Представление опыта по теме "Развитие творческих способностей учащихся"
опыты и эксперименты по технологии (8 класс)
Представление опыта по теме:
«Развитие творческих способностей учащихся при выполнении социально-значимых проектов на уроках обслуживающего труда как средство успешной социализации»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predstavlenie_opyta_po_teme-razvitie_tvorcheskih_sposobnostey_uchashchihsya.pptx | 1.26 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
содержание Условия возникновения опыта Актуальность опыта Цель педагогической деятельности Ведущая педагогическая идея Теоретическая база опыта Технология Адресная направленность опыта Результативность Новизна опыта Список литературы Приложение
Условия возникновения опыта В соответствии с требованиями современного технологического образования главной задачей школы является подготовка творческой, образованной личности, способной к непрерывному самообразованию и самореализации. Это предполагает поиск новых, более эффективных методов обучения.
Условия возникновения опыта Практика работы в школе выявила противоречия: между государственным стандартом образования в технологии и запросами современного общества; между личностно-ориентированной парадигмой образования и унификацией обучения, усреднением программ; между стремлением интегративности и узкоспециальным подходом в обучении; между необходимостью сохранения и передачи культурно-исторических традиций и недопониманием значения опыта предков.
АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА Являясь одной из основных педагогических технологий XXI века, метод проектов занял особое место в программе образовательной области «Технология». Эта технология, «включая в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути», позволяет эффективно организовывать учебно-воспитательный процесс в учебных заведениях.
Цель педагогической деятельности Повышение эффективности образовательного процесса по «Технологии» путем использования метода проектов и создание педагогических условий для развития творческих способностей и успешной социализации учащихся
Ведущая педагогическая идея. Развитие творческих способностей учащихся при выполнении социально-значимых, практико-ориентированных проектов и формирование у них системы интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений, воплощаемых в конкретных изделиях на уроках обслуживающего труда как средство успешной социализации
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА Для учителя Социальное проектирование – это средство развития, обучения и воспитания. Оно позволяет формировать: -социальные компетентности учащихся; -развивать специфические умения и навыки (умение обозначить проблему, проектировать, прогнозировать, исследовать и т. д.) -такие личностные качества, как коммуникативность, толерантность, отзывчивость, сострадание, дисциплинированность; - помогает формировать гражданскую позицию
для учащихся: Социальное проектирование – это способ реализации идеи улучшения состояния окружающей среды через конкретные цели, задачи и действия по их достижению
Технология
Технология выполнения проекта
Использование инновационного метода проектов позволяет мне: -активно развивать у школьников основные виды мышления, творческие способности; -умение анализировать потребительские, экономические, экологические и технологические ситуации; -оценивать идеи, исходя из реальных потребительских, материальных возможностей; -выбирать наиболее технологичный, экономичный, отвечающий требованиям дизайна способ изготовления объекта проектной деятельности.
Структура проектной деятельности Ориентация на получение конкретного результата; Предварительная фиксация (описание) результата в виде эскиза в разной степени детализации и конкретизации; Относительно жесткая фиксация срока достижения результата; Предварительное планирование действий по достижению результата; Программирование – планирование во времени с конкретизацией результатов отдельных действий (операций), обеспечивающих достижение общего результата проекта; Выполнение действий с их одновременным мониторингом и коррекцией; Получение продукта проектной деятельности, его соотнесение с исходной ситуацией проектирования, анализ новой ситуации.
Мониторинг (сравнительный) обученности и качества знаний учащихся, выполняющих социально значимые и практико-ориентированные проекты
Результативность новой технологии подтверждается: Неослабевающимся интересом учащихся к социально значимым и практико-ориентированным проектам; Удовлетворенностью учащихся, их родителей и тех, для кого предназначены проекты, результатами деятельности; Заинтересованностью коллег;
наши проекты
наши проекты
Адресная направленность опыта Опыт рекомендован для использования в практической работе не только учителям технологии общеобразовательных школ, но и учителям других дисциплин, классным руководителям, педагогам дополнительного образования. Данный метод помогает преодолеть однообразие и монотонность процесса обучения, помогает наладить совершенно иные взаимоотношения с учащимися.
новизна опыта Источник новизны в обучении проектной деятельности: Обращение к личному опыту учащихся Активность участников педагогического процесса Разумное сочетание теории и практики Возможность использования нового опыта Творчество участников Возможность личного роста Многообразие точек зрения Взаимопонимание участников Шлифовка мастерства учителя
Новизна опыта Использование проектных работ после завершения проекта как наглядный и дидактический материал к урокам (презентации, сценарии, изделия, которые остаются в школе, портфолио проектов). Результатом систематизации и обобщения опыта работы в данном направлении явилось составление «Методических рекомендаций по организации работы над проектом» и разработка «Дневника проекта»
приложение Краткие методические рекомендации: Планирование работы учителем Организация процесса обучения Понедельное планирование
Приложение № 1 Проект «Панно с карманами для газет и журналов» Планирование работы учителем Характеристика потребности В течение нескольких лет учащиеся нашей школы готовят подарки-сувениры для бывших узников концлагерей. При минимальных затратах дети должны изготовить 20-25 подарков. Подарить тепло и уют в дом можно с помощью изделий, выполненных своими руками. Сущность проекта Учащиеся спроектируют и изготовят панно с карманами для газет и журналов (или других мелочей). Они исследуют возможные варианты расположения карманов на изделии, цветовую гамму, пожелания заинтересованных лиц, проведут эксперимент по способам соединения деталей панно между собой. Углубят свои знания в проектировании. Будут развивать такие качества, как коммуникативность, толерантность, отзывчивость, сострадание. Краткая формулировка задачи Спроектировать и изготовить оригинальные подарки-сувениры в виде панно для газет и журналов. Результаты проекта Панно для газет и журналов. Компоненты проекта, на которых необходимо сконцентрировать особое внимание Закрепление знаний, умений и навыков в процессе проектирования. Развитие пространственного мышления. Формирование графических и технологических навыков. Формирование навыков расчета необходимого материала, расчета в создании шаблонов-выкроек, навыков по раскрою материала. Количество часов: 16 Запуск проекта Беседа: «Как и какими средствами можно изготовить подарки-сувениры для людей преклонного возраста – бывших узников концлагерей». Посещение магазинов, Интернета, просмотр журналов по дизайну интерьера, книг и журналов по рукоделию. Межпредметные связи Сопутствующие – изобразительное искусство, математика; опережающие – черчение. Н овые термины Стиль, единство стиля, интерьер, экономическое обоснование, критерии оценки изделия, экология. Материалы и оборудование Швейная машина, ткань (лен, ситец, сатин, бязь), ножницы, игла, нитки, линейка, карандаш, листы бумаги, картон.
приложение 2 Проект «Панно с карманами для газет и журналов» Организация процесса обучения Проектирование Изготовление Знания, навыки Исследовательская деятельность Упражнения до изготовления изделия во время изготовления изделия Определение потребности. Проведение исследования. Обоснование выбора проекта. Составление перечня критериев, которым должно соответствовать разрабатываемое изделие. Выработка идей и выбор лучшей. Планирование работы. Оценка и защита проекта. Создание рисунка для оформления изделия. Подбор лоскутов ткани для аппликации. Разработка эскиза и изготовление выкроек. Крепление элементов на панно. Создание своей сюжетной композиции. Умение подбирать гармоничные цветовые сочетания. Способы выкройки. Способы крепления элементов панно. Правила безопасной работы. Экспериментирование со способами крепления элементов отделки, аппликации. Просмотр журналов, Интернета, посещение выставок с целью создания собственного проекта панно для украшения интерьера. Ручные стежки(сметочный, наметочный, обметочный). Способы крепления деталей булавками. Машинные строчки: прямая, прямая параллельная, зигзагообразная. Определение стиля интерьера. Подбор цветовой гаммы тканей для панно.
№ недели Процесс выполнения проекта Деятельность учителя Деятельность учащихся Материальное обеспечение на уроке дома наглядные средства материалы и инструменты 1 Запуск проекта. Краткая формулировка задачи. Начало оформления проекта. Беседа с учащимися на тему: «Какой подарок-сувенир можно изготовить для ветерана». Обсуждение возможных вариантов изделий для выполнения подарка. Участие в беседе по обсуждению задания проекта. Выполнение упражнений по размещению панно в интерьере. Запись краткой формулировки задачи. Оформление проекта. Исследование пожеланий пожилых людей с учетом их привычек. Иллюстрации с различными видами декоративных панно. Журналы. Интернет. Карандаши, бумага, журнал проекта 2 Упражнения по разработке критериев, которым должно удовлетворять изделие. Проведение упражнения по составлению перечня критериев для оценки панно. Выбор цветовой гаммы. Выполнение упражнений (работа в группах). Коллективное обсуждение результатов. Индивидуальная разработка критериев, которым должно удовлетворять панно. Выбор цветовой гаммы. Примеры оформления проектов 7-8 классов Карандаши, листы бумаги формата А4 3 Выработка идей и выбор лучшей (идеи). Обсуждение с классом предложенных учащимися эскизов панно. Выявление их соответствия разработанным критериям. Помощь в выборе и обосновании лучшей идеи. Обсуждение последовательности изготовления изделия. Консультирование по проекту отдельных групп. Зарисовка идей. Обоснование выбора. Запись последовательности операций по изготовлению изделия ( после обсуждения в группе) Подбор материалов для изготовления панно. Оформление проекта в альбом Примеры проектных листов с выработкой идей. Изделия, созданные для украшения комнаты Ручки, карандаши, фломастеры, листы бумаги А4, альбомы. 4-5-6-7 Изготовление изделия Руководство процессом изготовления. Проведение инструктажа по правилам безопасной работы. Повторение с учащимися способов выполнения некоторых видов швов. Индивидуальное консультирование по реализации проекта. Выполнение рисунка в натуральную величину. Изготовление панно. Обсуждение и оценка посторонними людьми (классным руководителем, учителями) изготовления панно. Выявление недостатков в работе и встретившихся трудностей. Образцы рисунков Швейная машина, ткань (ситец, сатин, лен), ножницы, иглы, нитки, линейка, карандаш, листы бумаги или картон для шаблонов (выкроек). 8 Оценка готового изделия Организация дискуссии учащихся по оценке изделия и его соответствия разработанным критериям. Заполнение оценочных листов проекта. Защита проекта. Поздравление и дарение изготовленных панно ветеранам ВОВ. Готовые панно, проектные папки. Проект «Панно с карманами для газет и журналов» приложение 3 Понедельное планирование
Список литературы Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников : пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – М.: Просвещение, 2011. – 192 с.- (Работаем по новым стандартам). Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М., 1998 Технология. 5-9 классы. Организация проектной деятельности / авт.-сост. О.А. Нессонова и др. – Волгоград: Учитель, 2009. Технология. Творческие проекты: организация работы / авт.-сост. А.В. Жадаева, А.В. Пяткова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 88 с. Баранова М.В. Социальный проект как средство формирования гражданской позиции школьников. – Школа и производство, 2009, №4, с.13-17. http://клипарт.рф/поиск/splatters/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
обобщение опыта работы по теме "Развитие творческих способностей учащихся школы"
Школьный период жизни ребенка – период развития и становления его творческих способностей. Одним из путей развития творческих способн...
из опыта работы по развитию творческих способностей учащихся
Опыт работы учителя русского языка и литературыГрига Ирины Иннокентьевныпо теме «Развитие творческих способностейна уроках русского языка и литературы»...
Самообобщение опыта по теме "Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка"
•Повышение мотивации учения •Речевое развитие •Создание условий для коммуникативной деятельности •Создание благоприятных условий для формирования творческой личности ...
Обобщение опыта педагогической деятельности по теме: «Формирование творческих способностей учащихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности»
Данный методический материал – это обобщение моего педагогического опыта, можно использовать педагогам, психологам для написания реферата, курсовой работы или для раскрытия темы самообразования.Цель д...
Обобщение опыта «Творческие задания на уроках русского языка и литературы как средство развития творческих способностей учащихся»
Как почувствовать вкус родного слова? Как помочь ученику успешно развивать своё речевое творчество? Как побудить к созданию стихотворений, сказок, рассказов? Эти вопросы постоянно задаёт себе современ...
Досугово-развлекательные мероприятия для развития опыта творческой деятельности и развития творческих способностей учащихся.
Всестороннее развитие личности школьника, наряду с получением образования, невозможно без активной, насыщенной досуговой жизни в школе. Организационно-содержательное наполнение школьной жизни нев...
Досугово-развлекательные мероприятия для развития опыта творческой деятельности и развития творческих способностей учащихся.
Всестороннее развитие личности школьника, наряду с получением образования, невозможно без активной, насыщенной досуговой жизни в школе. Организационно-содержательное наполнение школьной жизни нев...