Ненецкий орнамент в национальной одежде и утвари.
план-конспект занятия по теме

Салиндер Любовь Юрьевна

 

Цели:           формировать навыки конструирования из цветной бумаги с элементами национального орнамента «Мэкад нямд» (Красивые рога оленя).

Задачи:

  1. Развивать у детей навыки работы с различными материалами.
  2.  Воспитывать у детей чувства уважения  к культуре коренного народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon zanyatie_nats._ornament.zip22.74 КБ

Предварительный просмотр:

               ТЕМА:  Ненецкий орнамент  в национальной одежде и утвари.

Цели: 1.        формировать навыки конструирования из цветной бумаги с элементами национального орнамента «Мэкад нямд» (Красивые рога оленя).

Задачи:

  1. Развивать у детей навыки работы с различными материалами.
  2.  Воспитывать у детей чувства уважения  к культуре коренного народа.

Инструменты, оборудование и материалы:

Цветная бумага, фольга, картон, простой карандаш, ножницы, клей, шаблоны.

Тип урока.

Закрепление материала.

Форма занятия.

Индивидуальная.

Межпредметные связи.

Окружающий мир (знание своей национальности).

Технология (правила работы с ножницами).

Развитие речи (обогащение словарного запаса).

Вид урока

Практическая работа

Оснащение урока:

•        магнитофон и музыкальные записи;

•        готовая аппликация;

•        эмоциональный настрой на занятие.

Ход занятия

I. Организационный момент

  • Проверка готовности обучающихся к занятию.
  • Сообщение темы и цели задания.

II. Проверка пройденного материала.

Выразительное чтение стихотворения (Слайд 2)

«Олененок»

Олененок хвост торчком,

Сам с коричневым бочком,

Вдоль скользких весенних троп

Топ-топ-топ-

Так бежит.

Шерсть под шеей - бахромой,

 И мотает головой.

Выставляя рыжий лоб,

Топ-топ-топ-

Так спешит.

Он копытами стучит,

Мокрым носиком фырчит,

И косится на сугроб,

Топ-топ-топ-

Так смешит.

 Только, маму потеряв,

Горько плачет:

 (А-а-а-ав!)

Как наш маленький сынок,

Олененок-сосунок-

Так дрожит.

                                       Платон Ламутский

Педагог. Богат и разнообразен животный мир нашей Родины. Много животных обитают на ее территории. Ребята, а какие животные живут на Крайнем Севере?

Обучающиеся: олень, выдра, лось, медведь, лиса и т.д.

Педагог. Правильно. В нашем округе живут люди разных национальностей. Самый многочисленный народ на Крайнем Севере - ненцы: их более 32 тысячи человек. (Слайд 3) Скажите, пожалуйста, где живут ненцы?

Обучающийся: Жилище ненцев называется чум. (Слайд 4)

Педагог: Перечислите, пожалуйста, хозяйственные занятия ненцев.

Обучающиеся: Рыболовство, охота, оленеводство. (Слайд 5)

Педагог. Хозяйственным занятием ненцев  является оленеводство. Для ненца олень - это пища, транспорт, одежда (Слайд 6). Эти занятия определяют образ их жизни, накладывают отпечаток на культуру, жилище, одежду, утварь, национальную кухню. С использованием продуктов оленеводства - оленьих шкур, рогов, волоса - связано и развитие ненецкого декоративно-прикладного искусства. (Слайд 7)

         У ненцев издавна существует разделение труда на мужские и женские. Это проявляется и в декоративно-прикладном искусстве. Женщины выделывают шкуры и шьют одежду, мужчины изготовляют предметы из дерева, кости и металла.

Ненецкие женщины обладают удивительным даром украшать свою одежду и обувь. Ребята, а какие орнаменты вы знаете?

Обучающиеся: «Мядико» (Подобный чуму), «Теваси, ха» (Уши зайца), «Мэкад нямд» (Красивые рога оленя), «Нэваката» (Головки). (Слайд 8)

Педагог. Какие цвета используют ненецкие мастерицы для национального орнамента?

Обучающиеся: Для зимней одежды коричневый и белый мех с коротким ворсом, для летней одежды - красный, синий, зеленый, черный. (Слайд 8, 9, 10, 11, 12)

Педагог. Какие предметы украшают узорами народного орнамента?

Обучающиеся: Черенки для ножей, табакерки, посуду, шапки, ягушки, кисы, сумочки и т.д.

Педагог. А какие изделия вы научились украшать?

Обучающиеся: Салфетки, прихватки.

Педагог. Ребята, посмотрите, какая ярмарка к нам заехала. Кто знает, откуда к нам приехали гости? Как вы это определили?

Обучающиеся: Изделия выполнены в ненецком стиле.

Педагог. А как называется орнамент изображенный на этих работах?

Обучающиеся: «Мэкад нямд» (Красивые рога оленя).

Педагог. Вы хотите научиться вырезать из бумаги силуэты предметов и украшать их орнаментом? Приготовьте карандаши, ножницы, клей, цветную бумагу и цветную фольгу. Кто мне напомнит, как правильно работать ножницами.

Педагог. Передавать ножницы в закрытом виде кольцами вперед, при работе не держать ножницы концами вверх и т.д.

Педагог. Молодцы, вы все помните правила техники безопасности.

Знакомство обучающихся с последовательным выполнением изделия.

Обратим внимание на готовые образцы, на то, к чему вы должны стремиться выполняя работу.

1. Выбираем цвет бумаги. Обводим.  (Слайд 13).

2. Аккуратно вырезаем (Слайд 14).

3. Приложим к изнаночной стороне цветной бумаги трафарет изделия, обведем простым карандашом, вырежем.

4. Орнамент наклеиваем на изделие.

5. Пока сохнет сувенир, приберем рабочее место.

В ходе выполнения работы педагог проверяет, как дети используют приемы вырезания элементов, учит соизмерять величину узора с фоном, помогает в подборе цветов, размещении элементов на плоскости, побуждает детей к творчеству - поиску новых способов выполнения аппликации.

 Выразительное чтение стихотворения. (Слайд 15).

Молодой олень.

Молодой олень. Молодой олень.

Тебе не лень

Бегать целый день.

По колючим мхам,

По сырой траве –

Носишь ты дерево

На своей голове.

Но придет зима,

Холода придут –

Люди в нарты

Тебя запрягут...

        Юрий Шесталов

IV. Итог занятия

Устный опрос

Педагог. Какие предметы мы с вами рассматривали в начале занятия?

Обучающиеся: Одежду и утварь.

Педагог. Чем они вам понравились?

Обучающиеся: У них яркие разноцветные узоры.

Педагог. Для кого оленеводство главное занятие?

Обучающиеся: Ненцы.

Педагог. Кроме оленеводства, чем они еще занимаются?

Обучающиеся: Рыболовство, охота, звероводство

Педагог. А какую пользу приносит олень человеку?

Обучающиеся: Мясо употребляют в пищу, из шкур шьют обувь, одежду, из жил делают нити, из рогов делают лекарство, сувениры.

   В итоге занятия разместить на стенде все детские аппликации, рассмотреть их, проанализировать вместе с детьми качество выполнения работы. Похвалить за создание красивых композиций. Поощрять творческий подход ребят к выполнению задания, отметить взаимопомощь и доброжелательные отношения детей во время работы. . Выставка работ (Слайд 16, 17)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Национальная одежда Японии

Презентация и конспект  к уроку в 11 классе Культура Японии...

Ненецкий орнамент в национальной одежде и утвари.

Цели:           формировать навыки конструирования из цветной бумаги с элементами национального орнамента «Мэкад нямд» (Красивые рога оленя).Задачи:Р...

Исследовательская работа "Кукла в национальной одежде"

Цель данной работы - показать другим, что рядом с нами живут люди, которые ведут свой образ жизни. Их жизнь тесно связана с природой, которую они любят и оберегают. При работе над проектом мною привл...

Национальная одежда Англии, Шотландии, Уэльса и России

Материал предназначен для дополнения к урокам или внеурочной деятельности, связанной с изучением традиций России и Великобритании....

Проект урока на тему "Национальная одежда Шотландии" в 5 классе

Урок разработан по учебнику Кауфман "Happy English.ru" (Unit 4 Lesson 8)...

"Ненецкая национальная одежда женщины - ягушка, вчера и сегодня"

Технологическая карта практической работы: Ненецкая одежда женщины ягушка состоит из внутренней и наружной частей.Внутренняя сторона  для тепла, а наружная для красоты....