подготовка к олимпиадам и конкурсам. Рабочая программа
рабочая программа по технологии (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Гвоздь Елена Сергеевна

Рабочая программа для одаренных детей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_olimpiadam_i_konkursam_gvozd.docx39.42 КБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ БАЛАКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА№ 11»

Г. БАЛАКОВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Рассмотрено

 на заседании ШМО учителей гуманитарно-художественного цикла

и общетехнических дисциплин

Протокол №1 от   09 .09.2019г.

 Руководитель ШМО

___________О.Н. Папенина

Согласовано

Зам.директора по УВР ________Л.В.Бодичева

«11» сентября 2020г.

Программа

занятий при подготовке к конкурсам

Программа составлена

учителем технологии

Гвоздь Еленой Сергеевной

Срок реализации программы: 2020-2021 учебный год

Пояснительная записка

        Рабочая программа  составлена на основе Примерных программ художественно – эстетического цикла (стандарты второго поколения) и состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться  в области декоративно – прикладного искусства .

        Знание народных традиций, зачастую тесно связанных с декоративно – прикладным искусством, играет особую роль в развитии у детей эмоционально – эстетического отношения к национальной культуре, к пониманию национальных культур других народов.

         Традиции наиболее прочно связаны с жизнью и бытом человека. В той или иной форме ребенок сталкивается с ними ежедневно, ежечасно, ощущая на себе силу их воздействия.

         На протяжении многовековой истории мира соблюдение обрядов, ритуалов и иных традиций способствовали развитию народной философии и декоративных искусств, играли важную роль в организации жизни общества.

        Мир, в котором живет ребенок сегодня и в котором все пребывает в движении, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать противоречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате неудержимого потока информации. В поисках цельности, в стремлении упорядочить свои знания, в том числе и в сфере эстетической, человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям и относится нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление предков, отображенное в народном искусстве.

        Все профессиональное искусство вышло из народного, которое является началом всякого искусства. Народная эстетика наиболее древняя, она – первооснова и один из главных источников современных эстетических воззрений. Больше всего сохранилась она в народном декоративно – прикладном искусстве, в существующих и сегодня художественных промыслах.

        Основным источником этой народной эстетики служила красота русской земли, которая воспитывала в людях поэтическое восприятие мира и делала их художниками, создавала чудесное совершенство форм. С другой стороны, образы родной природы обязательно воплощались в предметах, имевших практическое значение: в бытовых вещах, хозяйственной утвари, убранстве жилища, одежде, игрушках для детей и так далее. Вышитый передник или, скажем, полотенце – одновременно и бытовой предмет, и высокое искусство.

        Из всего многообразия видов творчества декоративно – прикладное творчество является самым популярным. Оно непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвано эстетически формировать, оформлять быт людей и среду их обитания. Оглянувшись вокруг, можно заметить, что предметы декоративно – прикладного искусства вносят красоту в обстановку дома, на работе и в общественных местах.

        Простые и красивые, часто высокохудожественные, изделия народных умельцев, а также желание узнать их назначение, учат детей видеть и любить природу и людей, ценить традиции родных мест, уважать труд. Они формируют у ребенка эстетическое восприятие мира, передают детям представления народа о красоте, добре, зле, предначертании человека.

        С давних времен огромная часть изделий создавалась в домашних условиях. Женщины ткали полотно, шили одежду, вязали, создавали прекрасные картины. За все эти годы человечество собирало по крупицам опыт искусных мастеров, передавая и совершенствуя его от поколения к поколению. Интерес к отдельным ремеслам то ослабевал, то вновь возрастал, немало появлялось ремесел новых, а некоторые забылись навсегда.

        Некоторое время назад увлечение различными видами женского рукоделия пережило второе рождение. Созданная своими руками вещь приносит в дом не только красоту, но и приятную атмосферу уюта и покоя. Эти маленькие «шедевры» способны стать кульминационным центром любого интерьера и достойны коллекционирования.

        Немного парадоксально, что именно в наше стремительное время у все большего числа людей появляется желание заняться шитьем, вязанием, вышиванием, плетением и так далее. В наше время рукоделие перестает быть только женским, им увлекаются все больше людей и молодых, и достаточно зрелых.

        Кроме того, общее увлечение родителей и детей любым видом декоративно – прикладного творчества воспитывает у детей чувство своей значимости и взаимопомощи, нужности старших и младших друг другу, сплачивает и укрепляет семью.

        Осмыслить все вышесказанное помогают занятия рукоделием.

        Предлагаемая программа по различным видам рукоделия предназначена для обучения детей 12-16 лет.

        Программа рассчитана на 1 учебный год (34 часа, 34 занятия по 1 часу в неделю).

        В программе органически сочетаются разнообразные досуговые и образовательные формы деятельности.

        Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности. Она дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно- прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.

 Цели программы:

         Ознакомление обучающихся с культурными традициями, формирование основ целостной эстетической культуры и толерантности через познание народных традиций.

        Воспитание способности осмысления ребенком роли и значения традиций в жизни народа, в быту и в повседневной жизни.

        Формирование у подрастающего поколения бережного отношения к культурному наследию, к истории и традициям России, уважения к людям труда.

        Самопознание ребенком своей личности и своих творческих способностей и возможностей.

        Обеспечение условий для творческой активности, саморазвития и самореализации учащихся.

         Создание предпосылок для изучения обучающимися основ декоративно- прикладного творчества посредством знакомства с разными видами рукоделия (традиционные народные куклы, лоскутная пластика, макраме, работы с соломкой).

        Содействие жизненному самоопределению учащихся.

Овладение теоретическими знаниями и практическими навыками работы с различными материалами, направленными на воспитание художественно-эстетического вкуса.

Задачи:

Обучающие:

  • Познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества.
  • Научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе.
  • Обучить технологиям различных видов рукоделия.

Воспитательные:

  • Приобщить учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной; формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении.
  • Побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали: доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности.
  • Способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения.
  • Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности.
  • Развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.

Развивающие:

  • Развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка; фантазию, наблюдательность.
  • Развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание.
  • Развивать положительные эмоции и волевые качества.
  • Развивать моторику рук, глазомер.

Мотивационные:

  • Создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности и сотрудничества.
  • Социально-педагогические:
  • Формирование общественной активности.
  • Реализация в социуме.

        Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализоваться в нем.

        Программа кружка дополнительного образования «Умелые руки» по целевой направленности является прикладной. По содержательной направленности - художественно-эстетической. 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности.

Требования

Содержание требований

Личностные

  1. развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности;
  2. 2. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;

3. развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира

4. готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;

5.овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда.

6. проявление познавательных интересов и творческой активности.

Метапредметные

1.самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;

2.определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;

3.соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда;

 4.оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей;

5.самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ и по созданию изделий и продуктов.

Предметные в сфере:

а/ познавательной

1.практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности;

2.формирование ценностного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда.

б/мотивационной

1.оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;

2.согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности.

в/трудовой деятельности

1.планирование технологического процесса и процесса труда;

2.овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий;

3.соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

4.  контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям.

г/физиолого-психологической деятельности

1.развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций;

2.сочетание образного и логического мышления в проектной   деятельности.

д/эстетической

1.овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий;

2.умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ.

е/коммуникативной

1.установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта;

2.публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда;

3.удовлетворительно владеть нормами и техникой общения.

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности.

        1 этап. Введение: даются общие сведения о творчестве, об организации работы коллектива, о технике безопасного труда при работе с различными инструментами.

        2 этап. Мир традиционных народных кукол – обучающиеся знакомятся с технологией выполнения народной куклы, узнают историю возникновения игрушки, изготавливают различные сувениры.

        3 этап. Блок «Канзаши» дает сведения о технологии выполнения цветов и создания комозиций. Учащиеся учатся изготавливать изделия в технике «Канзаши»

        4 этап. Блок «Картины из шерсти» знакомит учащихся с этим видом рукоделия, техникой выполнения. Дети развивают творческие способности, создают картины реального мира.

        5 этап. Блок «Лоскутная пластика» дает сведения об истории и технологии лоскутного шитья. Учащиеся изготавливают плоскую аппликацию из ткани ручным способом и с помощью швейной машины. 

Формы организации учебных занятий

        Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся, для реализации программы используются различные формы и методы обучения: рассказ, беседа, объяснение, а также практические упражнения.

        Беседа – метод обучения, при котором педагог использует имеющиеся у обучающихся знания и опыт. С помощью вопросов и полученных ответов подводит к пониманию и усвоению материала, а также осуществляет повторение и проверку пройденного.

        В обучении используется разновидность рассказа-объяснения, когда рассуждения и доказательства сопровождаются учебной демонстрацией.

        Практические упражнения – целью этих упражнений является применение теоретических знаний обучающихся в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Название разделов

Количество

часов

Теория

Практика

Раздел 1.Вводное занятие

1

1

Введение. Правила ТБ.

Раздел 2.Традиционные народные куклы

6

1

5

Куклы в культуре и традициях народов России. История кукол. Типы и виды кукол. Изготовление куклы-закрутки.

Культовые и обрядовые куклы. Изготовление куклы «Барыня»

Изготовление сувенира «Мешочек счастья»

Раздел 3. Канзаши.

10

2

8

Из истории японского искусства

Инструменты и материалы. Подготовка к работе.

Техника изготовления цветов.

Аксессуары для летнего наряда

Создание интерьера

Разновидность форм лепестков. Основные приемы выполнения.

Разновидность форм листиков. Основные приемы выполнения.

Способы комбинирования круглого и острого лепестка.

Цветы.

Цветы  из ткани.

Цветы из атласных лент

Насекомые, животные из атласных лент.

Украшения.Аксессуары.

Картины и панно с использованием заготовок.

Предметы интерьера по выбору учащихся. Творческий проект.

Итоговое занятие.

Раздел 4. Картины из шерсти

8

1

7

 Знакомство с материалами и инструментами.

Основные методы работы с  шерстью

Последовательность и принципы рисования картин шерстью

Раздел 5. Лоскутная пластика

10

2

8

Лоскутное шитьё как вид декоративно-прикладного творчества. Традиционное лоскутное шитьё России.

Инструменты, материал и оборудование для лоскутного шитья

Работа с тканью

Основные технологические понятия лоскутного шитья:

 изготовление шаблонов

 выкраивание лоскутных деталей

стачивание и влажно-тепловая обработка лоскутных деталей

Цвет. Цветовой круг

Орнамент. Виды орнаментов

Технология работы над лоскутным изделием

цветовой подбор тканей, раскрой изделия

изготовление изделия

ИТОГО

35

7

28

Планируемые результаты:

Должны знать:

  • Виды декоративно-прикладного творчества; историю ремесел и рукоделий.
  • Народные художественные промыслы России и родного края.
  • Название и назначение инструментов и приспособлений ручного труда.
  • Названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки.
  • Правила организации рабочего места. Технику безопасности при работе с колющими, режущими инструментами и нагревательными приборами.
  • Правила безопасного труда и личной гигиены при работе с различными материалами.
  • Начальные сведения о цветовом сочетании в изделиях.
  • Инструменты и приспособления для видов рукоделия
  • Технологию выполнения изделий в технике канзаши
  • Технологию выполнения изделий в технике лоскутного шитья.
  • Приемы оформления работы в рамку; приемы изготовления паспарту.

Должны уметь:

  • Правильно организовать свое рабочее место.
  • Пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике.
  • Работать с электронагревательными приборами.
  • Выполнять правила техники безопасности.
  • Приобрести навыки работы по изготовлению игрушек из лоскутков без применения иглы.
  • Соблюдать последовательность работ
  • Выполнять самостоятельно изученные изделия.
  • Работать по шаблону.
  • Изготавливать разные игрушки и сувениры.
  • В процессе работы ориентироваться на качество изделий.
  • Выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя умения и навыки
  • Сотрудничать со своими  сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Дата

Название разделов

Количество

часов

Корректировка

Раздел 1.Вводное занятие

1

1

02.09

Введение. Правила ТБ.

1

Раздел 2.Традиционные народные куклы

6

2

09.09

Куклы в культуре и традициях народов России. История кукол. Типы и виды кукол.

1

3

16.09

Изготовление куклы-закрутки.

1

4

23.09

Культовые и обрядовые куклы.

1

5

30.09

Изготовление куклы «Барыня»

1

6

7.10

Изготовление куклы «Неразлучники»

1

7

14.10

Изготовление сувенира «Мешочек счастья»

1

Раздел 3. Канзаши.

10

8

21.10

Из истории японского искусства. Инструменты и материалы. Подготовка к работе.

1

9

28.10

Техника изготовления цветов.

1

10

4.11

Аксессуары для летнего наряда

1

11

11.11

Разновидность форм лепестков. Основные приемы выполнения.

1

12

18.11

Разновидность форм листиков. Основные приемы выполнения.

1

13

25.11

Способы комбинирования круглого и острого лепестка.

1

14

2.12

Цветы.

Цветы  из ткани.

Цветы из атласных лент

1

15

09.12

Украшения. Аксессуары.

1

16

16.12

Картины и панно с использованием заготовок.

1

17

23.12

Предметы интерьера по выбору учащихся. Творческий проект.

1

Раздел 4. Картины из шерсти

8

18

13.01

 Знакомство с материалами и инструментами.

1

19

20.01

Основные методы работы с  шерстью

1

20

27.01

Последовательность и принципы рисования картин шерстью

1

21

03.02

Творческий проект «Картина «Зимняя ночь»»

1

22

10.02

Исследовательский раздел.

1

23

17.02

Технологический раздел.

1

24

24.02

Экономический раздел.

1

25

03.03

Самооценка. Вывод.

1

Раздел 5. Лоскутная пластика

10

26

10.03

Лоскутное шитьё как вид декоративно-прикладного творчества. Традиционное лоскутное шитьё России.

1

27

17.03

Инструменты, материал и оборудование для лоскутного шитья. Работа с тканью

1

28

24.03

Основные технологические понятия лоскутного шитья

0,5

29

07.04

 Изготовление шаблонов

0,5

30

14.04

 Выкраивание лоскутных деталей

0,5

31

14.04

Стачивание и влажно-тепловая обработка лоскутных деталей

0,5

32

21.04

Цвет. Цветовой круг. Орнамент. Виды орнаментов

0,5

33

21.04

Технология работы над лоскутным изделием

0,5

34

28.04

Цветовой подбор тканей, раскрой изделия

1

35

05.05

Изготовление изделия

1

36

12.05

Выставка работ

1

37

19.05

Вручение грамот лучшим работам

1

ИТОГО

33


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми: подготовка к олимпиадам и конкурсам

Рекомендации учителям истории и обществознания для подготовки учащихся основной и старшей школы к олимпиадам по истории и конкурсам по истории...

Презентация по теме "Методика подготовки к олимпиадам и конкурсам"

Презентация по теме "Методика подготовки к олимпиадам и конкурсам"...

Подготовка к олимпиадам и конкурсам по географии

В статье даются краткие рекомендации по подготовке учащихся к олимпиадам и конкурсам по географии...

Программа подготовки к олимпиадам и конкурсам по биологии

Программа содержит план работы с одаренными детьми при подготовки к олимпиадам и конкурсам по биологии...

Подготовка к олимпиадам и конкурсам по русскому языку 6-7 класс

Тренировочные задания для подготовки к олимпиадам и конкурсам по русскому языку в 6-7 классе...

Система работы учителя физики с одарёнными людьми по подготовке к олимпиадам и конкурсам

В докладе описана система работы с одарёнными и талантливыми ребятами по вовлечению их в творческий поиск, по подготовке к олимпиадам, конкурсам, проектным исследованиям.Работать с такими детьми интер...

2017 г. Отчет на ГМО «Повышение коммуникативной компетенции детей 7-8 классов с признаками лингвистической одаренности при подготовке к олимпиадам и конкурсам по английскому языку»

В течение 2016-2017 года на базе МАОУ СОШ №1 работала предметная лаборатория по английскому языку для учащихся 7-8 классов города Покачи, данное выступление подготовлено из опыта работы с лингвистичес...