Урок по технологии "Сервировка стола к обеду"
методическая разработка по технологии (6 класс)
Познакомить обучающихся с понятием "Сервировка стола", предметами сервировки, историей их появления. Научить правилам сервировки стола, приемам складывания салфеток. Развить у обучающихся эстетический вкус, творческую активность, привить навыки общения в коллективе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка урока по технологии "Сервировка стола" | 23.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок "Сервировка стола к обеду и правила поведения за столом"
Разработка урока по теме "Сервировка стола и правила поведения за столом" для урока технологии в 7 классе ( девочки).
Подготовила
учитель технологии
Новикова Н.Л.
Цели урока:
1. Познакомить с понятием «Сервировка стола», предметами сервировки, историей их появления. Научить правилам сервировки стола, приемам складывания салфеток.
2. Развивать эстетический вкус при сервировке стола, складывании салфеток внимательность. Творческую активность, навыки общения, умение высказывать свою точку зрения и аргументировать свою позицию.
3. Воспитывать аккуратность, чувство прекрасного, культуру поведения за столом.
Тип урока:
комбинированный урок
Методы обучения:
- словесный
- наглядный
- практический
Учебно-методический комплекс:
- фото сервировки стола
- салфетки
- посуда и приборы
Ход урока:
1. Оргмомент:
2. Актуализация ЗУН
1. Вступительное слово учителя:
Вы подрастаете, придет время и вам придется общаться с разными людьми, может, быть путешествовать а, значит, есть вне дома – в кафе, ресторанах. И, как порой неудобно себя чувствует человек, приглашенный, к примеру, в кафе, не зная назначения многих из разложенных пред ним приборов. Особенно если на одну персону приходится не одна вилка и нож, а две или три… и все разные – вот тут утрачивается чувство комфортности, и, возможно испорчен весь вечер. Да и дома нелишне умело орудовать вилкой и ножом, правильно пользоваться салфеткой.
Хотя, вы можете и возразить, что можно обойтись и без ножа, и без салфетки. Но знаете, сейчас столько много вкусной еды, которую удобно есть при помощи ножа и вилки, а некоторые морепродукты и вовсе специальными приборами. Очень трудно порой сказать человеку, что он не умеет правильно и красиво есть. Такое замечание часто вызывает обиду. Поэтому лучше, если человек сам овладеет этой несложной наукой.
Как вы думаете, о чем сегодняшний урок? Итак, тема сегодняшнего урока:
“Сервировка стола и правила поведения за столом”.
2. Целевые установки на занятие:
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с правилами этикета, некоторыми приемами сервировки стола, научимся красиво оформлять его при помощи салфеток, и я надеюсь, что полученные на уроки знания помогут вам в жизни.
3. Формирование новых ЗУН.
Сейчас я хочу прочитать вам одну поучительную историю:
...Жила-была девочка Даша. Пошла она одна в лес, заблудилась и очень проголодалась. Вдруг видит: стоит избушка, а из ее открытых окон так вкусно пахнет! Девочка постучала в дверь и спрашивает: «Кто здесь живет? Можно войти?»
- Входи! - ответила старушка, выглянувшая в окно. - Я здесь живу с моими внуками.
Девочка вошла и не успела сделать двух шагов, как упала, поскользнувшись на валявшихся, на полу макаронах. Когда она встала, то увидела мальчиков, сидевших за столом: один дул на горячий суп так сильно, что брызги летели во все стороны, другой устроил настоящую охоту за котлетой и, громко стуча вилкой, старался пронзить ее насквозь. И, наконец, наколол на вилку котлету и стал ее откусывать, измазал при этом нос и щеки и вытер их рукавом.
- Фу, как противно! - Подумала Даша. - Лучше сяду с девочкой, которая пьет компот.
И тут же вскрикнула, потому что девочка стала выплевывать вишневые косточки так далеко, что попала ей прямо в лоб...
- Как вам не стыдно так некрасиво есть! - в слезах крикнула Даша.
Все разом стали что-то отвечать ей, но понять ничего было нельзя, потому что говорили они с набитыми ртами.
- Извините, - вздохнула Даша, - но за столом с вами сидеть очень неприятно. Уж лучше я останусь голодной. И ушла.
Почему она ушла?
Основные правила поведения за столом
1. Когда ешь, не откусывай сразу больших кусков - это некрасиво.
2. Не разговаривай с полным ртом. Если тебе задали вопрос, сначала проглоти пищу, а потом ответь.
3. Во время еды не прихлебывай громко, не стучи ложкой по тарелке. Старайся есть беззвучно.
4. Мясо отрезай небольшими кусочками. Когда съешь один кусок, отрежь следующий. Не нарезай на кусочки всю порцию сразу: от этого твоя тарелка будет выглядеть неряшливо, а еда быстро остынет.
5. Жареную или вареную птицу надо брать с тарелки вилкой, отрезая небольшими кусочками, а когда отрезать уже трудно можно взять пальцами косточку и доесть.
6. Косточки из рыбы тоже можно вынимать вилкой или пальцами. Но пальцы при этом не облизывать, а вытирать салфеткой.
7. Гарнир - овощи, картошку, макароны - набирай на вилку с помощью хлебной корочки или ножа.
8. Не ешь ложкой то, что можно есть вилкой.
9. Не ешь с ножа - это некрасиво, да и можно поранить рот.
10. Рыбу, сырники, котлеты, яичницу, заливное ножом резать не надо – их легко разломить вилкой.
11. Когда пользуешься ножом, держи его в правой руке, а вилку - в левой.
12. Косточки из компота не выплевывай прямо на блюдо. Поднеси ложку ко рту, выплюнь на нее косточки и положи на блюдце.
13. Если тебе нужно что-нибудь достать, не тянись через весь стол, а вежливо попроси передать.
14. Из общего блюда бери крайний кусочек, не выбирая.
15. Окончив еду, ложку не облизывай. Грязные нож и вилку на скатерть не клади.
16. Не сиди боком к столу или положив ногу на ногу - это некрасиво и невежливо
- Что же такое сервировка стола?
Сервировка стола - это подготовка и оформление стола для приёма пищи.
Предварительная сервировка создаёт не только приятную обстановку, но и определённый порядок на столе, обеспечивая присутствующих всеми необходимыми предметами и приборами. Красиво убранный стол, на котором удобно расставлены все необходимые предметы и оформленные блюда, вызывает приятное чувство и повышает аппетит. Сервировать стол надо повседневно, а не только для гостей и в праздничные дни. Это поможет выработать привычку кушать опрятно, правильно пользоваться ножом, вилкой, ложкой, что является необходимым для каждого культурного человека.
Основная цель сервировки – удобство, опрятность и приятный вид стола.
Сервировка стола должна отвечать следующим требованиям (образец): Соответствовать мероприятию
Строго сочетаться с едой и напитками
Быть эстетичной – гармонировать с общим интерьером
Соответствовать тематической направленности (Новый год, День
рождения) Все предметы сервировки расположены в соответствии с принятыми правилами
- Что же необходимо для того, чтобы накрыть стол ?
Последовательность сервировки праздничного стола (образец):
- Накрывают стол скатертью
- Расставляют посуда (тарелки)
- Раскладывают столовые приборы (нож, вилка, ложка)
- Расставляют стеклянную и хрустальную посуду (бокалы, фужеры)
- Складывают и расставляют салфетки.
- Ставят цветы, расставляют наборы для специй (перец, соль).
Стол рекомендуется застелить скатертью.
Все на столе должно размещаться таким образом, чтобы можно было, не задевая других предметов, взять то, что вам нужно. На столе не должно быть лишних предметов. Сервировка праздничного стола на одну персону
Начинаем с основной тарелки, то есть подстановочной. Далее следует закусочная тарелка. Слева, на расстоянии 5-7 см от основной, помещаем пирожковую тарелку (для хлеба, булочек, тостов, гренок и других хлебобулочных изделий, предназначенных каждому участнику застолья).
Теперь приборы с правой стороны: столовый нож (для мяса, птицы, дичи) кладём лезвием к тарелке, чтобы ее край на пару миллиметров прикрывал отточенный край. Далее в 2 мм -столовая ложка. Ручки приборов и тарелки должны находиться на расстоянии 2 см от края стола.
Приборы с левой стороны, начиная от края тарелки: столовая вилка. Сверху - десертный нож, руч
кой вправо. И ложки, и вилки кладут выпуклой стороной вниз.
С каждой стороны должно быть не больше трёх приборов. (В обеденном варианте столовая ложка и столовый нож считаются как единое целое.) Подстановочную тарелку убирают перед подачей второго блюда, которое подаётся на подогретой тарелке. Но при подаче десерта подстановочная тарелка нам вновь понадобится. В зависимости от перемен блюд тарелки меняются, но подстановочная всегда остаётся на своём месте.
На званом обеде столовые приборы раскладываются так, чтобы ими можно было пользоваться, беря один за другим “извне к себе”, а стаканами - справа налево (в соответствии с последовательностью подачи блюд).
4. Практическая работа
Давайте попробуем накрыть стол на одну персону. Как мы расположим тарелки и приборы?
(Учащиеся делятся на 2 команды, каждая команда накрывает стол на одну персону).
Давайте посмотрим, что получилось. Ваши замечания и предложения?
Прокомментируйте.
(Ребята из команд соперников высказывают свою точку зрения о том, как накрыт стол, делают замечания, исправляют ошибки, помогают друг другу).
5. Заключительная часть.
А сейчас для того, чтобы закрепить знания, полученные на уроке, я предлагаю решить кроссворд.
Кроссворд
По горизонтали:
- В настоящее время еда бывает различной формы и расцветки. Для того чтобы подавать ее на стол, есть ряд вещей, которыми обычно пользуются. Все они выполняются из фарфора, стекла, металла и других материалов. (Посуда.)
3. Они, несомненно, украсят любой стол, но принципиально важно, чтобы они не мешали общаться гостям. (Цветы.)
4.Как одним словом можно назвать нож, вилку и ложку? (Прибор.)
5. Накрывая на стол, ее кладут на закусочную тарелку или справа от нее. Бумажные ставят в специальный стакан. (Салфетка.)
По вертикали:
- Она - основа всей композиции стола. Ложки, салфетки, цветы должны с ней гармонировать. Классический материал для нее - лен, хлопчатобумажные ткани. (Скатерть.)
- Подведение итогов, оценки.
Сегодня, ребята, мы с вами узнали как красиво и правильно сервировать стол, рассмотрели один из вариантов оформления стола. Данные знания пригодятся вам в дальнейшем при организации и проведении семейных праздников или встреч с друзьями
Тест к теме «Сервировка стола»
- К столовым приборам относятся:
а) кружка;
б) нож;
в) молочник;
г) вилка;
д) салатник;
е) ложка.
Ответ: б; г; е. - При сервировке стола ложку кладут:
а) в тарелку;
б) перед тарелкой;
в) слева от тарелки;
г) справа от тарелки;
д) в специальную укладку.
Ответ: г. - При сервировке стола к обеду вилку кладут:
а) справа от тарелки зубцами вверх;
б) слева от тарелки зубцами вверх;
в) справа от тарелки зубцами вниз;
г) слева от тарелки зубцами вниз;
д) в специальную укладку.
Ответ: б. - При сервировке стола салфетки кладут:
а) в кольцо;
б) в стакан;
в) на закусочную тарелку;
г) слева от тарелки;
д) справа от тарелки.
Ответ: а; б; в. - Праздничный стол накрывают:
а) белой скатертью;
б) белой скатертью с прозрачной клеенкой;
в) цветной клеенкой;
г) цветной скатертью;
д) цветной скатертью с прозрачной клеенкой.
Ответ: а; г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок СБО в 7 классе "Сервировка стола к обеду"
Правила сервировки стола, история их появления, складывание салфеток....
Сценарий урока "Сервировка стола к обеду"
Урок технологии для 5-7 классов. Полезно для учителя и ученику....
Урок на тему:Сервировка стола к обеду. 6кл
На уроке применены технологии групповой работы, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, технологии контроля учебной деятельности.На уроке были использованы различные приёмы активизации вни...
«Приготовление обеда. Сервировка стола к обеду"
План- конспект урока технологии для 6 класса, ФГОС. Приложение: Презентация. Презентация разделена на 3 части. Для использования соедините части....
Урок по технологии в 6 классе по теме :"Сервировка стола к обеду.Этикет."
Урок рассчитан для учащихся 6 класса по учебнику Синица, Симоненко...
Сервировка стола к обеду и правила поведения за столом
Для проведения уроков технологии...
Сервировка стола к обеду и правила поведения за столом
Цели урока:1. Познакомить с понятием «Сервировка стола», предметами сервировки, историей их появления. Научить правилам сервировки стола, приемам складывания салфеток.2. Развивать эст...