Программа кружка по вышиванию «Марья-искусница»
рабочая программа по технологии (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Петрова Татьяна Емельяновна

Следует помочь учащимся раскрыть увлекательную сторону труда, закрепить естественную потребность трудиться увлечённо, приохотить их к труду так, чтобы они испытывали чувство значимой  личности, выработали понятие, что все достоинства человека достигнуты результатом труда.

Целью программы является формирование склонностей, творческих возможностей и дарований учащихся к рукодельным работам посредством расширения общекультурного кругозора и создания  условий для творческой самореализации личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_marya-iskusnitsa.doc124 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка по вышиванию «Марья-искусница»

Информационная карта

  • Кружок – «Марья – искусница»
  • Педагог – Петрова  Татьяна  Емельяновна
  • Направленность – художественно-эстетическая
  • Функциональное назначение – коммуникативное, развивающее, социализирующее
  • Возрастной диапазон – учащиеся 4 - 9 классов
  • Продолжительность реализации – 1 год
  • Программа курса рассчитана на 144 часа

Пояснительная записка.

Считается, что наиболее высокий уровень деятельности достигается человеком в творчестве. Творческая деятельность поднимает личность со ступени потребителя духовных и материальных ценностей до ступени их созидателя.

Декоративно-прикладное творчество является традиционным в любой стране мира. Предметная среда окружает человека постоянно, она влияет на подсознание, позитивно и негативно формируя его чувства и эмоции, манеру поведения и общения. Значит, и декоративно-прикладное творчество вносит свою лепту в духовное развитие человека – через созидательную, эстетически значимую творческую деятельность.

В кружке  могут заниматься учащиеся разновозрастного состава (4-9 классы).

Для детей этого возраста важен личный успех в деятельности, удовлетворение своих интересов и некоторое общественное признание. Им также необходимо выразить свою точку зрения в творческом деле, достичь успеха в сфере интересной, значимой деятельности, повысить собственную самооценку. В течение одного года они попробуют работать в различных направлениях рукоделия и элементарного моделирования. Это  помогает определить склонность и индивидуальные возможности каждого учащегося.

Содержание занятий и конкретный материал по темам подбирается  с учётом возраста детей, их интересов, подготовки и конкретных условий.

Вовлекая учащихся в работу по развитию творческих способностей, очень важно  помочь им поверить в свои силы и ощутить чувство успеха. На простых примерах из жизни школьников дать элементарное понятие о мышлении, чувстве, воле и вдохновении, а также предоставить возможность увидеть, вообразить, ощутить, воспроизвести что-то своё, стремиться к самостоятельному решению и достичь успеха.

  Если выполненная работа становится полезной и вызывает одобрение окружающих, то дети испытывают чувство радости и гордости за свой труд.

В процессе занятий формируется характер, вырабатывается воля, настойчивость и упорство в достижении цели. Объясняя наиболее рациональные приёмы работы, не надо лишать ребят самостоятельности, а лишь направлять их на более целесообразные  и экономические решения. Труд должен быть познавательным, перспективным, открывающим новый мир, неизвестные ранее чувства и ощущения.

Следует помочь учащимся раскрыть увлекательную сторону труда, закрепить естественную потребность трудиться увлечённо, приохотить их к труду так, чтобы они испытывали чувство значимой  личности, выработали понятие, что все достоинства человека достигнуты результатом труда.

Целью программы является формирование склонностей, творческих возможностей и дарований учащихся к рукодельным работам посредством расширения общекультурного кругозора и создания  условий для творческой самореализации личности ребенка.

Задачи:

Обучающие:

- развивать  стремление к углублению знаний;

- формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству;

- развивать художественный вкус и ориентировать на качество изделий;

- развивать индивидуальные способности обучающихся.

Воспитательные:

- воспитывать уважение к труду;

- формировать чувство коллективизма, гражданственности;

- воспитывать чувство патриотизма, любви к народным традициям;

- воспитывать нравственные качества детей (взаимопомощь, добросовестность, честность);

- формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи.

Развивающие:

- развивать личностное самообразование, активность, самостоятельность;

- содействовать формированию всесторонне развитой личности;

- создавать условия для социального, профессионального самоопределения учащихся.

Мотивационные:

- создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности, сотрудничества;

- развивать активную деятельность.

Эстетические:

- воспитывать аккуратность, культуру поведения;

- формировать умение видеть красоту посредством демонстрации и изготовления изделий декоративно-прикладного творчества.

Социально-педагогические:

- формирование общественной активности, реализация в социуме;

- формирование профессионального интереса к декоративно-прикладному творчеству.

Педагогические технологии

Любая педагогическая система жизненна только в том случае, если она функционирует в режиме развития. Поиск и реализация путей развития в решающей степени обеспечивают ее долговременность и эффективность.

Овладение технологией обучения многократно умножает силы педагога: постигая технологию, он усваивает последовательность процедур, приводящих к успешному результату, обретает профессиональную уверенность и мастерство. Следует выделить следующие этапы педагогической технологии:

- диагностические исследования личности обучающихся;

- целеполагание;

- организационно-деятельностный этап;

- этап контроля, переходящего в самоконтроль, и оценки, переходящей в самооценку;

- анализ конечного результата, рефлексия.

Совокупность этих технологических этапов надежно обеспечивает учащимся овладение определенным объемом знаний, умений и навыков.

Формы и методы обучения

Учитывая психологические особенности детей, цели и задачи содержания учебного материала, занятия необходимо проводить, применяя разнообразные методы и приемы обучения, использовать разнообразные формы организации занятий: рациональное сочетание фронтального, подгруппового и индивидуального взаимодействия педагога с детьми.

Специфика данного учебного предмета такова, что кульминацией  работы обучающихся являются конкурсы и выставки. Из этого следует, что основной формой проведения занятий является практическая работа.

Формы и виды контроля

       В  процессе  выполнения  работы  по  изготовлению  изделий  используется  текущий  контроль.  Руководитель  кружка  непрерывно  отслеживает  процесс работы  учащихся,  своевременно направляет   обучающихся  на  исправление    неточностей  в  практической  работе.  Учащиеся   в  качестве  текущего  контроля  используют  самоконтроль.  Текущий  контроль  позволяет в  случае  необходимости  вовремя  произвести  корректировку  деятельности  и  не  испортить  изделие.

     Кроме  текущего  контроля  используется  итоговый  контроль.  После  выполнения  каждого  изделия,  предусмотренного  программой,  организуется  выставка  детских  работ. Совместный просмотр выполненных образцов и изделий, их коллективное обсуждение, экспертная оценка творческих работ, фотографирование.  По  итогам  года  оформляется  портфолио  в  электронном  варианте  в  программе  PowerPoint.

      Участие учащихся в школьных, городских выставках творческих работ.

Формы подведения итогов

Определяя процесс выявления результативности образовательной деятельности, необходимо отметить:

Во-первых, процедура проверки результата работы обучающихся необходима для выявления истинного ее качества. Несмотря на то, что отдельные результаты хорошо просматриваются на конкурсах, выставках и т. д., это не дает полной картины работы учащихся, так как в таких мероприятиях участвуют не все обучающиеся, а в основном способные.

Во-вторых, работа «по образцу» является необходимым начальным этапом при освоении любой деятельности, но задача педагога - развить творческий потенциал ребенка и научить его работать самостоятельно. Поэтому в ходе подведения итогов педагогу надо обратить внимание на наличие у обучающихся необходимых теоретических знаний и на соответствие их практических умений технологическим характеристикам конкретной деятельности.

В-третьих, выявление результатов работы традиционно осуществляется с помощью просмотров работ, собеседования в конце учебного года.

Работу по подведению итогов необходимо построить так, чтобы дети радовались проделанной работе. На каждом занятии педагог должен подчеркнуть достижения каждого обучающегося и обязательно похвалить его, вместе с тем показать лучшую работу. Оценку руководитель использует не только для того, чтобы установить уровень и качество работы, но и для того, чтобы принять задачу на следующее занятие.

По окончании учебного  года ребятам вручаются грамоты за активную работу в кружке.

Знания и умения, которые должны быть получены обучающимися по окончании обучения.

Должны знать:

  1. Начальные сведения о материалах и инструментах для работы.
  2. Иметь представление о пропорции.
  3. Начальные сведения о цветовом сочетании.

4.        Различать понятия: «раппорт», «орнамент», «параллельное низание», «круговое низание», узор «сетка», «счетные швы»

5.        Иметь представление о народных традициях разных стран.

Должны уметь:

  1. Приобрести навыки работы с бисером, вышивкой.
  2. Подбирать нужные цвета ниток и лент при вышивании.
  3. Рассчитывать длину нитей при плетении.
  4. Пользоваться простыми схемами и  описаниями работы.
  5. Изготавливать сувенирные изделия.
  6. Работать по шаблону.
  7. В процессе работы ориентироваться на качество изделий.
  8. В процессе обучения строить отношения на основе сотрудничества и доброжелательности, в результате чего происходит сплочение коллектива.

Прогнозируемые результаты

На занятиях кружка дети ознакомятся с историей вышивки народов мира. Научатся самостоятельно проектировать и выполнять композиции для творческих работ. Предполагаемая работа позволит расширить кругозор учащихся, углубит их познания и творческую активность в области традиционной культуры родного края. В ходе работ ребята овладеют навыками ручного вышивания, умением организовывать свою деятельность, что поможет в дальнейшей трудовой деятельности.

Учебно-тематический план

Тема

Общее количество часов

В том числе

теория

практика

Вводное занятие.

4

4

Работа с бисером

40

6

34

Искусство декора

8

4

4

Технология вышивки лентами

54

15

39

Вышивка

35

11

24

Подготовка к выставке

3

3

Итого

144

40

104

Учебно-тематический планирование

№ занятия

Подразделы и темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие.

4

4

1-2

Знакомство с программой, вводный инструктаж по технике безопасности.

-  Понятие декоративно-прикладного искусства.

-  Знакомство с видами творчества и его направлениями.

2

2

3-4

Из истории русской вышивки.

Из истории западноевропейской вышивки.

Знакомство с национальной одеждой. Вышивка в одежде.

2

2

Работа с бисером

40

6

34

5-8

История возникновения бисера. Инструменты и материалы, разновидности бисера.

4

9-15

 Параллельное низание. Отработка навыков низания

1

6

16-22

Круговое или французское низание. Отработка навыков низания

1

6

23-24

Вышивка бисером.

2

25-26

Вышивка по канве

2

27-28

Вышивка по ткани

2

29

Подбор цветов.

1

30

Цветовые переходы

1

31-34

Вышивка простейших узоров без нанесенного рисунка.

4

35-38

Вышивка бисером по канве с нанесенным рисунком.

4

39-44

Изготовление сувениров из бисера.

6

 Искусство декора

8

4

4

45-46

История вышивка и лентами

2

47-50

Цветовая радуга.

2

2

51-52

Орнаменты и символы в вышивке

2

Технология вышивки лентами

54

15

39

53-54

Материалы, необходимые для вышивки лентами.  Перевод рисунка на ткань

1

1

55-56

Технология начала работы

1

1

57-58

Закрепление ленты на изнаночной стороне

1

1

59-61

Шов «вперед иголку», «назад иголку»

1

2

62-64

Шов «шнурок», «стебельчатый»

1

2

65-67

Шов «петельный», «тамбурный»

1

2

68-70

Шов «петля с прикрепом», «полупетля с прикрепом»

1

2

71-73

Шов «крестообразный», «крест», «узелки»

1

2

74-76

Шов «длинный стежок», «длинный стежок с полуприкрепом», «длинный стежок с завитком»

1

2

77-82

Шов «петля не затянутая», «закрученная петля», «лента с перехватами вприкреп»

2

4

83-85

Узор «сетка»

1

2

86-88

Роза на 5-ти каркасных нитях

1

2

89-92

Выпуклые розы

1

3

93-98

Миниатюра «Розовые розы в горшочке»

6

99-104

Миниатюра «Анютины глазки»

6

105-106

Уход за вышитыми изделиями. Влажно-тепловая обработка

1

1

Вышивка

35

11

24

107-108

Материалы для вышивания. Инструменты и приспособления.

2

109-110

Способы увеличения и уменьшения рисунка.

2

111-112

Композиция, ритм, раппорт, орнамент, симметрия. Теплые и холодные цвета.

2

113-114

Технология выполнения счетных швов (роспись, крест, счетная гладь)

1

1

115-118

Технология вышивки гладью

- Плоская гладь

- Гладь с настилом

- Гладь вприкреп

- Счетные швы

- Белая и цветная гладь

2

2

119

Изготовление изделий в технике крест.

1

120

Подбор рисунка, выбор канвы для вышивки крестиком.

1

121-122

Выполнение горизонтального ряда крестиков.

2

123-124

Выполнение вертикального ряда крестиков снизу вверх.

2

125

Закрепление нитки

1

126-127

Выполнение смешанных рядов крестиков

2

128-129

Вышивка по канве с нанесенным рисунком

2

130-131

Чтение схемы рисунка

1

1

132-135

Вышивка по канве с использованием схемы

4

136-137

Оформление края изделия.

2

138-139

Стирка и глажение вышитых изделий.

2

140-141

Оформление вышивки в рамку.

2

142-144

Подготовка к выставке

3

3

Итого

144

Содержание программы

Вводное занятие.(4ч)

Цель и задачи занятий. Инструменты, материалы, оборудование. Краткое содержание каждой темы с показом образцов предстоящей работы. Показ видеофильмов, книг и журналов по рукоделью, рассказ о том, чему дети научатся на занятиях, как и на каких условиях будет проходить подведение итогов деятельности, о том, где можно совершенствовать свои умения, о пользе и престижности умений в жизни. Познакомятся с разными видами декоративно-прикладного искусства.

Работа с бисером.(40ч)

История возникновения бисера. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Разновидности бисера, встречающегося в продаже.

Разные виды низания (параллельное, круговое или французское и др.). Низание на нитку, леску, проволоку. Изготовление тканых ковриков из бисера; вышивка бисером.

Использование бисероплетения в украшении одежды, сумочек, бисерная бижутерия, пояса, цветы и т. д.

Технология выполнения разных видов низания, изготовление сувениров из бисера.

Искусство декора (8ч)

Краткие сведения из истории вышивки лентами с древних времен до сегодняшних дней. Применение вышивки в народном и современном костюме. Композиция, ритм, орнамент, раппорт в вышивке. Холодные, теплые, хроматические и ахроматические цвета. Цветовой круг. Контраст. Цветовая сочетаемость. Цветовое решение составленной композиции.

Технология вышивки лентами (54ч)

Материалы для вышивки лентами, подготовка их к работе. Инструменты, приспособления для работы. Способы перевода рисунка на ткань. Увеличение и уменьшение рисунка. Виды пялец. Правила заправки изделия в пяльцы. Способы закрепления ленты на ткани в начале и по окончании вышивки. Технология выполнения швов: вперед иголку, назад иголку, шнурок, стебельчатый, петельный, тамбурный, петля с прикрепом, полупетля с приерепом, крестообразный, крест, узелки, длинный стежок, длинный стежок с завитком, петля не затянутая, закрученная лента, лента с перехватами вприкреп. Технология выполнения роз: на 5-ти каркасных нитях, выпуклые, объемные. Условные обозначения и рисунки стежков, строчек, швов, узлов, применяемых в вышивке лентами. Зарисовка узоров вышивки. Технология изготовления изделий: розовые розы в горшочке, анютины глазки.

Обработка вышитого изделия (стирка, утюжка). Окончательное оформление вышитого изделия под рамку.

Вышивка (35ч)

Традиции, обряды, семейные праздники. Отделка одежды вышивкой, изготовление сувениров к праздникам. Вышитые пояса, сумки, кошельки, чехлы для ключей и очков, салфетки, рушники и др.

Композиция, ритм, раппорт, орнамент. Симметричное построение узора в художественной отделке вышивкой. Определение места и размера узора на изделии, отдельных его частей, пропорции элементов, выполнение в цвете.

Теплые и холодные цвета. Цветовой тон. Яркость и насыщенность цвета. Хроматические и ахроматические цвета. Способы увеличения и уменьшения рисунка.

Технология выполнения счетных швов (роспись, крест, счетная гладь и др.) изготовление изделий в технике крест.

Подготовка к выставке (3ч)

Подготовка выполненных работ к выставке. Организация выставки работ учащихся.

Литература для учителя.

Арефьев И. П. Занимательные уроки технологии для девочек. Пособие для учителя. – М.: Школьная пресса, 2005

Неделя технологии в начальной и средней школе./ автор-составитель Павлова О. В. - -Волгоград: «Учитель», 2006

Литература для учащихся.

Журналы из серий «1000 советов».

Журналы из серий «Вышивание крестом».

Журналы из серий «Валя - Валентина»

Интернет:

http://biserok.org/svadebnyiy-buket/

http://www.krestom.ru/

http://www.biserland.ru/

сайт "Бисероплетение 2. http://bicer.ucoz.ru/ 

сайт "Бисер и рукоделие";

 http://biser.by.ru/index.htm 

сайт "Бисерная Магия";

http://acus.msk.ru/ - сайт "ACUS".

http://www.silk-ribbon.ru сайт «Вышивка лентами»

http://www.liveinternet.ru/tags/вышивка+лентами/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Марьи- искусницы

Сценарий првеления конкурса "Марьи - искусницы"...

Образовательная программа "Мастерская Марьи-искусницы"

Программа является результатом исследовательской работы педагога по анализу уже имеющихся программ данной тематики, современных прогрессивных методик, инновационных технологий обучения и передов...

Программа аттестации воспитанников творческого объединения «Мастерская Марьи-искусницы»

Методика «Путь к мастерству» разработана педагогом дополнительного образования Новоселовой С.В. к промежуточной и итоговой аттестации обучающихся первого и второго года обучения в творческом объединен...

Методическая разработка конкурса профессионального мастерства «Марья - искусница» для детей 2-го года обучения.

Цель проведения мероприятия: ·       организация целенаправленного развивающего досуга обучающихся в детском объединении «Мягкая игрушка».Задачи:·...

Программа декоративно-прикладного творчества "Марья-искусница"

Представлена программа внеурочной деятельности для учащихся 5-8 классов по аппликации из соломы. Разработаны подробные инструкционные карты. Присутствует весь необходимый дидактичексий материал....

Сценарий развлекательной программы "Марья- искусница"

Мероприятие нацелено на крепление толерантного отношения детей друг к другу и развитие их коммуникативных возможностей, развитие патриотизма, формирование качеств активно действующей, творческой и лег...

Сценарий к празднику 8 марта "Марья-искусница"

Сценарий к празднику 8 марта "Марья-искусница" разработан для девочек 5-6 классов...