Ненецкий орнамент в национальной одежде и утвари.
план-конспект занятия по теме
Цели: формировать навыки конструирования из цветной бумаги с элементами национального орнамента «Мэкад нямд» (Красивые рога оленя).
Задачи:
- Развивать у детей навыки работы с различными материалами.
- Воспитывать у детей чувства уважения к культуре коренного народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_nats._ornament.zip | 22.74 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: Ненецкий орнамент в национальной одежде и утвари.
Цели: 1. формировать навыки конструирования из цветной бумаги с элементами национального орнамента «Мэкад нямд» (Красивые рога оленя).
Задачи:
- Развивать у детей навыки работы с различными материалами.
- Воспитывать у детей чувства уважения к культуре коренного народа.
Инструменты, оборудование и материалы:
Цветная бумага, фольга, картон, простой карандаш, ножницы, клей, шаблоны.
Тип урока.
Закрепление материала.
Форма занятия.
Индивидуальная.
Межпредметные связи.
Окружающий мир (знание своей национальности).
Технология (правила работы с ножницами).
Развитие речи (обогащение словарного запаса).
Вид урока
Практическая работа
Оснащение урока:
• магнитофон и музыкальные записи;
• готовая аппликация;
• эмоциональный настрой на занятие.
Ход занятия
I. Организационный момент
- Проверка готовности обучающихся к занятию.
- Сообщение темы и цели задания.
II. Проверка пройденного материала.
Выразительное чтение стихотворения (Слайд 2)
«Олененок»
Олененок хвост торчком,
Сам с коричневым бочком,
Вдоль скользких весенних троп
Топ-топ-топ-
Так бежит.
Шерсть под шеей - бахромой,
И мотает головой.
Выставляя рыжий лоб,
Топ-топ-топ-
Так спешит.
Он копытами стучит,
Мокрым носиком фырчит,
И косится на сугроб,
Топ-топ-топ-
Так смешит.
Только, маму потеряв,
Горько плачет:
(А-а-а-ав!)
Как наш маленький сынок,
Олененок-сосунок-
Так дрожит.
Платон Ламутский
Педагог. Богат и разнообразен животный мир нашей Родины. Много животных обитают на ее территории. Ребята, а какие животные живут на Крайнем Севере?
Обучающиеся: олень, выдра, лось, медведь, лиса и т.д.
Педагог. Правильно. В нашем округе живут люди разных национальностей. Самый многочисленный народ на Крайнем Севере - ненцы: их более 32 тысячи человек. (Слайд 3) Скажите, пожалуйста, где живут ненцы?
Обучающийся: Жилище ненцев называется чум. (Слайд 4)
Педагог: Перечислите, пожалуйста, хозяйственные занятия ненцев.
Обучающиеся: Рыболовство, охота, оленеводство. (Слайд 5)
Педагог. Хозяйственным занятием ненцев является оленеводство. Для ненца олень - это пища, транспорт, одежда (Слайд 6). Эти занятия определяют образ их жизни, накладывают отпечаток на культуру, жилище, одежду, утварь, национальную кухню. С использованием продуктов оленеводства - оленьих шкур, рогов, волоса - связано и развитие ненецкого декоративно-прикладного искусства. (Слайд 7)
У ненцев издавна существует разделение труда на мужские и женские. Это проявляется и в декоративно-прикладном искусстве. Женщины выделывают шкуры и шьют одежду, мужчины изготовляют предметы из дерева, кости и металла.
Ненецкие женщины обладают удивительным даром украшать свою одежду и обувь. Ребята, а какие орнаменты вы знаете?
Обучающиеся: «Мядико» (Подобный чуму), «Теваси, ха» (Уши зайца), «Мэкад нямд» (Красивые рога оленя), «Нэваката» (Головки). (Слайд 8)
Педагог. Какие цвета используют ненецкие мастерицы для национального орнамента?
Обучающиеся: Для зимней одежды коричневый и белый мех с коротким ворсом, для летней одежды - красный, синий, зеленый, черный. (Слайд 8, 9, 10, 11, 12)
Педагог. Какие предметы украшают узорами народного орнамента?
Обучающиеся: Черенки для ножей, табакерки, посуду, шапки, ягушки, кисы, сумочки и т.д.
Педагог. А какие изделия вы научились украшать?
Обучающиеся: Салфетки, прихватки.
Педагог. Ребята, посмотрите, какая ярмарка к нам заехала. Кто знает, откуда к нам приехали гости? Как вы это определили?
Обучающиеся: Изделия выполнены в ненецком стиле.
Педагог. А как называется орнамент изображенный на этих работах?
Обучающиеся: «Мэкад нямд» (Красивые рога оленя).
Педагог. Вы хотите научиться вырезать из бумаги силуэты предметов и украшать их орнаментом? Приготовьте карандаши, ножницы, клей, цветную бумагу и цветную фольгу. Кто мне напомнит, как правильно работать ножницами.
Педагог. Передавать ножницы в закрытом виде кольцами вперед, при работе не держать ножницы концами вверх и т.д.
Педагог. Молодцы, вы все помните правила техники безопасности.
Знакомство обучающихся с последовательным выполнением изделия.
Обратим внимание на готовые образцы, на то, к чему вы должны стремиться выполняя работу.
1. Выбираем цвет бумаги. Обводим. (Слайд 13).
2. Аккуратно вырезаем (Слайд 14).
3. Приложим к изнаночной стороне цветной бумаги трафарет изделия, обведем простым карандашом, вырежем.
4. Орнамент наклеиваем на изделие.
5. Пока сохнет сувенир, приберем рабочее место.
В ходе выполнения работы педагог проверяет, как дети используют приемы вырезания элементов, учит соизмерять величину узора с фоном, помогает в подборе цветов, размещении элементов на плоскости, побуждает детей к творчеству - поиску новых способов выполнения аппликации.
Выразительное чтение стихотворения. (Слайд 15).
Молодой олень.
Молодой олень. Молодой олень.
Тебе не лень
Бегать целый день.
По колючим мхам,
По сырой траве –
Носишь ты дерево
На своей голове.
Но придет зима,
Холода придут –
Люди в нарты
Тебя запрягут...
Юрий Шесталов
IV. Итог занятия
Устный опрос
Педагог. Какие предметы мы с вами рассматривали в начале занятия?
Обучающиеся: Одежду и утварь.
Педагог. Чем они вам понравились?
Обучающиеся: У них яркие разноцветные узоры.
Педагог. Для кого оленеводство главное занятие?
Обучающиеся: Ненцы.
Педагог. Кроме оленеводства, чем они еще занимаются?
Обучающиеся: Рыболовство, охота, звероводство
Педагог. А какую пользу приносит олень человеку?
Обучающиеся: Мясо употребляют в пищу, из шкур шьют обувь, одежду, из жил делают нити, из рогов делают лекарство, сувениры.
В итоге занятия разместить на стенде все детские аппликации, рассмотреть их, проанализировать вместе с детьми качество выполнения работы. Похвалить за создание красивых композиций. Поощрять творческий подход ребят к выполнению задания, отметить взаимопомощь и доброжелательные отношения детей во время работы. . Выставка работ (Слайд 16, 17)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Национальная одежда Японии
Презентация и конспект к уроку в 11 классе Культура Японии...
Ненецкий орнамент в национальной одежде и утвари.
Цели: формировать навыки конструирования из цветной бумаги с элементами национального орнамента «Мэкад нямд» (Красивые рога оленя).Задачи:Р...
Исследовательская работа "Кукла в национальной одежде"
Цель данной работы - показать другим, что рядом с нами живут люди, которые ведут свой образ жизни. Их жизнь тесно связана с природой, которую они любят и оберегают. При работе над проектом мною привл...
Национальная одежда Англии, Шотландии, Уэльса и России
Материал предназначен для дополнения к урокам или внеурочной деятельности, связанной с изучением традиций России и Великобритании....
Проект урока на тему "Национальная одежда Шотландии" в 5 классе
Урок разработан по учебнику Кауфман "Happy English.ru" (Unit 4 Lesson 8)...
"Ненецкая национальная одежда женщины - ягушка, вчера и сегодня"
Технологическая карта практической работы: Ненецкая одежда женщины ягушка состоит из внутренней и наружной частей.Внутренняя сторона для тепла, а наружная для красоты....