Формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия на уроке
статья по технологии (6 класс)
Формирование УУД на примере раздела Деревообработка в 6 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_u_obuchayushchihsya_umeniy_realizatsii_novyh_sposobov_deystviya_na_uroke.docx | 20.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар Урок
Формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия на уроке.
Предмет Технология заслуженно притягивает к себе все большее внимание. Мировая техника и технология развиваются все более стремительно, и если в начале прошедшего века десять лет казались периодом, за который человечество лишь успевало осознать важность той или иной проблемы, сегодня за этот срок, казалось, фантастические перспективы просто становятся обыденностью или вообще устаревают и выходят из обихода.
Технология на сегодняшний день, пожалуй, самый многогранный предмет в школе по сравнению с другими, несомненно не менее важными предметами, с точки зрения формирования личности ребенка. Новые для учащегося способы действия не просто встречаются в зависимости от этапа рассмотрения новой темы урока, ими зачастую настолько наполнено занятие, что педагогу приходится задуматься, не перенасыщен ли процесс обучения, происходит ли усвоение материала и приобретение новых навыков надежно и надолго.
О любом предмете в школе можно с уверенностью сказать, что он вносит существенный вклад в формирование всех универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Определяющую роль в формировании УУД играет учитель. Подбор содержания, разработка конкретного набора наиболее эффективных учебных заданий (в рамках каждой предметной области), определение планируемых результатов – всё это требует от педагога грамотного подхода.
Данная статья не ставит своей целью теоретически и подробно разобрать, что относится к личностным, регулятивным, коммуникативным и познавательным универсальных учебных действий, однако любое осознанное действие учителя направленное на развитие личности учеников прежде всего связано с главной задачей – обретению учениками навыков самостоятельного добывания знаний и самостоятельного планирования действий.
Рассмотрим подробнее одну из тем раздела «Деревообработка 6 класс»: «Строгание древесины».
Для проведения урока по данной теме создаю определенный набор учебных заданий для развития УУД
Например:
На первом уроке в начале учебного года знакомлю мальчиков с тем, что им предстоит пополнить свои знания о традиционных технологиях и познакомиться с новыми, современными их видами. Поскольку тема строгание древесины может и должна занимать существенную часть объема занятий по деревообработке, разбиваю занятия на занятия в основном посвященные теории с небольшой частью практических работ и на занятия, которые почти целиком посвящены практической работе. На первых занятиях демонстрирую различные виды ручных инструментов семейства рубанков, объясняю родственные конструктивные особенности а также общие черты механических и электрифицированных инструментов. Мы знакомимся процессом резания, выясняем что можно называть резанием, какие другие виды обработки существуют. Учащиеся делятся своим предыдущим опытом обращения с режущими инструментами, а также размышляют об опасностях, которые связаны с режущим инструментом.
- По мере изучения основных теоретических тем мы начинаем знакомится с изученным на практике. Мы знакомимся процессом резания, выясняем что можно называть резанием, какие другие виды обработки существуют. Учащиеся делятся своим предыдущим опытом обращения с режущими инструментами, а также размышляют об опасностях, которые связаны с режущим инструментом. Практическая работа – разборка, изучение устройства и сборка рубанка. Изучение правил настройки и тестирование результата. С помощью учителя проводим измерение толщины стружки штангенциркулем. . Модель рубанка применяю самую простую в регулировке – с канавочными гайками, которые существенно упрощают настройку. Недостаточно рассказать о том, что ненастроенный и не заточенный правильно инструмент не выполняет свою функцию должным образом, на тестовых брусках ученики проводят испытание своего инструмента и возможно подробно объясняют, что же происходит и какова причина. Таким образом практическая часть работы на начальном этапе знакомства с инструментом происходит в виде лабораторной работы. Результат исследований заносится в тетрадь с указанием номера опыта, названия инструмента, действий по настройке. В заключительное занятие включаю небольшой раздел об общих принципах настройки электроинструмента. По возможности провожу короткую, на 10 секунд, демонстрацию работы электрорубанка с соблюдением мер безопасности.
- Первые практические работы начинаем, когда получены позитивные результаты настройки рубанков при тестировании на образцах древесины. Первые задания по сложности должны находиться на минимальном уровне. Применяется мягкая древесина – сосна или ель. Отлично подходит строгание кромки до достижения размера по ширине, особое внимание геометрической форме получаемого изделия, завалам в сторону пласти и в сторону торца, контроль угольником и линейкой. Для первичных работ считаю более существенным сконцентрироваться на процессе получения первичных навыков строгания, не отвлекаясь на разметку изделия линейкой и угольником. В данном случае представляется оптимальным применение шаблонов. Изделие – боковая стенка ящика для инструментов. Заготовка – напиленное заранее учителем достаточное количество дощечек несколько большей ширины.
В процессе выполнения практических работ при обнаружении учителем неверных действий, нарушения техники безопасности или последовательности выполнения операций практическая часть урока приостанавливается для обсуждения необходимой корректировки. Учащимся задаются вопросы связанны с ранее изученной темой и характерной ошибкой, допущенной в течение урока. После разбора ошибки занятие возобновляется.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по формированию у обучающихся умения решать основные виды логарифмических неравенств
В работе рассмотрены основные виды логарифмических неравенств, даны методические рекомендации по обучению учащихся решению логарифмических неравенств разными способами....
Методическая разработка «Учебные ситуации как средство формирования у обучающихся умения планировать деятельность через уроки информатики»
Данная методическая разработка содержит теоретический материал по теме, банк учебных ситуаций, конструктор учебной ситуации, а также диагностики для отслеживания результата...
Формирование у учащихся умений реализации новых способов действия на уроке английского языка
Материал, основанный на опыте работы....
Активизация деятельности обучающихся путем использования новых образовательных технологий на уроках русского языка в рамках реализации ФГОС О УО (ИН)
Использование технологии лэпбук в образовательном процессе коррекционной школы...
ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ УМЕНИЙ РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЯ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Современная жизнь и общество предъявляют высокие требования к выпускникам средней общеобразовательной школы, что естественным образом нашло свое отражение в социальном заказе и воплотилось в виде целе...
Формирование у учащихся умений реализации новых способов действий на уроке математики (из опыта работы)
Формирование у учащихся умений реализации новых способов действий на уроке математики (из опыта работы)...
Презентация "Методы формирования новых знаний и способов действий на уроках русского языка и литературы"
В презентации рассматриваются основные методы формирования новых знаний и способов действий (объяснительно-иллюстритавный и репродуктивный, проблемный и частично-поисковый, исследовательский методы) с...