Урок технологии « Изготовление салфетки в лоскутной технике»
план-конспект урока по технологии (5 класс)
Сформировать знания, умения и навыки в области изготовления салфетки в лоскутной технике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_na_sayt.docx | 454.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок технологии « Изготовление салфетки в лоскутной технике»
Предмет: Технология , 5класс
Раздел: Создание изделий из текстильных и поделочных материалов»
Цель: сформировать знания, умения и навыки в области изготовления салфетки в лоскутной технике.
Задачи:
- раскрыть возможности лоскутного шитья; показать варианты применения отходов от текстиля; научить составлять схему обдумывания вариантов изготовления салфетки и изготавливать салфетку из лоскутов;
- ознакомить с техническими условиями и приемами выполнения лоскутной техники «спираль»;
- воспитывать эстетический вкус, бережливость и чувство сотрудничества.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование:
- Компьютер, проектор, экран, технологическая карта, схема обдумывания изготовления салфетки, образцы готовых изделий, лоскутки ткани, ткань для основы; ножницы, нитки, портновские булавки, швейная машина, утюг, гладильная доска. Презентация «Лоскутное шитьё», Музыкальная физкультминутка. (видиопрезентация от проекта Videouroki.net)
Методы: проблемно-поисковый.
Формы работы: практическая, самостоятельная, коллективная, работа в группах, в парах, индивидуальная.
План урока:
- Проверка готовности к уроку – 3 мин;
- Беседа по выявления знаний учащихся -5 мин;
- Изучение нового материала – 10 мин;
- Актуализация -5 мин;
- Составление схемы обдумывания 10 мин;
- Выполнение практической работы – 15 мин;
- Физкультминутка – 3 мин;
- Продолжение практики – 17 мин;
- Беседа по вопросам -5 мин;
- Проверка работ, оценивание – 5-7мин
Технологическая карта урока
Этап урока/занятия | Методическая характеристика этапа: задачи, методы создания развивающей среды. | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся, направленная на реализацию каждого компонента образовательной компетенции |
1.Организацион-ный момент. | -приветствие; -проверка готовности учащихся к уроку. | Здравствуйте, девочки! Сегодня мы с вами начинаем изучать новую тему раздела ОО «Технология», которая называется «Рукоделие». | Учащиеся готовят все необходимое для урока. Записывают тему урока в тетрадь. |
2.Беседа по выявлению знаний учащихся. | -выявить уровень знаний по данной теме; - выслушать ответы; -обсудить возникшие вопросы. | 1)Кто знает, что означает слово «рукоделие»? 2)Какие виды рукоделия вы знаете? 3) Какие инструменты нужны для выполнения этих работ? | Ответы учащихся: 1) Когда человек что-то делает своими руками. 2) Вышивка, макраме, плетение, вязание крючком и спицами. 3) Ножницы, иглы, наперсток, крючок, спицы. |
3.Изучение нового материала. | -рассмотреть новый для учащихся вид рукоделия и заинтересовать их; - ознакомить с историей лоскутного шитья и техникой «спираль»; -раскрыть возможности лоскутного шитья; -сформировать навыки использования в работе текстильного мусора. | Сегодня я хочу познакомить вас с ещё одним очень увлекательным видом рукоделия - «лоскутное шитье» или «пэчворк». Что вы знаете или слышали об этом виде рукоделия? История возникновения лоскутного шитья (Презентация). Презентация наглядно демонстрирует применение предметов лоскутного шитья Шитье из лоскутов – один из традиционных видов народного творчества, у которого давняя история, своими корнями, уходящая в те времена, когда наши прабабушки вручную ткали холсты на примитивных ткацких станках, которые имелись почти в каждом крепком хозяйстве. Домотканые холсты шли на изготовление нехитрой крестьянской одежды, а лоскуточки бережливые хозяйки не выбрасывали, аккуратно складывали и впоследствии шили из них различные предметы домашнего обихода: одеяла, подушки, коврики, ставили заплаты и пр. Многообразие тканей, расцветок, фактуры, стилей, позволяет и сейчас создавать интересные и необычные картины – панно. Их можно называть живописью, где краски заменяют кусочками ткани. Лоскутное шитье, как вид женского рукоделия, присутствует во всех странах мира с давних времен, с тех пор, как появилась ткань. Но и до появления ткани из остатков меха и кожи умелые женские руки создавали и одежду, и немудреные одеяла. У каждого народа - своя история появления и развития лоскутного шитья, но каждый народ сохранил традиции своих предков до сегодняшних дней, и мы с вами эту традиции продолжим. Создавать из лоскутков что-то новое и необычное – занятие увлекательное и, в отличие от многих других видов декоративно-прикладного искусства, не требующее особых навыков. Надо немного уметь шить (и не обязательно на швейной машинке) и быть в работе очень аккуратным. Изучение данного вида рукоделия мы начнем с небольшой работы - лоскутной салфетки. После изготовления фартука у вас остались небольшие обрезки ткани. Нерадивая хозяйка давно бы их выбросила, а мы из этого текстильного мусора изготовим красивую салфетку, которая украсит интерьер вашей кухни, её не стыдно будет подарить маме или бабушке на 8 марта. Существует немало техник переработки текстильного мусора: «ляпачиха», «треугольники», «квадраты», «полоска», «спираль». Сегодня на уроке вы познакомитесь только с одной из техник лоскутного шитья - «спираль» или «крэйзи» (сумасшедший лоскуток), в которой вы и изготовите свою салфетку. Вы просмотрели презентацию «Лоскутное шитье», а теперь, ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы. | Ответы учащихся: (выслушать ответы учащихся, а только потом, рассказать об этом виде рукоделия подробнее). ходе просмотра презентации учащиеся: воспринимают и запоминают новую информацию. |
4.Закрепление изученного материала. | -сформулировать цель и задачи урока; -составить план - схему по выполнению работы; -закрепить полученные знания на практике; -изучить технику и последовательность изготовления лоскутной салфетки; -научить их творчески мыслить и принимать решение самостоятельно; - дать возможность получить удовлетворение от выполненной работы и увидеть результат своего труда. | Беседа по вопросам: 1) Какова цель нашего урока? 2) Какие задачи мы поставим, чтобы добиться поставленной цели? 3) Что же такое «лоскутное шитье» или («пэчворк»)? Посмотрите, что представляют собой работы, выполненные в данной технике (учитель демонстрирует изделия, выполненные в технике «спираль»). Как вы думаете, что нам понадобится для выполнения этой работы? С чего мы начнем свою работу? Чтобы ничего не забыть и не упустить в работе составляется схема обдумывания, чем вы сейчас и займетесь. Давайте подумаем и составим логически-смысловую модель на изготовление нашей салфетки (есть правила, чтобы полностью представить и раскрыть весь материал используется формула (7 + -2), т.е. направлений должно быть не больше 9 и не меньше 5).
Затем класс делится на 3 группы и каждой группе дается задание раскрыть содержание двух направлений из схемы обдумывания. Учитель направляет деятельность учащихся, дает необходимые советы и рекомендации. Перед практической работой учитель объявляет критерии оценивания. Критерии изготовления салфетки в технике лоскутного шитья «спираль»:
Учитель проводит: - инструктаж по правилам безопасности труда при работе с ножницами, утюгом и на швейной машине; -вводный инструктаж по выполнению практической работы; -демонстрирует правильные приемы работы;
( видио от проекта Videouroki.net) В процессе выполнения практической работы учитель совершает целевые обходы рабочих мест учащихся, контролируя правильность и качество выполнения работы, организацию рабочего места и соблюдение правил техники безопасности. Работа считается законченной, если кусочками ткани заполнена вся основа салфетки. | Ответы учащихся: 1) Изготовить салфетку из текстильного мусора. 2) Изучить новый вид рукоделия, освоить технику «спираль». 3) Лоскутное шитье - это сшивание узоров из мелких лоскутков ткани, или изготовление изделий из лоскутков)? Учащиеся изучают образцы салфеток и других работ. Ткань, нитки, ножницы, иглы, швейная машина, утюг. С составления плана. Коллективное обсуждение схемы: Учащиеся обсуждают направления работы, предлагают выбрать 6 направлений для построения схемы изготовления салфетки. Работа в группе: учащиеся раскрывают содержание направлений схемы обдумывания:
После работы в группе, обсудив и объединив все направления в единую схему, учащиеся приступают к практической работе. Работа в парах: по желанию ученицы выбирают себе пару, с кем будут работать за одной швейной машиной и пользоваться утюгом. Индивидуальная работа: ученицы самостоятельно выбирают форму и размер салфетки, размер и форму «глаза» салфетки (от чего будет зависеть сложность работы и количество витков спирали, а также цветовую гамму выбранных лоскутов). Сильные учащиеся работают самостоятельно, тем, у кого возникают затруднения, предлагаются технологические карты на изготовление салфетки. В середине практической работы, чтобы снять напряжение учащиеся проводят разминку для глаз и плечевого пояса. В ходе работы учащиеся осуществляют само и взаимоконтроль. По окончании работы - уборка рабочих мест. |
5. Подведение итогов урока, выставление оценок. |
| Беседа по вопросам:
Продемонстрировать лучшие работы учащихся (похвалить), разобрать типичные ошибки учениц и пути их исправления (если они будут). Оценить каждую работу. Рефлексия «Светофор». Учитель предлагает оценить свою деятельность на уроке с помощью «Светофора» (зелёный – все понятно, желтый – есть затруднения, красный – много непонятного; кружочки данных цветов даны учащимся еще в начале урока). Делает выводы, подводит итог урока. Учитель комментирует объективность оценивания результатов уч-ся, выставляет оценки в журнал, говорит о том, что необходимо подготовить к следующему занятию. | Ответы учащихся: 1. С лоскутным шитьём. 2. В технике «спираль». 3. При выполнение данной техники не требуются шаблоны и точность при раскрое. 4. Из маленьких кусочков можно сшить любую вещь: одеяло, наволочки, жилеты, юбки, сумки, косметички, игрушки и т.д. 5. Ширина шва настрачивания кусочков равна 5 мм. 6. Чтобы не было напуска ткани. 7. Историю лоскутного шитья, научились изготавливать салфетку из лоскутов. 8. Да, можно самой сшить салфетку, а не покупать в магазине. В жизни все пригодиться. Учащиеся анализируют свою работу, выявляют ошибки, говорят о способах их устранения. Самооценка: Оценивают свою работу с помощью цветных кружочков. |
6. Домашнее задание. | -Повторить правила ТБ; -закрепить полученные знания; -помочь применить имеющие знания в дальнейшем. | На следующем уроке мы будем обрабатывать срезы салфетки. Для этого вам нужно: принести ткань для подкладки и окантовки, а также предложить свой способ переработки текстильного мусора и оформить страничку в рабочей тетради по данной теме. | Записывают домашнее задание в дневник. |
Используемая литература
1.Зайцева О. Лоскутное шитье: Практическое руководство. — М.; СПб: АСТ; Астрель- -СПб, 2007.
2.Иванова Ю. Игра в лоскуты Веры Щербаковой. — Тверь: Культура и традиции, 2007.
3.Штауб-Вахсмут Б. Пэчворк и квилт. Лоскутное шитьё. — Профиздат, 2007.
4.Исторический обзор // Золушка шьёт. — 2004. — № 48. Специальный выпуск. Сентябрь.
5. УМК: Н.В.Синица, Ю.В.Крупская, О.А.Кожина и др под ред.В.Д.Симоненко
Приложение№1
Рекомендации по выбору цвета ткани для лоскутной техники
1. | Подбирать лоскутки ткани лучше при дневном освещении. |
2. | Наиболее удачный вариант сочетания пёстрой и однотонной ткани, если гладкокрашеная ткань повторяет одну из красок пёстрой. |
3. | Не следует располагать рядом «тёплые» и «холодные» тона одного и того же цвета. Например: зелёный с желтизной и зелёный с синеватым оттенком. |
4. | Более изысканным и сложным цветовым сочетанием принято считать цвета секторов, расположенных один от другого через сектор: красный-жёлтый-синий; зелёный-фиолетовый-оранжевый. Именно подобные сочетания встречаются в природе: на крыльях бабочек, лепестках цветов и в оперенье птиц. |
5. | Нельзя сочетать соседние цвета спектрального круга. Это вносит дисгармонию, к примеру красный с оранжевым. Между красным и оранжевым лучше внести немного чёрного цвета, а между жёлтым и оранжевым серый цвет. |
6. | Цвета секторов, расположенных напротив друг друга, считаются контрастными и при этом гармоничными: красный-зелёный; оранжевый-синий; жёлтый- фиолетовый. Эти цвета становятся более насыщенными и усиливают яркость друг друга |
7. | Необходимо учитывать способность выделять «тёплые» цвета, чтобы не «перегрузить» лоскутную композицию. |
Приложение №2
Цветовой круг. Сочетание цветов
Приложение№3
Технологическая последовательность выполнения лоскутной техники «спираль»
1.Расположить «зрачок» с рисунком в центре основы, приколоть булавкой
2. Второй лоскуток приколоть лицевой стороной вниз к любой из сторон «зрачка», срезы выровнять. Провести карандашом линию, отступив от края 0,5см. Это линия притачивания. Приметать лоскуток, притачать на швейной машине
3.Удалить сметочную строчку, отвернуть второй лоскуток в сторону и заутюжить
4.Третий лоскуток приколоть лицевой стороной вниз ко второму и к следующей стороне «зрачка», продолжая двигаться по часовой стрелке. Приметать и притачать.
5.Отвернуть третий лоскуток и заутюжить.
6.Каждый следующий лоскуток должен полностью перекрывать срезы лоскутиков, к которым его притачивают
7.Отвернуть четвертый лоскуток и заутюжить. Вокруг «зрачка» образовался первый ряд лоскутиков.
8.Следующий лоскуток – начало второго ряда – притачать сразу к трем лоскутикам и т.д., двигаясь по часовой стрелке. Заполнив лоскутиками всю основу, срезать лишнюю ткань по краям квадрата
Приложение №4
Технологическая карта на изготовление салфетки из лоскута в технике «спираль»
№ п/п | Описание операции | Графическое изображение операции | Оборудование, инструменты, приспособления |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Выкроить из ткани квадрат (круг, треугольник, овал) размером 22×22 см – 1 шт. для основы салфетки. | Линейка, карандаш, ножницы. | |
2 | Определить середину квадрата. Вырезать и уложить в центр ткани-основы неправильный пятиугольник (треугольник, квадрат), не пришивая (можно приколоть булавкой, чтобы не смещался). | Линейка, карандаш, ножницы, булавки. | |
3 | Выбрать лоскуток (или вырезать) одинаковой длины с той стороной, к которой он будет пришиваться. Ширина кусочка должна быть не менее 3см и не более 5см. Уложить лицом вниз, уравнивая срезы и настрочить на ширину 5 мм. | Линейка, карандаш, ножницы, швейная машина. | |
4 | Пришитый лоскуток отогнуть и отутюжить в противоположную сторону, чтобы не было напуска около шва. | Утюг, утюжильная доска. | |
5 | Взять третий кусочек, равный по длине следующей стороне. Уложить лицом вниз, уравнивая срезы и настрочить на ширину 5 мм. Излишки ткани срезать, кусочек отогнуть и отутюжить. | Булавки, карандаш, ножницы, линейка, швейная машина, утюг, утюжильная доска. | |
6 | Следующие лоскутки пришиваются по такому же принципу, не забывайте двигаться всё время против часовой стрелки, т.е. по спирали. | Булавки, карандаш, ножницы, линейка, швейная машина, утюг, утюжильная доска. | |
7 8 | Работа продолжается до тех пор, пока вся основа не будет заполнена кусочками ткани. В каждом последующем витке спирали длина кусочков увеличивается. Готовую основу хорошо отутюжить. Выкройте подкладку больше основы на 6см. Положите на подкладку основу лицевой стороной вверх. Подверните края подкладки и заметайте швом вподгибку с закрытым срезом. Прострочите бортики на машине. Приутюжьте готовое изделие | Булавки, карандаш, ножницы, линейка, швейная машина, утюг, утюжильная доска. Ножницы, портновские булавки, швейная Машина, утюжильная доска |
РЕФЛЕКСИЯ «СВЕТОФОР»
много непонятного
есть затруднения
все понятно
Приложение №5
Схема обдумывания изготовления салфетки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс : "Изготовление изделий в лоскутной технике"
Лоскутная техника очень разнообразна. Вашему вниманию предлагается инструкционная карта по работе с лоскутом. Технология очень простая. эффектная. Изделия получаются необычные, при эотм используются о...
Конспект урока по ФГОС второго поколения. Технология. Тема урока Технология изготовления прихватки в лоскутной технике.
Технологическая карта урока. С применением ИД....
Тема урока: "Технология изготовления лоскутного изделия"
Разработка содержит конспект урока технологии "Технология изготовления лоскутного изделия" составленный в соответствии с требованиями ФГОС и мультимедийную презентацию состоящую из двадцати четы...
Инструкционная карта "Прихватка (салфетка) в лоскутной технике "Ананас""
Разработана инструкционная карта, позволяющая выполнить изделие в технике "Ананас". Удобно использовать на уроках, для дистанционного обучения, проведения мастер-классов, самостоятельной раб...
Изготовление изделия в лоскутной технике «ПИЦЦА"
Мастер-класс по изготовлению изделия "Чехол для очков" в стиле лоскутной техники "ПИЦЦА"...
Урок технологии « Изготовление салфетки в лоскутной технике»
Сформировать знания, умения и навыки в области изготовления салфетки в лоскутной технике....
Открытый урок по технологии по теме "Изготовление панно в лоскутной техники"
Тема урока: Изготовление панно в лоскутной техникиЦель: Формирование навыков в технике аппликации.Задачи:Формировать навыки по художественной обработке материала.Развивать и совершенствовать твор...