2022 «Трудовое воспитание как основа профессиональной ориентации школьника»
статья по технологии (8, 9, 10, 11 класс)

Алфимова Светлана Васильевна

Из личного опыта работы на уроках технологии по профессиональному самоопределению школьника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 г.Льгова»

Курской области

Статья

«ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКА»

подготовила

учитель технологии

Алфимова Светлана Васильевна

г. Льгов
2022

   Выбор учащимися жизненного пути, профессии - не какой-то отдельный, узкий раздел в учебно-воспитательном процессе, а важная и неотъемлемая часть всего воспитывающего обучения в школе. Именно такого понимания заслуживает трудовое воспитание учащихся.

   В труде ребят, даже в детских играх заложен определённый потенциал профессиональной ориентации. Но ведь потенциал – это только возможность. И чтобы она, эта возможность, стала реальной воспитательной силой в выборе и утверждении призвания каждым подростком, нужна умная и тонкая работа наставника, его умение воздействовать на чувства, интересы и стремления учеников.

   Я думаю так: профессия – призвание и поиск его начинается прежде всего в учебном труде, в деятельности, правильно педагогически организованной и имеющей чётко поставленную цель. Цель эта – пробудить интерес и желание у учащихся испробовать свои силы и возможности в том или ином виде труда, который может оказаться наиболее приемлемым и привлекающим внимание ученика.

   Считаю, что для учителя технологии открываются большие возможности воспитывающего обучения. Переплетение культурных, нравственных, профориентационных проблем встаёт перед педагогом на уроках. На каждом занятии провожу профминутки. Они проходят по – разному, но цель у них одна – познакомить детей с профессией и дать им возможность соотнести требования профессии к имеющимся у них интересам, склонностям, способностям.

   В рамках проектной деятельности процесс работы с тканью я обычно начинаю с того, что учу девочек обращать внимание на цвет материала, его фактуру, рисунок. Знакомлю их с ассортиментом тканей и классификацией их по назначению. Показываю ролик о профессиях, занятых в текстильной промышленности. Важное значение придаю умению выбирать материал в соответствии с построением модели будущего изделия. Это занятие проходит по технологии ролевой игры «Художественный совет», где каждой ученице поручается определённая роль: художник по тканям, художник – модельер, конструктор – модельер и т.д. Предметом обсуждения является использование фактурных и цветовых возможностей ткани, отобранной мной в качестве практических примеров. На экране показаны модели одежды, Слушаем мнения «профессионалов» по использованию образцов ткани относительно моделей одежды. Учащиеся высказывают личные суждения, которые демонстрируют знания по определённой профессии. Итогом данного этапа проектирования является обсуждение, где дети приходят к выводу: нравится ли им данная профессия или нет. Считаю, что роль учителя здесь не должна быть навязчивой.

   При пошиве программного изделия стараюсь внушить ученицам, что от качества и аккуратности исполнения строчки в немалой степени зависит внешний вид изделия. Приступая к работе на швейной машине, они выполняют специальные упражнения, отрабатывая навык получения правильного и красивого шва. По ходу уроков мы знакомимся с профессией «швея». Чтобы дать детям необходимые впечатления о работе швеи я вожу их на экскурсию на Льговскую швейную фабрику «Швея». Это мероприятие становится одной из форм профориентационной работы. После посещения швейного предприятия у обучающихся появляется представление о процессе производства, специфике работы швеи и разнообразии профессий, задействованных в работе. Они соприкасаются с реальным производством и отвечают на вопрос «А интересно ли мне это и смогу ли я».

   Обучая школьниц изготовлению одежды, нельзя забывать и о требованиях, предъявляемых к уходу за ней. Поэтому учу девочек бережно относиться к своему платью, пальто, костюму, следить за чистотой и своим внешним видом.

   Впрочем, понятие «внешний вид» включает в себя не только одежду. Точнее будет сказать «внешний облик человека», где одежда лишь деталь. Имею в виду тот ансамбль, где поведение и манеры, внешность и одежда должны сливаться в один гармонический образ.

    Считаю нужным на этом этапе обучения предложить  детям выполнить проект «Профессии сферы обслуживания». Учащиеся разделяются по группам, каждой из которых даётся задание: провести исследование, собрав информацию от профессионалов в сфере бытовых услуг: парикмахер, портной, мастер по ремонту обуви, официант, курьер и т.д. Получив необходимые сведения, ребята представляют проект, делясь своими впечатлениями о профессиях, сопровождая  рассказ фото и видеоматериалами.

   Одной из форм профориентационной работы является встреча с интересными людьми предприятий и организаций нашего города. Все эти мероприятия, кроме достижений учебной цели, активно содействуют профессиональному просвещению школьников. Стремлюсь при организации встреч, бесед внести элементы дискуссии, на которых школьники вовлекаются в углубленное обсуждение тех или иных вопросов, высказывают свои суждения, могут о чём-то поспорить. Такие встречи всегда представляют большой интерес для учащихся. Они проникаются уважением к мастеру- профессионалу, заимствуют у них знания и умения, узнают о последних достижениях науки и практики.

   Ранней юности особенно свойственна непосредственность и острота первых восприятий и впечатлений. И встреча со специалистом, настоящим мастером, может быть настолько впечатляющей, что станет определяющей в профессиональном выборе.

   В рамках статьи я поделилась многолетним опытом наставника школьников, подготовки их к выбору жизненного пути. Естественно, у меня нет той цели, чтобы каждый ученик непременно выбрал себе ту деятельность, которую пропагандирую и утверждаю своим предметом. Суть в другом – привить любовь к труду, помочь найти своё призвание к той или иной профессии тем учащимся, которым она больше всего подходит по их стремлениям и способностям. И должна признаться: мне очень приятно ощущать результаты своей работы. За последние годы в каждой группе девочек, заканчивающих 9 или 11 классов, в среднем поступают учиться профессиям швейного профиля три человека, общественного питания – четыре, по профессиям бытового обслуживания до пяти человек. Отдельные девочки избирают профессию учителя технологии.

   Как правило, они довольны своей профессией и благодарны школе за то, что она помогла им найти себя и определиться в жизни.

Список использованной литературы

1.Иващенко Ф.И. Труд и развитие личности школьника. М., 2017

2. Михайлов А.А. Ориентация школьников на профессии сферы обслуживания. М., 2011

3. Черникова Т.В. Профориентационная поддержка старшеклассников М., 2006

4. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии. М., 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация профессиональной ориентации школьников в условиях учреждений дополнительного образования

Роль педагога дополнительного образования по формированию всесторонне развитого, готового к трудовой деятельности подрастающего поколения обуславливает ведущую позицию педагогических коллективов в еди...

Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников

Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников  Задачи и содержание трудового воспитания. Трудовое воспитание ребенка начинается с формирования в семье и школе элементарных пре...

Презентация "Роль классного руководителя в профессиональной ориентации школьника"

Выбор будущей профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии зависит будущая судьба, свое место в жизни. Как правило, молодые люди не знают св...

Работа преподавателя по профессиональной ориентации школьников

Материал представляет собой презентацию отчёта о работе преподавателя СПО по профессиональной ориентации школьников, подготовленный для выступления на Фестивале образовательных инноваций "Диалог - 201...

Профессиональная ориентация школьников в современных условиях.

Профессиональная ориентация школьников в современных условиях...

Проектная работа «МОДЕЛЬ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

Проектная работа в рамках образовательной программы:«Современные технологии и методы психолого-педагогического сопровождения профориентационной работы ОО»«Модель сопровождения профессиональной ориента...

Профессиональная ориентация школьников на педагогические профессии

Презентация о работе классного руководителя по профессиональной подготовке девятиклассников, ориентированных на педагогические профессии....