Эффективность метода проектов на уроках технологии
статья по технологии
Выступление на педагогическом совете по теме эффективности метода проектов на уроках технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 569.44 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Смирновская СШ»
Выступление на педагогическом совете
«Эффективность проектной деятельности
на уроках технологии»
Подготовил: Киселев С.В.
учитель технологии
2019 год
Современное общество предъявляет серьезные требования к качеству образования молодого поколения: владение различными способами деятельности (познавательной, творческой, проектной), умение ориентироваться в огромном информационном потоке, обладание способностью к самостоятельному конструированию своих знаний, умение критически мыслить, владение навыками коллективного труда. Как отмечает И.И. Ляхов, в настоящее время усилился процесс проектизации знания, культуры и производства (имеются в виду проектные разработки научно – исследовательских программ, творческих планов, целевых программ, и систем управления хозяйственно – экономическими, производственными, социокультурными и другими процессами).
В программе «Технология» дается следующее определение: «Проект – самостоятельная, творческая, завершенная работа учащегося, выполненная под руководством учителя». Это определение дополняет И.В. Яроминский: «Проект – завершенная творческая работа, соответствующая уровню подготовки и возрастным особенностям исполнителей». Анализируя определение других педагогов, автор выявил, что исследователи рассматривают понятие «учебный проект» как дидактическое средства для активизации познавательной деятельности, форму организации учебной деятельности, учебно-трудовое задание, самостоятельную работу.
Проект на уроке технологии - это всегда решение конструкторской задачи. Подобная задача по самой своей природе связана с поисковой деятельностью, с решением возникшей проблемы. Следовательно, проект в учебном процессе целесообразно рассматривать как частный случай проблемного обучения.
Метод проектов - это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию учащегося путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания под контролем учителя новых «продуктов», обладающих субъективной или объективной новизной и имеющих практическую значимость.
В основе метода проекта лежит развитие познавательных интересов, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. В процессе проектной деятельности учащиеся развивают свой творческий потенциал и усваивают основополагающие закономерности построения современных технологий. Проектная деятельность заинтересовывает учащихся, если они знают, что их проект будет востребован, выбирая тему проекта и выполняя его, школьники учатся выявлять потребности приложения своих сил, находить возможности для проявления своей инициативы, способностей, знаний и умений, проверяют себя в реальном деле, проявляют целеустремленность и настойчивость. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", предметными, т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая,
конкретный практический результат, готовый к применению.
Использование в процессе обучения проектной деятельности создает условия для формирования общих учебных навыков (алгоритма учебных действий), навыков самоконтроля и самооценки, способствует формированию личностных качеств (аккуратность, внимательность, взаимопомощь и т.д.), позволяет научить детей общаться, развивать универсальные учебные действия. Кроме того, ребенок усваивает содержание учебного предмета в активной познавательной деятельности: играя, конструируя, проектируя один, вместе с товарищами и учителем в классе или с родителями дома. Ученик не получает готовое задание, а
сам вырабатывает его путем поиска информации, проведения опытов, наблюдений, обсуждая с товарищами, обучаясь вести диалог, делать выводы, проверять себя, демонстрировать итоги своей работы, результат своего труда - поделку, изделие, защищать проект на выставке, в классе, школе.
Разновидности проектов
Выбор проектов определяется потребностями различных сфер жизнедеятельности личности и общества (школа, индустрия, досуг, дом), необходимостью их удовлетворения, улучшения и модернизации существующих предметов потребления и услуг. Основными критериями выбора проектов являются: оригинальность, доступность, надежность; техническое совершенство; эстетические достоинства; безопасность; соответствие общественным потребностям; удобства эксплуатации; технологичность; материалоемкость; стоимость и т. д.
Виды проектов по характеру деятельности:
Проект практической направленности (например, изготовление украшений для новогоднего праздника).
Исследовательский проект (сравнение орнаментов в искусстве разных народов).
Информационный проект (история какого-либо вида рукоделия, ремесла, промысла, материала).
Творческий проект (создание панно в какой-либо технике).
Виды проектов по длительности:
Мини-проекты (один урок или часть урока);
Краткосрочные проекты (4-6 уроков);
Долгосрочные проекты (четверть или полугодие).
Все проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально.
Продукт проектной деятельности:
Изделие прикладного творчества (панно, игрушка, изделие бытового назначения).
Видеофильм (как делают кукол).
Выставка (работы, иллюстрирующие технику или тему).
Газета (стенная с рисунками, текстом, фото и пр.).
Игра (моделирование деятельности фирмы по производству чего-либо).
Коллекция (инструментов и приспособлений, видов материалов).
Модель (здания, автомобиля, корабля и проч.).
Мультимедийный продукт (фото, видео, компьютерная графика).
Справочник (способы работы с металлом с примерами всех техник).
Учебное пособие (макет электропроводки в комнате).
Работа над проектом включает в себя несколько этапов:
- подготовительный (определение цели, постановка задач, анализ готового изделия, определение ресурсов, планирование работы);
- реализация (самостоятельное выполнение работы по плану, промежуточное обсуждение результатов, оформление работы);
- презентация результатов проекта (значимость работы, где и как ее можно использовать);
- оценка результатов проекта (четкость выполнения плана и последовательность операций, использование материалов и инструментов, эстетичность работы, активность каждого участника, характер общения и взаимопомощи при выполнении работы, презентация работы).
Важной частью проектной деятельности является умение рассказать о своей работе, представить свой проект, защитить его. Публичную защиту проекта обычно называют презентацией. Зачастую, презентация превращается в краткий пересказ своей работы. Умение представить свой продукт является очень важной составляющей работы. Поэтому продумывать презентацию нужно одновременно с разработкой идеи проекта. Детей нужно постоянно приучать рассказывать о своей работе. Помимо развития речи, это вызывает повышение осознанности своих действий. Это иногда влияет и на сам процесс создания изделия. Когда ребёнок знает, что ему нужно будет рассказать о своей поделке, он начинает более тщательно продумывать шаги, подбирать материалы. Если это художественная работа, то попросите рассказать о замысле, о чувствах, о том, что лучше всего удалось.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/30/picture-38218.jpg)
Использование метода проектов на уроках технологии
Данный материал рекомендую использовать для активизации познавательной деятельности обучающихся при изучении раздела "Проектная деятельность"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/08/picture-33971-1383928479.jpg)
Использование метода проектов на уроке "Технология"
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Этот метод возник во второй половине 19 века. В настоящее время в связи с модернизацией российского образования встала проблема воз...
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/24/picture-36388.jpg)
Применение метода проектов на уроке технологии.
ШКОЛА БУДУЩЕГО - ШКОЛА ПРОЕКТОВ! "Тот, кто не смотрит вперед, оказывается позади" Дж. Герберт Проект - это метод обучения : Может применяться на уроке и во внеурочное в...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/28/picture-130142-1351368575.jpg)
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта "Применение метода проектов на уроках технологии как средство развития творческого потенциала учащихся"
В статье представлен собственный педагогический опыт, посвященный проектной деятельности на уроке технологии....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/17/picture-317771-1382003305.jpg)
Метод проектов на уроках технологии и реализация социально значимых проектов учащихся
Выступление на школьном методическом объединении по теме "Современные образовательные технологии в общеобразовательной школе на уроках обслуживающего труда"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/08/picture-292892-1378662862.jpg)
" Эффективные методы обучения на уроках технологии"
В связи с реформами образования в нашей стране, происходит постоянный поиск эффективных методов обучения, способствующих решить одну из основных задач учебного процесса – сформировать у школьников нов...