Построение чертежа плечевого изделия
учебно-методический материал по технологии (7 класс)

Елена Григорьевна Лопарева

В помощь учителю технологии - построение чертежа плечевого изделия

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока технологии 7 класс

Тема: «Построение чертежа плечевого изделия»

(модуль: «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов»

раздел: «Проектирование и изготовление плечевой  одежды»)

Цели урока:

I. Образовательные.

1.1. Способствовать формированию знаний учащихся о принципах расчета и построения чертежей швейных изделий.

1.2. Способствовать формированию и развитию умений и навыков по расчету и построению чертежа плечевого изделия.

1.3.Способствовать запоминанию основной терминологии технологического процесса.

1.4. Способствовать формированию представлений о правилах чертежных работ: масштаб чертежа, буквенные обозначения точек и отрезков (линейка закройщика (масштабная линейка), виды линий, условные обозначения).

1.5. Создать условия для выявления причинно-следственных связей: выяснить последствия неточного построения чертежа плечевого изделия.

1.6. Способствовать пониманию зависимости между правильно снятыми мерками и точностью построения чертежа плечевого изделия.

II. Развивающие цели.

2.1. Способствовать развитию речи учащихся.

2.2. Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, сравнивать, определять и объяснять понятия строить аналогии, ставить и разрешать проблемы).

2.3. Способствовать развитию мотивационно-оценочного компонента учебной деятельности учащихся посредством разноуровневых заданий постановки проблемных вопросов.

2.4. Способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, ориентировки в пространстве).

2.5. Способствовать развитию двигательной сферы (овладение моторикой мелких мышц рук, развивать двигательную сноровку).

2.6. Способствовать формированию и развитию познавательного интереса к предмету.

2.7. Способствовать овладению всеми видами памяти учащихся.

2.8. Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся, умению правильно организовывать свое рабочее место, планировать свой труд и проявлять навыки самоконтроля.

III. Воспитательные цели.

3.1. Способствовать формированию и развитию трудовых, эстетических качеств личности.

3.2. Способствовать воспитанию внимательности, аккуратности, усидчивости, ответственному отношению к выполняемой работе.

3.3. Посредством выбора уровня заданий формировать адекватную самооценку.

3.4. Способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям.

 3.5. Воспитывать уважение к работающему человеку.

IV. Профориентационные цели.

4.1. Способствовать формированию у учащихся знаний о конструкторских профессиях.

4.2. Способствовать формированию знаний и умений объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями конструкторских профессий.

4.3. Развивать представление о народном хозяйстве и потребности в данной трудовой деятельности.

Методическое оснащение урока

Материально-техническая база

- учебный кабинет;

- инструменты, приспособления: чертежные инструменты (карандаш, линейка закройщика, чертежный угольник, бумага для чертежа).

Дидактическое обеспечение:

- учебник В.Д. Симоненко. Технология. 7 кл. - М.: Вентана-Граф, 2014;

- сборник тестовых заданий Т.Ф. Лазаревой. - М.: Ижица, 2003.

Дополнительная литература:

- учебно-техническая документация;

- технологическая карта :  «Построение чертежа плечевого изделия »

- образцы объектов труда;

- материалы для контроля знаний учащихся(тесты)

- карточки-задания;

Методы обучения:

- словесного сообщения и закрепления технико-технологических знаний;

- метод демонстрации;

- метод практической работы;

- инструктаж.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

- фронтальная;

- индивидуальная

Словарная работа: прибавки, конструктивные линии.

Тип урока: комбинированный, практическая работа.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

* приветствие;

*проверка явки учащихся;

* проверка готовности учащихся к уроку;

* настрой учащихся на работу;

* доведение до учащихся темы и плана урока.

- Для чего нужно изучать эту тему?

-А что будет, если допустить неточность в расчетах и  построении чертежа?

-Что вы ждете от урока? Что вы хотите узнать по этой теме?

-Какими знаниями, умениями и навыками  необходимо владеть, чтобы построить чертеж?

2. Проверка выполнения учащимися домашнего задания

 Проверка осуществляется следующим образом.

Одна учащаяся дает понятие «одежда», говорит о требованиях, предъявляемых к одежде.

 Другая  учащаяся готовит  к показу презентацию «Силуэт и стиль в одежде»

 Третья - готовит характеристику плечевого изделия по плану (на выбор)

3. Актуализация знаний учащихся

* осуществляется фронтально, по вопросам

- Что такое мерки?

- Расскажите правила снятия мерок с фигуры.

- Какие мерки необходимы для построения чертежа плечевого изделия?

- Как записываются мерки длины и обхватов?

 Изложение учителем нового материала.

а) Слово учителя.

Основу построения чертежа любого плечевого изделия составляет построение контурных линий деталей изделия: спинки, переда, рукава. Чертеж строят на базисной сетке, представляющей собой вертикальные и горизонтальные линии, определяющие общий размер изделия по ширине и длине.

В связи с тем что фигура человека симметричная, чертеж строят на половину ширины изделия.

Контур чертежа спинки составляет следующие конструктивные линии: линия горловины спинки, линия плеча, линия бока, линия низа . В конструкции плечевого изделия с цельнокроеным рукавом чертеж переда отличается от чертежа спинки только более глубоким вырезом горловины, поэтому перед и спинку строят одновременно на одной и той же базисной сетке

    1   2           3

             1- линия горловины спинки

4

             2- линия горловины переда

5                  3- линия плеча    

                    4- линия низа рукава

6

                    5- линия талии

                    6- линия бока

                    7- линия низа

                                                   8- линия середины

            7

б)  Работа с учебником.(стр. 85)

Прибавки на свободное облегание

Поскольку одежда не прилегает к телу по всей его

поверхности, для построения конструкции изделия кроме

мерок необходимы прибавки на свободное облегание

и декоративное оформление.

Прибавки обозначают прописной буквой П, строчными

буквами (нижний индекс) — участок, к которому дается

прибавка. Величина прибавок в нашем случае составляет:

               - к полуобхвату груди — Пг = 6-8 см;

               - к обхвату плеча — Поп = 5-7 см;

               - к ширине горловины — Пшг =1,0 см

в)  Словарная работа:     прибавки,  конструктивные линии

5. Практическая работа «Построение чертежа основы плечевого изделия»

5.1. Вводный инструктаж учителя:

- сообщение учащимся названия практической работы;

- разъяснение учащимся задач практической работы;

- ознакомление учащихся с объектом труда - образцам;

- ознакомление учащихся со средствами обучения, с помощью которых будет выполняться задание (оборудование, инструменты, приспособления);

  * При выполнении практической работы по вычерчиванию чертежей и выкроек нужно строго следить за правильными приемами работы с чертежными инструментами, учитывать виды линий и употребляемые знаки( при проведении линий по линейке карандаш надо слегка наклонять в сторону его движения (не наклонять на себя или от себя); линейку держать левой рукой, плотно прижимая к бумаге); см. таблицу «Линии и знаки на чертежах»                          

- ознакомление учащихся с учебно-технической документацией (инструктаж по ТК);

- предупреждение учащихся о возможных затруднениях при выполнении работы;

- инструктаж по т/б;

*Учитель на доске, а учащиеся в альбоме  на основе технологической карты строят чертеж плечевого изделия  в М 1:4.

По окончании работы учитель проверяет правильность построения чертежа.

5.2. Самостоятельная работа учащихся по УТД (идет закрепление знаний учащихся)

*Девочки самостоятельно строят чертеж основы плечевого изделия в натуральную величину, в масштабе 1:1

5.3. Текущий инструктаж (проводится по ходу самостоятельной работы).

5.3.1. Формирование новых умений:

- проверка организованности начала работы учащихся;

- проверка организации рабочих мест учащихся (рабочий стол, инструменты, приспособления);

- соблюдение правил т/б при выполнении задания.

5.3.2. Усвоение новых знаний:

- проверка правильности использования учебно-технической документации;

- инструктирование по выполнению задания в соответствии с технической документацией.

5.3.3. Целевые обходы:

- инструктирование учащихся по выполнению отдельных пунктов и задания в целом;

- концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операции;

- оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимися;

- рациональное использование рабочего времени учащимися.

7. Заключительный инструктаж учите:

- анализ выполнения самостоятельной работы учащимися;

- разбор типичных ошибок учащихся;

- вскрытие причин допущенных учащимися ошибок;

- повторное объяснение учителем способов устранения ошибок.

 8.Итоговая диагностика уровня обученности учащихся:

* С целью закрепления изученного материала учащимся предлагается тест.

Задание 1.

Выберите несколько правильных ответов.

От каких мерок зависит ширина  базисной сетки чертежа?

1)Сг11;

2)Сш;

3)Дст;

4)Ди;       

5) On.

Задание 2.

Выберите правильный ответ.

Прибавка по линии груди равна:

1) 1;

2) 3;

3) 2,5;

4)  6.

Задание 3.

Выберите правильный ответ.

Чем отличается чертеж переда и спинки плечевого изделия?

1)Шириной;

2)глубиной горловины;

3)шириной горловины.

Задание 4.

Выберите правильный ответ.

Прибавка по обхвату плеча равна:

1)6;

2)1,5;

3)7,

4)3,

Задание 5.

Задание на выбор правильной последовательности операций.

 Последовательность построения основы чертежа плечевого изделия с цельнокройным рукавом складывается в следующем порядке (укажите цифрами последовательность):

длина изделия;

глубина горловины;        

ширина горловины;        

 ширина изделия;

расширение линии низа;

длина рукава.

9. Подведение итогов урока учителем:

- объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке; выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся;

- сообщение о теме следующего урока; 

- Давайте вспомним вопросы, поставленные мною в начале урока и постараемся подвести итог.

10. Рефлексия

Чему я научился  на занятии …

Было трудно …

Своей работой на уроке я: доволен, не доволен, потому что …

 11. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания.

Учебник, повторить пройденную тему, принести готовую выкройку плечевого изделия, альбомы, цв. бумагу, подготовить сообщение о профессии конструктора-модельера.

12. Уборка рабочих мест.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-презентация"Построение основы чертежа плечевого изделия с цельнокроенным рукавом"

Урок-презентация очень удобен как для учеников, так и для учителя...

Технология 7 класс.Построение основы чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом

Презентация по технологиии для учащихся 7 класса, где наглядно показано последовательное построение основы чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом....

Урок технологии "Мерки, необходимые для построения основы чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом"

Методическая разработка урока технологии в 7 классе по теме "Мерки, необходимые для построения основы чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом"....

План-конспект урока технологии по теме "Построение чертежа плечевого изделия". 7 класс.

План-конспект урока относится к модулю  «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов», раздел: «Проектирование и изготовление плечевой  одежды». К разработке урока прилагается ег...

Конспект урока по технологии, 7 класс Конструирование и моделирование плечевых изделий. Снятие мерок для построения основы чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом"

Данная тема служит основой для построения основы чертежа плечевого изделия. Поэтому учащимся необходимо усвоить основные понятия: антропометрические измерения, плечевые изделия, знать основные названи...

"Построение чертежа плечевого изделия"

План конспект урока "Построение чертежа плечевого изделия"...