Рабочая программа по технологии для 9 класса
рабочая программа по технологии (9 класс)
Рабочая программа по технологии для 9 класса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 (с изменениями и дополнениями), федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2020 – 2021 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_9_klass.docx | 51.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Клетнянская средняя общеобразовательная школа №2 имени Героя Советского Союза Н.В. Можаева
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
На заседании МО учителей Заместитель директора по УВР Приказ № 110/5 - О
технологии и ИЗО /__________/ О.В. Наумцева от «31» августа 2020г Протокол № 1 Ф.И.О
от «27» августа 2020г «28» августа 2020 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии
для 9 класса основного общего образования
на 2020-2021 учебный год
разработана на основе рекомендаций по изучению курса для общеобразовательных учреждений «Профессиональное самоопределение школьников» под редакцией Ретивых М. В., Симоненко В. Д. – Брянск: Издательство Брянского госуниверситета, 2010 г.
Составитель Фролова Ирина Ивановна, учитель технологии высшей квалификационной категории
Клетня
2020
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по технологии для 9 класса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 (с изменениями и дополнениями), федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2020 – 2021 учебный год, базисного учебного плана для общеобразовательных организаций Брянской области на 2020-2021 учебный год, учебного плана МБОУ Клетнянской СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.В. Можаева на текущий учебный год (приказ № 110/1– О от 31. 08. 2020 года), в соответствии с требованиями к результатам основного общего образования.
Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования «Технология», «Программы начального и основного общего образования» М. «Вентана – Граф», 2010 по направлению «Технология», на основе рекомендации по изучению элективного курса для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений «Профессиональное самоопределение школьников» под редакцией Ретивых М.В., Симоненко В.Д. и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
1. Ретивых М.В., Симоненко В.Д. Профессиональное самоопределение школьников. - Брянск: Изд-во БГУ, 2007. — 183 с.
2. М. В. Ретивых, В, Д, Симоненко: Рекомендации по изучению курса «Профессиональное самоопределение школьников». Книга для учителя. – Брянск: БИПКРО, 2007. – 140 с.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Цель – оказать учащимся 9 класса общеобразовательных учреждений помощь в подготовке к адекватному профессиональному самоопределению в соответствии со своими интересами и склонностями и с учетом потребностей рынка труда в кадрах.
Задачи:
- Вооружить учащихся знаниями основ жизненного и профессионального самоопределения.
- Сформировать у школьников представление о мире труда и профессий.
- оказать учащимся помощь в выявлении своих профессиональных способностей и возможностей.
- Ознакомить выпускников основной школы с путями и средствами активной подготовки к адекватному профессиональному самоопределению.
- Сформировать знания и умения объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности.
- Развивать потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации.
- воспитывать уважение к рабочему человеку.
- Создать условия для выполнения и защиты учащимися творческого проекта «Мой выбор».
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Рабочая программа составлена для учащихся 9 класса (ФГОС) основного общего образования МБОУ Клетнянской СОШ № 2 имени Героя Советского Союза Н.В. Можаева по направлению «Технология» по курсу «Профессиональное самоопределение».
Курс «Профессиональное самоопределение» является составным компонентом предпрофильной подготовки выпускников основной школы. Смысл профориентационной работы заключается в постепенном формировании у подростка внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и интересов, осознание требований профессии к человеку, степени сформированности профессионально важных качеств. Но они формируются только на основе личностных качеств и жизненных ценностей.
Выбор профессии – естественный этап развития каждого человека. Психологическая готовность старшеклассника к выбору профессии во многом зависит от взрослых. Если ребенку созданы нормальные условия для его личностного развития, то в подростковом возрасте решение о выборе профессии принимается легко и естественно. Проблемы с выбором профессии – только верхушка айсберга личностных проблем и сигнал внутреннего неблагополучия.
Формирование готовности к самоопределению возможно при условии сотрудничества с взрослым, от которого ученик ждет не готовых решений и советов, а честного разговора о волнующих подростка проблемах и достоверной информации, на основе которой он сам примет решение.
Задача школы – воспитание человека, умеющего ставить перед собой достижимые цели, выбирать оптимальный путь их достижения, анализировать результаты деятельности, извлекать уроки из неудач и брать на себя ответственность за свои поступки. Уроки технологии направлены на изучение школьниками своих личностных особенностей в целях формирования реалистической самооценки, знакомства с миром профессий, требованиями регионального рынка труда и образовательных услуг, правилами выбора профессии и планирования карьеры.
Выполнение учащимися в процессе занятий по курсу творческого проекта «Мой выбор» позволяет:
- осуществлять в единстве теоретическую и практическую подготовку школьников к обоснованному профессиональному самоопределению;
- реализовать все компоненты профессиональной ориентации (профпросвещение, профдиагностику, профконсультацию, профотбор (подбор), профадаптацию, профвоспитание);
- активировать деятельность учащихся по подготовке к адекватному профессиональному самоопределению. Во время защиты проекта учащиеся представляют его печатную или электронную презентацию.
В процессе выполнения творческого проекта «Мой выбор» учащиеся должны осуществлять профессиональные пробы, моделирующие в той или иной степени их будущую профессиональную деятельность. В качестве профпроб могут выступать материальные изделия, информационные продукты, доклады, номера художественной самодеятельности, воспитательные мероприятия и др.
Значительная часть занятий (29%) отводится на развивающую профдиагно-стику, которая предполагает использование комплекса психологических методик, обеспечивающих, с одной стороны, диагностирование профессионально важных качеств учащихся, и их развитие, с другой стороны.
В процессе изучения курса используются следующие профдиагностические методики:
- опросник для выявления уровня готовности школьников к профессиональному самоопределению;
- карта интересов;
- опросник профессиональной готовности (ОПГ);
- анкета мотивов выбора профессии;
- шкала потребностей в достижении;
- опросник темперамента;
- методика «Мой характер»;
- методика определения склонностей;
- тест Дж. Холланда «Тип личности»;
- карта здоровья;
- тест «Уровень самооценки»;
- карта самоконтроля готовности к профессиональному самоопределению.
Помимо вышеперечисленных, в процессе изучения курса используются и другие методы: беседа, рассказ, объяснение, диспут, викторина, наблюдение, экскурсия, профконсультация и др.
В ходе изучения курса широко применяются мнемосхемы. Применение мнемосхем дает возможность не только оперативно развивать память учащихся, но и другие психические процессы, такие, как мышление, восприятие, наблюдательность. Мнемосхемы возбуждают мыслительную деятельность школьников, обеспечивают переход информации из кратковременной памяти в долговременную и обратно, а также развивают мыслительные процессы, последовательность и логику мышления. Они выполняют опорную функцию мышления. Мнемосхемы позволяют также более целенаправленно организовать самостоятельную работу учащихся.
По каждому разделу курса проводится тестовый контроль знаний с помощью специально разработанных контрольно-измерительных материалов.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный план образовательного учреждения МБОУ Клетнянской СОШ № 2 имени Героя Советского Союза Н. В. Можаева на этапе основного общего образования отводит 35 учебных часов для обязательного изучения предмета «Технология» в 9 классе образовательной области «Технология», из расчета 1 ч в неделю, но учитывая годовой календарный график программа составлена на 34 часа.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты освоения учащимися предмета «Технология» в основной школе:
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;
- самооценка умственных и физических способностей;
- развитие трудолюбия и отвесности за результаты своей деятельности;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учетом общности интересов и возможности членов трудового коллектива;
- проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
- формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов Росси и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся;
Предметные:
учащиеся должны знать и понимать:
- сущность жизненного самоопределения;
- сущность и структуру процесса профессионального самоопределения;
- правила выбора профессии и типичные ошибки при этом выборе;
- многообразие мира труда и профессий, способы их классификации и анализа;
- состояние рынка труда и его требования к современному профессионалу;
- профессионально важные качества своей личности, свои
профессиональные способности и возможности;
- способы и средства анализа профессиональной деятельности;
- методику выполнения профессиональных проб;
- структуру предпрофильной подготовки и профильного обучения;
- пути получения профессионального образования;
- возможности получения профессиональной консультации;
- этапы, способы и средства профессионального саморазвития и самовоспитания;
- этапы принятия решения о профессиональном выборе;
- структуру, порядок оформления и защиты творческого проекта «Мой выбор».
Учащиеся должны уметь:
• пользоваться источниками информации о профессиях, профессиональных учебных заведениях и рынке труда;
• определять формулу профессии;
• проводить общий анализ профессиональной деятельности, анализировать требования профессий к человеку;
• выявлять свои профессионально важные качества;
• соотносить свои возможности с требованиями будущей профессии;
• выполнять профессиональные пробы;
• пользоваться профессиограммами и психограммами;
• выбирать способ приобретения будущей профессии;
• получать профессиональную консультацию;
• заполнять карту самоконтроля своей готовности к профессиональному самоопределению;
• выполнять, оформлять и защищать творческий проект «Мой выбор» с электронной презентацией.
У учащихся должны быть сформированы:
• убежденность в необходимости своевременного и правильного выбора будущей профессии, потребность в адекватном профессиональном самоопределении;
• профессиональная направленность: профессиональные интересы и склонности, мотивы выбора профессии, профессиональный идеал;
• профессиональное самосознание: осознание себя как субъекта будущей профессиональной деятельности;
• профессиональное намерение: знание пути дальнейшего продолжения образования, условий поступления в выбранное профессиональное учебное заведение и перспектив профессионального роста.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
• поиск и выделение необходимой информации;
• применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
• структурирование знаний;
• осознанное и произвольное постижение речевого высказывания в устной и письменной форме;
• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
• синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
• выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
• подведение под понятие, выведение следствий;
• установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
• построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
• доказательство;
• выдвижение гипотез и их обоснование.
Коммуникативные УУД:
• умение слушать и слышать друг друга;
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
• использование речевых средств для дискуссии и аргументации своей позиции;
• представление конкретного содержания и сообщение его в письменной и устной форме;
• умение спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать своё;
• определение цели и функций участников, способов взаимодействия; планирование общих способов работы;
• осуществление обмена знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
• уважительное отношение к партнёрам, внимание к личности другого человека.
Регулятивные УУД:
• целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;
• планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
• прогнозирование – предвосхищение результата и уровня знаний, его временных характеристик;
• оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено, и того, что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.
2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Название раздела и темы | Содержание |
I. Основы жизненного и профессионального самоопределения. (6ч.) 1. Жизненное самоопределение человека. 2. Сущность и структура процесса профессионального самоопределения и развития. 3. Значение, ситуация и правила выбора профессии. 4. Типичные ошибки при выборе профессии. 5. Творческий проект «Мой выбор»: сущность и структура 6. Тестовый контроль знаний по разделу. | Формирование представления о сущности жизненного самоопределения, смысла и цели жизни. Формирование понимания сущности и структуры процесса профессионального самоопределения и развития. Формирование представления о значении, условиях и правилах правильного выбора профессии: «хочу», «могу», «надо». Правила выбора профессии. Формирование у учащихся представления о типичных ошибках при выборе профессии. Ознакомление учащихся с сущностью, назначением, структурой и содержанием творческого проекта «Мой выбор». Тест №1 «Основы жизненного и профессионального самоопределе ния» |
II. Мир труда и профессии (6ч.) 1. Профессия и специальность: происхождение и сущность. 2. Многообразие мира труда. 3. Классификация профессий. Формула профессии. 4.Профессиональная деятельность и карьера человека. 5. Рынок труда и его требования к профессионалу. 6. Тестовый контроль знаний по разделу. | Формирование у школьников представления о происхождении и сущности понятий «профессия», «специальность», «должность». Формирование у учащихся представления о сущности, видах, сферах и отраслях труда и секторах экономики. Формирование психологической готовности к трудовой деятельности. Формирование у учащихся представления об основных признаках профессиональной деятельности, о способах классификации профессий и определения формулы профессии. Ознакомление с сущностью и структурой профессиональной деятельности и карьеры. Формировании представления о сущности и состоянии рынка труда, его требованиях к современному профессионалу. Формирование потребности в постоянном общем и профессиональном развитии. Тест №2 «Мир труда и профессий». |
III. Человек и профессия (10ч.) 1. Профессионально важные качества человека. 2. Интересы и склонности. Мотивы выбора профессии. 3. Особенности психических процессов и выбор профессии. 4. Темперамент и выбор профессии. 5. Характер и выбор профессии. 6. Роль способностей в профессиональной деятельности. 7. Тип личности и выбор профессии. 8.Профессиональная деятельность и здоровье. 9.Профессиональная пригодность и самооценка. 10. Тестовый контроль знаний по разделу. | Формирование представления о профессионально важных качествах человека. Формирование представления об интересах, склонностях и мотивах выбора профессии. Формирование представлений о психических процессах. Формирование представления о сущности, типах темперамента и его роли в профессиональной деятельности человека. Формирование представления о сущности, чертах, типах характера и его роли профессиональной деятельности человека. Формирование представления о сущности, видах способностей и их роли в профессиональной деятельности человека. Осознание своих профессиональных способностей. Формирование представления о социально- профессиональ ном типе личности и его роли в профессиональ ной деятельности. Формирование представления о влиянии профессиональ ной деятельности на здоровье человека, медицинских противопоказаниях к профессиям. Формирование представления о сущности, степени профессиональной пригодности и самооценки. Формирование у учащихся положительного отношения к себе как субъектам будущей профессиональной деятельности. Тест №3 «Мир труда и профессий». |
IV. Слагаемые успеха в профессиональном самоопределении (12 ч.) 1. Анализ профессиональной деятельности.
2.Профессиональные пробы и творческие проекты. 3. Профильное обучение и предпрофильная подготовка. 4. Пути получения профессионального образования. 5.Профессиональная консультация. 6.Профессиональное самоопределение и самовоспитание. 7. Готовность к профессиональному самоопределению. Принятие решения о профессиональном выборе. 8. Тестовый контроль знаний по разделу. 9. Творческий проект «Мой выбор»: оформление и защита. – 4ч. | Формирование представления об источниках информации о профессиях. Формирование умений пользования профессиограммой как комплексной характеристикой профессии. Формирование представления о сущности, содержании профессиональных проб и творческих проектов. Ознакомление с методикой выполнения профессиональных проб и творческих проектов. Сущность профильного обучения и предпрофильной подготовки. Формирование представления о сущности, уровнях и системе профессионального образования. Формирование представления о сущности, видах и содержании профессиональной консультации. Формирование представления о человеческих ресурсах, сущностях, методах и способов профессионального саморазвития и самовоспитания. Формирование представления о структуре готовности к профессиональному самоопределению и алгоритма принятия решения о профессиональном выборе. Тест №4 «Слагаемые успеха в профессиональном самоопределении». Формирование и развитие проектной деятельности. Выполнение, обсуждение и защита проектов |
Перечень вида и количества работ за четверть; год.
Вид работы | 1-я ч. (кол-во часов) | 2-я ч. (кол-во часов) | 3-я ч. (кол-во часов) | 4-я ч. (кол-во часов) | ИТОГО |
Тестирование | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Творческие проектные работы | 3 | 3 | |||
Защита творческого проекта | 1 | 1 |
- Календарно - тематическое планирование
№ урока | Дата проведения | Тема | |
план | факт | ||
I. Раздел «Основы жизненного и профессионального самоопределения»-6ч. | |||
1/1 | Жизненное самоопределение человека | ||
2/2 | Сущность и структура процесса профессионального самоопределения и развития | ||
3/3 | Значение, ситуация и правила выбора профессии | ||
4/4 | Типичные ошибки при выборе профессии | ||
5/5 | Творческий проект «Мой выбор» | ||
6/6 | Тестовый контроль знаний по разделу «Основы жизненного и профессионального самоопределения» | ||
II.Раздел «Мир труда и профессий»- 6ч. | |||
7/1 | Профессия и специальность: происхождение и сущность | ||
8/2 | Многообразие мира труда | ||
9/3 | Классификация профессий. Формула профессии | ||
10/4 | Профессиональная деятельность и карьера человека | ||
11/5 | Рынок труда и его требования к профессионалу | ||
12/6 | Тестовый контроль знаний по разделу «Мир труда и профессий» | ||
III. Раздел «Человек и профессия» - 10ч. | |||
13/1 | Профессионально важные качества человека | ||
14/2 | Профессиональные интересы и склонности. Мотивы выбора профессии | ||
15/3 | Особенности психических процессов и выбор профессии | ||
16/4 | Темперамент и выбор профессии | ||
17/5 | Характер и выбор профессий | ||
18/6 | Роль способностей профессиональной деятельности | ||
19/7 | Тип личности и выбор профессии | ||
20/8 | Профессиональная деятельность и здоровье | ||
21/9 | Профессиональная пригодность и самооценка | ||
22/10 | Тестовый контроль знаний по разделу «Человек и профессия» | ||
IV. Раздел «Слагаемые успеха в профессиональной деятельности» - 12ч. | |||
23/1 | Анализ профессиональной деятельности | ||
24/2 | Профессиональная проба и творческие проекты | ||
25/3 | Профильное обучение и предпрофильная подготовка | ||
26/4 | Пути получения профессионального образования | ||
27/5 | Профессиональная консультация | ||
28/6 | Профессиональное самоопределение и самовоспитание | ||
29/7 | Готовность к профессиональному самоопределению. Принятие решения о профессиональном выборе. | ||
30/8 31/9 | Творческий проект «Мой выбор»: разработка и оформление проекта | ||
32/10 33/11 | Защита творческих проектов «Мой выбор» | ||
34/12 | Повторение по разделу «Слагаемые успеха в профессиональной деятельности» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии 5 класс. Направление "Технологии ведения дома"
Рабочая программа разработана на основе программыХохлова М.В., Самородский П.С., Синица Н.В., Симоненко В.Д .Программа начального и основного общего образования. Технология. – М.,Вентана-Граф, 2007Баз...
Рабочая программа по технологии 6 класс. Направление "Технологии ведения дома".
Рабочая программа разработана на основе программы Хохлова М.В., Самородский П.С., Синица Н.В., Симоненко В.Д .Программа начального и основного общего образования. Технология. – М.,Вентана-Граф, 2007Ба...
Рабочая программа по технологии 7 класс. Направление "Технологии ведения дома".
Рабочая программа разработана на основе программы Хохлова М.В., Самородский П.С., Синица Н.В., Симоненко В.Д .Программа начального и основного общего образования. Технология. – М.,Вентана-Граф, 2007Ба...
Рабочая программа по технологии 8 класс.Направление "Технологии ведения дома"
Рабочая программа разработана на основе программыХохлова М.В., Самородский П.С., Синица Н.В., Симоненко В.Д .Программа начального и основного общего образования.Технология. – М.,Вентана-Граф, 2007Рабо...
Рабочая программа по технологии, 11 класс. Материал для учителя технологии.
Данная рабочая программа в содержании предусматривает создание условий для проектирования материальных объектов или услуг; повышения эффективности своей практической деятельности; организации трудовой...
Рабочая программа по технологии, 11 класс. Материал для учителя технологии.
Данная рабочая программа в содержании предусматривает создание условий для проектирования материальных объектов или услуг; повышения эффективности своей практической деятельности; организации трудовой...
Рабочая программа по технологии, 11 класс. Материал для учителя технологии.
Данная рабочая программа в содержании предусматривает создание условий для проектирования материальных объектов или услуг; повышения эффективности своей практической деятельности; организации трудовой...