Рабочая программа по технологии для 5 класса
рабочая программа по технологии (5 класс)
Рабочая программа по технологии для 5 класса разработана с учетом требований ФГОС и рассчитана на 2 часа в неделю (68 часов за год)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_tehnologii_5_klass.docx | 76.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по технологии
5 класс
2017-2018 учебный год
Лахманова Е.Г.
учитель технологии
Введение
Рабочая программа по предмету «Технология» для учащихся 5-8 классов составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО второго поколения на основе программы авторов Н.В.Синица, П.С.Самородский Технология.5-8 классы :-М.:«Вентана-Граф», 2015г.
Программа по учебному предмету «Технология» разработана на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения.
Программа включает общую характеристику учебного предмета, личностные, метапредметные и предметные результаты его освоения, содержание курса, примерное тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности, описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса, планируемые результаты изучения учебного предмета.
Программа по технологии является основой для составления рабочих программ. При этом учитель может по-своему структурировать учебный материал, дополнять его новыми сюжетными линиями, перераспределять часы для изучения отдельных разделов и тем в соответствии с имеющимися социально-экономическими условиями, национальными традициями, учебно-материальной базой образовательного учреждения, с учётом интересов, потребностей и индивидуальных способностей обучающихся.
Функции программы по учебному предмету «Технология»:
- нормирование учебного процесса, обеспечивающее в рамках необходимого объёма изучаемого материала чёткую дифференциацию по разделам и темам учебного предмета (с распределением времени по каждому разделу);
- плановое построение содержания учебного процесса, включающее планирование последовательности изучения технологии в основной школе и учитывающее возрастание сложности изучаемого материала в течение учебного года, исходя из возрастных особенностей обучающихся;
- общеметодическое руководство учебным процессом, включающее описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Программа учебного предмета «Технология» составлена
с учётом полученных детьми при обучении в начальной школе, технологических знаний и опыта трудовой деятельности
Пояснительная записка
Цели изучения учебного предмета «Технология»
Основными целями изучения учебного предмета «Технология» в системе основного общего образования являются:
- формирование представлений о составляющих техносферы, современном производстве и распространённых в нём технологиях;
- освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности;
- формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающих поколений на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
- овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми (безопасными) приёмами ручного и механизированного труда с использованием распространённых нструментов,
механизмов и машин, способами управления отдельными видами бытовой техники; - овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства;
- развитие у обучающихся познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
- формирование у обучающихся опыта самостоятельной проектно-исследовательской деятельности;
- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; воспитание гражданских и патриотических качеств личности;
- профессиональное самоопределение школьников в условиях рынка труда, формирование гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентации.
Общая характеристика учебного предмета «Технология»
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.
Данная программа является комбинированной, в ней сочетаются два основных направления технологии: «Индустриальные технологии» и «Технологии ведения дома», в рамках которых изучается учебный предмет. На основе данной программы в образовательной организации допускается построение программы, в которой иначе сочетаются разделы и темы, с сохранением объёма времени, отводимого на их изучение.
Содержание программы предусматривает освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
- Культура, эргономика и эстетика труда;
- Получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;
- Основы черчения, графики и дизайна;
- Элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;
- Знакомство с миром профессий;
- Влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
- Творческая, проектно-исследовательская деятельность;
- Технологическая культура производства;
- История, перспективы и социальные последствия развития техники и технологии;
- Распространенные технологии современного производства;
В результате изучения технологии обучающиеся ознакомятся:
- С ролью технологий в развитии человечества, механизацией труда, технологической культурой производства;
- Функциональными и стоимостными характеристиками предметов труда и технологий, себестоимостью продукции, экономией сырья, энергии, труда;
- Элементами домашней экономики, рекламой, ценой;
- Экологическими требованиями к технологиям;
- Производительностью труда, реализацией продукции;
- Предметами потребления, материальным изделием или нематериальной услугой, дизайном, проектом, конструкцией;
- Методами обеспечения безопасности труда, культурой труда;
- Информационными технологиями в производстве и сфере услуг, перспективными технологиями;
Овладеют:
- Основными методами и средствами преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов социальной и природной сферы, навыками созидательной, преобразующей, творческой деятельности;
- Умением распознавать и оценивать свойства конструкционных, текстильных и отделочных материалов;
- Умением выбирать инструменты, приспособления и оборудование для выполнении работ, находить необходимую информацию в различных источниках;
- Навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте, с учетом имеющихся ресурсов и условий, соблюдения культуры труда;
- Навыками организации рабочего места с соблюдением требований безопасности труда и правил пользования инструментами, приспособлениями, оборудованием;
- Навыками выполнения технологических операций с использованием ручных инструментов, приспособлений, оборудования;
- Умением разрабатывать учебный творческий проект, изготовлять изделия или получать продукты, с использованием освоенных технологий;
Исходя из необходимости учёта потребностей личности обучающегося, его семьи и общества, достижений педагогической науки, учитель может подготовить дополнительный авторский учебный материал, который должен отбираться с учётом следующих положений:
- распространённость изучаемых технологий и орудий труда в сфере производства, домашнего хозяйства и отражение в них современных научно-технических достижений;
- возможность освоения содержания на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющие практическую направленность;
- выбор объектов созидательной и преобразующей деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;
- возможность реализации общетрудовой и практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов;
- возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития обучающихся.
Все разделы программы содержат основные теоретические сведения, лабораторно-практические и практические работы. При этом предполагается, что перед выполнением практических работ обучающиеся должны освоить необходимый минимум теоретического материала. Основная форма обучения — учебно-практическая деятельность. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, практические работы.
Программой предусмотрено построение годового учебного плана занятий с введением творческой, проектной деятельности с начала учебного года. При организации творческой, проектной деятельности обучающихся необходимо акцентировать их внимание на потребительском назначении продукта труда или того изделия, которое они выбирают в качестве объекта проектирования и изготовления (его потребительной стоимости). Учитель должен помочь школьникам выбрать такой объект для творческого проектирования (в соответствии с имеющимися возможностями), который обеспечивал бы охват максимума рекомендуемых в программе технологических операций. При этом надо, чтобы объект был посильным для школьников соответствующего возраста.
Для более глубокого освоения предмета «Технология» следует организовать для обучающихся летнюю технологическую практику за счёт времени из компонента образовательного учре-ждения. В период практики обучающиеся под руководством учителя могут выполнять посильный ремонт учебных приборов и наглядных пособий, классного оборудования, школьных помещений, санитарно-технических коммуникаций и др.
Обучение технологии предполагает широкое использование межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчётных операций и графических построений; с химией при изучении свойств конструкционных и текстильных материалов, пищевых продуктов; с физикой при изучении механических характеристик материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов приборов, видов современных технологий; с историей и искусством при изучении технологий художественно-прикладной обработки материалов. При этом возможно проведение интегрированных занятий в рамках отдельных разделов.
Место предмета «Технология» в базисном учебном плане
Учебный предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет обучающимся возможность войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, называемой техносферой и являющейся главной составляющей окружающей человека действительности.
Базисный учебный план образовательной организации на этапе основного общего образования должен включать 204 учебных часа для обязательного изучения образовательной области «Технология». В том числе: в 5 и 6 классах — по 68 ч, из расчёта 2 ч в неделю; в 7 и 8 классах — по 34 ч, из расчёта 1 ч в неделю.
С учётом общих требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения изучение предметной области «Технология» должно обеспечить:
- развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;
- активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий;
- совершенствование умений осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность;
- формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса;
- формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрироватьэкологическое мышление в разных формах деятельности.
Ценностные ориентиры содержания предмета «Технология»
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В результате обучения школьники овладеют:
- трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными
и эстетическими показателями; - умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
- навыками применения распространённых ручных инструментов и приспособлений, бытовых электрических приборов; планирования бюджета домашнего хозяйства; культу
ры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.
В результате изучения технологии обучающиеся, независимо от изучаемого раздела, получат возможность ознакомиться:
- с основными технологическими понятиями и характеристиками;
- технологическими свойствами и назначением материалов;
- назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
- видами и назначением бытовой техники, применяемой для повышения производительности домашнего труда;
- видами, приёмами и последовательностью выполнения технологических операций, влиянием различных технологий обработки материалов и получения продукции на окру-
жающую среду и здоровье человека;
- профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;
- со значением здорового питания для сохранения своего здоровья;
выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы:
- рационально организовывать рабочее место;
- находить необходимую информацию в различных источниках;
- применять конструкторскую и технологическую документацию;
- составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия, выполнения работ или получения продукта;
- выбирать сырьё, материалы, пищевые продукты, инструменты и оборудование для выполнения работ;
- конструировать, моделировать, изготавливать изделия;
- выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов;
- соблюдать безопасные приёмы труда и правила пользования ручными инструментами, приспособлениями, машина ми, электрооборудованием;
- осуществлять визуально, а также доступными измерительными средствами и приборами контроль качества изготавливаемого изделия или продукта;
- находить и устранять допущенные дефекты;
- проводить разработку творческого проекта по изготовлению изделия или получению продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;
- планировать работы с учётом имеющихся ресурсов и условий;
• распределять работу при коллективной деятельности;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни в целях:
- понимания ценности материальной культуры для жизни и развития человека; формирования эстетической среды;
- развития творческих способностей и достижения высоких результатов преобразующей творческой деятельности;
- получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации;
организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;
- создания и ремонта изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
- изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера;
- контроля качества выполняемых работ с применением измерительных инструментов и приспособлений;
- выполнения безопасных приёмов труда и правил электробезопасности, санитарии, гигиены;
- оценки затрат, необходимых для создания объекта труда или оказания услуги;
- построения планов профессионального самоопределения и трудоустройства.
Результаты освоения учебного предмета «Технология»
При изучении технологии в основной школе обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты освоения обучающимися предмета «Технология» в основной школе:
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;
- самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
- воспитание трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
- осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов,
а также на основе формирования уважительного отношения к труду; становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры, осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации; - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
- проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
- самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий, к рациональному ведению домашнего хозяйства;
- формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и озяйственным
ресурсам;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование индиви
дуально-личностных позиций обучающихся.
Метапредметные результаты освоения обучающимися предмета «Технология» в основной школе:
- самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;
- алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
- определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
- комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
- выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;
- виртуальное и натурное моделирование технических объектов, продуктов и технологических процессов; проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
- осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей
деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности; - формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
- организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение об щих задач коллектива;
- оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
- соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
- оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
• формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения обучающимися предмета «Технология» в основной школе:
в познавательной сфере:
• осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также соответствующих технологий промышленного производства; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
- практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;
- уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
- развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
- овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, методами чтения технической,
технологической и инструктивной информации;
- формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;
- овладение алгоритмами и методами решения организационных и технико-ехнологических задач; овладение элементами научной организации труда, формами деятельности,
соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
в трудовой сфере:
• планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
• овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательно
сти операций и составление операционной карты работ;
• выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
• выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
- контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
- документирование результатов труда и проектной деятельности; расчёт себестоимости продукта труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учётом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг;
в мотивационной сфере:
- оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;
- согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
- формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда; направленное продвижение к выбору профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или будущей профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования;
- выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг; оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
- стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
в эстетической сфере:
- овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;
- рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда;
- умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;
- рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;
- участие в оформлении класса и школы, озеленении пришкольного участка, стремление внести красоту в домашний быт;
в коммуникативной сфере:
- практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
- установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации;
интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями; - сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;
- адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью; построение монологических контекстных высказываний; публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
в физиолога -психологической сфере:
- развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; достижение необходимой точ
ности движений при выполнении различных технологических операций; - соблюдение необходимой величины усилий, прикладываемых к инструментам, с учётом технологических требований, при многократном повторении движений в процессе выполнения работ;
- сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.
Раздел «Создание изделий из текстильных материалов»
Выпускник научится:
Ш изготавливать с помощью ручных инструментов и швейной машины простые по конструкции модели швейных изделий, пользуясь технологической документацией;
- выполнять влажно-тепловую обработку швейных изделий.
Выпускник получит возможность научиться: - выполнять несложные приёмы моделирования швейных изделий;
- определять и исправлять дефекты швейных изделий;
- выполнять художественную отделку швейных изделий;
- изготавливать изделия декоративно-прикладного искусства, региональных народных промыслов.
Раздел «Кулинария»
Выпускник научится:
• самостоятельно готовить для своей семьи простые кулинарные блюда из сырых и варёных овощей и фруктов, молока и молочных продуктов, яиц, рыбы, мяса, птицы, различных видов теста, круп и макаронных изделий, отвечающие требованиям рационального питания, соблюдая правильную технологическую последовательность приготовления, санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы. Выпускник получит возможность научиться:
- составлять рацион питания на основе физиологических потребностей организма;
- выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах, минеральных веществах; организовывать своё рациональное
питание в домашних условиях; применять различные способы обработки пищевых продуктов в целях сохранения в них питательных веществ; - экономить электрическую энергию при обработке пищевых продуктов; оформлять приготовленные блюда, сервировать стол; соблюдать правила этикета за столом;
- определять виды экологического загрязнения пищевых продуктов; оценивать влияние техногенной сферы на окружающую среду и здоровье человека;
- выполнять мероприятия по предотвращению негативного влияния техногенной сферы на окружающую среду и здоровье человека.
Раздел «Технологии исследовательской, опытнической и проектной деятельности»
Выпускник научится:
- планировать и выполнять учебные технико-технологические проекты: выявлять и формулировать проблему; обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итого-
вого продукта или желаемого результата; планировать последовательность (этапы) выполнения работ; составлять маршрутную и технологическую карту изготовления изде-
лия; выбирать средства реализации замысла; контролировать ход и результаты выполнения проекта; - представлять результаты выполненного проекта: готовить пояснительную записку; пользоваться основными видами проектной документации; представлять спроектированное и изготовленное изделие к защите, защищать проект с демонстрацией спроектированного и изготовленного изделия.
Выпускник получит возможность научиться:
организовывать и выполнять учебную проектную деятельность на основе установленных норм и стандартов, поиска новых технико-технологических решений; планировать и организовывать технологический процесс с учётом имеющихся ресурсов и условий;
• осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта, давать примерную оценку стоимости произведённого продукта как товара на рынке; разрабатывать вариант рекламы для продукта труда.
Раздел «Современное производство и профессиональное самоопределение»
Выпускник научится:
В планировать варианты личной профессиональной карьеры и путей получения профессионального образования на основе соотнесения своих интересов и возможностей с содержанием и условиями труда по массовым профессиям и их востребованностью на региональном рынке труда. Выпускник получит возможность научиться:
- планировать профессиональную карьеру; рационально выбирать пути продолжения образования или трудоустройства;
- ориентироваться в информации по трудоустройству и продолжению образования;
- оценивать свои возможности и возможности своей семьи для предпринимательской деятельности.
Основное содержание курса
Основным видом деятельности обучающихся, изучающих предмет «Технология», является проектная деятельность. В течение учебного года школьник выполняет четыре небольших проекта, соответствующих четырём разделам программы: «Технологии домашнего хозяйства», «Создание изделий из текстильных материалов» и «Кулинария». Содержание раздела «Электротехника» изучается совместно с разделом «Технологии домашнего хозяйства» (кроме 8 (8-9) класса).
На вводном занятии обучающиеся знакомятся с содержанием проектной деятельности, примерами индивидуальных и коллективных творческих проектов, выбирают тему проекта.
В процессе изучения каждого раздела школьники знакомятся с основными теоретическими сведениями, учатся выполнять необходимый минимум технологических операций, которые в дальнейшем позволят выполнить проекты.
Новизной данной программы является применение в обучении школьников информационных и коммуникационных технологий, позволяющих расширить кругозор за счёт обращения к различным источникам информации, в том числе в сети Интернет; применение в выполнении творческих проектов текстовых и графических редакторов, компьютерных программ, позволяющих проектировать интерьеры, создавать электронные презентации.
В содержание программы входят вопросы экологического и эстетического воспитания школьников, знакомства их с различными профессиями.
Содержание программы направлено на формирование гражданской позиции обучающихся, осознание российской идентичности.
К концу учебного года каждый школьник выполнит комплексный творческий проект, состоящий из четырёх мини-проектов, предусмотренных в каждом разделе. На заключительном занятии он представит проект в виде портфолио и электронной презентации.
При составлении тематического планирования для 5 класса были внесены следующие изменения: Раздел «Технологии обработки конструкционных материалов» (20 часов) заменен на раздел «Растениеводство» (20 часов)т.к в школе отсутствует оборудование и отсутствуют материально-технические условия.
Тематическое планирование 5 класс
№
Разделы и темы программы
Кол-во час
1.
Технологии домашнего хозяйства
1
2.
Создание изделий из текстильных материалов
20
3.
Кулинария.
10
4.
Технологии творческой и опытнической деятельности
16
5.
Растениеводство
20
6.
Электротехника
1
ВСЕГО :
68
Содержание программы
Раздел «Технологии домашнего хозяйства»
Тема 1. Интерьер и планировка кухни
Теоретические сведения. Понятие об интерьере. Требования к интерьеру: эргономические, санитарно-гигиенические, эстетические.
Создание интерьера кухни с учётом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований. Планировка кухни. Разделение кухни на зону приготовления пищи (рабочая зона) и зону приёма пищи (зона столовой). Варианты планировки кухни: линейная, параллельная, угловая, П-образная. Оборудование кухни и его рациональное размещение в интерьере. Цветовое решение кухни. Использование современных материалов в отделке кухни. Проектирование кухни на компьютере.
Лабораторно -практические и практические работы.
Разработка плана размещения оборудования на кухне. Проектирование кухни на компьютере.
Раздел «Электротехника»
Тема 1. Бытовые электроприборы
Теоретические сведения. Общие сведения о видах, принципе действия и правилах эксплуатации бытовых электроприборов на кухне: бытового холодильника, микроволновой печи (ГВЧ).
Лабораторно-практические и практические работы.
Изучение потребности в бытовых электроприборах на кухне. Изучение принципа действия и правил эксплуатации бытового холодильника и микроволновой печи.
Раздел «Создание изделий из текстильных материалов»
Тема 1. Свойства текстильных материалов
Теоретические сведения. Классификация текстильных волокон. Способы получения и свойства натуральных волокон растительного происхождения. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного, ткацкого и отделочного современного производства и в домашних условиях. Основная и уточная нити в ткани. Ткацкие переплетения: полотняное, саржевое, сатиновое и атласное. Лицевая и изнаночная стороны ткани.
Общие свойства текстильных материалов: физические, эргономические, эстетические, технологические. Виды и свойства Текстильных материалов из волокон растительного происхождения: хлопчатобумажных и льняных тканей, ниток, тесьмы, лент. Профессии оператор прядильного производства, ткач.
Лабораторно-практические и практические работы.
Определение направления долевой нити в ткани. Определение лицевой и изнаночной сторон в ткани. Изучение свойств тканей из хлопка и льна.
Тема 2. Конструирование швейных изделий
Теоретические сведения. Понятие о чертеже и выкройке швейного изделия. Инструменты и приспособления для изготовления выкройки. Определение размеров швейного изделия. Расположение конструктивных линий фигуры. Снятие мерок. Особенности построения выкроек фартука, прямой юбки с кулиской на резинке. Подготовка выкройки к раскрою. Копирование готовой выкройки. Правила безопасной работы ножницами.
Лабораторно-практические и практические работы.
Изготовление выкроек для образцов ручных и машинных работ.
Снятие мерок и изготовление выкройки проектного изделия. Подготовка выкройки проектного изделия к раскрою.
Тема 3. Швейная машина
Теоретические сведения. Современная бытовая швейная машина с электрическим приводом. Основные узлы швейной машины. Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Подготовка швейной машины к работе: намотка нижней нитки на шпульку, заправка верхней и нижней ниток, выведение нижней нитки наверх. Приёмы работы на швейной машине: начало работы, поворот строчки под углом, закрепление машинной строчки в начале и конце работы, окончание работы. Неполадки, связанные с неправильной заправкой ниток. Назначение и правила использования регулирующих механизмов: переключателя вида строчек, регулятора длины стежка, клавиши шитья назад. Правила безопасной работы на швейной машине.
Лабораторно -практические и практические работы.
Упражнение в шитье на швейной машине, не заправленной нитками. Заправка швейной машины нитками. Упражнение в шитье на швейной машине, заправленной нитками. Исследование работы регулирующих механизмов швейной машины. Выполнение прямой и зигзагообразной строчек с изменением длины стежка. Упражнение в выполнении закрепок.
Тема 4. Технология изготовления швейных изделий
Теоретические сведения. Организация рабочего места для раскройных работ. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкроек на ткани с учётом направления долевой нити. Особенности раскладки выкроек в зависимости от ширины ткани и направления рисунка. Инструменты и приспособления для раскроя. Обмеловка выкройки с учётом припусков на швы. Выкраивание деталей швейного изделия. Критерии качества кроя. Правила безопасной работы портновскими булавками, швейными иглами и ножницами.
Инструменты и приспособления для ручных работ. Понятие стежке, строчке, шве. Требования к выполнению ручных работ. Правила выполнения прямого стежка. Способы переноса линий выкройки на детали кроя: портновскими булавками и мелом, прямыми стежками. Основные операции при ручных работах: предохранение срезов от осыпания — ручное обмётывание; временное соединение деталей — смётывание; временное закрепление подогнутого — замётывание (с открытым и закрытым срезами). Требования к выполнению машинных работ. Основные операции при машинной обработке изделия: предохранение срезов от осыпания — машинное обмётывание зигзагообразной строчкой и оверлоком; постоянное соединение деталей — стачивание; постоянное закрепление подогнутого края — застрачивание (с открытым и закрытым срезами). Оборудование для влажно-тепловой обработки (ВТО) ткани. Правила выполнения ВТО. Основные операции ВТО: приутюживание, разутюживание, заутюживание. Правила безопасной работы утюгом. Классификация машинных швов: соединительные (стачной шов вразутюжку и стачной шов взаутюжку) и краевые (шов вподгибку с открытым срезом и шов вподгибку с открытым обмётан-ным срезом, шов вподгибку с закрытым срезом). Последовательность изготовления швейных изделий. Технология пошива фартука, юбки, шорт. Обработка кулиски для мягкого пояса (в фартуке), резинки (в юбке). Профессии закройщик, портной.
Лабораторно-практические и практические работы.
Раскладка выкроек на ткани. Раскрой швейного изделия. Изготовление образцов ручных и машинных работ. Проведение влажно-тепловых работ. Обработка проектного изделия по индивидуальному плану.
Тема 5. Художественные ремёсла
Теоретические сведения. Отделка швейных изделий вышивкой. Материалы и оборудование для вышивки крестом. Подготовка ткани и ниток к вышивке. Технология вышивания швом крест горизонтальными и вертикальными рядами, по диагонали. Использование компьютера в вышивке крестом.
Лабораторно -практические и практические работы.
Создание схемы вышивки крестом. Выполнение образцов вышивки.
Раздел Кулинария
Тема 1. Санитария и гигиена на кухне
Теоретические сведения. Понятия «санитария» и «гигиена». Правила санитарии и гигиены перед началом работы, при Приготовлении пищи. Правила безопасной работы при пользовании электрическими плитами и электроприборами, газовыми плитами, при работе с ножом, кипящими жидкостями и приспособлениями. Профессия повар.
,Тема2. Здоровое питание
Теоретические сведения. Питание как физиологическая потребность. Состав пищевых продуктов. Значение белков, жиров, углеводов для жизнедеятельности человека. Роль витаминов, минеральных веществ и воды в обмене веществ, их содержание в пищевых продуктах.
Тема 3. Бутерброды и горячие напитки
Теоретические сведения. Продукты, применяемые для приготовления бутербродов. Значение хлеба в питании человека. Виды бутербродов. Технология приготовления бутербродов. Требования к качеству готовых бутербродов. Условия и сроки их хранения. Подача бутербродов.
Виды горячих напитков (чай, кофе, какао). Сорта чая, их вкусовые достоинства, полезные свойства. Технология заваривания, подача чая. Виды кофе. Технология приготовления, подача кофе. Приборы для приготовления кофе.
Практические работы. Приготовление и оформление бутербродов. Приготовление горячих напитков (чай, кофе, какао). Дегустация блюд. Оценка качества. Соблюдение правил безопасного труда при работе ножом и с горячей жидкостью.
Тема 4. Блюда из овощей и фруктов
Теоретические сведения. Пищевая (питательная) ценность овощей и фруктов. Содержание в них витаминов, минеральных солей, клетчатки, воды. Кулинарная классификация овощей. Питательная ценность фруктов.
Общие правила механической кулинарной обработки овощей. Правила измельчения овощей, наиболее распространённые виды нарезки овощей. Инструменты и приспособления для нарезки.
Технология приготовления салата из сырых овощей (фруктов).
Значение и виды тепловой обработки продуктов (варка, припускание, бланширование, жарение, пассерование, тушение, запекание). Преимущества и недостатки различных способов тепловой обработки овощей. Технология приготовления салатов из варёных овощей. Условия варки овощей для салатов, способствующие сохранению питательных веществ и витаминов.
Лабораторно -практические и практические работы. Приготовление и оформление блюд из сырых и варёных овощей и фруктов. Дегустация блюд. Оценка качества.
Тема 5. Блюда из яиц
Теоретические сведения. Значение яиц в питании человека. Использование яиц в кулинарии. Меры предосторожности при работе с яйцами. Способы определения свежести яиц. Технология приготовления блюд из яиц. Способы варки куриных яиц: всмятку, «в мешочек», вкрутую. Приспособления для взбивания. Подача варёных яиц. Технология приготовления омлета. Подача готовых блюд. Лабораторно-практические и практические работы. Определение свежести яиц. Приготовление блюд из яиц. Дегустация блюд. Оценка качества.
Тема 6. Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку
Теоретические сведения. Меню завтрака. Понятие о сервировке стола. Особенности сервировки стола к завтраку. Набор столового белья, приборов и посуды для завтрака. Способы складывания салфеток. Салфеточный этикет.
Лабораторно-практические и практические работы.
Разработка меню завтрака. Сервировка стола к завтраку. Складывание салфеток.
Раздел «Растениеводство»
Основы аграрной технологии (осенние работы)
Теоретические сведения. Основные задачи сельскохозяйственного производства. Отрасли сельского хозяйства: растениеводство и животноводство. Понятие «аграрные технологии». Понятие «сельскохозяйственные культуры». Многообразие сельскохозяйственных растений и продолжительность их жизни. Овощные культуры (лук репчатый, морковь и свекла столовая): сорта, семена, способ посадки, уборка урожая. Способы учета урожая. Понятие «система обработки почвы». Обработка почвы под овощные растения: основная, предпосевная и послепосевная (междурядная).
Практические работы. Экскурсия на пришкольный участок. Изучение сельскохозяйственных растений в осенний период. Уборка и учет урожая лука репчатого. Подготовка участка к осенней основной обработке почвы под огурцы и томаты.
Варианты объектов труда. Сельскохозяйственные растения. Урожай лука репчатого. Пришкольный участок.
Основы аграрной технологии (весенние работы)
Теоретические сведения. Способы выращивания овощных культур. Виды удобрений, их применение. Понятие «подкормка», сочетание подкормки с междурядной обработкой почвы. Правила безопасной работы с удобрениями. Понятия «однолетние зеленные культуры», «предшествующие культуры», «чистый пар». Сроки и способы посева семян зеленных культур. Агротехнические, химические и биологические меры защиты сельскохозяйственных растений от вредителей и болезней. Правила безопасной работы при опрыскивании растений.
Разработка учебных проектов по выращиванию сельскохозяйственных, цветочно-декоративных культур.
Профессии, связанные с технологиями выращивания культурных растений.
Практические работы. Посадка рассады белокочанной капусты в открытый грунт. Прополка и прореживание всходов овощных растений. Подкормка ранней белокочанной и цветной капусты. Опрыскивание культурных растений для защиты их от вредителей и болезней.
Варианты объектов труда. Рассада белокочанной и цветной капусты. Всходы овощных растений.
Раздел «Технологии творческой и опытнической деятельности»
Тема 1. Исследовательская и созидательная деятельность
Теоретические сведения. Понятие о творческой проектной деятельности, индивидуальных и коллективных творческих проектах. Цель и задачи проектной деятельности в 5 классе. Составные части годового творческого проекта пятиклассников. Этапы выполнения проекта. Поисковый (подготовительный) этап: выбор темы проекта, обоснование необходимости изготовления изделия, формулирование требований к проектируемому изделию. Разработка нескольких вариантов изделия и выбор наилучшего. Технологический (основной) этап: разработка конструкции и технологии изготовления изделия, подбор материалов и инструментов, организация рабочего места, изготовление изделия с соблюдением правил безопасной работы, подсчёт затрат на изготовление. Аналитический (заключительный) этап: окончательный контроль готового изделия. Испытание изделия. Анализ того, что получилось, а что нет. Защита проекта. Практические работы.
Творческий проект по разделу «Технологии домашнего хозяйства».
Творческий проект по разделу «Растениеводство».
Творческий проект по разделу «Создание изделий из текстильных материалов».
Творческий проект по разделу «Кулинария». Составление портфолио и разработка электронной презентации,
Презентация и защита творческого проекта. Варианты творческих проектов: «Планирование кухни», «Моя комната», «Интерьер гостиной», «Подставка под горячее», «Кухонная доска», «Набор столовых салфеток», «Фартук для. кулинарных работ», «Наряд для завтрака на траве», «Приготовление завтрака для всей семьи», «Клумба на пришкольном участке» и др.
Календарно-тематическое планирование 5 класс
№
ТЕМА УРОКА
ТИП УРОКА
КОЛ/
ЧАС
Планируемые результаты обучения
(в соответствии с ФГОС)
ДОМ. ЗАДАНИЕ
ДАТА/
КОРРЕКТИР
Предметные
УУД
Личностные
1-2
Вводный урок. Т/б на уроке. Растениеводство. Основы аграрной технологии (осенние работы). Основы аграрной технологии
Лекция Новый материал (объяснение)
2
Знать:
- правила поведения на рабочем месте;
- правила ТБ;
- суть понятия «технология»;
-цели технологии;
- знать о сельском хозяйстве и его отраслях
Иметь представление о санитарно-гиенических требованиях,рациональном размещении инструментов;
П: работа с информацией, выполнение логических операций: сравнения, анализа, обобщения, структурирование знания.
Р: Управление своей деятельностью, планирование, контроль и коррекция, оценка.
К: уметь задавать вопросы, отвечать на вопросы, рассуждать, описывать явления
Развитие познавательных интересов, учебных мотивов при изучении предмета «Технология»
3-4
Многообразие сельскохозяйственных растений. Лук репчатый, морковь и свекла столовая
Изучение нового материала.
Урок-беседа
2
Иметь представление: -- о культурных растениях сельского хозяйства, их полезности и ценности
- об уборке урожая в сельском хозяйстве
П: работа с информацией, выполнение логических операций: сравнения, анализа, обобщения, структурирование знания.
Р: Управление своей деятельностью, планирование, контроль и коррекция, оценка.
К: уметь задавать вопросы, отвечать на вопросы, рассуждать, описывать явления
Развитие познавательных интересов, учебных мотивов
5-6
Состав и свойства почвы. Типы почв.
Изучение нового материала.
Урок-беседа
2
Иметь представление:
- о почве - среде для возделывания растений;
- об органической и минеральной почве;
Знать:
- основные типы почвы
П: работа с информацией, выполнение логических операций: сравнения, анализа, обобщения, структурирование знания.
Р: Управление своей деятельностью, планирование, контроль и коррекция, оценка.
К: уметь задавать вопросы, отвечать на вопросы, рассуждать, описывать явления
Развитие познавательных интересов, учебных мотивов
7-8
Обработка почвы под овощные растения. Что такое творческий проект. Этапы выполнения проекта. Запуск проекта по теме «Интерьер и планировка кухни».
Комбинированный
2
Знать:
- о способах обработки почвы.
- основные компоненты проекта
Уметь соблюдать последовательность выполнения проекта
П: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных проектов, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его свойствах и связях.
Р: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
К: выбирать посильную и необходимую работу; обосновывать идею изделия; аргументировано защищать свой выбор
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности
9-10
Технологии домашнего хозяйства. Интерьер и планировка кухни. Бытовые электроприборы. Изучение нового материала.
Урок-беседа
2
Иметь представление:
– о требованиях, предъявляемых к интерьеру кухни и столовой;
–об оборудовании и его влиянии на человека
Уметь:
- выполнять планировку кухни-столовой;
- выполнять эскизы интерьера кухни-столовой
П: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы
Р: различать способ и результат действия; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, адекватно воспринимать оценку учителя.
К: Понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии
Осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду
11-12
Защита проекта «Интерьер и планировка кухни»
Работа над проектом
Защита проекта
2
Уметь:
-осуществлять коллективный анализ возможностей изготовления проекта;
-выполнять намеченные работы;
подготавливать пояснительную записку;
-пользоваться необходимой литературой;
-оценивать и защищать выполненную работу
П: Практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя.
Р: Развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, рациональное использование информации для проектирования и создания объектов труда.
К: Овладение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности
13-14
Защита проекта «Интерьер и планировка кухни»
Работа над проектом
Защита проекта
2
Уметь:
-осуществлять коллективный анализ возможностей изготовления проекта;
-выполнять намеченные работы;
подготавливать пояснительную записку;
-пользоваться необходимой литературой;
-оценивать и защищать выполненную работу
П: Практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя.
Р: Развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, рациональное использование информации для проектирования и создания объектов труда.
К: Овладение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности
15-16
Кулинария. Запуск проекта «Воскресный завтрак для всей семьи». Санитария и гигиена на кухне. Здоровое питание
Работа над проектом
2
Знать основные компоненты проекта
Уметь соблюдать последовательность выполнения проекта
П: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных проектов, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его свойствах и связях.
Р: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
К: выбирать посильную и необходимую работу; обосновывать идею изделия; аргументировано защищать свой выбор
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности
17-18
Бутерброды и горячие напитки
Комбини-рованный
2
Иметь представление
о разновидностях бутербродов и горячих напитков, способах нарезки продуктов, инструментах и приспособлениях
Уметь:
-выполнять эскизы художественного оформления бутербродов;
-приготавливать и оформлять бутерброды
П: Овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечение сохранности продуктов труда; выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение норм и правил безопасного труда, санитарии и гигиены.
Р: Оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда.
К: Уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов. Воспитывать в себе уважение к своему и чужому труду, аккуратность, внимательность, любознательность, культуру труда, экологическую культуру.
19-20
Блюда из овощей и фруктов
Комбини-рованный
2
Иметь представление о правилах первичной обработки всех видов
овощей, пищевой ценности, способах использования, рецептуре овощных блюд
Уметь:
-определять доброкачественность овощей по внешнему виду;
-выполнять первичную обработку овощей и нарезку овощей;
-готовить салат из сырых овощей
П: Соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой.
Р: принимать и сохранять учебную задачу, различать способ и результат действия; адекватно воспринимать оценку учителя.
К: Действовать с учётом позиций другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми
Воспитывать в себе уважение к своему и чужому труду, аккуратность, внимательность, любознательность, культуру труда
21-22
Блюда из яиц
Комбини-рованный
2
Знать технологию приготовления блюд из яиц
Уметь:
- определять свежесть яиц;
-выполнять художественное оформление яиц к народным праздникам
П: Овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечение сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий.
Р: : Самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности, принимать и сохранять учебную задачу.
К: Действовать с учётом позиций другого и уметь согласовывать свои действия
Развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей
23-24
Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку
Комбини-рованный
2
Иметь представление
о правилах подачи горячих напитков, столовых приборах, правилах этикета
Уметь:
-составлять меню;
-подбирать столовую посуду и приборы;
-выполнять сервировку стола к завтраку
П: Рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики элементов научной организации труда, стремление к экономии и бережливости в расходовании времени и материалов, денежных средств.
Р: Оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности
К: Установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы.
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труд
25-26
Защита проекта «Воскресный завтрак для всей семьи»
Работа над проектом
Защита проекта
2
Уметь:
- формулировать задачу проекта;
- производить исследование для выбора лучшего варианта завтрака;
-рассчитывать расход продуктов;
-готовить завтрак;
-оформлять проект;
- защищать проект
П: Овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ.
Р: Документирование результатов труда и проектной деятельности; расчёт себестоимости продукта труда.
К: Рациональное использование учебной, технической и технологической информаций для проектирования и создания объектов труда
Проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности
27-28
Защита проекта «Воскресный завтрак для всей семьи»
Работа над проектом
Защита проекта
2
Уметь:
- формулировать задачу проекта;
- производить исследование для выбора лучшего варианта завтрака;
-рассчитывать расход продуктов;
-готовить завтрак;
-оформлять проект;
- защищать проект
П: Овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ.
Р: Документирование результатов труда и проектной деятельности; расчёт себестоимости продукта труда.
К: Рациональное использование учебной, технической и технологической информаций для проектирования и создания объектов труда
Проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности
29-30
Создание изделий из текстильных материалов. Свойства текстильных материалов. Технология изготовления ткани. Запуск проекта «Фартук»
Изучение нового материала.
Урок-беседа
2
Иметь представление о происхождении волокон, процессах их обработки, прядении и ткачестве
Уметь:
-определять лицевую и изнаночную стороны ткани;
-определять направление долевой нити в ткани;
-оформлять результаты исследований
П: Распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения.
Р: Самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности. Оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям
Самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах
31-32
Текстильные материалы и их свойства.
Изучение нового материала.
Урок-беседа
2
Иметь представление о происхождении волокон, процессах их обработки, прядении и ткачестве
Уметь:
-определять лицевую и изнаночную стороны ткани;
-определять направление долевой нити в ткани;
-оформлять результаты исследований
П: Распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения.
Р: Самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности. Оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям
Самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах
33-34
Конструирова
ние швейных изделий
Комбиниро
ванный
2
Иметь представление
о правилах пользо
вания чертежными инструментами и принадлежностями, типах линий, масштабе, чертеже, эскизе
Уметь:
-строить чертеж фартука в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам;
П: Проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе конструирования изделия
К: Организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)
Развитие познавательных интересов в области моды и дизайна одежды
35-36
Раскрой швейного изделия
Комбиниро
ванный
2
Иметь представление
о рациональной раскладке, подготовке ткани и выкройки
Знать правила ТБ
Уметь:
- находить лицевую сторону ткани;
- выполнять раскладку выкроек на различных тканях;
- выполнять раскрой изделий
П: Алгоритмизированное планирование процесса познавательной трудовой деятельности.
Р: Оценивание правильности выполнения учебной задачи, диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок.
К: Организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками
Проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности. Развитие познавательных интересов, учебных мотивов при подготовке ткани к раскрою и выкраиванию деталей швейного изделия.
37-38
Ручные швейные работы
Комбиниро
ванный
2
Знать область применения прямых стежков
Уметь:
- выполнять прямые стежки;
- переносить линии выкройки на детали кроя
П: : Формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда Соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Р: Оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда
Развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности
39-40
Швейная машина. Основные операции при машинной обработке изделия. Машинные швы.
Комбиниро
ванный
2
Иметь представление
о технических характеристиках швейной машины и назначении основных узлов
Знать правила ТБ
Уметь:
- организовать рабочее место;
-готовить швейную машину к работе
П: Находить информацию и проводить сравнительный анализ технических характеристик швейных машин от их создания до наших дней
Соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Р: Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда;
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности
41-42
Влажно-тепловая обработка ткани
Комбиниро
ванный
2
Знать виды машинных швов
Уметь
-читать графические схемы швов и выполнять их;
-выполнять образцы машинных швов;
-выполнять основные операции влажно-тепловой обработки
П: Выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда.
Р: Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; адекватно воспринимать оценку учителя.
К: Установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы
Развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности
43-44
Последовательность изготовления швейных изделий.
Комбиниро
ванный
2
Иметь представление
о способах обработки нагрудника и нижней части фартука.
Уметь выполнять обработку боковых и нижних срезов фартука
П: Выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда
Р: Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; адекватно воспринимать оценку учителя.
К: Планировать время и последовательность выполнения отдельных операций и работы в целом
Развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности
45-46
Художественные ремёсла. Отделка швейных изделий вышивкой.
Комбиниро
ванный
2
Знать:
– материалы и инструменты для вышивания;
– свойства цвета и элементы построения вышивки
Уметь:
-соблюдать правила ТБ при работе с ручными инструментами;
– закреплять нити разными способами;
– выполнять cчетные швы
П: Находить информацию о видах простейших швов и применение их в украшении изделий. Планирование технологического процесса; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологий; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии.
Р: принимать и сохранять учебную задачу, различать способ и результат действия; адекватно воспринимать оценку учителя.
Осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду
47-48
Художественные ремёсла. Вышивка крестом.
Комбиниро
ванный
2
Знать:
– материалы и инструменты для вышивания;
– свойства цвета и элементы построения вышивки
Уметь:
-соблюдать правила ТБ при работе с ручными инструментами;
– закреплять нити разными способами;
– выполнять работу счетными швами
П: Находить информацию о видах простейших швов и применение их в украшении изделий. Планирование технологического процесса; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологий; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии.
Р: принимать и сохранять учебную задачу, различать способ и результат действия; адекватно воспринимать оценку учителя.
Осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду
49-50
Защита проекта «Фартук»
Работа над проектом
Защита проекта
2
Знать назначение изделия, свойства ткани для выбора проектируемого изделия
Уметь:
- формулировать задачу проекта;
- подбирать ткань для изделия;
-изготавливать изделие;
-оформлять проект;
- защищать проект
П: Овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирование, конструирование, проектирование последовательности операций.
Р: Документирование результатов труда и проектной деятельности.
К: Рациональное использование учебной, технической и технологической информаций для проектирования и создания объектов труда.
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности
51-52
Защита проекта «Фартук»
Работа над проектом
Защита проекта
2
Знать назначение изделия, свойства ткани для выбора проектируемого изделия
Уметь:
- формулировать задачу проекта;
- подбирать ткань для изделия;
-изготавливать изделие;
-оформлять проект;
- защищать проект
П: Овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирование, конструирование, проектирование последовательности операций.
Р: Документирование результатов труда и проектной деятельности.
К: Рациональное использование учебной, технической и технологической информаций для проектирования и создания объектов труда.
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности
53-54
Основы аграрной технологии (весенние работы)
Подготовка семян к посеву. Посадка семян цветов для рассады
Комбинированный
2
Уметь:
– рассказать о правилах подбора растений;
– выполнить правила посадки мелких семян
Уметь выполнять правильную посадку растений (густота посадки, крупные семена высевают по одному, стараясь расположить их равномерно, слегка вдавливают, чтобы обеспечить хороший контакт с почвой, сверху семена присыпают песком.)
П: Находить информацию о подготовке семян к посеву. Планирование технологического процесса; подбор семян ; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии.
Р: принимать и сохранять учебную задачу, различать способ и результат действия; адекватно воспринимать оценку учителя.
Развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности
55-56
Выращивание овощных культур. Внесение удобрений.
Изучение нового материала.
Урок-беседа
2
Знать:
- о способах выращивания овощных культур (рассадный и безрассадный);
- о предшествующих культурах на участках;
- о внесение удобрения под овощные культуры (органические и минеральные)
П: Находить информацию о выращивании овощных культур. Планирование технологического процесса при внесении удобрений ; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии.
Р: принимать и сохранять учебную задачу, различать способ и результат действия; адекватно воспринимать оценку учителя.
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности
57-58
Защита сельскохозяйственных растений от вредителей и болезней
Изучение нового материала.
Урок-беседа
2
Знать:
- о вредителях и болезнях сельскохозяйственных растений;
- о мерах защиты и борьбы
Р : -первичные источники заболеваний растений ;
П: -способы борьбы с болезнями растений
П: -как предотвратить заболевание растений
Развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности
59-60
Основы цветоводства
Изучение нового материала.
Урок-беседа
2
Знать:
-о планировке цветников (Р);
-об особенностях построения и декоративного оформления клумбы (П);
-о видах рабатак, правилах подбора растений (П).
Соблюдать: правила посадки (П)
Р: Находить информацию о развитии цветоводства
П: Рассказать историю цветоводства
в эпоху географических открытий; называть крупные ботанические сады
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
61-62
Посадка семян цветов для рассады.
Комбинированный
2
Уметь:
– рассказать о правилах подбора растений;
– выполнить правила посадки мелких семян
Уметь выполнять правильную посадку растений (густота посадки, крупные семена высевают по одному, стараясь расположить их равномерно, слегка вдавливают, чтобы обеспечить хороший контакт с почвой, сверху семена присыпают песком.)
П: Находить информацию о подготовке семян к посеву. Планирование технологического процесса; подбор семян ; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии.
Р: принимать и сохранять учебную задачу, различать способ и результат действия; адекватно воспринимать оценку учителя.
Развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности
63-64
Дизайн пришкольного участка. Цветочные культуры для клумб. Проект «Клумба на пришкольном участке»
Комбинированный
2
Знать:
-о планировке цветников
-об особенностях построения и декоративного оформления клумбы
-о правилах подбора растений
Соблюдать: правила посадки
П: работа с информацией, выполнение логических операций: сравнения, анализа, обобщения, структурирование знания.
Р: Управление своей деятельностью, планирование, контроль и коррекция, оценка.
К: уметь задавать вопросы, отвечать на вопросы, рассуждать, описывать явления
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности
65-66
Защита творческого проекта «Клумба на пришкольном участке»
Работа над проектом
Защита проекта
2
Уметь:
- формулировать задачу проекта;
- производить исследование для выбора лучшего варианта клумб;
-рассчитывать расход материалов;
-оформлять проект;
- защищать проект
П: Овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ.
Р: Документирование результатов труда и проектной деятельности; расчёт себестоимости
К: Рациональное использование учебной, технической и технологической информаций для проектирования и создания объектов труда
Проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности
67-68
Презентация творческих проектов портфолио
Защита проекта
2
Уметь:
- формулировать задачу проекта;
- производить исследование для выбора лучшего варианта клумб;
-рассчитывать расход материалов;
-оформлять проект;
- защищать проект
П: Овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ.
Р: Документирование результатов труда и проектной деятельности; расчёт себестоимости продукта труда.
К: Рациональное использование учебной, технической и технологической информаций для проектирования и создания объектов труда
Проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности
Критерии оценки качества знаний учащихся по технологии
- При устной проверке.
Оценка «5» ставится, если учащийся:
- полностью усвоил учебный материал;
- умеет изложить учебный материал своими словами;
- самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
- правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «4» ставится, если учащийся:
- в основном усвоил учебный материал;
- допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
- подтверждает ответ конкретными примерами;
- правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся:
- не усвоил существенную часть учебного материала;
- допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
- затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
- слабо отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «2» ставится, если учащийся:
- почти не усвоил учебный материал;
- не может изложить учебный материал своими словами;
- не может подтвердить ответ конкретными примерами;
- не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.
Оценка «1» ставится, если учащийся:
- полностью не усвоил учебный материал;
- не может изложить учебный материал своими словами;
- не может ответить на дополнительные вопросы учителя.
- При выполнении практических работ.
Оценка «5» ставится, если учащийся:
- творчески планирует выполнение работы;
- самостоятельно и полностью использует знания программного материала;
- правильно и аккуратно выполняет задания;
- умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.
Оценка «4» ставится, если учащийся:
- правильно планирует выполнение работы;
- самостоятельно и полностью использует знания программного материала;
- в основном правильно и аккуратно выполняет задания;
- умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.
Оценка «3» ставится, если учащийся:
- допускает ошибки при планировании выполнения работы;
- не может самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала;
- допускает ошибки и не аккуратно выполняет задания;
- затрудняется самостоятельно пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.
Оценка «2» ставится, если учащийся:
- не может правильно спланировать выполнение работы;
- не может использовать знаний программного материала;
- допускает грубые ошибки и не аккуратно выполняет задания;
- не может самостоятельно пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.
Оценка «1» ставится, если учащийся:
- не может спланировать выполнение работы;
- не может использовать знаний программного материала;
- отказывается выполнять задания.
- При выполнении творческих и проектных работ
Оценка «5»ставится, если учащийся:
Обнаруживает полное соответствие содержания доклада и проделанной работы.
Правильно и четко отвечает на все поставленные вопросы. Умеет самостоятельно
подтвердить теоретические положения конкретными примерами.
Оценка «4»ставится, если учащийся:
Обнаруживает, в основном, полное соответствие доклада и проделанной работы. Правильно и четко отвечает почти на все поставленные вопросы. Умеет, в основном,
самостоятельно подтвердить теоретические положения конкретными примерами
Оценка «3»ставится, если учащийся:
Обнаруживает неполное соответствие доклада и проделанной проектной работы.
Не может правильно и четко ответить на отдельные вопросы.
Затрудняется самостоятельно подтвердить теоретическое положение конкретными
примерами.
Оценка «2»ставится, если учащийся:
Обнаруживает незнание большей части проделанной проектной работы.
Не может правильно и четко ответить на многие вопросы.
Не может подтвердить теоретические положения конкретными примерами.
При выполнении тестов, контрольных работ
Оценка «5» ставится, если учащийся: выполнил 90 - 100 % работы
Оценка «4» ставится, если учащийся: выполнил 70 - 89 % работы
Оценка «3» ставится, если учащийся: выполнил 30 - 69 % работы
Оценка «2» ставится, если учащийся: выполнил до 30 % работы
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса:
Учебно-практическое оборудование.
* Нитки, швейные машины, иголки, канва, пяльцы, сантиметровая лента, ткань
*семена, ёмкости,
Интернет ресурсы
Презентации по темам урока
Технические средства обучения.
* Персональный компьютер. * Экран
Оборудование класса.
* Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
* Стол учительский с тумбой.
* Шкаф для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
* Магнитная доска для вывешивания иллюстративного материал.
Учебно-методическое обеспечение
- Н.В.Синица, П.С.Самородский Программа Технология.5-8 классы :-М.:«Вентана-Граф», 2015г.
- Н.В.Синица, П.С.Самородский, В.Д.Симоненко, О.В.Яковенко Учебник Технология 5 класс :-М.:«Вентана-Граф», 2015г.
- Н.В.Синица, П.С.Самородский, В.Д.Симоненко, В.Н.Правдюк Учебник Технология 5 класс :-М.:«Вентана-Граф», 2011г
- В.Н.Правдюк, Н.В.Синица, П.С.Самородский, В.Д.Симоненко Технология 6 класс- М.: «Вентана-Граф» 2009
- В.Н.Правдюк, Н.В.Синица, П.С.Самородский, В.Д.Симоненко Технология 7 класс- М.: «Вентана-Граф» 2010
- В.Н.Правдюк, Н.В.Синица, П.С.Самородский, В.Д.Симоненко Технология 8 класс- М.: «Вентана-Граф» 2011
-И.А.Сокол «Энциклопедия рукоделия» М.: «Филио»-2003
- М.А Давыдова Поурочные разработки по технологии 5 класс М.: «ВАКО»-2010
- М.А Давыдова Поурочные разработки по технологии 6 класс М.: «ВАКО»-2010
- М.А Давыдова Поурочные разработки по технологии 7 класс М.: «ВАКО»-2011
- О.В.Павлова Поурочные планы по технологии 8 класс Волгоград: «Учитель» - 2010
- Ю.В.Крупская, Н.И.Лебедева Рабочая тетрадь по технологии 5 класс М.: «Вентана-Граф» 2010
- Н.В.Синица, Ю.В.Крупская Рабочая тетрадь по технологии 6 класс М.: «Вентана-Граф» 2010
- Н.В.Синица Рабочая тетрадь по технологии 7 класс М.: «Вентана-Граф» 2008
- Журналы «Валя - Валентина» № 7,8,9 – 2001; № 3 – 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии 5 класс. Направление "Технологии ведения дома"
Рабочая программа разработана на основе программыХохлова М.В., Самородский П.С., Синица Н.В., Симоненко В.Д .Программа начального и основного общего образования. Технология. – М.,Вентана-Граф, 2007Баз...
Рабочая программа по технологии 6 класс. Направление "Технологии ведения дома".
Рабочая программа разработана на основе программы Хохлова М.В., Самородский П.С., Синица Н.В., Симоненко В.Д .Программа начального и основного общего образования. Технология. – М.,Вентана-Граф, 2007Ба...
Рабочая программа по технологии 7 класс. Направление "Технологии ведения дома".
Рабочая программа разработана на основе программы Хохлова М.В., Самородский П.С., Синица Н.В., Симоненко В.Д .Программа начального и основного общего образования. Технология. – М.,Вентана-Граф, 2007Ба...
Рабочая программа по технологии 8 класс.Направление "Технологии ведения дома"
Рабочая программа разработана на основе программыХохлова М.В., Самородский П.С., Синица Н.В., Симоненко В.Д .Программа начального и основного общего образования.Технология. – М.,Вентана-Граф, 2007Рабо...
Рабочая программа по технологии, 11 класс. Материал для учителя технологии.
Данная рабочая программа в содержании предусматривает создание условий для проектирования материальных объектов или услуг; повышения эффективности своей практической деятельности; организации трудовой...
Рабочая программа по технологии, 11 класс. Материал для учителя технологии.
Данная рабочая программа в содержании предусматривает создание условий для проектирования материальных объектов или услуг; повышения эффективности своей практической деятельности; организации трудовой...
Рабочая программа по технологии, 11 класс. Материал для учителя технологии.
Данная рабочая программа в содержании предусматривает создание условий для проектирования материальных объектов или услуг; повышения эффективности своей практической деятельности; организации трудовой...