Выявление технических способностей детей 10-12 лет
методическая разработка по технологии (5 класс)
Вашему вниманию представлено не большое исследование по выявлению способностей детей 10-12 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vyyavlenie_tehnicheskih_sposobnostey_detey_10-12_let.docx | 45.01 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ
(МГОУ)
Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
на тему: «Выявление технических способностей детей 10-12 лет»
Научный руководитель: к.п.н., С.С.Хапаева _________________________ Рецензент: к.п.н., Е.Л. Свистунова __________________________ | Выполнил: Слушатель группы 10-ОТ Годишин Игорь Валерьевич _______________________ |
Мытищи 2019
Москва 2019
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………… 3
Глава I. Технические способности школьников 10-12 лет в психолого-педагогической теории………………………………………………………... 6
1.1. Основы выявления технических способностей школьников 10-12 лет, практическая реализация вопроса……………………………………………… 6
1.2. Основы выявления технических способностей школьников 10-12 лет, на современном этапе………………………………………………………………. 8
Глава II Реализация методики психолого-педагогического сопровождения выявления технических способностей школьников 10-12
2.1 Разработка методики психолого-педагогического сопровождения выявления технических способностей школьников 10-12 лет.……………….9
2.2 Результаты экспериментальной работы по реализации методики психолого-педагогического сопровождения выявления технических способностей школьников 10-12 лет.……………………………………………9
Заключение……………………………………………………………………...10
Литература………………………………………………………………………11
Приложения……………………………………………………………………..12
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования психологического развития ребенка 10-12 лет характеризуется повышенным желанием выделиться из группы сверстников. Признание своей личности, ощущение собственного превосходства над другими ставит мальчиков и девочек в сложную ситуацию. С одной стороны, они хотят общаться с другими детьми, взрослыми, с другой у них появляется желание побыть в одиночестве, наедине со своими мыслями. Эти изменения происходят из-за формирования критического мышления. Ребенок больше не доверяет авторитету взрослых, подвергает все их слова и действия критике. Для этого периода характерно появление первых постоянных интересов. Многие дети обзаводятся хобби, которые будут сопровождать их всю жизнь, именно поэтому в данный период, когда создаются наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения необходимо психолого-педагогическое сопровождение для выявления технических способностей для наиболее полного развития личности.
Цель исследования:
- всестороннее удовлетворение образовательных потребностей детей 10-12 лет;
- создание условий для гармоничного развития личности школьников в различных видах деятельности;
- расширение знаний и развитие индивидуальных способностей и интересов детей в технической сфере.
Объект исследования: развитие субъекта технической деятельности.
Предмет исследования: процесс выявления технических способностей школьников 10-12 лет.
Исходя из принятой цели, объекта и предмета исследования, на основе анализа психолого-педагогической, социологической литературы и имеющегося опыта профессиональной деятельности сформулирована гипотеза: выявление технических способностей школьников 10-12 лет будет эффективно при:
- организации индивидуально ориентированной помощи ребёнку в зависимости от типа затруднения при овладении им технологическими процессами;
- проведение мониторинга развития технических способностей на следующих этапах становления личности.
На основе гипотезы сформулированы задачи исследования:
1. Проанализировать изученность темы выявления технических способностей у детей 10-12 лет в психолого-педагогической теории, практическая реализация вопроса, а также выявить особенности определения технических способностей у данных обучающихся в современных условиях.
2. Разработать методику психолого-педагогического сопровождения школьников 10-12 лет по выявлению технических способностей в ходе урочной и внеурочной деятельности.
Методологическая основа исследования: основы процесса познания в философских трудах о системном подходе (Б.Г. Ананьев, Ю.К. Кабанский, Б.С. Гершунский, Л.В. Занков, И.А. Зязюн, В.В. Краевский); деятельностная теория обучения (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин); теория непрерывного образования (С.Я. Батышев, О.Г. Грохольская, В.Ф. Кривошеев); профессиональное самоопределение личности (Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, М.С. Салина, Э.И. Сокольникова, С.Н. Чистякова);
Методы исследования.
В ходе выполнения работы на основе задач применялись: теоретические методы (изучение, отбор психолого-педагогических источников по данной проблеме, анализ, психолого-педагогическое моделирование, системный подход); эмпирические методы (изучение литературы и документации, наблюдение, собеседование); диагностические (тестирование, анкетирование).
Научная новизна работы заключается в том, что:
- подобрана простая, но эффективная методика выявления потребностей школьников 10 – 12 лет в техносфере, она наиболее полное раскрывает потенциал школьника для развития его способностей в условиях урочной и внеурочной деятельности.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что рассмотрена эффективность реализации непрерывного психолого-педагогического сопровождения школьников 10-12 лет по выявлению у них технических способностей; подтверждена целесообразность, использования лично-ориентированного и деятельностного подходов в процессе выявления технических способностей школьников 10-12 лет.
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
1. Разработаны методические рекомендации по выявлению технических способностей у школьников 10-12 лет для дальнейшего развития личности.
Экспериментальная база исследования: МБОУ СОШ №12 г. Ногинска Богородского г.о.
Для выявления осознанного выбора профессионального направления и степени его сформированности, на первом этапе исследования мы проводим анкетирование школьников 10-12 лет с помощью «Анкеты оптанта» (Приложение 1). На втором этапе школьникам предлагалось пройти «Дифференциально диагностический опросник» (ДДО) Е.А. Климова (Приложение 2), где они должны выбрать одну из каждой пары предлагаемых профессий.
Глава I. ТЕХНИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 10-12 ЛЕТ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
1.1. Основы выявления технических способностей школьников 10-12 лет, практическая реализация вопроса.
Психофизическое состояние подрастающего поколения характеризуется рядом негативных признаков, проявляющихся в
снижении уровня здоровья детей, увеличении хронических заболеваний,
ухудшении физической подготовленности и т.д. Проблемы детства
усугубляются и тем, что за минувшие 10-15 лет заметно снизилась
двигательная активность детей и подростков, распространенность
гиподинамии среди школьников достигла 80 % (Сумин П.И.). Существенная
часть причин сложившегося положения определяется общим социально-экономическим кризисом в стране, а также часто встречающейся сегодня
отстраненностью родителей от воспитания и развития своих детей
На рубеже 90-х годов XX столетия с целью повышения эффективности
обучения были предложены новые подходы в его переосмыслении: формирование культуры личности (Лях В.И.), конверсия основных положений теории разносторонней подготовки в процессе воспитания (Бальсевич В.К.), оздоровительная направленность кружковой деятельности
(Ильин Е.П.), технология дифференцированного образования (Короткова Е.А.) и т.д.
Современные идеи модернизации воспитания опираются,
прежде всего, на гуманистическую парадигму (Сухомлинский В.А.,
Амонашвили Ш.А., Алексеев Н.А.) и призваны активизировать личность на
основе учета единства в ней биологического, психического и социального
(Лубышева Л.И.). В противовес стратегии принуждения и «усреднения»
утверждаются теория и практика формирования положительного отношения
к ценностям личности, сознательного выбора собственного пути
на основе целенаправленного расширения знаний.
Известно, что важнейшее условие становления здорового образа жизни
есть адекватная индивидуальным возможностям деятельность
(Матвеев А.П.), в процессе которой развиваются способности
детей. Вместе с тем в сфере регулирования двигательной и познавательной деятельности, несмотря на работы Бальсевича В.К. и его единомышленников, остается много нерешенных вопросов, в рекомендациях меры нагрузки по-прежнему превалирует усредненный подход при развитии способностей
школьников.
1.2. Основы выявления технических способностей школьников 10-12 лет, на современном этапе.
Между тем современные исследования (Никитюка Б.А, Щедриной А.Г.,
Жафяровой С.А., Додоновой Л.П., Маркина В.Ф., Сонькина В.Д.; Зайцевой
А.А. и др.) доказывают, что морфологические, функциональные и
двигательные параметры человека обусловлены типом его конституции.
Однако разработанные рядом исследователей (Лушина Л.В., Андреенко
Л.И., Смирнова Т.В., Горская И.Ю., Фильченков Д.А.) практические
рекомендации по дифференцированному подходу в развитии технических
способностей школьников различных соматотипов имеют определенные
недостатки: одностороннее развитие моторики учащихся, приблизительный
характер дифференцированных величин нагрузки, отсутствие рекомендаций
для всех представителей соматотипов, дифференциация величины меры
нагрузки только по отдельным двигательным способностям.
В решении проблем эффективности развития способностей
занимающего первостепенную роль играет система планирования и
лежащая в ее основе классификация психологических качеств. Разделение
двигательных способностей в избранной классификации должно
производиться в соответствии с объективными закономерностями
функционирования организма человека. В этой связи, классификация
нагрузок, разработанная на основе избирательного воздействия на
двигательные единицы различного типа и вида (Кизько А.П.), наиболее
адекватна. Вместе с тем целью совершенствования физического потенциала
школьника является гармоничное развитие его основных физических
кондиций (Макаров Н.М., Тертычный А.В., Минаев Б.Н. и др).
Весьма актуально решение вопросов рационального чередования работы и отдыха, а также чередования нагрузок разной направленности, так как разовые воздействия не решают задачи поступательного развития
функциональных систем организма. Однако в рассмотренных рекомендациях
по дифференцированному подходу в развитии моторики школьников
различных соматотипов планирование по данными параметрам отсутствует.
И, наконец, существующие практические рекомендации не затрагивают
представителей различных соматотипов всех возрастно-половых групп, в
том числе детей 10-12 лет.
Анализ научно-методической литературы показал, что имеющиеся
рекомендации по дифференцированному подходу в развитии двигательных
способностей школьников не решают проблему в целом, так как не в полной
мере учитывают биологические закономерности функционирования
организма человека.
Глава II РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДИКИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ 10-12 ЛЕТ
2.1 Разработка методики психолого-педагогического сопровождения для выявления технических способностей школьников 10-12.
Для выявления осознанного выбора профессионального направления и степени его сформированности, на первом этапе исследования мы проводим анкетирование школьников 10-12 лет с помощью «Анкеты оптанта» (Приложение 1). На втором этапе школьникам предлагалось пройти «Дифференциально диагностический опросник» (ДДО) Е.А. Климова (Приложение 2), где они должны выбрать одну из каждой пары предлагаемых профессий.
2.2 Результаты экспериментальной работы по реализации методики психолого-педагогического сопровождения выявления технических способностей школьников 10-12 лет.
Всего анкетирование прошли 66 человек (52 мальчика и 14 девочек), это школьники 5-6 классов. Данный опрос показал, что 73% нравятся уроки по предмету «Технология», 87% респондентов любят информационные технологии, 23% любят посещать кружки, 48% в будущем хотели бы связать свою жизнь с IT- технологиями, а 19% стать инженерами.
Всего опрос прошли 58 человек (46 мальчиков и 12 девочек), это школьники 5-6 классов. Опрос показал, что в системе «человек-техника» себя видят 27%, «человек-знак» - 44%, что говорит в пользу предметов «Технология» и «Информатика».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате исследования была выявлена заинтересованность школьников 10-12 лет «Техносферой», отмечено желание учеников 5-6 классов заниматься в кружках технической направленности, таких как «Робототехника», «Авиамоделирование», «3D конструирование» и т.д., в то же время часть школьников не смогла осознанно ответить на вопросы анкеты и опросника, что подтверждает идею о непрерывности психолого-педагогического сопровождения в этом «переходном возрасте», когда дети быстро растут, переполнены энергией, сначала делают, а потом думают.
Школьный предмет «Технология», а также занятия во внеурочное время в различных кружках будут способствовать плавному физиологически-возрастному переходу школьников 10-12 лет и наполнят новообразования структурными компонентами технического содержания у школьников с выявленными способностями к техническому складу ума. Этому будут способствовать также ручной труд ребёнка, освоение им различных ремёсел, испытание моделей на открытом пространстве, сделанные своими руками, освоение новых технологий, всё это станет отличной сменой деятельности образовательного процесса, увеличит активность, укрепит веру в собственные силы, придаст уверенность во всех занятиях урочной и внеурочной деятельности и как итог, улучшит успеваемость по всем предметам, будет способствовать гармоничному развитию личности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ананьев Б.Г. Индивидуальное развитие человека. – М.: Просвещение,
1968. – 334 с.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. – 320с.
3. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. Соч. – М., 1983. Т3. – 315 с.
4. Выготский Л.С. Педология подростка: проблемы возраста !Текст! / Л.С. Выготский // Сбор. соч. В 6 т. Т. 4 Детская психология; под ред. Д.Б. Эльконина. – М.: Педагогика, 1984. С.5-242.
5. Климов Е.А. Введение в психология труда. Учебник для вузов. – М., 1998.
6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999. – 705 с.
7. Сластенин В.А. и др. Педагогика Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
8. Цветкова Р.И. Мотивация и коррекция поведения детей и подростков. – Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1999. – 88 с.
9. Чистякова С.Н., Шалавина Т.И. – Профориентация школьников: Организация и управление. – М.: Просвещение, 1997.
10. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития: (В традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского). – М.: Тривола, 1994.- 168 с.
11. Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности // Мир Россия. – 1995. № 3-4.
Приложение 1
АНКЕТА ОПТАНТА
Испытуемому предлагается заполнить анкету, прошу вас ответить на ряд вопросов.
Имя.........................................
Класс......................................
Дата........................................
1. Назовите ваши любимые учебные предметы.
_____________________________________________________________________________
2. Назовите ваши нелюбимые учебные предметы.
_____________________________________________________________________________
3. Назовите профессии, которые вам нравятся.
_____________________________________________________________________________
4. Назовите профессии, которые вам не нравятся.
_____________________________________________________________________________
5. Чем вы любите заниматься в свободное время?
_____________________________________________________________________________
6. Какие кружки, секции, факультативы посещаете или посещали?
_____________________________________________________________________________
7. В какой работе класса или школы принимаете участие?
_____________________________________________________________________________
8. Сколько времени обычно у вас уходит на приготовление уроков?
_____________________________________________________________________________
9. Какая область деятельности или знаний из приведенного ниже вас больше всего интересует:
а) естественно-научная (химия, биология, медицина, геология, сельское хозяйство);
б) точные науки (математика, физика, технология, информатика);
в) общественно-научная (история, философия, экономика, право);
г) гуманитарная (литература, журналистика, лингвистика, педагогика, психология);
д) искусство (музыкальное, театральное, изобразительное) или же определенные интересы отсутствуют?
10.Какую профессию вы решили избрать? ________________________________________
11.Наметили ли вы пути ее получения? ___________________________________________
12.Есть ли у вас родственники или друзья, которые работают по избранной вами профессии? ___________________________________________________________________
13.Есть ли у вас друзья, которые намерены избрать ту же профессию, что и вы?
_____________________________________________________________________________
14.Что привлекает вас в избранной профессии:
а) условия труда;
б) сам процесс трудовой деятельности;
в) высокая материальная обеспеченность;
г) подвижная работа и возможность получения новых впечатлений;
д) спокойная работа;
е) высокая степень ответственности;
ж) самостоятельное принятие решений;
з) возникновение сложных или даже опасных ситуаций;
и) контакты с людьми;
к) возможность творческой деятельности;
л) частые командировки;
м) возможность создавать что-либо своими руками;
н) работа на свежем воздухе;
о) романтичность;
п) полезность результатов;
р) независимость;
с) перспективность (профессиональный рост, продвижение по служебной лестнице);
т) близость к месту жительства;
у) ____________________________________________________________________
Приложение 2
Дифференциально диагностический опросник (ДДО) Е.А. Климов
Инструкция к тесту:
«Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнить любую работу. Но если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы Вы предпочли?»
Тестовое задание:
1а. Ухаживать за животными | 1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать) |
2а. Помогать больным | 2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин |
За. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок | 3б. Следить за состоянием, развитием растений |
4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.) | 4б. Доводить Товары до потребителя, рекламировать, продавать |
5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи | 5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты) |
6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы) | 6б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных) |
7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты) | 7б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством – подъемным краном, трактором, тепловозом и др. |
8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.) | 8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов) |
9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище | 9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках |
10а. Лечить животных | 10б. Выполнять вычисления, расчеты |
11а. Выводить новые сорта растений | 11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.) |
12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять | 12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок) |
13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности | 13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов |
14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты | 14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п. |
156. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые) | 15а. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др. |
16а. Делать лабораторные анализы в больнице | 16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение |
17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий | 17б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов |
18а. Организовать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п. | 18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах |
19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания | 19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты |
20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада | 20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Выявление и поддержка творчески одаренных и способных детей на уроках ИЗО"
Методическое сообщение...
Статья "Возможности выявления творческих способностей детей мигрантов средствами педагогического сопровождения"
Анализ адаптации детей мигрантов...
Тест на выявление организаторских способностей детей
Тест на выявление организаторских способностей детей...
Прензентация "Выявление творческих способностей у детей с интеллектуальными нарушениями"
Прензентация "Выявление творческих способностей у детей с интеллектуальными нарушениями"...
Доклад на тему «Lego-конструирование – как средство разностороннего развития технических способностей детей разного возраста путем интеграции основного, дополнительного и дошкольного образования»
Модернизация образования предполагает интеграцию дошкольного, общего и дополнительного образования детей в единое образовательное пространство, причем каждое учреждение является уникальным по своим це...
Программа по выявлению способностей детей на уроках сельскохозяйственного труда путём использования метода проектов
Программа по выявлению способностей детей на уроках сельскохозяйственного труда путём использования метода проектов...
«Развитие технических способностей у детей посредством LEGO-конструирования и робототехники»
Значимым стал вопрос: как сделать так, чтобы техническое творчество стало для детей действительно деятельностным, развивающим, современным и интересным?Эту задачу я решила реализовать через использова...