Организация групповой работы на уроках технологии. Статья.
статья по технологии

Лавринович Татьяна Владимировна

Педагоги давно установили, что основной акцент в преподавании должен делаться не на усвоении учащимися излагаемой информации и механическое запоминание ими материала, а на развитие мышления учащихся. Оптимальным решением поставленной задачи является развитие у школьников критического мышления. Получая новую информацию ученики должны научиться рассматривать её с различных точек зрения, делать выводы относительно её ценности и точности.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лавринович Т.В., учитель технологии ((труда)

ГБОУ СОШ № 98 с углублённым изучением английского языка Калининского района

Санкт-Петербурга

ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ НА УРОКЕ ТЕХНОЛОГИИ.

Педагоги давно установили, что основной акцент в преподавании должен делаться не на усвоении учащимися излагаемой информации и механическое запоминание ими материала, а на развитие мышления учащихся. Оптимальным решением поставленной задачи является развитие у школьников критического мышления.

Хорошо известно, интеллектуальное развитие человека определяется в наше время не объемом знаний, сведений, удерживаемых в памяти, а готовностью человека к отбору необходимых знаний путем критического анализа, осмысления информации и умения самостоятельно принимать решение.

Получая новую информацию ученики должны научиться рассматривать её с различных точек зрения, делать выводы относительно её ценности и точности.  На уроках необходимо привлекать информацию, при которой учащийся должен осознать, что обучение в большей степени связано с его личностью и интересами, нежели с заданными учителем приёмами и средствами обучения.

Для того чтобы учащийся мог воспользоваться своими критическим мышлением, ему важно развить в себе ряд качеств, среди которых Д. Халперн выделяет:

  1. Готовность к планированию.
  2. Гибкость.
  3. Настойчивость.
  4. Готовность исправлять ошибки.
  5. Осознание (отслеживать ход рассуждений).
  6. Поиск компромиссных решений. [4]

Критическое мышление начинается с вопросов и проблем, а не с ответов на вопросы учителя. Человек нуждается в критическом мышлении, которое помогает ему жить среди людей, социализироваться. Критическое мышление означает, что ученик использует исследовательские методы в обучении, ставит перед собой вопросы и планомерно ищет на них ответы.

Органическое включение работы по технологии критического мышления в систему школьного образования даёт возможность личностного роста, ведь такая работа обращена, прежде всего к ребёнку, к его индивидуальности. [1]

Педагоги, развивающие критическое мышление, стараются использовать на своих занятиях всевозможные виды парной и групповой работы, включая проведение дискуссий, уделяют большое внимание выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умению слушать других, ответственности за собственную точку зрения. [2]

Выделяют четыре компонента группового задания для самостоятельной работы учащихся:

  • оно содержит ситуацию выбора, которую делают учащиеся, ориентируясь на собственные ценности;
  • предполагает смену ролевых позиций учащихся;
  • настраивает на доверие участников групп к друг другу;
  • выполняется приемами, которыми ученику пользуется постоянно.

Выполняя групповое задание, общаясь между собой, ученики участвуют в активном построении знаний, в добывании необходимой информации для решения проблемы. Школьники приобретают новое качество, характеризующее развитие интеллекта на новом этапе, способность критически мыслить. [3]

Цель групповой работы: активное включение каждого ученика в процессе усвоения учебного материала.

Задачи групповой работы:

  1. Активизация познавательной деятельности.
  2. Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности.
  3. Развитие успешного общения.
  4. Совершенствование межличностных отношений.

        Правила для успешного проведения групповой работы:

  1. Учитывать уровень образовательных возможностей учащихся
  2. Учитывать особенности состава группы.
  3. Задания составляются только для совместного поиска решения.
  4. Распределять роли между участниками группы.
  5. Организовать коммуникацию в группе между группами.
  6. Итогом групповой работы должна быть рефлексия учебной деятельности.

Групповая форма организации работы имеет немало достоинств: повышается учебная и познавательная мотивация, снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным; повышается обучаемость, эффективность усвоения знаний; улучшается психологический климат в классе.

Трудности групповой работы:

  1. От учителя требует особых умений.
  2. Групповой работе нужно сначала научить.
  3. Одни ученики могут пользоваться результатами более сильных учеников.
  4. Работа может проходить, с возникновением конфликтов.
  5. Учителю необходимо помочь детям, желающим работать в одиночестве, начать работать в группе.

Разделение класса на группы (определяет дальнейшую работу и результат группы):

  1. По желанию
  2. Случайным образом (жеребьёвка).
  3. По определённому признаку (зависит от числа групп).
  4. По выбору «лидера».
  5. По выбору педагога.

Правила совместной работы:

  1. Работать дружно: Быть внимательным и вежливым друг к другу, не отвлекаться, не мешать, вовремя оказывать помощь.
  2. Работать по плану.
  3. Своевременно выполнять задание.
  4. Аккуратно выполнять работу, соблюдать охрану труда.
  5. Каждый должен уметь защищать общее дело.

 Количество участников группы 5-6 человек.

Этапы совместной работы:

  1. Выбрать старшего.
  2. Распределить обязанности.
  3. Каждый продумывает, из чего, как, с помощью чего будет выполнять задание.
  4. Каждый контролирует себя.
  5. Старший контролирует работу группы.

Фрагменты урока.

Урок Технологии в 6 классе.

Тема: «Технология выращивания комнатных растений».

Решение проектной задачи: «Растения в интерьере жилого дома».

Домашнее задание: принести: горшок, саженец растения, землю, камешки; узнать условия содержания растения, которое собираемся пересаживать, посмотреть в Интернете оформление интерьера с помощью цветов.

Задания 1 группы

  1. Какие приёмы размещения комнатных растений вам известны? Тема: «Комнатные растения в интерьере квартиры» (пройденный материал).
  2. На какие виды делятся растения в зависимости от комнатных условий? Тема: «Разновидности комнатных растений» (пройденный материал).
  3. Почему нельзя пересаживать растение из маленького горшка в очень большой? (материал не пройден).
  4. Практическая работа: Посадка растения.
  5. Оформление проекта «Растения в интерьере жилого дома».

Задания 2 и 3 групп однотипные: 1 и 2 вопрос по пройденному материалу, 3 из новой темы.

После ответов на вопросы и вынесение баллов, учитель объясняет новую тему урока, показывает, как выполнить посадку растения (каждый сажает свой цветок). Учащиеся составляют композицию из посаженных растений или растений из кабинета труда. Затем приступают к оформлению проекта. Каждая группа защищает свой проект. Защиту оценивают учащиеся и учитель. Баллы по всем этапам работы урока суммируются.

Групповая работа учащихся может применяться для решения всех основных дидактических проблем: закрепление и повторение, изучения нового материала.

Список литературы

  1. Кларин М.В. Развитие критического и творческого мышления [Текст] /Л.В. Ковалёва.-Горно-Алтайск: ИПКРОРА, 2005.- С. 3-10.
  2. Клустер Д. Что такое критическое мышление? [Текст] / Д. Клустер Русский язык. -2002.- №29. С. – 306.
  3. Низовская И.В. За и против. Критическое мышление- это… [Текст] / И.В. Низовская Библиотека в школе.- № 16. С. – 3-4.
  4. Халперн Д. Психология критического мышления [Текст] /Д. Халперн.- СПб.: Питер, 2000.- 224с.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Организация групповой работы на уроках русского языка и литературы"

В концепции модернизации современного образования провозглашается компетентностный подход, который предполагает развитие у учащихся умения вести диалог, самостоятельности и способности к самоорганизац...

Открытый урок по теме «Задачи на составление уравнений. Применение технологии проблемного обучения в ходе организации групповой работы на уроке», математика 6 класс

применение новых технологий в образовательном процессе  Открытый урок по теме  «Задачи на составление уравнений.Применение технологии проблемного обучения в ходе организации  групп...

Организация групповой работы на уроке и занятии в ГПД: преемственность в работе учителя и воспитателя.

Идея группового обучения, где все обучают каждого и каждый обучает всех не нова.Одной из главных целей организации групповой деятельности является развитие мышления учащихся. Работа в группе пом...

«Групповая работа на уроке технологии: цели, содержание деятельности, технологии организации (из опыта работы)»

laquo;Групповая работа на уроке технологии: цели, содержание деятельности, технологии организации (из опыта работы)» ...

Презентация "Организация групповой работы на уроках английского языка с использованием технологии обучения в сотрудничестве"

В презентации представлен алгоритм действий учителя при организация групповой работы учащихся на уроках английского языка с использованием технологии обучения в сотрудничестве...

Статья по теме "Организация групповой работы на уроках английского языка"

Статья посвящена одному из важных видов деятельности на уроке  - групповой работе, рассказывает о ее видах, целях, и результатах....