Работа с одаренными детьми
учебно-методический материал по технологии
Предварительный просмотр:
"Работа с одарёнными детьми на уроках и во внеурочной деятельности"
Действительность сегодня выдвигает перед школой проблему подготовки самостоятельных, способных к самообучению, ответственных, обладающих коммуникативными навыками граждан. И здесь решающим фактором является стратегия работы с одаренными детьми: будущими учеными, руководителями, лидерами.
Цель работы с одарёнными детьми - создание благоприятных условий для выявления, поддержки и развития одарённых детей в интересах личности, общества, государства.
Для себя я разбила эту работу на несколько этапов:
- Изучение индивидуальных особенностей учащихся - и физических (здоровье), и психологических, и личностных. В том числе особенностей мыслительной деятельности и даже условий жизни в семье.
Для этого я использую личные наблюдения, анкетирование, тестирование, а также опираюсь на результаты исследований, проводимых школьным психологом и классными руководителями.
- Выделение групп одарённых детей в каждом классном коллективе.
- Составление или подбор дифференцированных заданий, включающих различные приёмы, которые помогают учащимся самостоятельно справиться с заданием или связанных с увеличением объёма и сложности задания.
- Постоянный контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которыми изменяется характер дифференцированных заданий.
Эффективность урока зависит от целого ряда факторов. Чтобы разнообразить учебные будни, я обычно использую различные формы и жанры урока, интегрированные уроки, применяю и разнообразные формы работы: ролевые тренинги, брейн-ринги, викторины. Для уроков обобщения изученного материала широко использую такую известную форму обучающего контроля, как зачёт. Причём одарённые дети оказывают помощь в его организации: они готовят вопросы, подбирают материал для практической части, сами выступают в роли консультантов и экспертов, проводят самооценку деятельности на уроке.
Работа с одарёнными детьми ведется мной по нескольким направлениям.
- Индивидуально-дифференцированный подход на уроках.
- Массу возможностей по развитию познавательного интереса и формированию устойчивого интереса к изучению предмета предоставляет дифференциация домашнего задания.
Прием «три уровня домашнего задания»: учитель одновременно задает домашнее задание двух или трех уровней.
- первый уровень - обязательный минимум,
- второй уровень – тренировочный: его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особых трудностей осваивают программу.
- третий уровень – это творческое задание. Обычно оно выполняется по желанию и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой. Диапазон творческих заданий широк. Например, ученикам предлагается разработать кроссворд, составить презентацию и др.
- Метод проектов.
Творческие проекты выполняются в форме письменной работы, к которой прилагается компьютерная презентация.
- Применение инновационных технологий в преподавании.
Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможности новых компьютерных технологий. Одним из таких инструментов является программа Power Point. В данной программе учитель, учащиеся составляют презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при подготовке, проведении уроков ОБЖ. Программа дает возможность использовать на уроке карты, рисунки, видеофрагменты, диаграммы.
Презентация позволяет мне, как учителю, иллюстрировать свой рассказ. Очень занимательна форма подготовки домашнего задания в виде выполнения презентации. Ребята стараются самостоятельно применять проектор.
С точки зрения использования ИКТ на уроке, представляется разделить эти уроки на три группы:
- Уроки демонстрационного типа.
Этот тип уроков самый распространенный на сегодняшний день. Информация демонстрируется на большом экране и может быть использована на любом этапе урока.
- Уроки компьютерного тестирования.
Тестовые программы позволяют очень быстро оценить результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях. Они укрепляют обратную связь в системе учитель- ученик.
- Уроки тренинга или конструирования.
На таком уроке учащиеся индивидуально или в группе работают с конструктивной средой с целью достижения какой-то цели.
- Интегрированные уроки.
Такой урок провожу совместно с психологом школы, медицинским работником. При объяснении нового материала я использую схемы, рисунки, различные иллюстрации. Вместе с аудиторией расшифровываем обозначения, решаем кроссворды; дети самостоятельно могут ознакомиться с предложенным теоретическим материалом, выбрать главное, а потом ответить на устные вопросы учителя. Особенно удобно использовать компьютер для контроля знаний. Дети получают возможность занять место у машины, им предлагаются задания: ответить на вопросы теста, расшифровать обозначения на рисунке и так далее. Получается очень интересно, быстро, удобно. Учащиеся закрепляют знания, проверяют себя и при этом совершенствуют навыки работы на компьютере.
На уроках используются такие формы работы, как подготовка учениками докладов и рефератов.
Опорные конспекты позволяют варьировать темпы прохождения материала и его структуру в соответствии с индивидуальными особенностями усвоения знаний. Системность в подборе приемов и методов создает комплекс взаимозависимых дидактических условий, содействующих быстрому продвижению в развитии учащихся при изучении предмета. Как показывает опыт, применение данной методики приводит к росту компетентности и учителей, и учащихся.
Внеклассная работа (предметные мероприятия, предметные олимпиады, конкурсы, акции)
Большое внимание придаю вовлечению талантливых детей во внеурочную работу. Формы и методы внеурочной работы позволяют выявлять и развивать одаренных учащихся через конкурсы, олимпиады, а также через систему воспитательной работы. Большая работа по развитию творческих способностей учащихся ведется во время проведения внеклассных мероприятий, особенно во время проведения брейн-рингов и викторин, предметных недель. Учащиеся с удовольствием участвуют в городских соревнованиях, конкурсах по стрельбе и др.
Важнейшей формой работы с одаренными учащимися в практике моей работы являются олимпиады. Работу по подготовке к олимпиадам школьного и муниципального уровней я провожу в течение всего учебного года. С талантливыми детьми я занимаюсь после уроков: ищу олимпиадные задания, решаю их сама, потом совместно с учащимися проверяем.
В итоге мои ученики в 2020-2021гг. имеют призовые места в муниципальной олимпиаде (Калмыкова П., Шигабутдинова Р., Аракчеева А.-победители, Плеханова А., Пелих М., Гудовских К.- призеры. Регулярно с учащимися выступаем в городских и краевых акциях, конкурсах по предмету.
При правильном выборе содержания и форм обучения и совпадении их с интересами ученика удастся увеличить интерес к познаваемому предмету.
При умелом сочетании темпа, ритма, сложности обучения с возможностями ученика, имеющего стойкий интерес к познаваемому материалу, учитель помогает ему стать успешным, повышает уровень самооценки, даёт возможность самореализации. При вовлечении ученика в процесс управления коллективом неизбежен переход к обучению учащимися друг друга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на заседании педагоггического совета по теме :"Одаренность. работа с одаренными детьми в свете инициативы "Наша новая школа"
Текст доклада на заседании педагогического совета по теме "Одаренность. Работа с одаренными детьми в свете идей инициативы "Наша новая школа"...
Методическая разработка с одаренными детьми в ДШИ «Особенности работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования»
Система работы с одарёнными детьми посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на ...
Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми в школе.
Выступление на методическом объединении...
Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.
Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных программ, учебного плана и учебных ...
Система работы с одаренными детьми. Рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми.
Рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми....
Работа с одаренными детьми в МАОУ СОШ № 1 г. Лабытнанги в сфере научно-исследовательской и проектной деятельности: из практики работы в области создания личностно-ориентированной образовательной среды для одаренных детей
АннотацияВ статье описывается система работы образовательной организации с одаренными детьми в области научно-исследовательской и проектной деятельности включающую в себя тьюто...