«Методические разработки: готовимся к олимпиаде по технологии»
методическая разработка по технологии

Метод.рекомендации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Миллеровская СОШ им. Жоры Ковалевского

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Методика подготовки учащихся к олимпиадам по технологии»

Выполнила: учитель технологии

Орлова Татьяна Николаевна

Подготовка к олимпиаде по технологии

Технология ХХI века

Технология – это школьная дисциплина, которая позволяет дать учащимся необходимые для ведения повседневного быта навыки. Как правило, мальчики и девочки разделяются на две группы: первые изучают культуру дома, вторые – технику и техническое творчество. За несколько лет уроки в рамках данной дисциплины значительно эволюционировали.

Сегодня образовательные учреждения идут в ногу со временем, и помимо традиционного создания табуреток и фартуков дети изучают робототехнику и конструирование, получают знания из областей физики, черчения и информатики, учатся делать декоративные элементы для блюд, шьют сложные покрои платьев и даже устраивают настоящие показы мод. У каждого из них есть возможность посоревноваться друг с другом в этих умениях, участвуя во Всероссийской олимпиаде школьников по технологии.

Олимпиада по технологии

Сегодня олимпиада по технологии — это уникальное состязание, где каждый ребенок может попробовать свои силы. На олимпиаде зачастую предполагается три номинации – «Техника и техническое творчество», «Культура дома» и «Робототехника». В каждой номинации могут попробовать себя как мальчики, так и девочки.

Культура дома и декоративно-прикладное творчество

Кулинария, шитье и рукоделие – три кита программы по направлению «Культура дома».

Теперь современные уроки дают возможность научиться не только готовить различные блюда, но и изобретать собственные рецепты. А на занятиях по шитью – конструировать сложные швейные изделия, ориентироваться в технологиях изготовления и даже устраивать собственные показы мод!

Олимпиадные задания в рамках этого раздела ежегодно позволяют в полной мере продемонстрировать как творческие способности, так и понимания технологических аспектов их реализации.

Формы и методы работы с одаренными детьми при подготовке к олимпиаде по технологии

Олимпиадное движение — это часть большой и серьезной работы по развитию талантов, интеллекта и одарённости школьников. Одаренность ребенка, проявляемая в интеллектуальной или творческой деятельности, привлекает особое внимание педагогов.

Одарённый ребенок не сможет реализовать свои способности без созданных для этого условий. Окружающая среда должна быть такой, чтобы ребенок мог черпать из неё информацию, Она должна помогать ему само реализовываться.

Итак, для успешной подготовки школьников к олимпиаде необходимо: во-первых, желание учителя этим заниматься, а во-вторых, наличие пытливых, ищущих, увлеченных школьников.

Готовя учащихся к олимпиаде, я провожу с ними работу по следующим направлениям:

- консультативная помощь «учитель-ученик»;

- групповая работа (работа над творческими проектами, участие в выставках, конкурсах и марафонах);

- массовая работа (школьная олимпиада, школьная научно-практическая конференция, предметные недели).

Обобщая свой опыт работы по подготовке обучающихся к олимпиаде по технологии, выделяю два основных подхода:

- поддержание постоянного интереса к предмету путём выполнения нестандартных заданий и поощрения интереса к изучению внепрограммного материала через творческие задания, проблемные ситуации, конкурсные мероприятия;

- индивидуальный подход к каждому участнику олимпиады, корректное выстраивание образовательной траектории развития, учащегося (рекомендую школьнику литературу для подготовки к олимпиаде, даю ссылки в сети Интернет).

При подготовке к олимпиаде следует уделять большое внимание ребенку, поощряя его самостоятельную работу. Самостоятельный творческий поиск является эффективной формой подготовки к олимпиаде. Если ребенок в какой-то момент не почувствует желания искать новые знания, вряд ли участие в олимпиадах доставит ему удовлетворение и будет удачным.

Для достижения высоких результатов учащимся недостаточно лишь одного-двух уроков технологии в неделю. Требуется постоянный контакт ученика с учителем, совместная деятельность по индивидуальному плану.

Мне данную проблему помогает решать кружковая работа, где учащиеся совершенствуют свои навыки, полученные на уроках технологии.

Являясь не только учителем технологии, но и педагогом дополнительного образования, считаю, что от такого сотрудничества выигрывают все, а главное - дети. К старшим классам учащиеся определяются с интересами и склонностями и те, кто продолжает заниматься в кружке, добиваются высокого уровня мастерства и способны изготавливать изделия, заслуживающие высокой оценки.

Олимпиада по технологии интересна тем, что её итоги подводятся по результатам трёх туров.

Первый тур - «Тестирование» - позволяет определить уровень теоретической подготовки учащегося. Конечно, на уроках невозможно подготовить учащегося к этому испытанию, поэтому необходимы дополнительные занятия, консультации, тренинги. На индивидуальных занятиях мы работаем со справочной литературой, разбираем решение задач. Следующим этапом является контроль знаний методом тестирования, который моделирует ситуацию олимпиадного состязания и позволяет скорректировать дальнейшую подготовку.

Второй тур - «Творческий проект» – это очень трудоёмкий процесс, и в выполнении творческого проекта важны все составляющие. В работе над творческими проектами мне также помогают кружковые занятия.

Ну а теперь несколько слов о творческом проекте

При выборе учеником темы творческого проекта я придерживаюсь следующих принципов:

- заинтересованность учащегося в выполнении проекта именно по этой теме;

- проект должен раскрыть сильные стороны учащегося, его творческие способности;

- большое значение имеет оригинальность идеи;

- важна социальная и практическая значимость творческого проекта;

- доступность выполнения проекта учеником с учётом его возрастных, физических, интеллектуальных особенностей и способностей;

- соответствие материально-технической базы мастерской.

Выбор темы творческого проекта всякий раз происходит по-разному. Иногда я с учащимся подолгу рассуждаю, какая тема будет выигрышной и порой на это уходит много времени.

Поскольку оценка за творческий проект складывается из оценок за отдельные критерии, следует уделять внимание оформлению пояснительной записки, качеству изготовленного изделия, и, конечно, защите проекта Конечно, шансы на высокую оценку жюри имеет тот ребёнок, который сможет артистично, воодушевлённо доказывать, что его проект самый лучший. В общем, мелочей в этом деле нет.

Третий тур олимпиады – практический (поводится на областном уровне). Для прохождения этого тура, необходимо подбирать будущее изделие с учащимся таким образом, чтобы в процессе его изготовления закреплялись знания и навыки, полученные на уроке технологии.

Разумеется, кружок — это не панацея, но он хороший помощник при подготовке к олимпиаде по технологии, хотя приходится искать и другие формы индивидуальной работы с одарёнными учащимися при подготовке к серьёзным стартам. Это индивидуальные консультации, беседы (которые не обязательно посвящать только предмету технологии), репетиции защиты творческого проекта, а в целом психологическая подготовка учащегося.

Мне бы хотелось обратить Ваше внимание на особенности подготовки творческих проектов к защите на олимпиадах по технологии.

Самым наилучшим отражением творческих способностей детей является разработка и выполнение творческих проектов.

Олимпиада по технологии направлена на повышение престижности и качества технологической подготовки учащихся, развитие их творческих способностей, привлечение к выполнению оригинальных и практически ценных проектов, а также на выявление и поощрение наиболее способных учащихся и творчески работающих учителей технологии.

Во всем мире возросла роль прикладных знаний, что нашло свое отражение в появлении в учебных планах предмета «Технология», основным направлением которого является проектная деятельность. Технология является именно тем предметом, который помогает школьникам соединить разрозненные знания по отдельным отраслям наук, показывает, где и каким образом могут быть использованы эти знания.

Ученический проект - это творческая, завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям ребенка, выполненная самостоятельно, но под руководством учителя и имеющая своим результатом социально значимое изделие или услугу.

Остановлюсь на подготовке к защите творческих проектов

Учитель технологии, помогающий школьнику выполнять творческий проект, должен подсказать ему, как подготовить качественную презентацию, и провести предзащиту, научив автора проекта правильно пользоваться материалом, размещённым на слайдах, умело дополняя им свой доклад, на который при защите отводиться не более 7 минут. При создании мультимедийной презентации не обходимо добиться максимальной информационной насыщенности продукта при обеспечении простоты, и прозрачности предъявляемого материала.

Существуют детально разработанные рекомендации по созданию презентаций на все случаи жизни:

* над каждой фразой надо критически подумать: поймут ли её слушатели? Громоздкие и невнятные фразы следует безжалостно изымать из презентации. Любая фраза должна быть информативна и обходима для комментарий конкретного слайда.

* перегруженность и мелкий шрифт тяжелы для восприятия, недогруженность оставляет впечатление, что выступление поверхностно и плохо подготовлено.

* пункты перечней - короткие фразы; максимум - две строки на одну фразу, оптимально – одна строка. Чтение длинной фразы отвлекает внимание от доклада. Короткая фраза легче запоминается визуально.

* каждая фраза должна логично подводить к следующим фразам – в конечном итоге всё выступление должно быть подчинено главной цели. В докладе нельзя повторять одну и ту же мысль, пусть даже другими словами – время дорого.

К презентациям мультимедийного типа можно отнести следующие требования:

* количество слайдов –до 13

* оптимальное число строк на слайде - от 6 до 11.

* в тексте и формулах рекомендуется применять шрифт Аrial или Тimes.

* вся презентация выполняется в одной цветовой гамме обычно на базе одного шаблона.

* необходимо выдерживать единый стиль представления формации.

* на слайде целесообразно размещать подробную информацию, а словесный комментарий должен быть направлен на выявление технических противоречий, обоснование конструкторских решений и выбор технологических приёмов.

* не следует многократно использовать эффекты анимации. Это достаточно примитивный прием. Члены жюри могут чувствовать себя неуютно от того, что этим их хотят заинтересовать, дополнительные эффекты не должны превращаться в самоцель, следует свести к минимуму и использовать только для привлечения внимание к ключевым моментам защиты.

* звуковые и визуальные эффекты ни в коем случае не должны выступать на передний план и заслонять полезную информацию: этапы разработки и изготовления изделия.

Учет разработанных выше рекомендации при разработке презентации позволит автору проекта претендовать на высокую оценку доклада на защите, а это не маловажно

Рекомендуемая литература при подготовке к олимпиаде по технологии

- учебники по технологии 5-11 классы под редакцией В.Д. Симоненко

- записи в рабочих тетрадях

- тестовый материал

- электронные ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Готовимся к ГИА

Готовимся к государственной итоговой аттестации 9 класс....

Методическая разработка "Готовимся к олимпиаде по русскому языку" (9 класс)

Методическая разработка дает возможность повторить и систематизировать знания учащихся, углубить сведения о русском языке, успешно подготовиться к олимпиаде....

Положение о проведении Олимпиады по ОД "История", тема "Великая Отечественная война" и методическая разработка заданий к Олимпиаде

Положение определяет тематику, цели и задачи открытой Олимпиады по истории Великой Отечественной войны ,посвященной 72-й годовшине Великой Победы.Олимпиада проводилась с целью сохранения исторической ...

Методическая разработка "Готовимся к итоговому сочинению"

Хочу поделиться своим опытом подготовик к итоговому сочинению. Надеюсь, этот опыт поможет вам....

Методическая разработка "Готовимся к устному собеседованию по русскому языку"

Методическая разработка в форме методических рекомендаций включает анализ методов и приемов подготовки к устному собеседованию по русскому языку. Особое внимание я уделила обучению правилам устной реч...