Хозяин сельского дома
рабочая программа по технологии (10 класс)
Авторская программа по технологии для учащихся 10 кл.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_hozyain_selskogo_doma_10_kl.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация МО «Заиграевский район»
Управление образования администрации МО «Заиграевский район»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Ацагатская средняя общеобразовательная школа - интернат
имени Агвана Доржиева
Утверждаю Согласовано Программа
Директор МБОУ заместителем директора по УВР рассмотрена и одобрена
Ацагатской СОШ-И МБОУ Ацагатской СОШ-И на пед. совете МБОУ
им. А. Доржиева им. А. Доржиева Ацагатской СОШ-И
___________ /Чимитова Ж.Д./ __________ /Рандалова О.В./ им. А. Доржиева
Приказ № 2 §_15_
от «01» сентября 2016 г. «01 »сентября2016 г. Протокол №_1_______
от «31» августа 2016г.
Рабочая программа
по элективному курсу
«Хозяин сельского дома»
10 класс
По учебникам Д.Д. Доржогутапов, М.А. Григорьев
«Обработка древесины» «Материаловедение»
издательство «Бэлиг», «Высшая школа»
Составитель: Намдыков Б.Ц.
учитель технологии
МБОУ Ацагатская СОШ-И
им. А.Доржиева
Ацагат
2016-2017 уч. год
Пояснительная записка
к рабочей программе «Хозяин сельского дома». 35 часов.
Программа «Сельский дом и семья» предназначена для трудового обучения в сельских школах, ориентирующихся на подготовку школьников к труду в сельскохозяйственном производстве с различными формами собственности (фермерское хозяйство, крестьянские усадьбы, кооперативы, арендные хозяйства и др.). это программа является структурным компонентом предметной области «Технология».
Программа призвана обеспечить:
- Подготовку грамотных работников для сельскохозяйственного производства и рачительных хозяев своей усадьбы;
- Создание и реализации условий для развития творческих способностей каждого учащегося, воспитание интереса к сельскохозяйственному труду, умение оценивать свою деятельность;
- Формирование умений строить отношения с товарищами в процессе труда; воспитание благоприятного отношения к дому и семье как основам индивидуального развития личности.
В программу «Сельский дом и семья» входит ряд блоков-программ: программа технологии для мальчиков, программа «Хозяин сельского дома». В содержании всех программ учтены традиции сельского уклада жизни, особое внимание уделено эстетическому развитию сельских школьников, изучению современной технологии и техники сельскохозяйственного производства.
В программе обеспечивается преемственная связь в содержании учебного материала всех блоков, реализация развивающей и воспитывающей функций учебного предмета «Технология». С учетом возрастных особенностей учащихся в ходе дидактического процесса решаются следующие задачи:
- Выработка у учащихся осознанного отношения к учебе и труду, гражданское и трудовое становление; нравственное, интеллектуальное и физическое развитие личности;
- Воспитание трудолюбия, потребности в труде, уважения к мастерам своего дела, качеств рачительных хозяев, патриотизма, заботливого и бережного отношения к родной природе;
- Формирование общетрудовых и начальных профессиональных умений, политехнических и некоторых профессиональных знаний, необходимых для участия в труде по обустройству личного хозяйства;
- Развитие творческих способностей в процессе включения в художественную деятельность по изготовлению изделий с использованием различных видов резьбы по дереву;
- Побуждение к сознательному выбору одной из профессий, связанных с работой на селе.
Раздел программы «Обработка древесины. Народные ремесла и промыслы» предусматривает ознакомление с основными технико-технологическими знаниями, формирование умений и навыков по деревообработке. Изучаемый материал включает в себя сведения о ручной и механической обработки древесины, применяемых в материалах, инструментах и станках, основных заготовительных, обработочных, контрольно-измерительных и отделочных операциях. Учебный материал имеет политехническую направленность. Так, знания по планированию, контролю, измерению и другие дают представление об общих закономерностях и процессах, характерных для всех видов производств. Более специальный характер имеют знания и умения, необходимые будущему хозяину сельского дома: получение заготовок, пиление, строгание, долбление, зачистка, отделка изделия с использованием различных видов резьбы.
В ходе изучения программы решается комплекс воспитательных задач. Так, материалы, связанные с местной историей народных ремесел, направлены на формирование у учащихся интереса и любви к истории своего края, добросовестного отношения к труду, бережливости и др. Для обучения практическим умениям и навыкам наряду с традиционным оборудованием необходимо использовать наборы стамесок и ножей для резьбы, а также материалы, легко обрабатываемые резанием. В связи с тем что работы, связанные с резьбой по дереву обладают повышенной травмоопасностью, особое внимание уделяется соблюдению учащимися правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены.
Освоение народных ремесел может быть продолжено на занятиях факультативов и в кружках, во внеучебное время.
Программа знакомит с многообразием работ , типичных для сельского жителя, дают необходимые знания, умения и навыки по изготовлению строительных конструкций из древесины, строительству индивидуального сельского дома, обустройству приусадебного хозяйства, чтению чертежей, выполнению экономических расчетов и др.(«Изготовление строительных конструкций из древесины», «Общестроительные работы», «Обустройство приусадебного хозяйства»).
Календарно-тематический план
по элективному курсу «Хозяин сельского дома» 10 класс (35 часов)
№ | Тема | Количество часов |
1. | Вводное занятие | 1 |
2. | Цель обучения программы | 1 |
3. | Столярно-плотничные работы в сельском строительстве | 2 |
4. | Основные деревообрабатывающие операции | 1 |
5. | Плотично - столярные соединения, применяемые в сельском строительстве | 4 |
6. | Устройство оконных блоков | 2 |
7. | Устройство дверных блоков | 2 |
8. | Устройство оконных рам | 2 |
9. | Монтаж деревянных стен, перегородок, перекрытий и крыши | 4 |
10. | Настил полов | 4 |
11. | Применение деревянных конструкций в приусадебном хозяйстве | 4 |
12. | Плотницкие инструменты и их наладка | 4 |
13. | Устройство парников, погреба | 4 |
Технологическая карта элективного курса «Хозяин сельского дома» 10 класс
№ | Тема | Содержание | Материалы | Количество часов | Оборудование и инструменты | Примечание | |
Технико-технологические сведения | Практические занятия | ||||||
1. | Вводное занятие | Цель обучения программы «Хозяин сельского дома» | 1 | ||||
2. | Цель обучения программы | 1 | |||||
3. | Столярно-плотничные работы в сельском строительстве | Виды столярно-плотничных работ | Определение материала. Породы древесины | Хвойные, лиственные породы древесины | 2 | Таблицы, плакаты, образцы | |
4. | Основные деревообрабатывающие операции | Виды деревообрабатывающих операций | Хозяйственный инвентарь | Древесина | 4 | ||
5. | Плотнично - столярные соединения, применяемые в сельском строительстве | Общие сведения о деревянных конструкциях | Сплачивание досок | Доски | 4 | Верстак, инструменты для разметки, строгания, сверления | |
6. | Устройство оконных и дверных блоков, рам | Типы оконных коробок и переплётов | Изготовление оконных блоков и рам | Доски , бруски | 6 | Плакат, верстак, шаблон, инструменты для долбления, пиления, строгания | Инструктаж |
7. | Монтаж деревянных стен, перегородок, перекрытий и крыши | Маркировка элементов и их назначение | Изготовление макетов | Рейки | 4 | ||
8. | Настил полов | Виды материала | Сплочение досок на фугу, сплочение клином половых реек | Доска обрезная, половая рейка | 2 | Верстак, инструменты для разметки, строгания, сверления, клин, киянка | Инструктаж по ТБ |
9. | Применение деревянных конструкций в приусадебном хозяйстве | Технология изготовления деревянных конструкций | Ремонт заборов, школьной ограды | Штакетник | 4 | Молоток, гвозди, гвоздодёр | Инструктаж по ТБ |
10. | Плотницкие инструменты и их наладка | Виды инструментов | Изготовление топорища, ручек инструмента | 4 | Инструктаж по ТБ | ||
11. | Устройство парников, погреба | Конструкции парников и погребов | Разработка конструкции парников и погребов | 4 | Инструктаж по ТБ |
Специальная литература.
Учебно-методическое обеспечение
Учебники:
1. Под ред. Симоненко В.Д. Технология.10 кл.- Вентана –Граф,2006г.
2. Под ред. Симоненко В.Д. Технология.11 кл.- Вентана –Граф,2006г.
3. Д .Д. Доржогутапов «Живая старина», Бэлиг,2005
Дополнительная литература:
11 класс:
1. Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения, - М.: Московский рабочий, 1973г.
2. Джонс Дж. Методы проектирования. – М.: Мир, 1986г.
3. Злотин Б., Месяц под звездами фантазии: Школа развития творческого воображения, - Кишинев: Лумина, 1998 г.
4. Лук А.Н. Психология творчества, - М.: Наука, 1978г.
5. Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления, - М.: Педагогика, 1974г.
6. Прощицкая Е.Н. Практикум по выбору профессии: Учебное пособие для 8-11 классов общеобразовательных учреждений, 1990г.
7. Твоя профессиональная карьера: Учебник для 8-11 классов общеобразовательных учреждений/под ред. С.Н. Чистяковой, - М.: Просвещение, 1997г.
Материально-техническое и информационное обеспечение
Мастерская.
- Учебно-методическая литература по технологии (учебники, тетради, дидактические материалы, справочная литература).
- Технические средства обучения (компьютер).
- Экранно-звуковые средства (видеофильмы, компакт-диски)
- Печатные пособия (таблицы, раздаточные пособия, альбомы).
- Коллекции (образцы пиломатериалов, гербарии древесных пород, образцы пороков древесин ).
- Оборудование и приспособления (кабинет для теоретических занятий, доска, комбинированные верстаки, станки, шкафы для наглядных пособий и инструментов).
- Интерактивные средства обучения (учебные электронные мультимедиоиздания на компакт-дисках).
- Образовательные ресурсы сети Интернет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальный проект "Новогодние игрушки на ёлку сельского Дома культуры с.Чернуха"
Внеурочная деятельность по профилактике девиантного поведения у младших школьников специальной (коррекционной) школы VIII вида....
Авторская рабочая программа по трудовому обучению Хозяин сельской усадьбы для 8,9 классов коррекционной школы 8 вида
Умение вести хозяйство на подворье складывается, казалось бы, из простых, знакомых обязанностей и дел. Но когда с ними сталкивается воспитанник школы-интерната, то возникают естественно затрудне...
Авторская рабочая программа по трудовому обучению Хозяин сельской усадьбы для 8,9 классов коррекционной школы 8 вида
Умение вести хозяйство на подворье складывается, казалось бы, из простых, знакомых обязанностей и дел. Но когда с ними сталкивается воспитанник школы-интерната, то возникают естественно затрудне...
Программа элективного курса "Хозяин сельского дома"
Программа элективного курса...
Сценарий концерта "Музыкальная капель" на сцене сельского Дома Культуры.
Нашей традицией стало проведение отчётного концерта в конце года. 2013 год для нашего села был юбилейным, и нам очень хотелось порадовать своих односельчан. Совместное выступление д...
Хозяин сельского дома
Авторская программа по технологии для учащихся 11 кл....