Организация групповой работы на уроках технологии. Статья.
статья по технологии
Педагоги давно установили, что основной акцент в преподавании должен делаться не на усвоении учащимися излагаемой информации и механическое запоминание ими материала, а на развитие мышления учащихся. Оптимальным решением поставленной задачи является развитие у школьников критического мышления. Получая новую информацию ученики должны научиться рассматривать её с различных точек зрения, делать выводы относительно её ценности и точности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Групповая работа на уроках путь к развитию критического мышления. | 33.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Лавринович Т.В., учитель технологии ((труда)
ГБОУ СОШ № 98 с углублённым изучением английского языка Калининского района
Санкт-Петербурга
ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ НА УРОКЕ ТЕХНОЛОГИИ.
Педагоги давно установили, что основной акцент в преподавании должен делаться не на усвоении учащимися излагаемой информации и механическое запоминание ими материала, а на развитие мышления учащихся. Оптимальным решением поставленной задачи является развитие у школьников критического мышления.
Хорошо известно, интеллектуальное развитие человека определяется в наше время не объемом знаний, сведений, удерживаемых в памяти, а готовностью человека к отбору необходимых знаний путем критического анализа, осмысления информации и умения самостоятельно принимать решение.
Получая новую информацию ученики должны научиться рассматривать её с различных точек зрения, делать выводы относительно её ценности и точности. На уроках необходимо привлекать информацию, при которой учащийся должен осознать, что обучение в большей степени связано с его личностью и интересами, нежели с заданными учителем приёмами и средствами обучения.
Для того чтобы учащийся мог воспользоваться своими критическим мышлением, ему важно развить в себе ряд качеств, среди которых Д. Халперн выделяет:
- Готовность к планированию.
- Гибкость.
- Настойчивость.
- Готовность исправлять ошибки.
- Осознание (отслеживать ход рассуждений).
- Поиск компромиссных решений. [4]
Критическое мышление начинается с вопросов и проблем, а не с ответов на вопросы учителя. Человек нуждается в критическом мышлении, которое помогает ему жить среди людей, социализироваться. Критическое мышление означает, что ученик использует исследовательские методы в обучении, ставит перед собой вопросы и планомерно ищет на них ответы.
Органическое включение работы по технологии критического мышления в систему школьного образования даёт возможность личностного роста, ведь такая работа обращена, прежде всего к ребёнку, к его индивидуальности. [1]
Педагоги, развивающие критическое мышление, стараются использовать на своих занятиях всевозможные виды парной и групповой работы, включая проведение дискуссий, уделяют большое внимание выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умению слушать других, ответственности за собственную точку зрения. [2]
Выделяют четыре компонента группового задания для самостоятельной работы учащихся:
- оно содержит ситуацию выбора, которую делают учащиеся, ориентируясь на собственные ценности;
- предполагает смену ролевых позиций учащихся;
- настраивает на доверие участников групп к друг другу;
- выполняется приемами, которыми ученику пользуется постоянно.
Выполняя групповое задание, общаясь между собой, ученики участвуют в активном построении знаний, в добывании необходимой информации для решения проблемы. Школьники приобретают новое качество, характеризующее развитие интеллекта на новом этапе, способность критически мыслить. [3]
Цель групповой работы: активное включение каждого ученика в процессе усвоения учебного материала.
Задачи групповой работы:
- Активизация познавательной деятельности.
- Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности.
- Развитие успешного общения.
- Совершенствование межличностных отношений.
Правила для успешного проведения групповой работы:
- Учитывать уровень образовательных возможностей учащихся
- Учитывать особенности состава группы.
- Задания составляются только для совместного поиска решения.
- Распределять роли между участниками группы.
- Организовать коммуникацию в группе между группами.
- Итогом групповой работы должна быть рефлексия учебной деятельности.
Групповая форма организации работы имеет немало достоинств: повышается учебная и познавательная мотивация, снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным; повышается обучаемость, эффективность усвоения знаний; улучшается психологический климат в классе.
Трудности групповой работы:
- От учителя требует особых умений.
- Групповой работе нужно сначала научить.
- Одни ученики могут пользоваться результатами более сильных учеников.
- Работа может проходить, с возникновением конфликтов.
- Учителю необходимо помочь детям, желающим работать в одиночестве, начать работать в группе.
Разделение класса на группы (определяет дальнейшую работу и результат группы):
- По желанию
- Случайным образом (жеребьёвка).
- По определённому признаку (зависит от числа групп).
- По выбору «лидера».
- По выбору педагога.
Правила совместной работы:
- Работать дружно: Быть внимательным и вежливым друг к другу, не отвлекаться, не мешать, вовремя оказывать помощь.
- Работать по плану.
- Своевременно выполнять задание.
- Аккуратно выполнять работу, соблюдать охрану труда.
- Каждый должен уметь защищать общее дело.
Количество участников группы 5-6 человек.
Этапы совместной работы:
- Выбрать старшего.
- Распределить обязанности.
- Каждый продумывает, из чего, как, с помощью чего будет выполнять задание.
- Каждый контролирует себя.
- Старший контролирует работу группы.
Фрагменты урока.
Урок Технологии в 6 классе.
Тема: «Технология выращивания комнатных растений».
Решение проектной задачи: «Растения в интерьере жилого дома».
Домашнее задание: принести: горшок, саженец растения, землю, камешки; узнать условия содержания растения, которое собираемся пересаживать, посмотреть в Интернете оформление интерьера с помощью цветов.
Задания 1 группы
- Какие приёмы размещения комнатных растений вам известны? Тема: «Комнатные растения в интерьере квартиры» (пройденный материал).
- На какие виды делятся растения в зависимости от комнатных условий? Тема: «Разновидности комнатных растений» (пройденный материал).
- Почему нельзя пересаживать растение из маленького горшка в очень большой? (материал не пройден).
- Практическая работа: Посадка растения.
- Оформление проекта «Растения в интерьере жилого дома».
Задания 2 и 3 групп однотипные: 1 и 2 вопрос по пройденному материалу, 3 из новой темы.
После ответов на вопросы и вынесение баллов, учитель объясняет новую тему урока, показывает, как выполнить посадку растения (каждый сажает свой цветок). Учащиеся составляют композицию из посаженных растений или растений из кабинета труда. Затем приступают к оформлению проекта. Каждая группа защищает свой проект. Защиту оценивают учащиеся и учитель. Баллы по всем этапам работы урока суммируются.
Групповая работа учащихся может применяться для решения всех основных дидактических проблем: закрепление и повторение, изучения нового материала.
Список литературы
- Кларин М.В. Развитие критического и творческого мышления [Текст] /Л.В. Ковалёва.-Горно-Алтайск: ИПКРОРА, 2005.- С. 3-10.
- Клустер Д. Что такое критическое мышление? [Текст] / Д. Клустер Русский язык. -2002.- №29. С. – 306.
- Низовская И.В. За и против. Критическое мышление- это… [Текст] / И.В. Низовская Библиотека в школе.- № 16. С. – 3-4.
- Халперн Д. Психология критического мышления [Текст] /Д. Халперн.- СПб.: Питер, 2000.- 224с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Организация групповой работы на уроках русского языка и литературы"
В концепции модернизации современного образования провозглашается компетентностный подход, который предполагает развитие у учащихся умения вести диалог, самостоятельности и способности к самоорганизац...
Открытый урок по теме «Задачи на составление уравнений. Применение технологии проблемного обучения в ходе организации групповой работы на уроке», математика 6 класс
применение новых технологий в образовательном процессе Открытый урок по теме «Задачи на составление уравнений.Применение технологии проблемного обучения в ходе организации групп...
статья "Организация групповой работы на уроках биологии в МОУ «Архангельская СШ»
статья из опыта работы...
Организация групповой работы на уроке и занятии в ГПД: преемственность в работе учителя и воспитателя.
Идея группового обучения, где все обучают каждого и каждый обучает всех не нова.Одной из главных целей организации групповой деятельности является развитие мышления учащихся. Работа в группе пом...
«Групповая работа на уроке технологии: цели, содержание деятельности, технологии организации (из опыта работы)»
laquo;Групповая работа на уроке технологии: цели, содержание деятельности, технологии организации (из опыта работы)» ...
Презентация "Организация групповой работы на уроках английского языка с использованием технологии обучения в сотрудничестве"
В презентации представлен алгоритм действий учителя при организация групповой работы учащихся на уроках английского языка с использованием технологии обучения в сотрудничестве...
Статья по теме "Организация групповой работы на уроках английского языка"
Статья посвящена одному из важных видов деятельности на уроке - групповой работе, рассказывает о ее видах, целях, и результатах....