«Изготовление предметов деревянной утвари»
методическая разработка по технологии (7 класс)
Цель: Познакомить с новым словом «утварь», объяснить значение.
Задачи:
1. Обучить приемам и последовательности обработки внутреннего криволинейного контура детали.
2. Использовать, полученные учащимися ранее знания и умения, при выполнении более сложных изделий.
3. Отработать навыки ручной обработки древесины.
4. Использовать индивидуальный подход при повторении пройденного материала и распределении практического задания.
5. Воспитывать потребность к творчеству, стремлению вносить в свою жизнь красоту.
6. Развивать умения в планировании, самооценке, самоконтроле.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование, оснащение 5 занятия: столики для пиления, лобзики, напильники, надфили, шлифовальная шкурка, шаблоны, карандаши.
Наглядные пособия: образцы готовых изделий, плакаты, стенды.
Ход занятия.
1. Организационная часть.
2. Повторение пройденного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izgotovlenie_utvari.docx | 58.15 КБ |
Предварительный просмотр:
(сценарий урока по учебному курсу профессионально – трудовое обучение для учащихся 7 класса)
Составил Белых В.А. – учитель профессионально трудового
обучения по столярному делу Горковской МС(К)ОШИ
Цель: Познакомить с новым словом «утварь», объяснить значение.
Задачи:
1. Обучить приемам и последовательности обработки внутреннего криволинейного контура детали.
2. Использовать, полученные учащимися ранее знания и умения, при выполнении более сложных изделий.
3. Отработать навыки ручной обработки древесины.
4. Использовать индивидуальный подход при повторении пройденного материала и распределении практического задания.
5. Воспитывать потребность к творчеству, стремлению вносить в свою жизнь красоту.
6. Развивать умения в планировании, самооценке, самоконтроле.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование, оснащение 5 занятия: столики для пиления, лобзики, напильники, надфили, шлифовальная шкурка, шаблоны, карандаши.
Наглядные пособия: образцы готовых изделий, плакаты, стенды.
Ход занятия.
1. Организационная часть.
2. Повторение пройденного материала.
Предложить ученикам на выбор один из трех тематических кроссвордов, напечатанных на листах разного цвета, с указанием на классной доске, какой теме соответствует цвет:
- на зеленом листе по теме «Разметка»;
- на синем листе по теме «Сверление»;
- на красном листе по теме «Пиление».
3. Объяснение нового материала (сопровождается показом).
Дерево – это удивительный, щедрый дар природы, который человечество ценило на всем протяжении своей истории.
На Руси дерево издревле было в ходу. Доступность, простота обработки и природная красота сделали его излюбленным поделочным материалом.
И если сегодня каждый из нас посмотрит вокруг, то, несомненно, убедиться, что дерево играет в нашей жизни важную роль. И может быть оттого, что во многих областях нашей жизни его потеснили, а иногда и полностью заменили новые синтетические материалы, мы стали сегодня еще больше ценить его неповторимую красоту, связывающую нас с миром природы.
Дерево – весьма прочный материал, способный дать в руках умелого мастера большое разнообразие форм, а изделие из него служат порой несколько поколений.
К таким изделиям относятся и предметы деревянной кухонной утвари.
Слово «утварь» произошло от старого русского слова «утваряти» (наряжать, убирать, украшать». А ныне, «утварь» - украшения, наряды, драгоценности, все движимое в доме: мебель, украшения, посуда. (Толковый словарь русского языка В.И. Даля).
В словаре русского языка С.И. Ожегова, «утварь» - предметы, принадлежности какого-нибудь обихода, например, домашняя утварь.
В нашем случае – это предметы деревянной кухонной утвари: разделочные доски, подставки под горячее, деревянные лопатки.
Началом традиционного русского промысла, изготовления изделий из древесины, считают X век, об этом говорят деревянные ложки, которые были найдены археологами, в погребениях Нижегородской области.
В течение следующих столетий, по словам историков, «везде выделялось множество разных деревянных изделий, которые были незаменимы в быту народа».
Сегодня на уроке мы приступаем к изготовлению предметов деревянной кухонной утвари.
Показать образцы будущих изделий, назвать материал, из которого будут изготавливаться предметы.
Казалось бы, зачем нам это нужно сейчас, когда есть удобные и дешевые изделия из пластмассы и металла?
Дело все в том, что так выражается потребность людей в красоте. А.М. Горький говорил, что «человек по натуре своей художник, он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту».
«К народным традициям должно быть величайшее внимание, их надо изучать и воспринимать всей душой, их надо осваивать», - писал А.Б. Салтыков.
А по определению С.И. Ожегова:
ТВОРЧЕСТВО – это создание новых по замыслу культурных и материальных ценностей.
ТВОРИТЬ – творчески создавать.
Таким образом, приступая к изготовлению предметов, имеющих отношение к кухне, т.е. месту, где человек готовит и принимает пищу, мы будем не просто выпиливать лобзиком, мы будем «творчески создавать новые материальные ценности».
К тому же, особую ценность в доме представляют предметы, сделанные своими руками.
Снова обратиться к стенду с образцами будущих изделий.
Отметить, что при работе мы будем опираться на уже полученные, на предыдущих уроках знания и умения: в разметке, сверлении, выпиливании лобзиком.
Обратить внимание на то, что до сих пор, работая лобзиком, учащиеся пилили фанеру толщиной 4 мм, а на этом занятии для работы будут использовать 6-ти мм, фанеру, березовые и буковые рейки, а выпиливать предстоит как наружный, так и внутренний контур детали.
Особенности задания в том, что для пиления этих заготовок потребуется большая физическая сила, чем раньше, а перед выпиливанием внутреннего контура, необходимо будет просверлить отверстие рядом с разметочной линией, вставить в него пилку и, закрепив ее, выпилить по разметке.
При обработке внутреннего контура детали существуют несколько приемов работы.
Выпиливание острого угла:
1 – способ – если орнамент крупный, то острый угол можно выпиливать так же, как и тупой, т.е. поворотом на месте, но у вершины угла пилку лобзика подают на себя, чтобы не было излишнего закругления. При выпиливании тонкого орнамента пропиливают одну сторону угла до вершины, за тем, возвращая пилку назад, пропиливают произвольную линию так, чтобы попасть на смежную сторону угла по касательной и продолжить выпиливание до вершины угла. У вершины угла выпадает выпиленный кусочек, и образуется острый угол. Затем выравнивают смежную сторону угла.
2 – способ – плавно перейти на смежную сторону угла, не доходя до вершины выпилить контур, затем выровнять обе стороны угла.
Если при выпиливании наружного контура, лобзиком в правой руке, необходимо пилить против часовой стрелки, то внутреннего – по часовой стрелке, чтобы при работе была видна разметочная линия.
В первую очередь выпиливают внутренний орнамент, в последнюю очередь – наружный контур. Это связано с безопасностью при работе.
После выпиливания деталь необходимо зачистить и шлифовать.
4. Закрепление полученных знаний.
Задать вопросы на повторение: что означает слово «утварь»? Привести примеры домашней утвари. В какой последовательности и почему выпиливают деталь, имеющую наружный и внутренний контур? В каком направлении и почему выпиливают деталь по наружному и внутреннему контуру?
5. Практическая работа.
Объяснить последовательность практической работы, записанной на классной доске:
- Разместить заготовку по шаблону.
- Просверлить отверстие внутри контура.
- Вставить пилку, закрепить в рамке
- Выпилить внутренний контур детали.
- Вынуть пилку из детали, закрепить в раме.
- Выпилить наружный контур.
- Зачистить, шлифовать.
Напомнить о соблюдении правил безопасности во время практической работы:
- При сверлении;
- При выпиливании;
- При зачистке и шлифовании.
Поставить задачу на урок.
Предложить каждому ученику индивидуальное задание.
Контролировать работу каждого ученика, оказывать при необходимости помощь, разъяснять моменты, вызывающие наибольшие затруднения.
6. Заключительная часть.
Подать команду о завершении практической работы.
Предложить учащимся оценить свои изделия в сравнении с образцами.
Проверить собранные изделия
Подвести итого повторения пройденного и практической работы.
Контролировать уборку рабочих мест, мастерской.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование кейс-метода на уроке технологии по теме "Кухонная утварь и уход за ней" раздела "Кулинария" в 5 классе
Данный кейс предназначен для занятий на уроках технологии в 5 классе. Освещает школьные вопросы по теме «Кухонная утварь и уход за ней» в занимательной игровой форме. Основная задача - помочь ак...
урок по краеведению "Пища и утварь старожилов Алтая"
урок краеведения в 7 классе...
Ненецкий орнамент в национальной одежде и утвари.
Цели: формировать навыки конструирования из цветной бумаги с элементами национального орнамента «Мэкад нямд» (Красивые рога оленя).Задачи:Р...
Ненецкий орнамент в национальной одежде и утвари.
Цели: формировать навыки конструирования из цветной бумаги с элементами национального орнамента «Мэкад нямд» (Красивые рога оленя).Задачи:Р...
Конспект урока по технологии (технический труд). Технологии художественной обработки древесины. Изготовление предметов деревянной утвари.
Цели урока: 1. Обучить приёмам последовательной обработки внутреннего криволинейного контура детали.2. Отработать навыки ручной обработки древесины.3. Формировать потребность к творчеству, стрем...
Занятие кружка "Волшебное дерево" по теме : «Резьба по дереву: изготовление геометрической резьбы и кухонной утвари»
Познакомить воспитанников с основными видами резьбы по дереву. Совершенствовать приемы резьбы по дереву. Воспитывать художественно-эстетический вкус, прививать любовь к народному творчеству....
Презентация к открытому занятию кружка " Волшебное дерево" по теме: «Резьба по дереву: изготовление геометрической резьбы и кухонной утвари»
Прививать наглядно у воспитанников, занимающихся на кружке " Волшебное дерево", любовь к народному творчеству...