Конспект открытого урока "Швейная машина. Подготовка швейной машины к работе" 5 класс
план-конспект урока по технологии (5 класс)

Урок технологии в 5 классе на тему : Швейная машина. Подготовка швейной машины к работе. 

Урок открытия новых знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bytovaya_shveynaya_mashina.docx195.21 КБ

Предварительный просмотр:

 

Урок по теме «Машиноведение. Швейная машина. Подготовка швейной машины к работе. Приемы работы на швейной машине. Исследование работы регулирующих механизмов швейной машины. Основные операции при машинной обработке изделия. Классификация машинных швов. Изготовление образцов машинных работ.» с использованием ИКТ.

5 класс

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Образовательная цель: расширение понятийной базы обучающихся об устройстве бытовой швейной машине с электрическим приводом.

Деятельностная цель: формирование способности обучающихся о  первоначальных умениях и навыках в  подготовке швейной машины к работе.  

Планируемые образовательные результаты 

Личностные:

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ   с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
  • проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного   труда.

Метапредметные:  

  • осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
  • организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива.
  • оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах.

Предметные:

  • познавательная сфера: классификация и назначение оборудования; овладение методами чтения технической, технологической и инструктивной информации;   оценка технологических качеств  и свойств оборудования и его рациональное  использование;     формирование целостного представления о швейном оборудовании;
  • коммуникотивная сфера: умение устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителем;  установление рабочих отношений в группе (паре) для выполнения практической работы; построение продуктивного взаимодействия со сверстниками;  сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументированное высказывание своей точки зрения;   отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;
  • трудовая сфера: документирование результатов труда с помощью компьютера; овладение методами   решения творческих задач контроль   промежуточных  конечных результатов труда по установленным критериям;  
  • физиолого-психологическая сфера: развитие моторики и координации движений рук при работе на компьютере и швейной машине;
  • мотивационная сфера: осознание ответственности за качество результатов проделанной работы.

Формы работы на уроке: фронтальная, парная, индивидуальная.

Методы обучения:

  • методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: наглядные, практические, активные, проблемно-поисковые, самостоятельная работа. практическая работа;
  • методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:  учебных дискуссий, словесного поощрения, создания атмосферы эмоционального комфорта, стимулирования ответственности и долга;
  • методы контроля и самоконтроля результатов обучения: индивидуальный опрос, фронтальный опрос, перекрестный опрос, самостоятельная работа, практическая  работа, работа в парах.

Средства обучения:

  • Печатные: учебник  Технология. Технологии ведения дома: 5 класс,   рабочая тетрадь «Технология. Технологии ведения дома».
  • Аудиовизуальные: Презентация «Бытовые швейные машины с электрическим приводом»
  • Наглядные пособия:   форма отчета, текст сказки «Про машинку и сусальное золото», карточка №1 «Детали машин», карточка №2 «Заправка нижней нити», карточка №3 «Заправка верхней нити», карточка с кроссвордом. 
  • Технические средства обучения (средства ИКТ): экран навесной,  мультимедийный проектор, швейные машины фирмы BROTHER LS-3125.

УМК

  1.   Технология: программа: 5-8 классы / авт.-сост. А. Т. Тищенко, Н. В. Синица. - М. : Вентана-Граф, 2013.
  2. Учебник  Н.В. Синицы, В.Д. Симоненко «Технология. Технологии ведения дома. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений» . - М.: Вентана-Граф, 2013г.
  3.   Синица, Н. В., Буглаева Н.А. Технология. Технологии ведения дома. 5 класс : рабочая тетрадь для учащихся образовательных учреждений (вариант для девочек). – М. : Вентана-Граф, 2014г.


План-конспект урока

деятельностной направленности

по формированию УУД у обучающихся

  1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент (1 мин.)

- Добрый день , ребята. Сегодня у нас гости.

  1. Актуализация знаний (3мин.)

- Я хочу начать урок с загадок.

1.Они обычно для шитья; 
И у ежа их видела я.
Бывают на сосне, на ёлке,
А называются?   (Иголки)
2.Инструмент бывалый

Не большой, не малый.
У него полно забот, 
Он и режет, и стрижет.(Ножницы)

3.На пальце одном 
Ведёрко вверх дном. (Напёрсток)

- Как вы думаете, что общего между этими загадками? (Все предметы связаны с шитьём).

-Какое швейное оборудование нужно использовать при изготовлении одежды, чтобы выполнить качественно и быстро изделие? … (швейная машина)

-     У кого дома есть швейные машины? (ответы детей)

-     А вы пробовали шить на швейной машинке? (ответы детей)

-     А хотите научиться? (ответы детей)

  1. Постановка учебной задачи (3 мин.)

-      Как вы думаете, так  о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? (ответы детей) 

-    Правильно, о том, как устроены швейные машины, как на них работать. Как вы думаете, как будет звучать тема сегодняшнего урока? (Бытовая швейная машина) (слайд 1)

-     Какие цели вы бы для себя сегодня поставили? (Познакомиться с историей создания и устройством швейной машины)

-  У вас на столах у каждой лежит форма отчета, которую вы в течение двух уроков будете заполнять. А в конце урока поставите себе оценку. Запишите туда тему сегодняшнего урока и ваши цели, которые вы для себя поставили. (дети записывают тему и цели урока)

-  Сегодня на уроке я познакомлю вас со швейной машиной, с историей ее появления, мы будем учиться готовить машину к работе, выполним тренировочные упражнения по заправке швейной машины, ну и, конечно, немного поиграем.

-    Ваши будущие успехи в шитье во многом будут зависеть от того, насколько хорошо вы сегодня научитесь пользоваться швейной машиной.

  1. Построение проекта выхода из затруднений

(открытие новых знаний) (20 мин.)

- Итак, что же такое швейная машина? (слайд 3 )  Швейная машина – это устройство, предназначенное для сшивания текстильных материалов и кожи, для изготовления одежды, обуви и других швейных изделий с помощью швейных ниток. 

Еще в давние времена умение шить считалось одним из главных достоинств женщин. Они проводили за шитьем круглые сутки, создавая с помощью обычной иголки с ниткой наряды для своего гардероба и одежду для всей семьи. Это была тонкая, кропотливая работа, поэтому люди оценили ее по достоинству, создав «Памятник портнихе». (слайд с памятником портнихе) (слайд 5)

 Рукодельницы и представить себе не могли, что когда-нибудь появится магазин швейных машин, где можно будет купить чудо-устройство, способное шить самостоятельно.

ФИЗМИНУТКА

-Проведем необычную физминутку.

 -  Покажите, как шьет вышивальщица ______

-  А теперь намотаем пряжу в клубок ______

- Представьте, что спинка устала, подтянитесь____

Знакомство с историей швейной машины

Первый проект  (слайд )  машины для пошива одежды предложил в конце XV в. Леонардо да Винчи.  Но он был настолько не совершенен, что так и остался на бумаге.

 В 1755 г.  (слайд ) немец Карл Вейзенталь изобрел швейную машину, в которой использовалась игла с ушком посередине. Эта машина копировала принцип ручного образования стежков.

Наконец в 1850—1851 (слайд)  годах усилиями американцев Алена Вильсона и особенно Исаака Зингера швейная машина была доведена практически до современного вида.  Зингер стал выпускать швейные машины в больших количествах. Они пользовались популярностью во всем мире.

Современные швейные машинки  (слайд )   получили электрический привод, однако их механическая часть практически повторяет устройство их предшественниц конца XIX—начала XX веков.

Знакомство с современными швейными машинами

Современная швейная машина сегодня имеет полное право стать частью «умного дома», потому что в своем деле она умеет практически все. Она шьет, вышивает, обметывает, выполняет множество декоративных строчек, прошивает кожу и различные виды тканей, пришивает пуговицы, шьет двойной иглой и даже разноцветными нитками, сама настраивается на оптимальный вариант, подсказывает дальнейшие шаги портнихе и даже подключается к Интернету, чтобы получить свежую информацию для работы. В них автоматизировано практически все – от заправки нитки в иглу до ее обрезки по окончании шитья.

Знакомство с классификацией швейных машин

Все швейные машины различают:

  • по назначению: бытовые и производственные;        (слайд )
  • по выполняемым операциям: специальные и  универсальные;       (слайд )
  • по степени автоматизации: полуавтоматы и автоматы;          (слайд )
  • по виду приводов: с ручным, ножным, электрическим.        (слайд )

Специальные машины выполняют только одну определенную технологическую операцию: выполнение петель, пришив пуговиц и т. д.

На универсальных машинах можно выполнять швы различных видов, строчки разной длины и направления, используя специальные приспособления можно выполнять петли и т. д.

- Ребята, посмотрите вокруг себя. А какие машины, на ваш взгляд, есть у нас в классе? (дети отвечают)

- Действительно. У нас в кабинете все швейные машины универсальные бытовые, с электрическим приводом и одна спецмашина для обметывания срезов, называемая - оверлог.

Показ устройства швейной машины

- Итак, перед вами универсальная швейная машина с электрическим приводом фирмы

______

Она идеальна для начинающих, проста в управлении, надежна и доступна по цене. Эта модель имеет набор основных необходимых для шитья строчек и предназначена для пошива легких, средних, тяжелых тканей и трикотажа. Она отлично послужит вам в быту при ремонте и пошиве одежды.

Швейная машина ______ оборудована электроприводом - электрическим мотором, с помощью которого приводится в движение маховое колесо. Управление скоростью вращения происходит при помощи ножной педали: чем больше усилие нажатия, тем выше скорость шитья.

Модель ______ выполняет 16 операций в число которых входят 5 различных строчек (прямая, зигзаг, эластичная, эластичная потайная и ракушка), а так же бельевая петля, выметываемая в полуавтоматическом режиме.

При помощи специального селекторного переключателя Вы сможете быстро и легко выбрать необходимую Вам строчку, а при помощи другого переключателя настроить натяжение нити. Длинна стежка, ширина строчки и положение иглы имеют фиксированные значения для каждой операции.

Швейная машина ______ оснащена классическим вертикальным типом челночного устройства. Эта модель имеет такие полезные и необходимые в работе функции, как: автостоп при намотке на шпульку, реверс, контроль балансировки петли и возможность шитья двойной иглой.

В данной модели есть узкая рукавная платформа - «свободный рукав» и удобный отсек для хранения принадлежностей. В стандартную комплектацию швейной машины входят защелкивающиеся на стержне сменные прижимные лапки, набор игл, шпульки и другие аксессуары.

- Перед работой на швейной машине нужно соблюдать правила по ТБ.

  1. Перед работой проверить исправность шнура.
  2. При включении и выключении швейной машины в    электрическую сеть     браться за корпус вилки шнура.
  3. Осторожно обращаться с пускорегулирующей педалью, особенно при      включенном электродвигателе.
  4. Заправляя нитку в машинную иглу, не держите ногу на педали.
  5. Перед началом шитья на машине в изделии не должно находиться булавок     и игл.
  6. На машине не должны лежать посторонние предметы.
  7. Не держать пальцы близко около движущейся иглы.
  8. Не наклоняться  близко к движущимся частям машины.

Соблюдать санитарно – гигиенические требования. (Какие

 - А теперь, давайте более подробно познакомимся с деталями машины. У вас на столах лежат карточки № 1  Основные детали швейной машины.  

Задание 1

- Найдите детали швейной машины на рисунке и на самой швейной машине.

 (обучающиеся находят основные детали машины на рисунке и сравнивают их с оригиналом)

- Ну что, сложно устроена швейная машина? Ничего! Тяжело в учении, легко в бою!  Знание деталей швейной машины вам помогут в выполнении  самого ответственного на сегодня задания – подготовке швейной машины к работе.

  1.    Рефлексия  деятельности обучающихся (4 мин.)

- Вот и подошел к концу наш сегодняшний урок. Как вы думаете, мы справились с целью сегодняшнего урока, изучили швейную машину и ее подготовку к работе? (ответы детей)  

 - Вы пополнили запас знаний. Теперь вы хорошо знаете, когда изобрели швейные машины, для чего они предназначены. Мы изучили детали машин. На втором уроке мы научимся заправлять швейную машину. А теперь поделитесь вы своими мнениями об уроке. Вам предлагается четыре высказывания, которые вы должны закончить

  1. Мне понравилось…
  2. Я знаю…
  3. Я умею…
  4. Я не смогла…, потому что…
  5. Мне захотелось…


Карточка № 1

https://dl.dropboxusercontent.com/u/107922105/LS3125/svejnaymasinabrotherls3125_379193_2.jpghttp://www.janome.com.ru/userFiles/bobbin%20case%20132-143.jpghttp://golka.com.ua/image/cache/data/articles/2577-shpulka-brother-dlya-bitovih-shveynih-mashin-1-800x800.jpg

Детали машины

1    Ручка выбора вида строчки
2    Рычаг нитепритягивателя
3    Регулятор натяжения верхней нити
4    Клавиша шитья в обратном направлении
5    Прорези для ниток
6    Прижимная лапка  

7    Челночное устройство
8    Игла
9    Стержень для установки катушки
10  Устройство намотки ниток на шпульку
11  Маховик
12  Нитенаправитель 1
13  Нитенаправитель 2

14  Направляющая нити/регулятор натяжения нити при намотке на шпульку

15  Шпульный колпачок 

16  Шпулька

Задание 1: найдите детали швейной машины на рисунке и на самой швейной машине.

Приложение 4

Карточка № 3

Заправка верхней нити

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=600x10000:format=jpg/path/s654dda41c71d4c3b/image/i0051e3aa2c9dc709/version/1319352622/image.jpg

Выведение нижней (шпульной) нитки наверх

 

http://bigslide.ru/images/19/18927/960/img9.jpg

Задание 2: изучите заправку верхней нити и выведение нижней нити наверх. Затем, пользуясь карточками 1 и 3, нарисуйте в своей форме отчета на схеме машины заправку верхней нити и подпишите  последовательно название деталей, через которые проходит верхняя нить. На это задание вам дается 10 мин.


Самоанализ урока технологии в 5классе

Тема урока: История создания швейной машины. Устройство швейной машины с ручным приводом. Правила безопасной работы.

Тема совпадает с тематическим планированием и является 1 уроком в разделе машиноведение

Мобилизирующее начало: Класс к уроку готов.

Организационный момент 

  • Проверила у учащихся готовность к уроку.
  • Готовность к уроку: тетрадь, карандаш, ручка, ластик, клей
  • Психологическая подготовка.
  • Ознакомила с целями и задачами урока.
  • Мотивация учебной деятельности. (от знаний машиноведения зависит качество поши-ваемого изделия)
  • проверка домашнего задания прошла в форме выставки показа с повторением пройденного материала. Где была дана оценка выполнения Д\Р.

Тема дана вовремя 

Тип урока: комбинированный.

Цели: 1 .воспитательные: Ознакомить с историей создания швейной машины.

2. Развивать интерес к истории,.

3. Воспитание ответственности, самостоятельности, аккуратности и бережного отношения к оборудованию.

4. Научить безопасной работе за машиной, ознакомить с названиями основных частей машины и санитарно-гигиеническими требованиями.

Развивать память, любознательность, эрудицию.

На уроке использовала различные методы обучения и воспитания:

1. Словесный (рассказ, объяснение, беседа)

2 наглядный ( Наблюдение, демонстрация, компьютерные технологии.)

3 Практические ( Вклеивание карточек, составление слов из букв)

Приемы рассуждение, пояснение.

Формы организации фронтальная, индивидуальная.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Машиноведение 5 класс. "История создания швейной машины. Строение швейной машины."

История создания швейной машины. Виды приводов. Строение бытовой швейной машины. Строение швейной машины 2 ПМЗ класса. Презентация сделана по материалам учебника "Технология: учебник для учащихся 5 кл...

Технологическая карта урока Швейная машина. Подготовка швейной машины к работе.

Предмет: технология          Класс:   5       Учебник (УМК): Н. В. Синица, В. Д. Симоненко. Технология. Технол...

Конспект урока по технологии "Подготовка швейной машины к работе"

Подробно описано о работе со швейной машиной и ТБ...

Технология. Бытовая швейная машина. Заправка швейной машины нитью. Соединительные швы.

Выполнение тренировачных упражнений в шитье на заправленной машине....

Машиноведение. История создания швейных машин. Виды машин. Устройство швейной машины Техника безопасности при выполнении машинных работ.

Машиноведение. История создания швейных машин. Виды машин. Устройство швейной машины. Техника безопасности при выполнении машинных работ.Цель: Знакомство с историей возникновения швейной машины. Класс...

Технологическая карта урока "Швейная машина. Подготовка швейной машины к работе. "

Цель урока- организация  деятельности обучающихся по изучению  устройства швейной машины и обучение подготовки швейной машины к работе.Задачи урока: сформировать представление о видах швейны...