План-конспект урока технологии в 6 классе на тему "Устройство токарного станка по обработке древесины"
план-конспект урока по технологии (6 класс)
План-конспект урока технологии в 6 классе на тему "Устройство токарного станка по обработке древесины"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ustroystvo_tokarnogo_stanka_po_obrabotke_drevesiny.docx | 118.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Устройство токарного станка по обработке древесины
Цель урока: ознакомление учащихся с устройством и характеристиками токарного станка, предназначенного для работы в школьных мастерских, с токарными операциями, назначением приспособлений, имеющихся на станке; ознакомление с правилами безопасной работы у станка; формирование представлений о различных видах точения; формирование умений закреплять заготовки в патроне, с помощью трезубца и заднего центра, а также на планшайбе; формирование навыков подготовки станка к работе, управления станком; развитие у учащихся познавательных интересов, технического мышления, творческих способностей; ознакомление с профессиями, связанными с токарной обработкой материалов.
Ожидаемый учебный результат:
- общее представление об устройстве и характеристиках токарного станка, предназначенного для обработки древесины в школьных учебных мастерских;
- приобретение опыта самостоятельной установки и регулировки подручника, установки заготовки с помощью трезубца и заднего центра, на планшайбе, в патроне;
- приобретение навыков подготовки станка к работе, управления станком;
- развитие внимания, точности исполнения, технологического мышления;
- приобретение опыта совместной работы, освоение коммуникативных навыков, навыков самооценки, рефлексии.
Место проведения урока: школьная учебная мастерская.
Дидактические средства обучения: токарный станок для обработки древесины (СТД-120М), приспособления и инструменты для токарной обработки, видеофрагменты или видеофильм о токарной обработке древесины; плакат с кинематической схемой станка, учебник технологии (§ 8), рабочая тетрадь.
Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация токарного станка, инструментов, оснастки и приёмов подготовки станка к работе, показ видеоматериалов, инструктаж по правилам безопасной работы, практическая работа.
Формируемые УУД: личностные, познавательные, коммуникативные.
Ход урока:
I. Организационный момент.
- Приветствие учащихся;
- Проверка присутствующих.
II. Актуализация опорных знаний.
Учитель: Ребята, на прошлом уроке мы с вами говорили о технологии изготовления цилиндрических и конических деталей ручным инструментом. Прежде, чем перейти к теме нашего урока, мы с вами проверим, как вы подготовили домашнее задание.
1. Фронтальный опрос.
1. Какие ручные инструменты необходимы для изготовления детали, имеющей цилиндрическую и коническую форму?
2. С какой целью на торце заготовки размечают восьмиугольник и затем строгают восьмигранник?
3. Каким образом с помощью кронциркуля можно измерить диаметр детали?
4. В чём отличие технологии получения конической поверхности от цилиндрической? В чём сходство?
III. Проблематизация.
Предложить учащимся ответить на следующие вопросы:
Станок — это технологическая машина или машина-генератор?
Какие станки вам приходилось видеть?
Каким образом передаётся вращение от электродвигателя к шпинделю настольного сверлильного станка, изученного вами в 5 классе?
Какую форму должна иметь деревянная заготовка, чтобы изготовить из неё цилиндрическую деталь ручным инструментом?
После обсуждения ответов сформулировать цели и задачи урока.
IV. Изучение нового материала.
Рассказать об истории токарных станков, используя видеоматериалы.
Первые токарные станки, по мнению учёных, были созданы человеком ещё в середине VII в. до н. э. В XIV-XV вв. были распространены токарные станки с ножным приводом (рис. 1), аналогичным распространённому в XX в. ножному приводу швейной машины.
Рис. 1. Древний токарный станок Рис. 2. Токарный станок Нартова
Большой вклад в развитие токарного дела внёс в XVIII в. русский механик А.К. Нартов. В 1705 г. в возрасте 12 лет он поступил в Москве в царскую токарную мастерскую учеником токаря, где показал трудолюбие и изобретательность, чем понравился царю Петру I и был переведён в 1712 г. в Санкт-Петербург в мастерскую Его Величества при Летнем дворце. Работая здесь в течение 1712-1725 гг., Нартов изобрёл и построил несколько совершенных и оригинальных токарных станков (рис. 2). В 1718 г. он был послан царём для обмена опытом за границу: в Пруссию, Голландию, Францию и Англию, но оказалось, что станки Нартова на тот момент были совершеннее заграничных.
Объяснить устройство токарного станка школьного типа, модели СТД-120М, используя рис. 20 из учебника, а затем показать все его части непосредственно на имеющемся в учебной мастерской станке (при этом станок должен быть отключён от электропитания).
Проводя аналогию с материалом 5 класса, сообщить, что токарный станок, как и любая другая технологическая машина (например, сверлильный станок), также состоит из двигателя (электродвигателя), передаточного механизма (ремённой передачи) и рабочего органа (шпинделя).
Показать учащимся плакат с изображением кинематической схемы токарного станка СТД-120М (рис. 3).
Рис. 3. Кинематическая схема станка СТД-120М:
1 — электродвигатель; 2 — ремённая передача; 3 — ведущий шкив; 4 — ремень;
5 — ведомый шкив; 6 — шпиндель; 7 — подшипники; 8 — винтовая передача; 9 — гайка;
10 — винт
На валу электродвигателя М закреплён ведущий шкив 3 ремённой передачи 2, вращение от которого передаётся ремнём 4 на ведомый шкив 5, находящийся на шпинделе 6. Винтовая передача 8, расположенная в задней бабке, преобразует вращательное движение маховика и винта 10 в поступательное вращение гайки 9, связанной с пинолью.
Далее познакомить с устройством передней бабки, задней бабки и подручника, сначала по рис. 21 из учебника, а затем непосредственно на станке. Продемонстрировать приёмы закрепления заготовок в патроне винтом, с помощью трезубца и заднего центра, а также на планшайбе, познакомить учащихся с правилами безопасной работы.
Рассказать, какие операции можно выполнять на токарном станке, сопровождая рассказ показом подготовленных заранее образцов деталей из древесины, имеющих точёные наружные и внутренние поверхности (цилиндрические, конические, фасонные), прорезанные канавки, просверленные отверстия, подрезанные торцы и т. д.
Далее по рис. 24 из учебника следует разъяснить понятие продольного, поперечного и продольно-поперечного видов точения и непосредственно на станке показать, каким образом необходимо устанавливать подручник и режущий инструмент для выполнения такого точения.
В заключении кратко познакомить учащихся с профессией токарь.
По окончании изложения теоретического материала провести фронтальный опрос, используя следующие вопросы.
В какой цвет и почему окрашена кнопка выключения станка?
Для какой цели служит защитный экран станка?
Почему в патроне можно закреплять заготовку длиной не более 150 мм?
С какой целью при установке на планшайбе заготовки на ней размечают линию глубины расположения крепёжных шурупов?
Почему нельзя отходить от включённого станка?
V. Первичное закрепление знаний и обратная связь.
Осуществить процесс выполнения задания 8 из рабочей тетради и практической работы № 9 «Изучение устройства токарного станка для обработки древесины» из учебника.
Для закрепления теоретического материала учащиеся индивидуально или в парах выполняют п. 1 задания 8 из рабочей тетради. Затем приступают к практической работе: выполняют предварительную ручную обработку деревянных заготовок до той формы, которая необходима для их обработки на станке (строгание восьмигранника, выполнение пропила и отверстия на торцах и т. д.), надёжно устанавливают заднюю бабку на необходимом расстоянии от шпинделя, правильно закрепляют подручник в необходимом для работы положении, повторяя эти действия многократно и доводя их до автоматизма.
Постоянно следить за соблюдением учащимися правил безопасного труда при подготовке токарного станка к работе.
VI. Подведение итогов урока и рефлексия.
В конце урока учащиеся выполняют пп. 2 и 3 задания 8 из рабочей тетради. Правильные слова-ответы в п. 3 задания: трезубец, подручник, патрон, ремень, планшайба.
Выставление учащимся комплексной отметки, учитывая: результаты фронтального опроса, качество выполнения практической работы, выполнение задания 8 из рабочей тетради. Разобрать допущенные ошибки, отметить лучшие ответы учащихся.
VII. Задание на дом.
Сообщение домашнего задания и его комментирование:
1. Ответить на вопросы, приведённые в конце § 8 учебника.
2. Выполнить пункт задания из рабочей тетради, отмеченный значком .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация. 6 класс. Устройство токарного станка для обработки древесины.
Презентация по устройству токарного станка для обработки древесины в 6 классе....
План – конспект открытого урока технологии в 5 классе «Тепловая обработка овощей».
План – конспект открытого урока технологии в классе«Тепловая обработка овощей»....
Методическая разработка "Устройство токарного станка по обработке древесины"
В методической разработке приводится устройство токарного станка по обработке древесины с иллюстрационным материалом....
Урок №7-8 " Устройство токарного станка для обработки древесины"
Конспект урока № 7-8 " Устройство токарного станка для обработки древесины" 6 класс....
Изготовление деталей на токарном станке для обработки древесины
Цели: • образовательная - ознакомить учащихся с технологией изготовления деталей с коническими и фасонными поверхностями, выполненными из древесины на уровне практического умения; • коррекци...
РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ УРОКОВ ПО ТЕМЕ «УСТРОЙСТВО ТОКАРНОГО СТАНКА ДЛЯ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ» с использованием программы трехмерного моделирования Autodesk 3DS Max
Авторская система уроков по теме «Устройство токарного станка для обработки древесины и его применение» рассчитана на 10 часов. Реализуется в первом полугодии 6 класса (2 урока...
Презентация к уроку технологии 6 класс Устройство токарного станка по обработке древесины
Устройство токарного станка по обработке древесины....