План-конспект урока технологии для мальчиков 7 класс (Приёмы обработки конических и фасонных поверхностей)
план-конспект урока по технологии (7 класс)

Другов Александр Викторович

План-конспект урока технологии для мальчиков 7 класс (Приёмы обработки конических и фасонных поверхностей)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Данные об учителе: Другов Александр Викторович.

Предмет: технология.      Класс: 7.   Учебник (УМК): В.Д. Симоненко. «Технология».

Тема урока: Изготовление фасонных деталей на токарном станке для обработки древесины.

 Тип урока: комбинированный (освоение новых знаний, обобщение и

систематизация изученного).

Оборудование: токарный станок по обработке древесины, токарные стамески, технологическая карта изделия, образец изделия, мультимедийный проектор.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:

Предметные результаты – умение точения геометрических тел вращения, устройство и работа токарного станка, составление технологической документации.

Цели урока, как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Предметные

Овладение алгоритмами решения организационных задач и технологических операций.

Регулятивные

определение последовательности завершающих операций с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Познавательные

Выбор наиболее оптимальных средств и способов решения задачи (составление технологической карты).

Коммуникативные

Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе.

Личностные

Умение провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь  в группе.

Этап урока,

Задачи этапа

Формы учебного взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

Организационный момент

Организовать самоопределение детей к деятельности на уроке.

фронтальная

Приветствует учеников.

Проверяет готовность к уроку, выдаёт индивидуальные задания к уроку.

Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку.

Личностные: проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания.

Актуализация знаний

Систематизировать имеющиеся у учащихся знания: приёмы токарного точения, инструмент для точения, технологическая последовательность.

фронтальная

Учитель раздаёт учащимся изделия из древесины, выполненные на токарном станке  и предлагает выбрать стамески или резцы, с помощью которых эти изделия были изготовлены.

Учащиеся отбирают инструмент и поясняют причину его выбора.

Регулятивные:

умение составлять план и последовательность действий,   осуществлять контроль по результату.

Целеполагание и постановка задач.

Выбор материалов и инструментов для выполнения поставленной задачи.

Умение построить алгоритм действия (технологическая карта)

Фронтальная и групповая

Подводит учащихся к цели  занятия: «научиться технологии изготовления деталей с коническими и фасонными поверхностями, выполненными из древесины» и ставит задачи: 

1. Изготовить одно из изделий прикладного назначения – ручку напильника.

2. Выяснить последовательность выполнения точения фасонных поверхностей на токарном станке .

3. Овладеть основными безопасными приёмами фасонного точения.

Выдвигают предположения о технологии изготовления данных изделий.

Познавательные: умение рационально использовать технологическую информацию; оценивать технологические свойства материалов, ориентироваться в средствах и технологиях обработки материалов; умение подбирать инструмент и оборудование

Мотивационно-целевой этап

Умение анализировать полученную информацию и применять на практике.

Фронтальная и групповая

Художественное точение – широко распространённый вид художественной обработки древесины, применяемый при изготовлении мебели, посуды, игрушек и других предметов, который ведёт своё начало от старинных русских промыслов.

 Зная свойства древесины, можете ли вы назвать, какие породы наиболее подходят для точения на токарном станке?

 Какие изделия ДПТ вам бы хотелось, изготовить?

Какие трудности могут возникнуть при изготовлении этих изделий?

Предлагают породы древесины, подходящие для художественного точения сравнивают, анализируют и объясняют свой выбор.

Лчностные: умение овладеть нормами и правилами научной организации труда;

Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей  и коллективной деятельности.

Регулятивные:

умение составлять план и последовательность действий,   осуществлять контроль по результату.

Поисково-исследовательский этап

Умение сотрудничать на уроке с учителем, одноклассниками, в группе и коллективе.

групповая

Для изготовления детали с фасонными поверхностями применяют различные криволинейные шаблоны, или точные измерительные инструменты. Особенно это важно тогда, когда необходимо выполнить ряд одинаковых изделий, например: шахматы.

Давайте вместе составим технологическую последовательность изготовления изделия.

Формулируют критерии подбора используемого инструмента.

Составляют технологическую последовательность изготовления ручки напильника.

Под руководством учителя корректируют технологическую карту.

Регулятивные:

умение составлять план и последовательность действий,   осуществлять контроль по результату.

Практический этап

Умение построить алгоритм действия (технологическая цепочка)

Фронтальная

Организует работу учащихся, следит за правильным выполнением операций, контролирует и корректирует действия учеников.

Определяют и выполняют технологические операции, осуществляют самоконтроль выполнения операции, применяя, составленную ранее, технологическую документацию.

Познавательные: умение выделять необходимую  информацию; умение ориентироваться в средствах и технологиях обработки материалов; умение планировать свою трудовую деятельность; умение обосновывать показатели качества промежуточных операций

Рефлексивно-оценочный этап

Умение сотрудничать на уроке с учителем, одноклассниками, в группе и коллективе.

Фронтальная

Подводит учащихся к выявлению причин и способов  устранения возможного брака.

Демонстрирует возможные искажения формы.

Привлекает к обсуждению причин и способов устранения брака.

Комментирует и объясняет допущенные ошибки, демонстрируя работы учеников.  Сравнивает качество работы учащихся.

Предлагает ответить на вопросы:

Доступен и понятен ли данный способ изготовления деталей?

Где его можно применить?

Соответствует ли изделие техническим условиям?

Где можно применить изготовленное изделие?

Подводит учащихся к выводу о декоративной отделке изделия:

Можно ли произвести какие-либо работы с изделием  с тем, чтобы оно стало привлекательнее.

Объясняет о целесообразности работы в бригаде.

Фиксирует оценки учащихся.

Поздравляет учащихся с первым точеным изделием.

Предлагает ученикам в качестве домашнего задания разработать проект изделия, с элементами фасонного точения.

Сравнивают работы, оценивают свою работу и работы членов группы, отвечают  на вопросы учителя.

Делают вывод о значимости сложности и трудоёмкости операции; необходимости декорирования изделия. Проговаривают последовательность своих действий при точении детали, отмечая возникшие трудности при этом и их причины.

Личностные: умение провести самооценку и организовать взаимооценку (прогнозирование и контроль).

Регулятивные: построение логической цепочки рассуждений и доказательство.

Познавательные: умение сформулировать алгоритм действия; выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления обосновывать показатели качества конечных результатов.

         План-конспект урока технологии для мальчиков 7 класс

Тема урока: Приёмы обработки конических и фасонных поверхностей.

Цель урока: 

-  Научить учащихся правильным и безопасным  приёмам работы на токарном станке по      дереву.

-  Мотивировать учащихся на творческий подход к выполнению своей работы.

- Воспитывать у учащихся желание рационализировать процесс

   изготовления изделий из древесины.

-  Способствовать развитию умений выделять главное, применять

    знание на практике.

Тип урока: комбинированный (освоение новых знаний, обобщение и

систематизация изученного).

Методы обучения: устный опрос, рассказ, показ приёмов работы на станке учителем, демонстрация наглядных пособий, практическая работа.

Оборудование урока: деревообрабатывающий токарный станок, плакаты по теме, заготовки

Ход урока

1-ый урок

1. Организационный момент:

Контроль посещаемости по электронному журналу, проверка готовности учащихся к уроку, сообщение темы и целей урока.

2.Теоретическая часть.

Повторение пройденного материала.

В о п р о с ы.

--определить по схеме основные узлы токарного станка по обр. древесины.( тест)

-- какие инструменты применяются при обр. древесины на токарном станке и как они называются? (опрос )

-- кто является изобретателем суппорта ? (опрос учащихся)

Изложение нового учебного материала.

План беседы учителя с учащимися

Точение конических и фасонных деталей из древесины.

Обработанные на токарном станке детали цилиндрической формы характерны тем, что у них относительно оси вращения все точки поверхности в данном поперечном сечении расположены на окружностях и лежат на одном и том же радиусе. В деталях конической формы радиус переменный, и точки поверхности образуют конус. Торцевая поверхность, при точении концов заготовок при перемещении резца только по радиусу, является кругом.

Точение конических и фасонных деталей на токарном станке во многом сходно с точением цилиндрических деталей. Сначала полукруглой стамеской (реером) заготовке придают форму конуса, оставляя припуск 5...8 мм на чистовую обработку. Затем станок останавливают и поворачивают подручник так, чтобы он стал примерно параллелен образующей конуса. Перемещая косую стамеску от основания к вершине конуса, заготовку обтачивают до заданных размеров, которые контролируют с помощью кронциркуля и линейки.

Фасонные детали представляют собой сочетания различных поверхностей: цилиндрической, конической, сферической, криволинейной. Характерным элементом фасонных деталей являются галтели. «Галтель»- от немецкого «желоб». Точение таких деталей осуществляется рером. ПРИ точении выпуклых поверхностей резец перемещают от середины выпуклости к краям, а при точении вогнутых—наоборот.

Перед контролем размеров и формы обрабатываемой на станке детали станок останавливают.

2-ой урок

1.2.  П р а к т и ч е с к а я   ч а с т ь.

Проведение текущего инструктажа по технике безопасности ,санитарии и гигиене труда при выполнении учебного задания.

Проверка организации рабочих  мест учащихся.( верстак, инструмент , приспособления)

Организазия рабочего места. Для выполнения работы понадобятся: токарный станок JET, реер, майзель, др. резцы , заготовки, штангельциркуль, линейка, карандаш, шлифовальная бумага, шаблон, ножовка.

Вводный инструктаж.

З а д а н и я:

1). по предложенной учителем технологической карте выточить ручку напильника;

2). зачистить поверхность шлифовальной бумагой;

3). отполировать поверхности , нанести орнамент;

4). обрезать и зачистить торцы готового изделия.

 5) убрать рабочее место.

Заключительный инструктаж. Разбор допущенных ошибок и анализ причин, их, вызвавших, разъяснение возможностей применения полученных знаний в трудовой деятельности человека.

-  обсуждение в группе с учителем какие изделия необходимо изготовить на токарном станке   в подарок родителям . Какую подготовительную работу необходимо провести для изготовления подарка. ( выполнение набросков и эскизов будущего изделия по образцам выявленных с помощью сайтов для мастеров , подготовка необходимых чертежей и материалов)

Рефлексия: ( тест игра )

- предложить учащимся начертить в учебной тетради ряд геометрических фигур ( круг, квадрат,  прямоугольник , треугольник) и преобразовать их в объёмные фигуры. ( круг в шар , квадрат в куб и пирамиду, прямоугольник в прямоугольную призму и цилиндр, треугольник в пирамиду, заем в конус).

Цель задания :

--выявить способность у учащихся пространственно образного мышления , являющимся основой формирования инженерного мышления.

--предоставить возможность учащимся самостоятельно принять инженерно- конструкторское решение и объяснить всей группе почему именно принято такое решение.

-- ученик оценивает самостоятельно сложность задания и как он справился с его выполнением , а так же ответить на вопрос , где в дальнейшем  пригодятся полученные на урока умения и знания.

       Хронометраж времени проведения урока:

- вводная часть (0рганизационный момент) -  5  мин.

- теоретическая часть                                       - 15 мин.

- практическая часть                                        - 35 мин.  

- обсуждение будущих полезных изделий    - 10 мин.

Рефлексия - 15 мин.            

Список используемой литературы:

  1. Карабанов, И.А. Технология обработки древесины: Учебник для 5 – 9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 1995. – 191с.;
  2. Леонтьев, Д.П. Сделай сам.— Л.: детская литература, 1978.— 110 с.;
  3. Литвинцева Л.С.Семь талантов искусственного разума.— М.: Детская литература, 1989.— 143 с.;
  4. Маркуша, А.М. Книга для сыновей и для пап.— М.: Детская литература, 1990.— 176 с.;
  5. Прекрасное — своими руками / Сост. С. С. Газарян.— М.: Детская литература, 1979.— 185 с.;
  6. Резьба по дереву. – М.: Культура и традиции. – 2002. – 408с.:ил.
  7. Рихвк, Э.В. Мастерим из древесины: Кн. для учащихся 5—8 кл. сред. шк.— М.: Просвещение, 1988.— 128 с.;
  8. Тарасов, Б.В. Самоделки школьника.— М.: Просвещение, 1977.— 223 с.;
  9. Технология. Технический труд: 7 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /Под ред. И.А.Сасовой. – 2-е изд., с уточн. – М.: Вентана – Граф, 2011. – 144с.:ил.
  10. Технология: 5 – 8 классы: Программа. – М.: Вентана – Граф, 2007. – 96с.
  11. Федотов, Г.Я. Дарите людям красоту.— М.: Просвещение, 1985.— 255 с.
  12. Шпаковский, В.О. Для тех, кто любит мастерить.— М.: Просвещение, 1990.— 191 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект открытого урока технологии в 5 классе «Тепловая обработка овощей».

План – конспект открытого урока технологии в классе«Тепловая обработка овощей»....

План-конспект открытого урока в 7 "а" классе по теме "Обработка боковых срезов прямой юбки"

План-конспект открытого урока по теме "Обработка боковых срезов прямой юбки"...

Технологическая карта урока технологии в 5 классе. Тема «Обработка пояса»

Содержательная цель: Закрепить знания и умения обработки пояса.Учитель предлагает найти содержание темы урока, активизирует знания учащихся, создает проблемную ситуацию. Чтобы точнее сформулировать те...

урок технологии в 5 класс.Тема: Обработка накладных карманов

Урок   «Обработка накладных карманов»  в 5 классе,  включен по программе в раздел «Проектирование и изготовление рабочей одежды». По программе на урок отводится  2 часа. Урок – объ...

План-конспект открытого урока по слесарному делу "Разметка и обработка деталей прямоугольной формы", 5 кл

В плане-конспекте изложен материал по проведению урока в 5 классе "Разметка и обрабока деталей прямоугольной формы"....

Приёмы обработки конических и фасонных поверхностей.

План-конспект для мальчиков 7 класс...

Урок технологии в 7 классе.Термическая обработка (ссылка на видеоурок, ссылка на Гугл тест)

Дистанционная форма обучения в школе даёт обучающимся и педагогам дополнительный стимул для  расширения и углубления их знаний, а также мотивирует обучение с помощью сетевых технологий и становит...