Программа кружка по вышиванию «Марья-искусница»
рабочая программа по технологии (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Следует помочь учащимся раскрыть увлекательную сторону труда, закрепить естественную потребность трудиться увлечённо, приохотить их к труду так, чтобы они испытывали чувство значимой личности, выработали понятие, что все достоинства человека достигнуты результатом труда.
Целью программы является формирование склонностей, творческих возможностей и дарований учащихся к рукодельным работам посредством расширения общекультурного кругозора и создания условий для творческой самореализации личности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_marya-iskusnitsa.doc | 124 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка по вышиванию «Марья-искусница»
Информационная карта
- Кружок – «Марья – искусница»
- Педагог – Петрова Татьяна Емельяновна
- Направленность – художественно-эстетическая
- Функциональное назначение – коммуникативное, развивающее, социализирующее
- Возрастной диапазон – учащиеся 4 - 9 классов
- Продолжительность реализации – 1 год
- Программа курса рассчитана на 144 часа
Пояснительная записка.
Считается, что наиболее высокий уровень деятельности достигается человеком в творчестве. Творческая деятельность поднимает личность со ступени потребителя духовных и материальных ценностей до ступени их созидателя.
Декоративно-прикладное творчество является традиционным в любой стране мира. Предметная среда окружает человека постоянно, она влияет на подсознание, позитивно и негативно формируя его чувства и эмоции, манеру поведения и общения. Значит, и декоративно-прикладное творчество вносит свою лепту в духовное развитие человека – через созидательную, эстетически значимую творческую деятельность.
В кружке могут заниматься учащиеся разновозрастного состава (4-9 классы).
Для детей этого возраста важен личный успех в деятельности, удовлетворение своих интересов и некоторое общественное признание. Им также необходимо выразить свою точку зрения в творческом деле, достичь успеха в сфере интересной, значимой деятельности, повысить собственную самооценку. В течение одного года они попробуют работать в различных направлениях рукоделия и элементарного моделирования. Это помогает определить склонность и индивидуальные возможности каждого учащегося.
Содержание занятий и конкретный материал по темам подбирается с учётом возраста детей, их интересов, подготовки и конкретных условий.
Вовлекая учащихся в работу по развитию творческих способностей, очень важно помочь им поверить в свои силы и ощутить чувство успеха. На простых примерах из жизни школьников дать элементарное понятие о мышлении, чувстве, воле и вдохновении, а также предоставить возможность увидеть, вообразить, ощутить, воспроизвести что-то своё, стремиться к самостоятельному решению и достичь успеха.
Если выполненная работа становится полезной и вызывает одобрение окружающих, то дети испытывают чувство радости и гордости за свой труд.
В процессе занятий формируется характер, вырабатывается воля, настойчивость и упорство в достижении цели. Объясняя наиболее рациональные приёмы работы, не надо лишать ребят самостоятельности, а лишь направлять их на более целесообразные и экономические решения. Труд должен быть познавательным, перспективным, открывающим новый мир, неизвестные ранее чувства и ощущения.
Следует помочь учащимся раскрыть увлекательную сторону труда, закрепить естественную потребность трудиться увлечённо, приохотить их к труду так, чтобы они испытывали чувство значимой личности, выработали понятие, что все достоинства человека достигнуты результатом труда.
Целью программы является формирование склонностей, творческих возможностей и дарований учащихся к рукодельным работам посредством расширения общекультурного кругозора и создания условий для творческой самореализации личности ребенка.
Задачи:
Обучающие:
- развивать стремление к углублению знаний;
- формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству;
- развивать художественный вкус и ориентировать на качество изделий;
- развивать индивидуальные способности обучающихся.
Воспитательные:
- воспитывать уважение к труду;
- формировать чувство коллективизма, гражданственности;
- воспитывать чувство патриотизма, любви к народным традициям;
- воспитывать нравственные качества детей (взаимопомощь, добросовестность, честность);
- формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи.
Развивающие:
- развивать личностное самообразование, активность, самостоятельность;
- содействовать формированию всесторонне развитой личности;
- создавать условия для социального, профессионального самоопределения учащихся.
Мотивационные:
- создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности, сотрудничества;
- развивать активную деятельность.
Эстетические:
- воспитывать аккуратность, культуру поведения;
- формировать умение видеть красоту посредством демонстрации и изготовления изделий декоративно-прикладного творчества.
Социально-педагогические:
- формирование общественной активности, реализация в социуме;
- формирование профессионального интереса к декоративно-прикладному творчеству.
Педагогические технологии
Любая педагогическая система жизненна только в том случае, если она функционирует в режиме развития. Поиск и реализация путей развития в решающей степени обеспечивают ее долговременность и эффективность.
Овладение технологией обучения многократно умножает силы педагога: постигая технологию, он усваивает последовательность процедур, приводящих к успешному результату, обретает профессиональную уверенность и мастерство. Следует выделить следующие этапы педагогической технологии:
- диагностические исследования личности обучающихся;
- целеполагание;
- организационно-деятельностный этап;
- этап контроля, переходящего в самоконтроль, и оценки, переходящей в самооценку;
- анализ конечного результата, рефлексия.
Совокупность этих технологических этапов надежно обеспечивает учащимся овладение определенным объемом знаний, умений и навыков.
Формы и методы обучения
Учитывая психологические особенности детей, цели и задачи содержания учебного материала, занятия необходимо проводить, применяя разнообразные методы и приемы обучения, использовать разнообразные формы организации занятий: рациональное сочетание фронтального, подгруппового и индивидуального взаимодействия педагога с детьми.
Специфика данного учебного предмета такова, что кульминацией работы обучающихся являются конкурсы и выставки. Из этого следует, что основной формой проведения занятий является практическая работа.
Формы и виды контроля
В процессе выполнения работы по изготовлению изделий используется текущий контроль. Руководитель кружка непрерывно отслеживает процесс работы учащихся, своевременно направляет обучающихся на исправление неточностей в практической работе. Учащиеся в качестве текущего контроля используют самоконтроль. Текущий контроль позволяет в случае необходимости вовремя произвести корректировку деятельности и не испортить изделие.
Кроме текущего контроля используется итоговый контроль. После выполнения каждого изделия, предусмотренного программой, организуется выставка детских работ. Совместный просмотр выполненных образцов и изделий, их коллективное обсуждение, экспертная оценка творческих работ, фотографирование. По итогам года оформляется портфолио в электронном варианте в программе PowerPoint.
Участие учащихся в школьных, городских выставках творческих работ.
Формы подведения итогов
Определяя процесс выявления результативности образовательной деятельности, необходимо отметить:
Во-первых, процедура проверки результата работы обучающихся необходима для выявления истинного ее качества. Несмотря на то, что отдельные результаты хорошо просматриваются на конкурсах, выставках и т. д., это не дает полной картины работы учащихся, так как в таких мероприятиях участвуют не все обучающиеся, а в основном способные.
Во-вторых, работа «по образцу» является необходимым начальным этапом при освоении любой деятельности, но задача педагога - развить творческий потенциал ребенка и научить его работать самостоятельно. Поэтому в ходе подведения итогов педагогу надо обратить внимание на наличие у обучающихся необходимых теоретических знаний и на соответствие их практических умений технологическим характеристикам конкретной деятельности.
В-третьих, выявление результатов работы традиционно осуществляется с помощью просмотров работ, собеседования в конце учебного года.
Работу по подведению итогов необходимо построить так, чтобы дети радовались проделанной работе. На каждом занятии педагог должен подчеркнуть достижения каждого обучающегося и обязательно похвалить его, вместе с тем показать лучшую работу. Оценку руководитель использует не только для того, чтобы установить уровень и качество работы, но и для того, чтобы принять задачу на следующее занятие.
По окончании учебного года ребятам вручаются грамоты за активную работу в кружке.
Знания и умения, которые должны быть получены обучающимися по окончании обучения.
Должны знать:
- Начальные сведения о материалах и инструментах для работы.
- Иметь представление о пропорции.
- Начальные сведения о цветовом сочетании.
4. Различать понятия: «раппорт», «орнамент», «параллельное низание», «круговое низание», узор «сетка», «счетные швы»
5. Иметь представление о народных традициях разных стран.
Должны уметь:
- Приобрести навыки работы с бисером, вышивкой.
- Подбирать нужные цвета ниток и лент при вышивании.
- Рассчитывать длину нитей при плетении.
- Пользоваться простыми схемами и описаниями работы.
- Изготавливать сувенирные изделия.
- Работать по шаблону.
- В процессе работы ориентироваться на качество изделий.
- В процессе обучения строить отношения на основе сотрудничества и доброжелательности, в результате чего происходит сплочение коллектива.
Прогнозируемые результаты
На занятиях кружка дети ознакомятся с историей вышивки народов мира. Научатся самостоятельно проектировать и выполнять композиции для творческих работ. Предполагаемая работа позволит расширить кругозор учащихся, углубит их познания и творческую активность в области традиционной культуры родного края. В ходе работ ребята овладеют навыками ручного вышивания, умением организовывать свою деятельность, что поможет в дальнейшей трудовой деятельности.
Учебно-тематический план
Тема | Общее количество часов | В том числе | |
теория | практика | ||
Вводное занятие. | 4 | 4 | |
Работа с бисером | 40 | 6 | 34 |
Искусство декора | 8 | 4 | 4 |
Технология вышивки лентами | 54 | 15 | 39 |
Вышивка | 35 | 11 | 24 |
Подготовка к выставке | 3 | 3 | |
Итого | 144 | 40 | 104 |
Учебно-тематический планирование
№ занятия | Подразделы и темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
Вводное занятие. | 4 | 4 | ||
1-2 | Знакомство с программой, вводный инструктаж по технике безопасности. - Понятие декоративно-прикладного искусства. - Знакомство с видами творчества и его направлениями. | 2 | 2 | |
3-4 | Из истории русской вышивки. Из истории западноевропейской вышивки. Знакомство с национальной одеждой. Вышивка в одежде. | 2 | 2 | |
Работа с бисером | 40 | 6 | 34 | |
5-8 | История возникновения бисера. Инструменты и материалы, разновидности бисера. | 4 | ||
9-15 | Параллельное низание. Отработка навыков низания | 1 | 6 | |
16-22 | Круговое или французское низание. Отработка навыков низания | 1 | 6 | |
23-24 | Вышивка бисером. | 2 | ||
25-26 | Вышивка по канве | 2 | ||
27-28 | Вышивка по ткани | 2 | ||
29 | Подбор цветов. | 1 | ||
30 | Цветовые переходы | 1 | ||
31-34 | Вышивка простейших узоров без нанесенного рисунка. | 4 | ||
35-38 | Вышивка бисером по канве с нанесенным рисунком. | 4 | ||
39-44 | Изготовление сувениров из бисера. | 6 | ||
Искусство декора | 8 | 4 | 4 | |
45-46 | История вышивка и лентами | 2 | ||
47-50 | Цветовая радуга. | 2 | 2 | |
51-52 | Орнаменты и символы в вышивке | 2 | ||
Технология вышивки лентами | 54 | 15 | 39 | |
53-54 | Материалы, необходимые для вышивки лентами. Перевод рисунка на ткань | 1 | 1 | |
55-56 | Технология начала работы | 1 | 1 | |
57-58 | Закрепление ленты на изнаночной стороне | 1 | 1 | |
59-61 | Шов «вперед иголку», «назад иголку» | 1 | 2 | |
62-64 | Шов «шнурок», «стебельчатый» | 1 | 2 | |
65-67 | Шов «петельный», «тамбурный» | 1 | 2 | |
68-70 | Шов «петля с прикрепом», «полупетля с прикрепом» | 1 | 2 | |
71-73 | Шов «крестообразный», «крест», «узелки» | 1 | 2 | |
74-76 | Шов «длинный стежок», «длинный стежок с полуприкрепом», «длинный стежок с завитком» | 1 | 2 | |
77-82 | Шов «петля не затянутая», «закрученная петля», «лента с перехватами вприкреп» | 2 | 4 | |
83-85 | Узор «сетка» | 1 | 2 | |
86-88 | Роза на 5-ти каркасных нитях | 1 | 2 | |
89-92 | Выпуклые розы | 1 | 3 | |
93-98 | Миниатюра «Розовые розы в горшочке» | 6 | ||
99-104 | Миниатюра «Анютины глазки» | 6 | ||
105-106 | Уход за вышитыми изделиями. Влажно-тепловая обработка | 1 | 1 | |
Вышивка | 35 | 11 | 24 | |
107-108 | Материалы для вышивания. Инструменты и приспособления. | 2 | ||
109-110 | Способы увеличения и уменьшения рисунка. | 2 | ||
111-112 | Композиция, ритм, раппорт, орнамент, симметрия. Теплые и холодные цвета. | 2 | ||
113-114 | Технология выполнения счетных швов (роспись, крест, счетная гладь) | 1 | 1 | |
115-118 | Технология вышивки гладью - Плоская гладь - Гладь с настилом - Гладь вприкреп - Счетные швы - Белая и цветная гладь | 2 | 2 | |
119 | Изготовление изделий в технике крест. | 1 | ||
120 | Подбор рисунка, выбор канвы для вышивки крестиком. | 1 | ||
121-122 | Выполнение горизонтального ряда крестиков. | 2 | ||
123-124 | Выполнение вертикального ряда крестиков снизу вверх. | 2 | ||
125 | Закрепление нитки | 1 | ||
126-127 | Выполнение смешанных рядов крестиков | 2 | ||
128-129 | Вышивка по канве с нанесенным рисунком | 2 | ||
130-131 | Чтение схемы рисунка | 1 | 1 | |
132-135 | Вышивка по канве с использованием схемы | 4 | ||
136-137 | Оформление края изделия. | 2 | ||
138-139 | Стирка и глажение вышитых изделий. | 2 | ||
140-141 | Оформление вышивки в рамку. | 2 | ||
142-144 | Подготовка к выставке | 3 | 3 | |
Итого | 144 |
Содержание программы
Вводное занятие.(4ч)
Цель и задачи занятий. Инструменты, материалы, оборудование. Краткое содержание каждой темы с показом образцов предстоящей работы. Показ видеофильмов, книг и журналов по рукоделью, рассказ о том, чему дети научатся на занятиях, как и на каких условиях будет проходить подведение итогов деятельности, о том, где можно совершенствовать свои умения, о пользе и престижности умений в жизни. Познакомятся с разными видами декоративно-прикладного искусства.
Работа с бисером.(40ч)
История возникновения бисера. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Разновидности бисера, встречающегося в продаже.
Разные виды низания (параллельное, круговое или французское и др.). Низание на нитку, леску, проволоку. Изготовление тканых ковриков из бисера; вышивка бисером.
Использование бисероплетения в украшении одежды, сумочек, бисерная бижутерия, пояса, цветы и т. д.
Технология выполнения разных видов низания, изготовление сувениров из бисера.
Искусство декора (8ч)
Краткие сведения из истории вышивки лентами с древних времен до сегодняшних дней. Применение вышивки в народном и современном костюме. Композиция, ритм, орнамент, раппорт в вышивке. Холодные, теплые, хроматические и ахроматические цвета. Цветовой круг. Контраст. Цветовая сочетаемость. Цветовое решение составленной композиции.
Технология вышивки лентами (54ч)
Материалы для вышивки лентами, подготовка их к работе. Инструменты, приспособления для работы. Способы перевода рисунка на ткань. Увеличение и уменьшение рисунка. Виды пялец. Правила заправки изделия в пяльцы. Способы закрепления ленты на ткани в начале и по окончании вышивки. Технология выполнения швов: вперед иголку, назад иголку, шнурок, стебельчатый, петельный, тамбурный, петля с прикрепом, полупетля с приерепом, крестообразный, крест, узелки, длинный стежок, длинный стежок с завитком, петля не затянутая, закрученная лента, лента с перехватами вприкреп. Технология выполнения роз: на 5-ти каркасных нитях, выпуклые, объемные. Условные обозначения и рисунки стежков, строчек, швов, узлов, применяемых в вышивке лентами. Зарисовка узоров вышивки. Технология изготовления изделий: розовые розы в горшочке, анютины глазки.
Обработка вышитого изделия (стирка, утюжка). Окончательное оформление вышитого изделия под рамку.
Вышивка (35ч)
Традиции, обряды, семейные праздники. Отделка одежды вышивкой, изготовление сувениров к праздникам. Вышитые пояса, сумки, кошельки, чехлы для ключей и очков, салфетки, рушники и др.
Композиция, ритм, раппорт, орнамент. Симметричное построение узора в художественной отделке вышивкой. Определение места и размера узора на изделии, отдельных его частей, пропорции элементов, выполнение в цвете.
Теплые и холодные цвета. Цветовой тон. Яркость и насыщенность цвета. Хроматические и ахроматические цвета. Способы увеличения и уменьшения рисунка.
Технология выполнения счетных швов (роспись, крест, счетная гладь и др.) изготовление изделий в технике крест.
Подготовка к выставке (3ч)
Подготовка выполненных работ к выставке. Организация выставки работ учащихся.
Литература для учителя.
Арефьев И. П. Занимательные уроки технологии для девочек. Пособие для учителя. – М.: Школьная пресса, 2005
Неделя технологии в начальной и средней школе./ автор-составитель Павлова О. В. - -Волгоград: «Учитель», 2006
Литература для учащихся.
Журналы из серий «1000 советов».
Журналы из серий «Вышивание крестом».
Журналы из серий «Валя - Валентина»
Интернет:
http://biserok.org/svadebnyiy-buket/
http://www.biserland.ru/
сайт "Бисероплетение 2. http://bicer.ucoz.ru/
сайт "Бисер и рукоделие";
сайт "Бисерная Магия";
http://acus.msk.ru/ - сайт "ACUS".
http://www.silk-ribbon.ru сайт «Вышивка лентами»
http://www.liveinternet.ru/tags/вышивка+лентами/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Марьи- искусницы
Сценарий првеления конкурса "Марьи - искусницы"...
Образовательная программа "Мастерская Марьи-искусницы"
Программа является результатом исследовательской работы педагога по анализу уже имеющихся программ данной тематики, современных прогрессивных методик, инновационных технологий обучения и передов...
Программа аттестации воспитанников творческого объединения «Мастерская Марьи-искусницы»
Методика «Путь к мастерству» разработана педагогом дополнительного образования Новоселовой С.В. к промежуточной и итоговой аттестации обучающихся первого и второго года обучения в творческом объединен...
Методическая разработка конкурса профессионального мастерства «Марья - искусница» для детей 2-го года обучения.
Цель проведения мероприятия: · организация целенаправленного развивающего досуга обучающихся в детском объединении «Мягкая игрушка».Задачи:·...
Программа декоративно-прикладного творчества "Марья-искусница"
Представлена программа внеурочной деятельности для учащихся 5-8 классов по аппликации из соломы. Разработаны подробные инструкционные карты. Присутствует весь необходимый дидактичексий материал....
Сценарий развлекательной программы "Марья- искусница"
Мероприятие нацелено на крепление толерантного отношения детей друг к другу и развитие их коммуникативных возможностей, развитие патриотизма, формирование качеств активно действующей, творческой и лег...
Сценарий к празднику 8 марта "Марья-искусница"
Сценарий к празднику 8 марта "Марья-искусница" разработан для девочек 5-6 классов...