Статья. Формирование у обучающихся регулятивных УУД на уроке технологии (из опыта учителя).
статья по технологии
В статье рассматриваются способы формирования регулятивных УУД в рамках изучения курса "Технологии".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Федотова О.В., учитель Технологии ГБОУ СОШ № 492 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Тема: «Формирование у обучающихся регулятивных УУД на уроке технологии» (из опыта работы учителя).
В современном мире стремительно развивается наука и техника, появляются новые технологи, которые преобразуют жизнь людей. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека.
Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД).
Универсальные учебные действия – это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают у учащихся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.
Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают:
- познавательные и учебные мотивы;
- учебную цель;
- учебную задачу;
- учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Выделяются 4 группы УУД:
Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность.
Возможности предмета «Технология» позволяют гораздо больше, чем просто формировать у учащихся картину мира с технологической направленностью. При соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности (планирование, ориентирование в задании, преобразование, оценка результата, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, нахождение практических способов решения, умение добиваться достижения результата и т. д.) достаточно наглядны и, значит, более понятны для учеников. Навык выполнять операции технологично позволяет ученикам грамотно выстраивать свою деятельность не только при изготовлении изделий на уроках технологии. Знание последовательности этапов работы, четкое создание алгоритмов, умение следовать правилам необходимы для успешного выполнения заданий любого учебного предмета, а также весьма полезны во внеурочной деятельности.
Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только даёт ученикам представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требований, предъявляемых к технической документации, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и во внеурочной деятельности (при поиске информации, усвоении новых знаний, выполнении практических задании).
Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития учеников становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
Благодаря специфике предмета, большое внимание уделяется формированию именно регулятивных универсальных учебных действий, которые обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.
К регулятивным универсальным учебным действиям относятся:
- целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
- оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
- саморегуляция – способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
Для формирования регулятивных универсальных учебных действий по технологии создаются благоприятные условия за счет того, что выполнение заданий требует от учеников планирования предстоящей практической работы, соотношение своих действий с поставленной целью, установления причинно-следственных связей между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозирования действий, необходимых для получения планируемых результатов. Материализация результатов деятельности в конкретном изделии позволяет учащимся наиболее продуктивно осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы. Задания, предписывающие ученикам следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различных видов (учебнике, дидактическом материале и пр.), руководствоваться правилами при выполнении работы, также позволяют формировать у них необходимые регулятивные действия. Ученикам необходимо уделять особое внимание к самостоятельной организации своего рабочего места, не в зависимости от характера выполняемой работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Формирование коммуникативных умений и навыков на уроках английского языка ( из опыта работы)."
В статье рассматриваются практические приемы, напрвленные на формирование коммуникативной компетенции обучающихся. Формирование коммуникативных компетенций обучающихся помогает развитию познават...
Формирование регулятивных ууд на уроках технологии в основной школе
В статье рассматриваются способы формирования регулятивных УУД в рамках изучения курса "Технологии"...
Формирование у обучающихся регулятивных УУД на уроке математики(из опыта работы учителя)
p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 120%; }p.western { font-family: "Times New Roman",serif; font-size: 12pt; }p.cjk { font-family: "Times New Roman",serif...
Статья "Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя русского языка и литературы)"
Данная статья рассматриваает особенности формирования у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке. Данные наблюдения зафиксированы в ходе моей работы на уроках русского языка...
Статья "Формирование у обучающихся навыков проектной деятельности на уроках литературы" (из опыта работы)
Данная статья поможет учителю привлечь своих учеников к проектной деятельности....
Статья "Формирование практических умений и навыков на уроках технологии для детей с ОВЗ"
В статье рассматриваются этапы формирования умений и навыков на уроках технологии для детей с ОВЗ...
РЕЦЕНЗИЯ на методическую статью «ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ»
В статье подробно рассматривается коррекционное значение трудового обучения для детей с ментальными нарушениями....