

  1. Программа «Технология. Трудовое обучение. 5-11 класс.».
  2. Технология: учебник для 5 класса. Под ред. В.М. Казакевича и Г.А. Молевой.

Ход урока:

I. Организационный момент (2 мин)

- приветствие;

- проверка явки учащихся;

- заполнение учителем классного журнала;

- проверка готовности к уроку;

- настрой учащихся на работу;

- объяснение темы и плана урока.

II. Актуализация знаний учащихся. (10 мин)

Беседа по вопросам:

  1. Для чего выполняют разметку?
  2. Какими инструментами производят разметку заготовок из древесины?
  3. Каково назначение базовой линии, поверхности?
  4. В чем смысл применения шаблона при разметке?

Выполнение практических заданий.

  1. Покажите приемы разметки деталей прямоугольной формы.
  2. Произведите разметку по шаблону.

III. Гимнастика для глаз (2 мин).

IV. Изложение нового материала (10 мин.).

1. Иллюстративный рассказ.

Учитель. По направлению разрезания волокон древесины различают следующие виды пиления:

  • поперечное (поперек волокон);
  • продольное (вдоль волокон);
  • смешанное (под углом к направлению волокон).

Для выполнения различных видов пиления применяются различные пилы (см. рис. 23).

Виды пил

Виды пил: а – ножовки; б – лучковые пилы; в – зубья пил для поперечного (1) и продольного (2) пиления

Учитель показывает учащимся различные виды пил.

Для поперечного пиления применяются пилы с прямыми зубьями. Режущие кромки вершин зубьев поочередно надрезают волокна древесины и выносят отколовшиеся частички древесины в виде опилок.

Учитель обращает внимание учащихся на заточку зубьев ножовки (см. рис. 24).

Форма зубьев пил, развод и заточка: а — для продольного пиления; б — для поперечного пиления; в — для смешанного пиления

Для продольного пиления применяются пилы с наклонными зубьями, которые перерезают волокна древесины, и отрезанные частички скалываются вдоль волокон, образуя опилки.

Перед пилением особое внимание следует уделить креплению заготовки.

Учитель демонстрирует приемы крепления заготовок.

Запомните основные правила при пилении:

- делают надрез по черте;

- убирают брусок и отпиливают деталь;

- в конце пиления нажим на пилу ослабляют.

Принято и регламентировано положение рук при пилении, которое обеспечивает безопасное выполнение данной технологической операции.

Учитель демонстрирует приемы пиления.

Для точной распиловки заготовок под углами применяют стусло.

Стусло состоит из дна стусла и двух боковин с пропилами под разными углами.

Учитель демонстрирует пропил в стусле.

                          Стусло                                                     Схема пиления

     А – коробчатое; б – угловое                                           в стусле

Пиление в стусле повышает точность распиловки, исключает затраты на разметку, повышает производительность труда.

Особенно эффективно применение стусла при массовом производстве.

Инструктирование по правилам безопасности при пилении.

При пилении необходимо соблюдать определенные правила безопасности:

  • надежно закреплять заготовку;
  • пилить только исправной пилой;
  • не допускать перекоса пилы;
  • не держать левую руку близко к полотну пилы;
  • класть пилу на верстак зубьями от себя;
  • при уборке верстака пользоваться щеткой.

Ответьте на вопросы:

  1. Что можно использовать для надежного закрепления заготовки?
  2. Какой пилой следует пилить?
  3. Где держать левую руку при пилении?
  4. Как класть пилу в промежутках работы с ней?
  5. Как и чем проводить уборку верстака?

Вводный инструктаж (2 мин).

Текущий инструктаж учащихся - в процессе целевых обходов.

V. Практическая работа (15 мин.).

Цель: овладевание приёмами выпиливания.

Оборудование: ножовки, заготовки древесины и фанеры, гвозди, молотки..

Выполнение заданий по бригадам 2-4 человека:

  1. Выпилить деревянную заготовку по разметке:

а. 200×40×10 – 2 шт.

б. 250×40×10 – 2 шт

в. 250×200×4 – фанера.

Собрать ящик на гвоздях.

  1. Распилить заготовку в стусле под 45° :

а. 250×40×10 – 4 шт.

б. 250×250 – фанера.

Собрать рамку.

Динамическая пауза (2 мин).

VI. Итоги урока (5 мин).

  • Что вы узнали нового?
  •  Чему смогли научиться?
  •  Смогли бы вы теперь самостоятельно выполнить такую работу дома?
  •  Как вы оцениваете работу на уроке
  • а) свою,
  • б) класса в целом,
  • в) учителя.
  • Выставление отметок.

VII. Домашнее задание.  (1 мин)

Выучить новые термины и определения.

VIII. Уборка рабочих мест (3 мин).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по технологии в 6-м классе Тема: «Технология точения древесины на токарном станке»

открытый урок по технологии в 6-м классе Тема: «Технология точения древесины на токарном станке»...

План-конспекта открытого урока "Этапы создания изделий из древесины"

План-конспект урока  "Этапы создания изделий из древесины. Технологическая карта" для учеников 5 класса (мальчики)....

План-конспект открытого урока по профильному труду (столярное дело) 10 класс. «Отделка изделий из древесины» часть 2

Цели урока:обучающие:·        научить учащихся разбираться в отделочных материалах,коррекционная:·        коррекция ...

Тема урока: «Пиление древесины».Разработка конспекта урока технологии в 5 классе

ема урока: «Пиление древесины».Разработка конспекта урока технологии в 5 классе...

Технологическая карта урока "Пиление древесины"

                                                      ...

План-конспект открытого урока по профильному труду (столярное дело) 9 класс. «Шлифование древесины»

Цели урока:обучающие:научить учащихся разбираться в технологии шлифования древесины. коррекционная:коррекция двигательной сферы (моторика, двигательная  сноровка, стимулирование двуручной де...

План-конспект открытого урока по профильному труду (столярное дело) 9 класс. «Способы хранения и сушки древесины»

Цели урока:обучающие:·         научить учащихся разбираться в составных частях ствола,коррекционная:·        ко...