подготовка к олимпиадам и конкурсам. Рабочая программа
рабочая программа по технологии (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Рабочая программа для одаренных детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_k_olimpiadam_i_konkursam_gvozd.docx | 39.42 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ БАЛАКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА№ 11»
Г. БАЛАКОВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Рассмотрено на заседании ШМО учителей гуманитарно-художественного цикла и общетехнических дисциплин Протокол №1 от 09 .09.2019г. Руководитель ШМО ___________О.Н. Папенина | Согласовано Зам.директора по УВР ________Л.В.Бодичева «11» сентября 2020г. |
Программа
занятий при подготовке к конкурсам
Программа составлена
учителем технологии
Гвоздь Еленой Сергеевной
Срок реализации программы: 2020-2021 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Примерных программ художественно – эстетического цикла (стандарты второго поколения) и состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области декоративно – прикладного искусства .
Знание народных традиций, зачастую тесно связанных с декоративно – прикладным искусством, играет особую роль в развитии у детей эмоционально – эстетического отношения к национальной культуре, к пониманию национальных культур других народов.
Традиции наиболее прочно связаны с жизнью и бытом человека. В той или иной форме ребенок сталкивается с ними ежедневно, ежечасно, ощущая на себе силу их воздействия.
На протяжении многовековой истории мира соблюдение обрядов, ритуалов и иных традиций способствовали развитию народной философии и декоративных искусств, играли важную роль в организации жизни общества.
Мир, в котором живет ребенок сегодня и в котором все пребывает в движении, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать противоречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате неудержимого потока информации. В поисках цельности, в стремлении упорядочить свои знания, в том числе и в сфере эстетической, человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям и относится нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление предков, отображенное в народном искусстве.
Все профессиональное искусство вышло из народного, которое является началом всякого искусства. Народная эстетика наиболее древняя, она – первооснова и один из главных источников современных эстетических воззрений. Больше всего сохранилась она в народном декоративно – прикладном искусстве, в существующих и сегодня художественных промыслах.
Основным источником этой народной эстетики служила красота русской земли, которая воспитывала в людях поэтическое восприятие мира и делала их художниками, создавала чудесное совершенство форм. С другой стороны, образы родной природы обязательно воплощались в предметах, имевших практическое значение: в бытовых вещах, хозяйственной утвари, убранстве жилища, одежде, игрушках для детей и так далее. Вышитый передник или, скажем, полотенце – одновременно и бытовой предмет, и высокое искусство.
Из всего многообразия видов творчества декоративно – прикладное творчество является самым популярным. Оно непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвано эстетически формировать, оформлять быт людей и среду их обитания. Оглянувшись вокруг, можно заметить, что предметы декоративно – прикладного искусства вносят красоту в обстановку дома, на работе и в общественных местах.
Простые и красивые, часто высокохудожественные, изделия народных умельцев, а также желание узнать их назначение, учат детей видеть и любить природу и людей, ценить традиции родных мест, уважать труд. Они формируют у ребенка эстетическое восприятие мира, передают детям представления народа о красоте, добре, зле, предначертании человека.
С давних времен огромная часть изделий создавалась в домашних условиях. Женщины ткали полотно, шили одежду, вязали, создавали прекрасные картины. За все эти годы человечество собирало по крупицам опыт искусных мастеров, передавая и совершенствуя его от поколения к поколению. Интерес к отдельным ремеслам то ослабевал, то вновь возрастал, немало появлялось ремесел новых, а некоторые забылись навсегда.
Некоторое время назад увлечение различными видами женского рукоделия пережило второе рождение. Созданная своими руками вещь приносит в дом не только красоту, но и приятную атмосферу уюта и покоя. Эти маленькие «шедевры» способны стать кульминационным центром любого интерьера и достойны коллекционирования.
Немного парадоксально, что именно в наше стремительное время у все большего числа людей появляется желание заняться шитьем, вязанием, вышиванием, плетением и так далее. В наше время рукоделие перестает быть только женским, им увлекаются все больше людей и молодых, и достаточно зрелых.
Кроме того, общее увлечение родителей и детей любым видом декоративно – прикладного творчества воспитывает у детей чувство своей значимости и взаимопомощи, нужности старших и младших друг другу, сплачивает и укрепляет семью.
Осмыслить все вышесказанное помогают занятия рукоделием.
Предлагаемая программа по различным видам рукоделия предназначена для обучения детей 12-16 лет.
Программа рассчитана на 1 учебный год (34 часа, 34 занятия по 1 часу в неделю).
В программе органически сочетаются разнообразные досуговые и образовательные формы деятельности.
Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности. Она дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно- прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.
Цели программы:
Ознакомление обучающихся с культурными традициями, формирование основ целостной эстетической культуры и толерантности через познание народных традиций.
Воспитание способности осмысления ребенком роли и значения традиций в жизни народа, в быту и в повседневной жизни.
Формирование у подрастающего поколения бережного отношения к культурному наследию, к истории и традициям России, уважения к людям труда.
Самопознание ребенком своей личности и своих творческих способностей и возможностей.
Обеспечение условий для творческой активности, саморазвития и самореализации учащихся.
Создание предпосылок для изучения обучающимися основ декоративно- прикладного творчества посредством знакомства с разными видами рукоделия (традиционные народные куклы, лоскутная пластика, макраме, работы с соломкой).
Содействие жизненному самоопределению учащихся.
Овладение теоретическими знаниями и практическими навыками работы с различными материалами, направленными на воспитание художественно-эстетического вкуса.
Задачи:
Обучающие:
- Познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества.
- Научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе.
- Обучить технологиям различных видов рукоделия.
Воспитательные:
- Приобщить учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной; формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении.
- Побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали: доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности.
- Способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения.
- Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности.
- Развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
Развивающие:
- Развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка; фантазию, наблюдательность.
- Развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание.
- Развивать положительные эмоции и волевые качества.
- Развивать моторику рук, глазомер.
Мотивационные:
- Создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности и сотрудничества.
- Социально-педагогические:
- Формирование общественной активности.
- Реализация в социуме.
Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализоваться в нем.
Программа кружка дополнительного образования «Умелые руки» по целевой направленности является прикладной. По содержательной направленности - художественно-эстетической.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Требования | Содержание требований |
Личностные |
3. развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира 4. готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства; 5.овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда. 6. проявление познавательных интересов и творческой активности. |
Метапредметные | 1.самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности; 2.определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов; 3.соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; 4.оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей; 5.самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ и по созданию изделий и продуктов. |
Предметные в сфере: | |
а/ познавательной | 1.практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; 2.формирование ценностного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда. |
б/мотивационной | 1.оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда; 2.согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности. |
в/трудовой деятельности | 1.планирование технологического процесса и процесса труда; 2.овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; 3.соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены; 4. контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям. |
г/физиолого-психологической деятельности | 1.развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций; 2.сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности. |
д/эстетической | 1.овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; 2.умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ. |
е/коммуникативной | 1.установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта; 2.публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда; 3.удовлетворительно владеть нормами и техникой общения. |
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности.
1 этап. Введение: даются общие сведения о творчестве, об организации работы коллектива, о технике безопасного труда при работе с различными инструментами.
2 этап. Мир традиционных народных кукол – обучающиеся знакомятся с технологией выполнения народной куклы, узнают историю возникновения игрушки, изготавливают различные сувениры.
3 этап. Блок «Канзаши» дает сведения о технологии выполнения цветов и создания комозиций. Учащиеся учатся изготавливать изделия в технике «Канзаши»
4 этап. Блок «Картины из шерсти» знакомит учащихся с этим видом рукоделия, техникой выполнения. Дети развивают творческие способности, создают картины реального мира.
5 этап. Блок «Лоскутная пластика» дает сведения об истории и технологии лоскутного шитья. Учащиеся изготавливают плоскую аппликацию из ткани ручным способом и с помощью швейной машины.
Формы организации учебных занятий
Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся, для реализации программы используются различные формы и методы обучения: рассказ, беседа, объяснение, а также практические упражнения.
Беседа – метод обучения, при котором педагог использует имеющиеся у обучающихся знания и опыт. С помощью вопросов и полученных ответов подводит к пониманию и усвоению материала, а также осуществляет повторение и проверку пройденного.
В обучении используется разновидность рассказа-объяснения, когда рассуждения и доказательства сопровождаются учебной демонстрацией.
Практические упражнения – целью этих упражнений является применение теоретических знаний обучающихся в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Название разделов | Количество часов | Теория | Практика |
Раздел 1.Вводное занятие | 1 | 1 | |
Введение. Правила ТБ. | |||
Раздел 2.Традиционные народные куклы | 6 | 1 | 5 |
Куклы в культуре и традициях народов России. История кукол. Типы и виды кукол. Изготовление куклы-закрутки. | |||
Культовые и обрядовые куклы. Изготовление куклы «Барыня» | |||
Изготовление сувенира «Мешочек счастья» | |||
Раздел 3. Канзаши. | 10 | 2 | 8 |
Из истории японского искусства | |||
Инструменты и материалы. Подготовка к работе. | |||
Техника изготовления цветов. | |||
Аксессуары для летнего наряда | |||
Создание интерьера | |||
Разновидность форм лепестков. Основные приемы выполнения. | |||
Разновидность форм листиков. Основные приемы выполнения. | |||
Способы комбинирования круглого и острого лепестка. | |||
Цветы. Цветы из ткани. Цветы из атласных лент | |||
Насекомые, животные из атласных лент. | |||
Украшения.Аксессуары. | |||
Картины и панно с использованием заготовок. | |||
Предметы интерьера по выбору учащихся. Творческий проект. | |||
Итоговое занятие. | |||
Раздел 4. Картины из шерсти | 8 | 1 | 7 |
Знакомство с материалами и инструментами. | |||
Основные методы работы с шерстью | |||
Последовательность и принципы рисования картин шерстью | |||
Раздел 5. Лоскутная пластика | 10 | 2 | 8 |
Лоскутное шитьё как вид декоративно-прикладного творчества. Традиционное лоскутное шитьё России. | |||
Инструменты, материал и оборудование для лоскутного шитья | |||
Работа с тканью | |||
Основные технологические понятия лоскутного шитья: | |||
изготовление шаблонов | |||
выкраивание лоскутных деталей | |||
стачивание и влажно-тепловая обработка лоскутных деталей | |||
Цвет. Цветовой круг | |||
Орнамент. Виды орнаментов | |||
Технология работы над лоскутным изделием | |||
цветовой подбор тканей, раскрой изделия | |||
изготовление изделия | |||
ИТОГО | 35 | 7 | 28 |
Планируемые результаты:
Должны знать:
- Виды декоративно-прикладного творчества; историю ремесел и рукоделий.
- Народные художественные промыслы России и родного края.
- Название и назначение инструментов и приспособлений ручного труда.
- Названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки.
- Правила организации рабочего места. Технику безопасности при работе с колющими, режущими инструментами и нагревательными приборами.
- Правила безопасного труда и личной гигиены при работе с различными материалами.
- Начальные сведения о цветовом сочетании в изделиях.
- Инструменты и приспособления для видов рукоделия
- Технологию выполнения изделий в технике канзаши
- Технологию выполнения изделий в технике лоскутного шитья.
- Приемы оформления работы в рамку; приемы изготовления паспарту.
Должны уметь:
- Правильно организовать свое рабочее место.
- Пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике.
- Работать с электронагревательными приборами.
- Выполнять правила техники безопасности.
- Приобрести навыки работы по изготовлению игрушек из лоскутков без применения иглы.
- Соблюдать последовательность работ
- Выполнять самостоятельно изученные изделия.
- Работать по шаблону.
- Изготавливать разные игрушки и сувениры.
- В процессе работы ориентироваться на качество изделий.
- Выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя умения и навыки
- Сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Дата | Название разделов | Количество часов | Корректировка |
Раздел 1.Вводное занятие | 1 | |||
1 | 02.09 | Введение. Правила ТБ. | 1 | |
Раздел 2.Традиционные народные куклы | 6 | |||
2 | 09.09 | Куклы в культуре и традициях народов России. История кукол. Типы и виды кукол. | 1 | |
3 | 16.09 | Изготовление куклы-закрутки. | 1 | |
4 | 23.09 | Культовые и обрядовые куклы. | 1 | |
5 | 30.09 | Изготовление куклы «Барыня» | 1 | |
6 | 7.10 | Изготовление куклы «Неразлучники» | 1 | |
7 | 14.10 | Изготовление сувенира «Мешочек счастья» | 1 | |
Раздел 3. Канзаши. | 10 | |||
8 | 21.10 | Из истории японского искусства. Инструменты и материалы. Подготовка к работе. | 1 | |
9 | 28.10 | Техника изготовления цветов. | 1 | |
10 | 4.11 | Аксессуары для летнего наряда | 1 | |
11 | 11.11 | Разновидность форм лепестков. Основные приемы выполнения. | 1 | |
12 | 18.11 | Разновидность форм листиков. Основные приемы выполнения. | 1 | |
13 | 25.11 | Способы комбинирования круглого и острого лепестка. | 1 | |
14 | 2.12 | Цветы. Цветы из ткани. Цветы из атласных лент | 1 | |
15 | 09.12 | Украшения. Аксессуары. | 1 | |
16 | 16.12 | Картины и панно с использованием заготовок. | 1 | |
17 | 23.12 | Предметы интерьера по выбору учащихся. Творческий проект. | 1 | |
Раздел 4. Картины из шерсти | 8 | |||
18 | 13.01 | Знакомство с материалами и инструментами. | 1 | |
19 | 20.01 | Основные методы работы с шерстью | 1 | |
20 | 27.01 | Последовательность и принципы рисования картин шерстью | 1 | |
21 | 03.02 | Творческий проект «Картина «Зимняя ночь»» | 1 | |
22 | 10.02 | Исследовательский раздел. | 1 | |
23 | 17.02 | Технологический раздел. | 1 | |
24 | 24.02 | Экономический раздел. | 1 | |
25 | 03.03 | Самооценка. Вывод. | 1 | |
Раздел 5. Лоскутная пластика | 10 | |||
26 | 10.03 | Лоскутное шитьё как вид декоративно-прикладного творчества. Традиционное лоскутное шитьё России. | 1 | |
27 | 17.03 | Инструменты, материал и оборудование для лоскутного шитья. Работа с тканью | 1 | |
28 | 24.03 | Основные технологические понятия лоскутного шитья | 0,5 | |
29 | 07.04 | Изготовление шаблонов | 0,5 | |
30 | 14.04 | Выкраивание лоскутных деталей | 0,5 | |
31 | 14.04 | Стачивание и влажно-тепловая обработка лоскутных деталей | 0,5 | |
32 | 21.04 | Цвет. Цветовой круг. Орнамент. Виды орнаментов | 0,5 | |
33 | 21.04 | Технология работы над лоскутным изделием | 0,5 | |
34 | 28.04 | Цветовой подбор тканей, раскрой изделия | 1 | |
35 | 05.05 | Изготовление изделия | 1 | |
36 | 12.05 | Выставка работ | 1 | |
37 | 19.05 | Вручение грамот лучшим работам | 1 | |
ИТОГО | 33 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с одаренными детьми: подготовка к олимпиадам и конкурсам
Рекомендации учителям истории и обществознания для подготовки учащихся основной и старшей школы к олимпиадам по истории и конкурсам по истории...
Презентация по теме "Методика подготовки к олимпиадам и конкурсам"
Презентация по теме "Методика подготовки к олимпиадам и конкурсам"...
Подготовка к олимпиадам и конкурсам по географии
В статье даются краткие рекомендации по подготовке учащихся к олимпиадам и конкурсам по географии...
Программа подготовки к олимпиадам и конкурсам по биологии
Программа содержит план работы с одаренными детьми при подготовки к олимпиадам и конкурсам по биологии...
Подготовка к олимпиадам и конкурсам по русскому языку 6-7 класс
Тренировочные задания для подготовки к олимпиадам и конкурсам по русскому языку в 6-7 классе...
Система работы учителя физики с одарёнными людьми по подготовке к олимпиадам и конкурсам
В докладе описана система работы с одарёнными и талантливыми ребятами по вовлечению их в творческий поиск, по подготовке к олимпиадам, конкурсам, проектным исследованиям.Работать с такими детьми интер...
2017 г. Отчет на ГМО «Повышение коммуникативной компетенции детей 7-8 классов с признаками лингвистической одаренности при подготовке к олимпиадам и конкурсам по английскому языку»
В течение 2016-2017 года на базе МАОУ СОШ №1 работала предметная лаборатория по английскому языку для учащихся 7-8 классов города Покачи, данное выступление подготовлено из опыта работы с лингвистичес...