Проектная деятельность по предмету «Технология» как одна из форм формирования культурного поля обучающихся
материал по технологии
Образование должно идти в ногу со временем. В «Концепции модернизации Российского образования» предусматривается обновление содержания образования, одним из пунктов которого является, изменение методов обучения. Одним из актуальных и эффективных методов является метод проектов.
Проектная деятельность учащихся прописана в стандарте образования. А значит, каждый ученик должен получить навыки этой деятельности. Программа технологии, ориентирована на реализацию требований стандарта образования. Таким образом, проектная деятельность учеников становится все более актуальной в современной школе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБОУ «Ашковская основная школа»
Проектная деятельность по предмету «Технология» как одна из форм
формирования культурного поля обучающихся.
( из опыта работы )
Выполнил:
Горбачёв Виктор Анатольевич-
учитель технологии
первой категории
Смоленская область , Гагаринский район,
д.Ашково
2018
Содержание
- Задачи предмета «Технология» ……….………………. 2
- Понятие «Учебный проект» …………………………… 3
- Организация учебно-воспитательного процесса
проектной деятельности ………………………………… 9
- Деятельность ученика при выполнения проекта ……….. 11
- Оценка проекта …………………………………………… 15
- Выводы …………………………………………………….. 16
- Литература ………………………………………………... 17
Задачи образовательной области «Технология» .
Образование должно идти в ногу со временем. В «Концепции модернизации Российского образования» предусматривается обновление содержания образования, одним из пунктов которого является, изменение методов обучения. Одним из актуальных и эффективных методов является метод проектов.
Проектная деятельность учащихся прописана в стандарте образования. А значит, каждый ученик должен получить навыки этой деятельности. Программа технологии, ориентирована на реализацию требований стандарта образования. Таким образом, проектная деятельность учеников становится все более актуальной в современной школе.
В процессе проектного обучения на уроках технологии особое внимание обращаю на формирование компетенций учащихся, т.е. :
- на формирование культуры умственного труда обучающегося, его умения не заучивать информацию, которая может быть бесполезной для него, а учиться работать с информацией, найти ее.
- на формирование технологической, трудовой, эстетической, экологической, предпринимательской, графической и информационной культуры учащихся, которые на выходе преобразуются в компетентность, что возможно только в процессе использования метода проектной деятельности с использованием возможностей компьютерной техники.
Понятие «Учебный проект».
Проектный метод обучения не открытие, а повторение уже имеющегося опыта на более высоком уровне развития человека.
Выполнение проекта – одна из сторон воспитания, которая направлена на осознание обучающими нравственной ценности трудового начала жизни.
Приведу результат анализа анкет учащихся двух сельских школ ( в которых я работаю) по вопросу « Что такое учебный проект ? » .
Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект с точки зрения учителя - это : - обосновывать цель деятельности с учетом выявленных общественных, групповых или индивидуальных потребностей;
- находить, обрабатывать и использовать необходимую информацию, читать и выполнять несложную проектную, конструкторскую и технологическую документацию;
- проектировать предмет труда в соответствии с предполагаемыми функциональными свойствами, общими требованиями дизайна, планировать свою практическую деятельность с учетом реальных условий осуществления технологического процесса;
- самостоятельно овладевать общетрудовыми, политехническими и специальными знаниями и умениями выполнения операций, пользования средствами труда, которые необходимы для осуществления технологического процесса;
- создавать продукты труда (материальные или интеллектуальные объекты или услуги), обладающие эстетическими качествами и потребительской стоимостью;
- выполнять безопасные приемы работ при использовании инструмента и оборудования;
- оценивать возможную экономическую эффективность различных способов оказания услуг, материальных объектов труда, технологий их изготовления;
- давать элементарную экологическую оценку технологии и результату практической деятельности;
- выдвигать и оценивать предпринимательские идеи;
- ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам профессиональной деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
- выполнять работу самостоятельно, а также на основе делового общения и сотрудничества в коллективе;
презентации (самопредъявлению) хода своей деятельности и результатов;
умению готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;
поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля.
Организация учебно-воспитательного процесса проектной деятельности.
Проектная деятельность учащихся включает в себя три этапа:
I этап – поисково-исследовательский. На данном этапе я перед учащимися ставлю задачу реализации полученных знаний и умений на практике по выполнению изделия, по формированю информационной культуры учащихся . Учащиеся вбирают объект труда, конкретизируют тему проекта и выбирают модель изделия, описывают его в соответствии с планом и занимаются поиском и обработкой дополнительной информации по объекту проекта. В частности, для 5-9 классов – это изучение истории возникновения данного изделия, анализ моделей, способов обработки изделий . Источником информации может быть как литература специальная, так и Интернет. С целью сохранности бумажной литературы учащиеся копируют нужную информацию, используя сканер, ксерокс и цифровой фотоаппарат, принтеры. Таким образом, они экономят время и силы. Доступ в Интернет предоставляет громадные возможности выбора источника информации: базовая информация на серверах сети; оперативная информация, пересылаемая по электронной почте; разнообразные базы данных ведущих библиотек, научных и учебных центров, музеев; информация на компакт-дисках, видео- и аудиокассетах, книгах и журналах, распространяемых через Internet–магазины. Перед учащимися встает проблема поиска и отбора необходимой для исследования информации, решение которой во многом зависит от умения осуществлять информационный поиск в сети Internet (поскольку в сети насчитывается более 6 млрд. документов по самым разным проблемам). Если раньше решением этой проблемы занимались учителя информатики, то сейчас учителя-предметники всех категорий должны владеть технологиями информационного поиска в сети Internet и обучать этому учащихся. Помимо поиска и обработки информации учащиеся используют ИКТ для создания банка идей (в графическом редакторе Paint, , в текстовом редакторе WordPad, Word пишется характеристика, резюме, в электронных таблицах Excel проводятся предварительные расчеты себестоимости изделия.)
II этап – технологический. Это самый длительный этап по времени, в ходе которого учащиеся создают свой объект проекта (изделие). Если объект проекта – вещь, созданная своими руками, то использование компьютера на данном этапе проектной деятельности не предусматривается.
III этап – заключительный. На этом этапе учащиеся рассчитывают себестоимость изделия с помощью таблиц Excel, сравнивают с предварительными расчетами и анализируют полученные результаты. Затем проводится защита проекта. В зависимость от темы проекта, класса, уровня подготовки учащихся могут использоваться те или иные способы защиты. Для защиты крупных проектов используются другие технологии, в частности учащиеся используют презентации как один из видов защиты своего проекта
На этом же этапе у учащихся формируется экологическая культура. Любой творческий проект сопровождается экологической оценкой со следующих позиций:
- как влияет производство по добыче сырья для изделия на окружающую среду и человека. Происходит ли загрязнение среды в результате добычи и переработки сырья;
- какое влияние оказывает производство изделия на окружающую среду и человека;
- происходит ли загрязнение окружающей среды при использовании и утилизации изделия. Возможно ли вторичное использование изделия;
- представляет ли какую либо опасность для здоровья человека использование изделия.
Именно, творческая проектная деятельность помогает учащимся более рационально использовать имеющиеся ресурсы, приумножать природные богатства и человеческий потенциал, устанавливает прочные связи между теоретическими знаниями различных учебных дисциплин (биологии, химии, физики, истории).
Экологическая линия уроков технологии и творческих проектов включает не только научные и практические аспекты экологического образования, но и нравственно-эстетические, мировоззренческие, что служит важнейшим элементом экологического воспитания школьников (вопросы прогнозирования изменений окружающей среды в процессе трудовой деятельности человека, необходимости ответственного отношения к природе, создание экологически безопасной техники и организация оптимального, с точки зрения охраны окружающей среды, труда людей и др).
Деятельность ученика при выполнения проекта.
Тему проекта ученик может выбрать сам, без чьей-либо подсказки, или определить ее с помощью родителей, или воспользоваться темой, предложенной учителем. Самостоятельность определения темы заслуживает поощрения, но учителю следует удостовериться, что выбор обоснованный, продуманный, учитывающий возможности и самого школьника, и материально-технической базы мастерской. Разумное участие родителей в проектной деятельности можно только приветствовать, но нужно учитывать, что они могут выбрать тему не столько для ребенка, сколько для себя, с намерением самим выполнить проект. Опыт подсказывает, что выбор темы проекта с помощью учителя наиболее предпочтителен. Но это справедливо при двух условиях: если педагог хорошо знает своих учащихся и в состоянии предложить каждому нечто подходящее, интересное и посильное, и если он сам тщательным образом все продумал и взвесил: наличие оборудования, инструментов и материалов, свои возможности как руководителя, консультанта, сроки работы и т.п.
После выполнения эскиза разрабатывается технологический процесс изготовления изделия, в котором обязательно указывается порядок выполнения работы и применяемые инструменты.
Изготовление объекта проектирования начинается только при наличии конструкторской и технологической документации, а именно эскиза и технологического процесса изготовления изделия.
Не следует стремиться, чтобы учащиеся все работы делали в школе, в учебных мастерских. Часто отведенного времени бывает недостаточно, особенно если разрабатываются усложненные конструкции изделий. Поэтому значительную часть проекта, особенно связанную с его описательной частью, оформлением, можно выполнять дома. Мои ученики некоторые работы, например, по обоснованию конструкции изделия и технологического процесса, экономическому обоснованию, экологической оценке проекта выполняют параллельно с изготовлением изделия.
Выполнение творческого проекта обязательно завершается его защитой перед всем классом. Защита может осуществляться в разной форме, но наиболее зрелищной и интересной обучающимся является защита в виде компьютерных презентаций. Такая защита помогает выработать единство требований и подходов к проектным работам со стороны руководителя, стимулирует формирование у учащихся чувства ответственности, вносит в учебный процесс дух здоровой состязательности, позволяет не только знакомить коллектив с работой всех, делать учащимся определенные выводы по своей работе в сравнении с другими, включая самооценку, но и помогает им развивать способности отстаивать свои творческие идеи, вовлекать в защиту проекта всех детей.
К защите ученик представляет пояснительную записку и изделие.
Пояснительная записка должна быть аккуратно оформлена, написана четким почерком или напечатана с использованием компьютера на одной стороне бумаги формата 210 х297 мм. По содержанию она включает ("Школа и производство", 2001, №1):
1. Титульный лист.
2. Оглавление.
3. Введение.
4. Главы основной части:
Глава 1. Конструкция изделия.
Глава 2. Технология изготовления.
Глава 3. Экономическое обоснование проекта.
Глава 4. Экологическая оценка проекта.
5. Заключение.
6. Библиографический список использованной литературы.
7. Приложения.
Титульный лист является первой страницей пояснительной записки. В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения. В среднем поле дается название проекта без слова "тема" и кавычек. Оно должно быть по возможности кратким и точным – соответствовать основному содержанию проекта. Далее указываются фамилия, имя и класс проектанта (в именительном падеже). Затем фамилия и инициалы руководителя проекта. В нижнем поле указываются место и год выполнения работы (без слова "год").
Вслед за титульным листом помещается оглавление, в котором приводятся все заголовки пояснительной записки и указываются страницы, на которых они находятся. Сокращать их или давать в другой формулировке, последовательности и соподчиненности нельзя.
Во введение к работе обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируется планируемый результат, сообщается, в чем состоит новизна проекта.
Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать умение проектанта сжато, лаконично и аргументировано излагать материал.
В первой главе, описывающей конструкцию изделия, приводится краткий обзор литературы, разрабатывается банк идей и предложений по решению проблемы, рассматриваемой в проекте.
В технологической части проекта необходимо разработать последовательность выполнения объекта. Она может включать в себя перечень этапов, технологическую карту, в которой описывается алгоритм операций с указанием инструментов, материалов и способов обработки.
Далее необходимо рассмотреть экономическую и экологическую оценки проекта.
В экономической части представляется полный расчет затрат на изготовление проектируемого изделия (состав расчета изменяется в зависимости от класса, в котором учатся ребята). Результатом экономического расчета должно быть обоснование экономичности проектируемого изделия и наличия рынка сбыта.
Особое внимание необходимо уделить экологической оценке проекта: обоснованию того, что изготовление и эксплуатация проектируемого изделия не повлекут за собой изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека. Экологическая оценка проекта включает в себя экологическую оценку конструкции и технологии изготовления, оценку возможностей изготовления изделия из материалов - отходов производства, оценку возможности использования отходов, возникающих при выполнении проекта
Пояснительная записка завершается заключением. В нем последовательно излагаются полученные результаты, определяется их соотношение с общей целью и конкретными задачами, сформулированными во введении, дается самооценка учащимся проделанной им работы. В некоторых случаях возникает необходимость указать пути продолжения исследования темы, а также конкретные задачи, которые предстоит при этом решить.
После заключения принято помещать список использованной литературы. Каждый включенный в него источник должен иметь отражение в пояснительной записке.
Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают основную часть работы, помещают в приложениях.
О дате защиты проектов нужно сообщать заранее. Также заранее до учеников должны быть доведены критерии оценки и порядок проведения защиты. Я до учеников эти сведения довожу на первом занятии по выполнению творческого проекта.
Защита работы проводится перед специальной экспертной комиссией, состоящей из 3-4 человек (чаще всего одноклассников, реже - учащихся других классов) или перед комиссией, состоящей из учителей технологии и представителей администрации школы. Для выступления каждому учащемуся дается 5-7 минут. В своем выступлении ученик должен:
рассказать о цели проекта (аргументировать выбор темы, обосновать потребность в изделии);
рассказать о поставленных перед собой задачах: конструктивных, технологических, экологических, эстетических, экономических и маркетинговых;
дать краткую историческую справку по теме проекта (время возникновения изделия, конструкции изделия в прошлом и в настоящее время, применяемые материалы);
рассказать о ходе выполнения проекта (использованная литература, конструкторско-технологическое решение поставленных задач, решение проблем, возникших в ходе практической работы);
рассказать о экономической целесообразности изготовления изделия (исходя из анализа рыночной цены аналогичного изделия, расчетной себестоимости изделия и реальных денежных затрат);
рассказать о решении экологических задач;
сделать выводы по теме проекта (достижение поставленной цели, результаты решения поставленных задач, анализ испытания изделия, возможная модернизация изделия);
После выступления присутствующие могут задавать вопросы, высказывать свое мнение. Вопросу и объяснения должны быть по существу проектной работы. От учащегося защищающего свою работу, должны быть получены все объяснения по содержанию, оформлению и выполнению работы, аргументированные ссылки на источники информации.
Оценка проекта.
Итоговая оценка творческого проекта не только подводит итог труда учащегося, но имеет большое воспитательное значение. При этом я считаю, что и при выполнении работы по проекту на каждом занятии нужно выставлять текущие оценки, которые подтягивают, дисциплинируют ребят, и учитывать их при подведении итогов работы. Для этого целесообразно, чтобы учитель выставлял эти оценки в зачетный лист - сколько недель ребята делают проект (8-10), столько и оценок, а к защите проекта выводил среднеарифметическую оценку текущей работы каждого ученика.
Общая оценка является среднеарифметической четырех оценок: за текущую работу, за изделие, за пояснительную записку и за защиту работы.
При оценке текущей работы учитывается правильность выполнения приемов и способов работы, рациональность выполнения труда и рабочего места, экономное расходование материалов, электроэнергии, соблюдение правил техники безопасности, добросовестность выполнения работы, осуществление самоконтроля.
При оценке изделия учитывается практическая направленность проекта, качество, оригинальность и законченность изделия, эстетическое оформление изделия, выполнение задания с элементами новизны, экономическая эффективность проекта, возможность его более широкого использования, уровень творчества и степень самостоятельности учащихся.
При оценке пояснительной записки следует обращать внимание на полноту раскрытия темы задания, оформление, рубрицирование, четкость, аккуратность, правильность и качество выполнения графических заданий: схем, чертежей.
При оценке защиты творческого проекта учитывается аргументированность выбора темы, качество доклада (композиция, полнота представления работы, аргументированность выводов), качество ответов на вопросы (полнота, аргументированность, убедительность и убежденность), деловые и волевые качества выступающего (ответственное отношение, стремление к достижению высоких результатов, способность работать с перегрузкой).
Выводы. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям. Литература. 1 . Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Академия, 2003 2. Запрудский Н.И. Современные школьные технологии. Пособие для учителей - Минск, 2003. 3. Полат Е.С. Метод проектов. – М., 2001 4. Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках трудового обучения и во внеурочной деятельности // Школьные технологии .2002 №2. 5. Рындак, В.Г. Москвина А.В. Личность, творчество, развитие. – М., 2001 6. « Школа и производство» , 2001 , №1
|