"Привлечение обучающихся к исследовательской деятельности на уроках технологии"
статья по технологии
Исследовательская и проектная деятельность на уроках «Технологии» является неотъемлемым компонентом в обучении и развитии личности обучающихся. Именно проектная деятельность играет одну их важных и первостепенных основополагающих для закрепления знаний и умений учащихся и позволяет наглядно увидеть результат выполненной работы, осознать свои ошибки и сделать выводы для дальнейшего совершенствования полученных навыков.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тезисы доклада конференции: «Исследовательская деятельность как одно из условий развития творческой личности»
Тема: «Привлечение обучающихся к исследовательской и проектной деятельности на уроках технологии»
Исследовательская и проектная деятельность на уроках «Технологии» является неотъемлемым компонентом в обучении и развитии личности обучающихся. Именно проектная деятельность играет одну их важных и первостепенных основополагающих для закрепления знаний и умений учащихся и позволяет наглядно увидеть результат выполненной работы, осознать свои ошибки и сделать выводы для дальнейшего совершенствования полученных навыков.
Исследовательская деятельность обучающихся – это деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Она предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
Проектная деятельность обучающихся - это совместная учебно-познава-тельная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение об-щего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельнос-
сти является наличие заранее выработанных представлений о конечном продук- те деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, соз-
дание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность – это деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования.
Проектное обучение на уроках «Технологии». В рамках предмета «Технология» преобладает проектная деятельность. Основу проектного обучения на уроках технологии составляет метод проектов, смысл которого заключается в том, что освоение учебного материала учащимися осуществляется в ходе работы над творческими проектами, включением школьников в процессы проектирования, изготовления и оценки объектов деятельности.
Именно при выполнении творческих проектов учащиеся выявляют свои профессиональные способности, получают первоначальную специальную подготовку, в результате чего у них формируется осознанное профессиональное намерение.
Основой метода проектов были педагогические концепции американского педагога, психолога, ведущего представителя философии прагматизма Джона Дьюи. Его взгляды выражались в том, что вся деятельность школьника должна ориентироваться на формирование его мышления, в основе которого лежит собственный опыт. Он разработал теорию воспитания, направленную на формирование личности, приспособленной к жизни и практической деятельности в условиях системы «свободного предпринимательства».
Основные элементы метода проектов:
-реальный опыт ребенка, выявленный учителем;
-организованный опыт, основанный на знании учителя о способностях ребенка;
-соприкосновение с накопленным человеческим опытом (готовые знания ребенка);
-упражнения, развивающие нужные умения и навыки ребенка.
Выполняя проекты, учащиеся активно овладевают основами проектирования и технологии, коммуникации и рефлексии, учатся самостоятельно приобретать новые знания и умения, интегрировать их и использовать в практической деятельности для разрешения реальных проблем. Именно при выполнении творческих проектов учащиеся выявляют свои профессиональные способности, получают первоначальную специальную подготовку, в результате чего у них формируется осознанное профессиональное намерение.
Цели и задачи проектно-исследовательской деятельности на уроках «Технологии»:
- проектное обучение способствует развитию личностных качеств и способностей учащихся;
- создает условия для их творческой самореализации в преобразовательной деятельности;
- выполняя проекты, учащиеся активно овладевают основами проектирования и технологии, коммуникации и рефлексии, учатся самостоятельно приобретать новые знания и умения, интегрировать их и использовать в практической деятельности для разрешения реальных проблем;
- в процессе проектирования школьники приобретают опыт разрешения реальных проблем в будущей самостоятельной жизни.
Типовые творческие проекты на уроках «Технологии» учащиеся выполняют в рамках учебного плана по окончании каждого раздела.
Проект является итоговой работой и позволяет выявить следующее:
-практический результат освоения материала учащимися;
-наличие творческих способностей;
-ораторские способности, умение держаться на публике;
-умение отвечать на вопросы
Все это позволяет педагогу выявить талантливых и одаренных детей, способных выполнять более сложные проектно-исследовательские работы и подготовить ребят к участию в научно-практических конференциях любого уровня. Занимаясь внеурочной деятельностью на кружках и факультативах, учащиеся совершенствуют свои навыки проектно-исследовательской деятельности.
Учащиеся средней школы № 10 города Печоры активно занимаются исследовательской и проектной деятельностью, выполняя работы по разным предметам, в том числе и по технологии.
Свой первый опыт выступления перед широкой аудиторией ребята получают на школьной научно-практической конференции «Шаг в науку». В нашей школе каждый год проходит это мероприятие. Мои учащиеся представляют свои проекты на секции «Технология». Темы наших работ самые разнообразные. Также мы принимаем участие в муниципальной городской конференции учащихся «Первые шаги в науку» в секции «Технология» и Республиканских учебно- исследовательских конференциях.
Для того, чтобы принимать участие в научно-практических и исследовательских конференциях, требуется более глубокая подготовка. Занимаясь дополнительно на кружках и факультативах, учащиеся совершенствуют свои навыки проектно-исследовательской деятельности. Для девочек 5-7 классов работает кружок «Школа дизайна и моды», а для старших - элективный курс «Портной-модельер», где мы также разрабатываем творческие проекты. В 2017-2018 учебном году мы с учащимися впервые в школе показали дефиле, где наглядно продемонстрировали сшитые модели одежды. Хочу сказать, что элективный курс вызывает интерес и желание изучать швейное дело, помогает учащимся в
самоопределении профиля будущего обучения и сознательного выбора будущей профессии.
Стоить отметить, что метод проектов на уроках технологии играет очень важную роль в подготовке к участию во Всероссийской предметной олимпиаде школьников. Защита творческого проекта является одним из четырех этапов
олимпиады по технологии.
Как показывает мой опыт, для достижения высоких результатов в исследовательской и проектной деятельности, а также в олимпиадах, привлекать
учащихся нужно с раннего возраста. Для этого я приглашаю учениц 5-6 классов на выставки работ, на школьные конференции, на дефиле одежды в качестве зрителя или даже модели. В моей практике был случай, когда девочка принимала участие в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по технологии в качестве модели на защите проекта, а через 5 лет сама стала ее победителем!
Литература:
- Чудов В., Проектно-исследовательская деятельность школьников / В.Чудов, Н.Кашкарова, О.Лаврушко //Народное образование.-2005.-№1,133с.;
- А.В.Леонтович, А.С.Савичев «Исследовательская и проектная работа школьников.5-11 классы./ Под ред.А.В.Леонтовича.-М.:ВАКО,2014 г.- (Современная школа: управление и воспитание);
- Л.Н.Морозова, Н.Г.Кравченко, О.В.Павлова «Технология 5-11 классы: проектная деятельность учащихся», Волгоград, издательство «Учитель», 2007г.,
- История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений/ Под ред. А. И. Пискунова. — М., 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Историческое краеведение как способ привлечения обучающихся к исследовательской деятельности.
Данное выступление использовалось на научно-практической конференции, посвящённой Году истории и 75-летию Алтайского края, по теме "Формирование навыков исследовательской деятельности обучающихс...
Формирование у обучающихся навыков исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы приёмами критичекого мышления.
Статья подробно рассказывает о стадиях и некоторых приёмах критического мышления, характерных для каждой из них. А также о влиянии приобретенных навыков на формирование высокоинтеллектуальной, социали...
« Реализация компетентностного подхода в педагогической деятельности учителя физики через привлечение обучающихся к исследовательской деятельности». (Стр. 152-153 в сборнике МГУ)
Автор статьи делится опытом реализации данного подхода в образовательном процессе через привлечение обучающихся к исследовательской деятельности. Конференции различных уровней способствуют разви...
семинар по технологии "Развитие творческих способностей обучающихся через проектную деятельность на уроках технологии"
quot;Развитие творческих способностей обучающихся через проектную деятельность на уроках технологии"...
Открытый урок Проектно-исследовательская деятельность на уроке Технологии
Тема урока: Вязание крючком «Пано в подарок»Цель урока: Выполнить творческий проект с элементами исследования.Задачи урока:Исследовать историю возникновения вязания крючкомИсследовать мате...
План работы преподавателя истории и обществознания по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся через исследовательскую деятельность на уроках истории и обществознания и во внеурочное время
План работы по выявлению и развитию творческих способностей...
Проектно–исследовательская деятельность на уроках технологии и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.
В статье описана педагогическая технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях реализации ФГОС. Представлены основные идеи организации проектно-исследовательской деятельности...