Технологическая карта урока
Класс: 5 (ФГОС)
Тема урока: «Изготовление прихватки для кухни в лоскутной технике»
УМК: Тищенко А.Т., Синица Н.В., Симоненко В.Д. Технология. Программа: 5-8 классы, ФГОС, М.: Вентана-граф,
2015
Место и роль урока в изучаемой теме: урок относится к теме «Декоративно-прикладное искусство» раздела
«Художественные ремёсла» по программе Технологи, направление «Технология ведения дома». На изучение этой темы
выделяется одно занятие (2 урока).
Тип урока: открытие новых знаний, обретение новых умений и навыков.
Цель: ознакомить учащихся с видами декоративно-прикладного искусства и создать модель прихватки для кухни.
Задачи:
Образовательные:
∙ознакомить учащихся с содержанием раздела «Художественные ремёсла» в 5 классе.
∙раскрыть понятия видов декоративно-прикладного искусства и цветового решения в изделиях.
Развивающие:
∙развить умения анализировать, сравнивать, выделять главные и ключевые характеристики видов изделий
различных промыслов, цветовые сочетания, особенности украшения изделий.
∙способствовать развитию элементов творческой деятельности с опорой на опыт, традиции и культуру мастеров
декоративно-прикладного творчества.
Воспитывающие:
∙воспитание художественно-эстетического вкуса детей, терпения, и аккуратности в работе.
Планируемые результаты:
Личностные результаты: сознание личностной и практической значимости учебного материала, умение
мотивировать свою деятельность, осознание своих возможностей и ответственности за качество своей деятельности.
Предметные результаты: понимание и определение понятий «Декоративно-прикладное искусство», умение
устанавливать взаимосвязь по разным темам, умение применять теоретические знания в практической деятельности.
Метапредметные результаты: умение осуществлять учебное сотрудничество, умение работать с источниками
информации, умение грамотно строить устное монологическое высказывание, умение осуществлять самооценку и
взаимооценку.
Формы работы учащихся: групповая, коллективная, индивидуальная.
Опорные понятия: виды декоративно-прикладного искусства: вышивка, бисероплетение, вязание крючком и
спицами, батик, нитяная графика, макраме, ковроделие, художественная обработка кожи, лоскутная мозаика, гобелен,
ахроматические и хроматические цвета, тёплые и холодные цвета, гармоничные цветовые композиции,
Методы и приемы ведения урока: рассказ, беседа, моделирование, групповая практическая работа,
объяснительно-иллюстративный, частично поисковый, исследовательский.
Технология: учебного проектирования.
Форма урока: групповая, индивидуальная.
Виды контроля: устные вопросы, оценка практической работы, самооценка, взаимооценка.
Сохраняющие здоровье технологии: физкультминутка.
Наглядные пособия: изделия, выполненные в разных техниках декоративно-прикладного искусства, карточкизадания, технологическая карта.
Ход урока
Этап урока | Содержание урока | Формируемые УУД |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
|
1. Организацио нный этап (2 мин.) | Организует начало учебной деятельности; - проверяет готовность учащихся к уроку; - создает эмоциональный настрой на совместную работу -Здравствуйте ребята! - Рада вас снова видеть сегодня на уроке. Давайте улыбнемся друг другу и начнем урок с хорошего настроения. Все расселись по местам. Никому не тесно? По секрету скажу вам: «Будет интересно!» | - Готовятся к уроку; - погружаются в благоприятную атмосферу. | Личностные: - эмоциональный настрой на урок; - самоорганизация. Регулятивные: - способность регулировать свои действия, прогнозировать свои действия на уроке. |
2. Актуализаци я знаний и умений учащихся, постановка целей и задач урока (10 мин.) | - Организует подводящий диалог, пошагово подводит учащихся к формулированию темы и цели урока. Сегодня на уроке мы осуществим увлекательное путешествие в удивительную страну Ремесел. После чего предстоит выполнить мини-проект в группах, и защитить свою работу. Все результаты нашей работы мы будем оценивать и заносить в оценочный лист, по результатам которого будут выставлены оценки в журнал. (Приложение 1). Среди предметов, окружающих нас в быту, есть удивительные и очень красивые. Перед вами изделия, выполненные в различных техниках декоративно-прикладного искусства (продемонстрировать изделия из школьного кабинета выполненные в разных техниках (Приложение 2)). Как вы думаете, что объединяет все эти изделия? Совершенно верно, они выполнены своими руками и относятся к области декоративно-прикладного искусства от латинского (decoro – «украшаю»). Декоративно-прикладное искусство охватывает создание художественных изделий, имеющих утилитарное (полезное, практическое) назначение. Декоративно-прикладное искусство – не только самое древнее из искусств, но и одно из самых современных, потому что до сих пор произведения народных мастеров украшают повседневный быт | - Слушают учителя. -Отвечают: «Эти изделия выполнены своими руками». | Личностные: - активное погружение в тему; - умение осознавать значимость поставленных учебных задач. Регулятивные: - умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. Познавательные: -умение анализировать, структурировать знания; - умение поставить учебную цель. Коммуникативные: - умение выражать свои мысли в устной форме. |
человека. Перечислите, те виды декоративно-прикладного искусства, которые вам известны. Как вы думаете, какую технику можно использовать для изготовления изделия для кухни на сегодняшнем уроке? Задание 1. Перед вами на доске слова – составьте из них предложение, которое и будет являться темой нашего урока. Как вы думаете, что нового мы узнаем сегодня на уроке? Правильно, сегодня на уроке мы должны: познакомиться с видами декоративно-прикладного искусства и изготовить макет прихватки для кухни. Запишем тему урока в тетрадь. | знакомы. -Отвечают: «лоскутная пластика». -Из представленных слов составляют тему урока – «Создание макета прихватки для кухни в лоскутной технике». -Отвечают на вопрос. -Записывают тему урока. |
3. Изучение новых знаний (26 мин.) | - Сообщает новые знания; - организует работу в парах; - мотивирует учащихся на совместную деятельность, на выполнение мини-проекта; - предлагает проанализировать информационные | -Слушают учителя, отвечают на вопросы, фиксируют в тетради основные | Личностные: - проявление интереса к новому содержанию; - осмысление основных вопросов, подлежащих |
-Называют виды
декоративноприкладного
искусства, с
которыми уже
источники; - контролирует и подтверждает правильность выводов; - обобщает полученные результаты. Декоративно-прикладное искусство – охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта. Виды декоративно-прикладного искусства разнообразны. Это зависти от того какие материалы используются при выполнении изделий и техники исполнения. Давайте их рассмотрим. Задание 2. Перед вами иллюстрации основных видов декоративно-прикладного искусства. У каждой пары есть карточки с понятиями и определениями понятий этих видов. Ваша задача определить по иллюстрации виды декоративно прикладного искусства. Записать в тетрадь определение понятий, указанных в ваших карточках-заданиях (Приложение 3). Озвучьте, пожалуйста, что у вас получилось. За каждый правильный ответ поставьте по 1 баллу в оценочный лист. Задание 3. Познакомившись с понятиями декоративно-прикладного искусства давайте попробуем соотнести их виды и технику исполнения (Приложение 4). Давайте проверим результат. (1-б, 2-а, 3-г, 4-в, 5-д). | понятия. -Записывают понятия в тетрадь. -Внимательно слушают друг друга, добавляют. -Зачитывают понятия и выставляют баллы в оценочный лист. -Выполняют задание. -Проверяют и | усвоению. Регулятивные: - умение слушать и выполнять задание в соответствии с целевой установкой; - умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. Познавательные: - умение работать с различными источниками информации; - выделение необходимой информации, построение логической цепочки рассуждений, структурирование новых знаний. Коммуникативные: - умение осуществлять учебное сотрудничество с одноклассниками и учителем в поиске и сборе информации; - умение выражать свои мысли в устной форме. Предметные: - умение давать |
За каждый правильный ответ поставьте по 1 баллу в оценочный лист. | выставляют баллы в оценочный лист. | определения новым понятиям темы. |
4. Физкультми нутка (2 мин.) | Показывает физические упражнения, создает условия для снятия переутомления учащихся. Ну-ка дружно по порядку Выходите на зарядку! Руки мы в локтях согнули Вверх подняли, замахали, Спрятали за спину их Ах, давайте оглянемся Через правое плечо Через левое еще! Тихо все сейчас присели, Посидели, посидели А теперь друзья встаем И за парты все идем. | - Выполняют физические упражнения. | Личностные: - формирование ценности здорового образа жизни. |
5. Изучение новых знаний (10 мин.) | Чтобы любое изготовленное тобой изделие хорошо смотрелось необходимо умело сочетать цвета. А для этого надо знать основные законы цветоведения. Как вы думаете, на какие две группы можно разделить цвета? Многообразие цвета делят на две группы: ахроматические и хроматические. Найдите в учебнике и запишите определения понятий в тетрадь стр.164. Ахроматические – это черный, белый и оттенки серого цвета. Хроматические – это цвета и их оттенки, которые | -Высказывают предположения. -Ищут определение в учебнике и записывают в тетрадь. | Личностные: - проявление интереса к новому содержанию; - осмысление основных вопросов, подлежащих усвоению. Регулятивные: - умение слушать и выполнять задание в соответствии с целевой установкой; - умение осознанно и произвольно строить |
различает глаз человека. Основные цвета – красный, желтый, синий. Как получить дополнительные цвета? Дополнительные цвета – фиолетовый, оранжевый, зелёный – получается при смешивании основных. Задание 4. Пользуясь цветовым кругом (стр. 165 рис. 111), допишите формулы получения дополнительных цветов. (Приложение 5). Проверяем: Красный + синий = фиолетовый; красный + желтый = оранжевый; желтый + синий = зеленый. За каждый правильный ответ поставьте по 1 баллу в оценочный лист. Как вы понимаете выражения теплые и холодные цвета? Хроматические цвета делятся на теплые (красный, оранжевый, желтый) и холодные (синий, фиолетовый, зеленый). К тёплым относятся цвета, ассоциирующиеся с солнцем и огнём. Холодные цвета напоминают воду, лес. А что значит контрастные цвета? Цвета, расположенные на цветовом круге напротив друг друга, считаются контрастными и при этом гармоничными: красный - зеленый, оранжевый - синий, желтый - фиолетовый. Рассмотрите рис. 113 на стр. 167 и гармоничные цветовые композиции (Приложение 6). На них приведены гармоничные цветовые композиции. Что напоминают вам эти цветовые | -Высказывают предположения. -Выполняют задание. -Проверяют, исправляют ошибки и выставляют баллы в оценочный лист. -Высказывают предположения. -Высказывают предположения. -Рассматривают иллюстрации. -Высказывают | речевые высказывания. Познавательные: - умение работать с различными источниками информации; - выделение необходимой информации, построение логической цепочки рассуждений, структурирование новых знаний. Коммуникативные: - умение осуществлять учебное сотрудничество с одноклассниками и учителем в поиске и сборе информации; - умение выражать свои мысли в устной форме. Предметные: - умение давать определения новым понятиям темы. |
композиции? Правильно, варианты орнамента для прихватки, салфетки, подушечки и других изделий, выполненных из цветных лоскутов. Назовите, какие формы лоскута чаще всего применяют для изготовления? Верно. Перечисленные вами формы относятся к геометрическому орнаменту и это есть общий признак, а в чём вы видите различия? Вы правы. Благодаря этому можно получить большое количество вариантов | предположения. -Отвечают: «Квадраты, треугольники, прямоугольники». -В цвете, в размере, в месторасположении . |
мин) | - Проводит вводный инструктаж по выполнению учащимися практической работы, разделяет на группы (примерно 3 группы по 4 человека). Сегодня у нас не обычная практическая работа, а в форме мини-проекта, который вы будите выполнять по технологической карте (Приложение 7). Давайте вспомним, по срокам выполнения проекты бывают? Совершенно верно долгосрочные и краткосрочные. Так вот, на уроке мы выполним мини-проект, который вы будете защищать. - Тема нашего мини проекта: «Изготовление макета лоскутного изделия для кухни»; - Задачи: ознакомить учащихся с образцами изделий для кухни, с учебно-технической документацией и предупреждение о возможных трудностях при выполнении задания. | Слушают учителя. -Отвечают на вопрос. | Личностные: - осознание своих возможностей; - мотивация на творческую деятельность; - осознание ответственности за качество своей деятельности; - проявление самостоятельности. Регулятивные: - умение планировать свою деятельность; - умение осуществлять контроль по результату; - умение соблюдать |
6. Применение
знаний на
практике (25
Нам понадобятся следующие инструменты и приспособления: цветная бумага, клей, ножницы, «альбом творчества», картонные шаблоны геометрических фигур, простой карандаш. Этапы выполнения: 1. используя законы цветоведения подобрать сочетающиеся цвета для выполнения макета; 2. используя геометрические фигуры (квадрат, треугольник, ромб, прямоугольник) создать макет прихватки; 3. защита мини-проекта группами по схеме: ∙ название; ∙ какие геометрические фигуры вы использовали, ∙ как подобрали цвет. Прежде чем преступить к выполнению мини проекта, познакомимся с техникой безопасности при работе с ножницами и клеем (Приложение 8). На выполнение работы у вас будет 15 минут. Приступайте. Контролирует выполнение учащимися практической работы. Проводит текущий инструктаж (при необходимости). Осуществляет контроль рационального использования учащимися материала и учебного времени. Проводит заключительный инструктаж: ♣ организует выставку выполненных макетов | Организуют рабочее место; выполняют практическую работу: «Изготовление макета лоскутного изделия для кухни». Защищают мини проект. | трудовую дисциплину. Познавательные: - умение решать практические задачи на творческом уровне; - умение организовать рабочее место и осуществлять подбор материалов и инструментов, необходимых для выполнения практической работы; - умение применять методы художественного оформления изделий; - умение выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления; - умение обосновывать критерии качества конечного результата. Коммуникативные: - умение вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Предметные: |
на доске; ♣ анализирует выполнение самостоятельной работы; ♣ организует разбор типичных ошибок учащихся; ♣ направляет учащихся на формулирование способов устранения ошибок. | - закрепление знаний по выбору цветовой гаммы; - применение знаний на практике по составлению макета лоскутного изделия с использованием шаблонов. |
7. Рефлексия (5 мин.) | Мотивирует учащихся на рефлексию о деятельности на уроке. Продолжите фразы: - Мне понравилось на уроке… - Мне не понравилось на уроке… - Что ещё хотелось бы узнать? Дает объективную и комментированную оценку результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке. Заполните, пожалуйста, оценочные листы. Выставляет оценки в журнал. | -Дополняют фразы. - Проводят самооценку, взаимооценку, заполняют оценочные карты. | Личностные: - умение провести самооценку, взаимоценку. Регулятивные: - умение осуществлять оценку, как выделение и осознание того, что усвоено и что подлежит усвоению. Коммуникативные: - умение формулировать и аргументировать свое мнение, учитывать мнение одноклассников. |
8. Уборка рабочих мест (5 мин.) | Контролирует процесс уборки рабочих мест. | - Учащиеся наводят порядок на своих рабочих местах. |
|
9. Домашнее задание (5 мин.) | Инструктирует учащихся по выполнению домашнего задания и подготовке к следующему уроку: § 24,27 читать, принести цветные карандаши и «альбом творчества». | - Слушают инструктаж, осмысливают домашнее задание; - записывают | Познавательные: -умение структурировать знания; - оценивание процессов и результатов деятельности. |
домашнее задание в дневник. | Регулятивные: - волевая саморегуляция; - осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. |