Проек "Волшебный лоскут"
методическая разработка по технологии

Елена Анатольевна Малахова

Проек "Волшебный лоскут"на формирование устойчивого интереса к прикладному творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Волшебный лоскут"64.3 КБ

Предварительный просмотр:

«Волшебный лоскут»

проект

Срок реализации 1 год

Стена ВКонтакте

Санкт-Петербург

2016 г


 ВВЕДЕНИЕ

Всем известно, что в качестве постоянного побудительного механизма к деятельности выступают интересы. Особенностью интереса является его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой их них. Любую деятельность человек, одухотворённый познавательным интересом, совершает с большим пристрастием, более эффективно.

Устойчивый интерес — одно из свидетельств, пробуждающихся способностей человека и в этом отношении имеет определенную диагностическую ценность. В связи с этим первая важная задача в воспитании и обучении детей – сформировать устойчивый интерес и положительную мотивацию трудовой, учебной и любой другой деятельности, так как люди с устойчивыми интересами чаще добиваются успеха.

Согласно взглядам Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева и других видных отечественных психологов, психика человека наиболее активно изменяется и перестраивается в процессе деятельности.

Творческая деятельность привлекательнее и доступнее для ребенка. Все виды прикладного творчества обладают коррекционным, развивающим, стимулирующим действием. Развивают мелкую моторику, точность движений, умение управлять своим телом. Декоративно-прикладное творчество позволяет формировать функциональную, операциональную и мотивационную готовность к учебной деятельности, а это является важной коррекционной базой для детей с ограниченными возможностями.

Проблематизация

В последние годы заметно увеличилось число детей с задержкой психического развития. Для таких детей характерна значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности. Наиболее нарушенной оказывается эмоционально-личностная   сфера   и   общие   характеристики   деятельности (познавательная активность, целенаправленность, контроль, работоспособность).

Эмоциональное состояние детей с ЗПР всегда связано с переживанием душевного волнения: отклика, сочувствия, радости, гнева, удивления. Именно поэтому к процессам внимания, запоминания, осмысливания в таком состоянии подключаются глубокие внутренние переживания личности, которые делают эти процессы интенсивно протекающими и оттого более эффективными в смысле достигаемых целей. В процессе обучения таких детей  важно обеспечивать возникновение положительных эмоций по отношению к деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления. Участие детей в праздниках, выставках, в спектаклях, различных мероприятиях вызывает положительные эмоции, состояние успешности и собственной значимости – всё это формирует мотивацию к творческой деятельности.

Таким образом, можно сделать выводы, что усиление результативности развития познавательного интереса к прикладному творчеству может произойти, если кроме занятий, будут введены и другие формы СКД, например: праздники, выставки, конкурсы и подарки, за счёт чего  обогащается содержание занятий, стимулируется активность процесса творчества и демонстрируется результат проделанной работы. создания программы обусловлена желанием дать учащимся возможность познакомиться с лоскутным шитьём как культурной ценностью. Эта техника поможет творчески, индивидуально проявить себя.

Принцип реализации проекта

Придавать большое значение отбору содержания материала, который составляет основу формирования научного кругозора учащихся, столь необходимого для появления и укрепления их познавательных интересов.

  1. Знакомить учащихся с новыми фактами и сведениями в области прикладного творчества.
  2. Раскрывать перед ними интересующие вопросы по данной теме.
  3. При помощи проблемного обучения ставить учащихся перед противоречиями.
  4. Раскрывать перед учащимися практическую значимость приобретенных знаний в области прикладного искусства.

В организации процесса занятий всемерно разнообразить самостоятельную работу учащихся, постоянно совершенствовать способы их познавательной деятельности:

  1. Постоянно усложнять познавательные задачи.
  2. Вводить задачи на догадку, развитие сообразительности, побуждая к различному подходу в их решении.
  3. Ставить задачи, требующие исследовательского подхода, проверки опытным путем полученных знаний.
  4. Практиковать задачи на применение знаний в жизни и быту.
  5. Развивать и поддерживать в самостоятельной работе творческое начало, требующее активности наблюдения, воображения, реконструкции опыта, самостоятельности мысли;
  6. Дифференцировать познавательные задачи для различных групп учащихся. Составлять несколько вариантов задач различной степени сложности, предлагать им свободный выбор.

Демонстрировать и оценивать продукт деятельности, создавать ситуацию успеха.

  1. организация ситуаций, обеспечивающих контроль за выполнением действий, осваиваемых учащимися в непривычной обстановке.
  2. создание атмосферы доброжелательного общения.

Принцип реализации проекта заключается в том, что он нацелен не столько на обучение азам лоскутного шитья, сколько на развитие личностных качеств и психических процессов у учащихся. Лоскутная техника для учащихся является новым и неисследованным видом рукоделия, является элементом новизны в обучении рукоделию, что соответственно повышает познавательную активность учащихся. Кроме того, работы по рукоделию имеют большое значение для совершенствования общетрудовой подготовки учащихся.

Основная идея данного проекта –  Совместить занятия познавательного  и занятия практического типа с другими формами СКД (праздники, выставки, конкурсы, игры, мастер-классы и т.д.), за счёт чего  обогащается содержание занятий, стимулируется активность процесса творчества и демонстрируется результат проделанной работы.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА

1.Информационно – аналитический этап

Вид проекта:  творческий.

Проект основан на совместной творческой деятельности участников проекта. Деятельность намечается и далее развивается, подчиняясь конечному результату и интересам участников проекта. Результаты оформляются в виде праздника, выставки, альбома.

Продолжительность проекта:  долгосрочный (в течение учебного года)

Инициатор проекта:  Руководитель кружка прикладного творчества.

Запрос инициатора: оказание помощи в создании условий для формирования устойчивого интереса к прикладному творчеству.

Ресурсы инициатора: основой для реализации Проекта являются информационные, кадровые и материальные ресурсы ГБОУ школы№ 439, кадровый ресурс (соответствие профессиональной компетенции школьного психолога, педагога - организатора и педагогов дополнительного образования целям проекта). 

Основное направление проекта:  

  1. Знакомить учащихся с новыми фактами и сведениями в области прикладного творчества.
  2. Раскрывать перед учащимися практическую значимость приобретенных знаний в области прикладного искусства.
  3. Практиковать задачи на применение знаний в жизни и быту.
  4. Демонстрировать и оценивать продукт деятельности, создавать ситуацию успеха.

Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся, для реализации проекта используются различные формы и методы:

  1. Занятие-беседа о декоративно-прикладном искусстве;
  2. Занятия  по декоративному рисованию;
  3. Занятия по изучению и освоению художественных технологий декоративно-прикладного творчества;
  4. Занятия по изготовлению творческих изделий с помощью освоенных технологий
  5. Формы СКД (конкурсы, соревнования, практические занятия, праздники и др.).

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия: 

• Словесный (устное изложение, беседа, рассказ

• Наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)

• Практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

• Объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию

• Репродуктивный – воспитанники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности

• Частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с воспитателем

• Исследовательский – самостоятельная творческая работа обучающихся

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

• Фронтальный – одновременная работа со всеми воспитанниками.

• Индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

• Индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы.

• Групповой – организация работы в группах.

Методы воспитательной работы с детьми:

методы формирования познания - убеждение, инструктаж, рассказ, лекция, этическая беседа, внушение, объяснение, разъяснение, пример, диспут;

методы организации деятельности и формирования опыта поведения – упражнение - поручение, педагогическое требование, общественное мнение, воспитательные ситуации;

методы стимулирования – мотивация – соревнование, поощрение.

2. Нормативно – прогнозный этап.

При условии успешной реализации данного проекта мы рассчитываем получить следующие результаты.

 Для педагогов: Повышение качества методического сопровождения, самосовершенствование профессионального мастерства, включение в новую деятельность и введение ее в практику работы ГБОУ школы № 439.
Для детей:

  1. Расширение знаний детей о разнообразии художественных промыслов;
  2. Повышение уровня практической значимости, приобретенных знаний в области прикладного искусства
  3. Умение практиковать знания в жизни и быту
  4. Уметь сравнивать свои и чужие достижения и получать адекватную оценку собственного творческого роста.
  5. Участие в творческих конкурсах различных уровней.

3. Концептуальный этап.

Цель:   создать условия для формирования устойчивого интереса к прикладному творчеству как одного из основных средств социально – культурной деятельности:

 Задачи

Образовательные:

  • Вовлечь старших школьников с ЗПР в прикладную деятельность;
  • Формировать у детей представление о видах прикладного искусства, о средствах художественной выразительности.
  • Познакомить детей с народным промыслом – лоскутным шитьем.
  • Научить традиционным и свободным приёмам шитья из лоскута, используя разные техники лоскутного шитья;
  • Предоставить возможность достойно представить детское творчество на конкурсах и выставках.

Воспитательные:

  • Воспитывать трудолюбие, самостоятельность в учебной работе, веру в свои силы и уважение к окружающим.
  • Развивать чувство прекрасного, эстетический вкус, творческие способности, каждого ребёнка, умение жить и трудиться в коллективе;
  • Воспитывать уважение и интерес к труду народных умельцев, желание приобщаться к прекрасному.
  • Учить получать радость от проделанной работы.
          Коррекционные:
  • Корригировать недостатки психофизического развития обучающихся, поведенческие отклонения в процессе трудовой деятельности;
  • Развивать мотивацию детей к познанию в области творчества
  • Развивать продуктивную деятельность детей
  • Развивать креативное мышление, творческую фантазию, художественный вкус, эстетическое восприятие, воображение; самостоятельность в составлении композиции из знакомых элементов.
          Характеристика аудитории:

школьный психолог старших классов с ЗПР, педагоги дополнительного образования, учащиеся 7 и 8 классов с ЗПР, посещающие кружок декоративно – прикладного творчества.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

Подготовительный  этап (сентябрь – октябрь)
Работа с педагогами:

  1. Изучение литературы по данной теме;
  2. Обучающий «Круглый стол» на тему: «Технология проектной деятельности»;
  3. «Мозговой штурм», в ходе которого происходило выявление проблем по формированию интереса к прикладному творчеству и возможные перспективы их устранения;
  4. Индивидуальное консультирование;
  5. Подбор специальной и художественной литературы для учащихся;
  6. Сбор наглядного материала;
  7. Подбор иллюстраций, открыток;
  8. Подбор видео презентаций;
  9. Составление конспектов;
  10. Непосредственная разработка педагогического проекта 
  11. Составление плана работы по реализации проекта;

Основной  этап (ноябрь-март)


Практическая работа по реализации проекта.

Работа с учащимися: 

  • Беседы на темы: «Из истории лоскутного шитья»;
  • Беседы о русском быте и традициях;
  • Сбор материала (фотографии, картинки, иллюстрации);
  • Рассматривание иллюстраций, картинок и т.д.;
  • Просмотр видео презентации «Лоскутное шитье»;
  • Оформление стенда «Из истории пэчворка»;
  • «Мастерская слова»- словотворчество учащихся (рассказы, сказки, стихи, загадки, частушки и т.д.);
  • Создание и оформление альбома «Мастерская слова»
  • Чтение произведений художественной литературы (сказки, былины);
  • Знакомство с русским фольклором;
  • Слушание народной музыки, песен;
  • Знакомство с разными видами лоскутного шитья;
  • Знакомство с материалами, инструментами и правилами пользования ими;
  • Изготовление лоскутных ковриков, прихваток, сувениров из лоскутов;
  • Оформление выставки «Из бабушкиного сундука»;
  • Мастер класс для начальной школы «Коврик из косичек», «Лоскутное дерево»;
  • Просмотр видео презентации «Чудо-лоскут»;
  • Интеллектуальная игра « Назад в прошлое»;
  • Знакомство с русским народным костюмом (чтение специальной литературы и рассматривание иллюстраций);
  • Художественное творчество: изготовление эскизов сценических костюмов «Весна», «Лето», «Осень», «Зима»;
  • Выставка художественного творчества «Я - модельер»;
  • Пошив костюмов, изготовление декорации к театральному представлению «У природы нет плохой погоды»;
  • Выставка работ учащихся «Золотые руки»;
  • Досуг «Этот волшебный лоскут»;
  • Школьный праздник  «У природы нет плохой погоды».

Заключительный этап (апрель)


       В целях проверки эффективности предложенных форм, методов и приемов  обучения прикладному творчеству и создания условий для формирования устойчивого интереса к прикладным занятиям  была проведена контрольная диагностика. Результаты, полученные  после проведения контрольного эксперимента, показали, что познавательные интересы старшеклассников формируются более успешно в рамках проекта, основой которого является формирование устойчивого интереса старших школьников с ЗПР к прикладному творчеству. 

Учащимся представилась возможность продемонстрировать результат своей работы на городских выставках и фестивалях:

  • Участие в круглом столе Петродворцового района «Итоги экологического лета» в рамках Года Финского залива в России ( Лоскутная аппликация)
  • Участие в конкурсе «Дети году Финского залива» (Лоскутная аппликация)
  • Участие в Международной Биос – олимпиаде (Лоскутное шитье)
  •  Участие в городском конкурсе творческих работ «Картина из мусорной корзины» (Лоскутная аппликация)
  • Участие в городской выставке «Втор - дизайн Новогодней елки» (Лоскутная пластика)
  • Участие в городском конкурсе «Новый век - новые ресурсы» (Рисунок)
  • Участие в региональном конкурсе «Энергия и среда обитания» (Смешанная техника)
  • Участие в открытом фестивале свободного творчества в области фантазийной моды «Петербургский костюм» (Театрализованное дефиле)

Календарно – тематический план

Мероприятие

Дата / период

проведения

 

Ответственный

Подготовительный  этап

Сентябрь

2014 г.

«Мозговой штурм»

1.09-5.09

Педагог – психолог, педагог-организатор, руководитель ИЗО студии, руководитель театральной студии, руководитель кружка прикладного творчества.

Круглый стол» на тему: «Технология проектной деятельности»

8.09

Педагог-организатор, руководитель ИЗО студии, руководитель театральной студии, руководитель кружка прикладного творчества.

Индивидуальное консультирование

10.09

11.09

15.09

Педагог-организатор, руководитель ИЗО студии, руководитель театральной студии, руководитель кружка прикладного творчества.

Октябрь

2014г.

Разработка педагогического проекта «Волшебный лоскут» 

16.09- 23.09

Руководитель кружка прикладного творчества.

Составление конспектов занятий и запланированных мероприятий

10.09- 30.09

Педагог-организатор, руководитель ИЗО студии, руководитель театральной студии, руководитель кружка прикладного творчества.

Составление плана работы по реализации проекта

24.09- 30.09

Руководитель кружка прикладного творчества

Основной этап

Ноябрь

2014г.

Просмотр видеопрезентации «Чудо - творчество».

10.11

Руководитель кружка прикладного творчества.

Оформление альбома – методического пособия «Виды прикладного творчества»

11.11- 12.11

Руководитель кружка прикладного творчества, руководитель ИЗО студии.

Просмотр видеопрезентации «Лоскутное шитье»

13.11

Руководитель кружка прикладного творчества.

Оформление стенда «Из истории пэчворка»

14.11- 17.11

руководитель кружка прикладного творчества, руководитель ИЗО студии.

Изготовление работ в технике лоскутного шитья

19.11- 27.11

руководитель кружка прикладного творчества.

Выставка прикладных работ « Из бабушкиного сундука» в рамках мероприятия, посвященного «Дню матери».  

28.11

Педагог-организатор, руководитель ИЗО студии, руководитель театральной студии, руководитель кружка прикладного творчества.

Декабрь

2014г.

Просмотр видеопрезентации «Русский – народный костюм»».

1.12

Педагог-организатор, руководитель ИЗО студии, руководитель театральной студии, руководитель кружка прикладного творчества.

Прослушивание симфонии Петра Ильича Чайковского «Времена года»

2.12

Руководитель театральной студии

Изготовление эскизов сценических костюмов «Времена года»

3.12- 5.12

Руководитель ИЗО студии, руководитель кружка прикладного творчества.

Выставка художественного творчества «Я – модельер»

8.12

 Руководитель ИЗО студии

Изготовление учащимися сценических костюмов к школьному празднику «У природы нет плохой погоды»

9.12- 18.12

Руководитель кружка прикладного творчества, учащиеся.

Подготовка к выставке «Креативный снеговик»

19.12- 24.12

Руководитель кружка прикладного творчества, учащиеся.

Выставка «Креативный снеговик» в рамках мероприятия, посвященного Новогоднему празднику.

25.12

Педагог-организатор, руководитель ИЗО студии, руководитель театральной студии, руководитель кружка прикладного творчества.

Январь

2015 г.

Изготовление учащимися сценических костюмов к школьному празднику «У природы нет плохой погоды»

12.01- 30.01

Руководитель кружка прикладного творчества

Показ видео презентации для младшей школы «Чудо лоскут».

(в группе продленного дня)

16.01

Руководитель кружка прикладного творчества

Интеллектуальная игра «Назад в прошлое»

23.01

Педагог-организатор, Руководитель ИЗО студии, руководитель кружка прикладного творчества.

Мастер-класс для начальной школы «Коврик из косичек» в рамках игры по станциям «Умелые руки».

30.01

Педагог-организатор, руководитель кружка прикладного творчества.

Февраль

2015 г.

Изготовление учащимися сценических костюмов к школьному празднику «У природы нет плохой погоды»

2.02- 27.02

 Руководитель кружка прикладного творчества.

Мастер-класс для начальной школы «Лоскутное дерево» в рамках школьного Дня здоровья.

13.02

Педагог-организатор, руководитель кружка прикладного творчества.

Заслушивание лучших рефератов учащихся о русском быте и традициях под народную музыку.

20.03

Педагог-организатор, руководитель кружка прикладного творчества.

Изготовление методического пособия для начальной школы  «Мастерская слова»

23.02- 27.02

Руководитель ИЗО студии, руководитель кружка прикладного творчества.

Март

2015 г.

Изготовление учащимися сценических костюмов к школьному празднику «У природы нет плохой погоды»

2.03- 20.03

руководитель кружка прикладного творчества

Мастер-класс, проведенный учащимися « Кепка из корзины» в рамках праздника «Этот волшебный лоскут»

6.03

Педагог-организатор, руководитель кружка прикладного творчества.

Выставка прикладных работ в рамках праздника «Этот волшебный лоскут»

6.03

Педагог-организатор, руководитель кружка прикладного творчества.

Школьное представление «У природы нет плохой погоды» Дефиле

18.03

Педагог-организатор, руководитель ИЗОстудии, руководитель театральной стдии, руководитель кружка прикладного творчества.

Выставка прикладных работ учащихся «Этот волшебный лоскут» на общешкольном родительском собрании.

20.03

руководитель кружка прикладного творчества

Заключительный этап

Апрель 2015 г.

Контрольное диагностирование старших школьников

6.04- 8.04

Педагог-психолог, руководитель кружка прикладного творчества

Подведение итогов проделанной работы «Круглый стол»

9.04

Педагог – психолог, педагог-организатор, руководитель ИЗО студии, руководитель театральной студии, руководитель кружка прикладного творчества.

Составление отчетов по проделанной работе.

10.04- 17.04

Педагог – психолог, педагог-организатор, руководитель ИЗО студии, руководитель театральной студии, руководитель кружка прикладного творчества.

Кадровое обеспечение

Для реализации проекта необходимы следующие специалисты:

  • Руководитель кружка декоративно- прикладного творчества;
  • Педагог – организатор;
  • Педагог – психолог;

Эти специалисты есть в штате ГБСКОУ школы и оплата труда производилась в рамках ежемесячного оклада.

Источники финансирования:

  • Бюджет ГБОУ школы № 439

Материально-техническое оснащение:

  • Просторное помещение для мероприятий и демонстрации выставок (актовый зал);
  • ТСО (экран для просмотра видео и презентаций, компьютер);
  • Помещение для занятий ручным трудом;
  • Швейная мастерская, оборудованная для машинных и ручных швейных работ (швейные машины с электроприводом, гладильная доска, утюг).

Информационно – методическое обеспечение:

  • Видеоролики и презентации;
  • Нагель О.И. Художественное лоскутное шитьё (Основы лоскутного шитья и традиции народного текстильного лоскута): Учебно-методическое пособие для учителя. – М.: Школа-Пресс, 2000.

Программы

Программа дополнительного образования творческой студии ГБОУ школы № 439 «Волшебный лоскут» (работа с тканью)

Наглядные пособия

  • Современные изделия из текстильного лоскута (салфетки декоративные, панно, подставки под горячее, коврики, грелки на чайники, тряпичные куклы, фартуки, чехлы на табуретки)
  • Фотографии лоскутных изделий из журналов мод.

Список литературы.

Литература для учителя:

  1. Банакина Л., Кузнецова Ю. Чудо- лоскут // Мир женщины. – 1997. – №1,3,5,9,11.
  2. Каракозова О.В. “Пэчворк” – рукотворная красота // Сделай сам. – 1998 – № 3.
  3. Лоскутное шитьё, аппликация, квилт, коллаж // Рукоделие: Приложение к журналу “Стиль”. – 1994 – № 2.
  4. Мазурик Т.А. Лоскутное шитьё. От ремесла к искусству. – СПб.: Паритет, 2005.
  5. Муханова И.Ю. Аппликация. – М.: ОЛМА – ПРЕСС Образование, 2004.
  6. Муханова И.Ю. Лоскутная живопись. – М.: ОЛМА – ПРЕСС Образование, 2005.
  7. Программа курса “Народные промыслы” // Сельская школа – 2001. – № 6.

Литература для обучающихся:

  1. Грин М.Э. Шитьё из лоскутков: Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1981.
  2. Лоскутное шитьё: Швейная мастерская дома /Авт.-сост. Н.М. Волчек. – Минск: Современный литератор, 1999.
  3. Магия лоскутка. – New York : BMR, Corte Madera, CA, 1994.
  4. Махмутова Х.И. Мастерим из ткани, трикотажа, кожи. – М.: Школьная пресса, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология изготовления изделий из лоскутов.

Презентация содержит материал  для изучения раздела декоративно-прикладного творчества в 5 классе....

Изготовление Ёлочной игрушки из лоскутов ткани.

Презентация по изготовлению мягкой ёлочной игрушки. Впервые была продемонстрирована на мастер классе для учителей технологии ЮВАО в декабре2010года.На уроках технологии ребята  шьют,остаётся мног...

Технология изготовления изделий из лоскутов, 5 класс

Презентация  может быть полезна при изучении одноименного раздела по направлению Рукоделие. Матерал выполнен по учебнику В.Д.Симоненко....

Технология изготовления изделий из лоскутов

Технология изготовления изделий из лоскутов...

Интегрированный урок "Геометрия лоскута".

Интегрированный урок по геометрии и технологии для обучающихся 9 классов....

Декорирование бутылок кожаным лоскутом

Этот материал будет интересен для учителей технологии в разделе "Рукоделие" и для любителей украшать свой быт...

Тема : «Особенности методики проведения учебного занятия «Технология» по теме: «Лоскутное шитье. Чудеса из лоскутов» с применением учебника нового поколения (5 класс)».

Онлайн-конференция "Современный учебник технологии как основной инструмент организации образовательного процесса на уроке"17 мая 2018 г. состоялась онлайн-конференция «Современный учеб...