Конспекты уроков
план-конспект урока по технологии
Уроки технологии для девочек
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_tehnologii_v_7_klasse.docx | 21.13 КБ |
vyshivka_lentami_8_kl_1_urok.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по технологии в 7 классе
на тему: "Ажурная вышивка - мережка. Технология выполнения мережки «Жучок».
Цель: Образовательная: ознакомить учащихся с различными видами мережки, научить выбирать материалы: ткань, нитки и иглы; обучить правильному вытягиванию нитей, научить выполнять мережку «Козлик», закрепить умение работать с иглой.
Развивающая: развивать познавательный интерес, логическое и пространственное мышление, формировать умения и навыки по выполнению мережки, совершенствовать навыки само- и взаимоконтроля, анализа; развивать творческие способности личности;
Воспитательная: воспитывать терпение и аккуратность в работе, эстетический вкус, чувство ответственности за порученную работу.
Задачи:
- Соблюдать правила охраны труда при работе иглой, ножницами, санитарно - гигиенических требований при вышивании;
- Выполнить узор мережки «козлик»;
- Дать взаимооценку выполненным работам;
- Улучшить сенсорные и моторные навыки учащихся, уметь выполнять самые популярные виды вышивки.
Вид урока - сообщение новых знаний и закрепление их на практике.
Наглядные пособия: образцы различных видов мережки, тканей для мережки, инструкционные карты с технологией выполнения мережки.
Оборудование: иглы, нитки, наперсток, ножницы, мультимедийный проектор.
Методы обучения:
- Словесные
- Наглядные
- Практические
Форма организации деятельности учащихся:
• индивидуальная;
• групповая
План урока:
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
III. Сообщение темы, цели урока.
IV. Изучение нового материала.
V. Закрепление нового материала.
VI. Практическая работа.
VII. Оценивания работ.
VIII. Рефлексия.
IX. Домашнее задание.
X. Уборка рабочих мест.
Ход урока.
I. Организационный момент.
1. Приветствие.
2. Выявление дежурных.
3. Отметка отсутствует.
4. Проверка готовности учащихся к уроку.
5. Проверка спецодежды.
II. Актуализация опорных знаний.
- Здравствуйте! Сегодня на уроке технология мы продолжим с вами работу по вышивке и у меня возник вопрос:
- Что такое вышивка? (Вышивка – распространенный вид декоративного искусства, в котором узор и изображение выполняется ручным и машинным способом на разных тканях, коже, войлоке и других материалах льняными, хлопчатобумажными нитками, а также бисером, жемчугом, драгоценными камнями, блестками и др.) (1 слайд)
- Назовите украшающие швы, которые мы изучали ранее. (2 слайд)
- Что такое мережка? (Мережкой называют ажурную или прозрачную вышивку, выполненную на месте извлеченных из ткани нитей основы или утка. Мережка представляет собой простейший вид строченой вышивки). (3 слайд)
- К какой группе швов принадлежит мережка? (Она относится к счётным видам техник вышивания). (4 слайд)
- Какие виды мережек мы с вами уже знаем и выполняли их образцы? («Кисточки», «Столбики», «Зубчики», «Перевитые»). (5 слайд)
III. Изучение нового материала.
Искусство вышивания возникло очень давно – корни его уходят в глубину веков. Девочки провели небольшую исследовательскую работу и подготовили сообщения о мережках, давайте их послушаем.
Первая ученица. Одна из первых вышивальных школ была открыта в Киеве, в Андреевском монастыре сестрой Владимира Мономаха княгиней Анной-Янкой, где молодые девушки обучались мастерству вышивания шелком, золотыми и серебряными нитями. На протяжении столетий руками мастериц создавались пышные растительные орнаменты на одеждах вельмож, зажиточных слоев городского и сельского населения, в оформлении культового убранства. Более скромны были вышивки в народном быту.
Вторая ученица. До конца 18 века вышивание было занятием любителей, домашним ремеслом. Со становлением в стране кустарных промыслов и разнообразных видов ремесел вышивание стало для многих мастериц профессией. Развитие вышивания привело к образованию во многих районах страны отдельных центров вышивального искусства со своеобразными художественными особенностями узоров, колорита, техники исполнения, формой и композиционным решением. В 19- начале 20 века вышивка применялась для украшения народного костюма во всех уголках нашей страны.
Третья ученица. Издавна мережки были известны в вышивке многих народов. Ей украшали разнообразные изделия: салфетки, скатерти, полотенца, занавески, покрывала и другие изделия. Очень нарядным и красивым считалась одежда, украшенная мережками: женские рубашки, костюмы, мужские рубашки, детская одежда, косынки и другая одежда. Узоры мережек выполняют преимущественно нитками светлых оттенков: белыми, голубыми, розовыми на белой ткани. Белыми нитками по белому полотну выполняют в основном на Полтавщине, Черниговщине. В южных и восточных областях региона используют разноцветные нити, с помощью которых образуют яркие узоры на ажурном полотне. (8, 9, 10, 11, 12 слайды)
Учитель. Спасибо за историческую информацию. Я хочу немного дополнить вашу историческую справку.
С давних - времен наши предки почти в каждом доме ткали полотно и шили из него одежду, украшая ее вышивкой. Одежда была своеобразной характеристикой умения девушки, ее трудолюбия. Именно поэтому женская одежда украшалась чрезвычайно красиво. Предметом гордости каждой семьи был свадебный сундук с приданным, сделанным руками невесты. В приданное входила не только ее собственная одежда, рушники и постельное белье, но и рубаха для будущего мужа, плетеные и тканые пояса для будущих близких родственников (символ семейных уз) и даже рубашка для первенца.
IV. Сообщение темы урока.
- Существует множество видов мережек и сегодня я познакомлю вас ещё с одним – это «Жучок». (13 слайд)
V. Закрепление новых знаний и умений учеников.
- В зависимости от ширины продёрнутых нитей какие бывают мережки?
а) односторонняя (обрабатывается одна сторона полосы ткани с выдернутыми нитями) и двухсторонняя (обработаны две стороны полосы);
б) простая и составная (составная мережка включает тесемочки - одну или более полос ткани с не выдернутыми нитями);
в) узкая и широкая (широкая мережка выполняется на раме, ширина ее составляет 2 см и более.
- Назовите особенности выполнения мережек? (Для мережек необходима ткань полотняного переплетения: льняная, хлопчатобумажная: батист.
Для работы подходят катушечные нитки №40,50,60,80, а также нитки мулине.
Выполнение мережек начинают с подготовки на изделии дорожки из вытянутых нитей в том месте, где будет размечена вышивка.) (14 слайд)
- Для вышивания пригодны любые ткани полотняного переплетения. Почему? (Нити этих тканей почти одинаковой толщины, хорошо видны, поэтому их легко продёрнуть).
- Давайте вспомним с чего начинается работа? (С продёргивания нитей в ткани в продольном или поперечном направлении. В начале мережки закрепить нить с правой стороны, отступив от продёрнутых нитей 2-3 мм вниз. В конце работы необходимо закрепить рабочую нить с изнаночной стороны). (15 слайд)
- Затем нити продёрнутой полосы ткани связывают по несколько вместе. Получаются столбики. Различными приемами столбики соединяют между собой и получаются разнообразные узоры.
- Скажите, с какими инструментами нужно быть внимательными при их использовании?
Ученики повторяют правила охраны труда при работе с иглой, ножницами.
VI. Практическая работа (16, 17, 18 слайды)
Дежурные раздают инструкционные карты и материал. Учащиеся начинают работать.
Выполнение мережки «Жучок».
Индивидуальная работа с учащимися.
По мере необходимости оказывать каждому из учеников помощь.
VII. Рефлексия.
- Как вы думаете, справились с новой техникой «Жучок»?
- Каждая из вас оцените свою работу и работу своей соседки.
- Вам всё понравилось?
- Заметили ли вы ошибки?
- Как ты оцениваешь свою работу и как ты оцениваешь работу своей соседки?
- Чему сегодня научились?
(выставка лучших работ учащихся; анализ допущенных ошибок работ; оценка учащихся).
- У кого-то хорошо получилось, у кого-то были небольшие ошибки, но в целом все вы старались, и я оцениваю на отлично.
IX. Домашнее задание: принести ткань для вышивания, нитки, ножницы. (19 слайд)
X. Уборка рабочих мест.
Планируемый результат:
Учащиеся будут развивать внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию, улучшат свои коммуникативные способности. Предполагается расширить кругозор учащихся, познакомить с видами ДПИ, вызвать интерес к профессии вышивальщицы, дизайнера, мастера - ремесленника, художника-оформителя, воспитывать интерес к истокам народной культуры, стремление возродить забытые традиции, связанные с украшением интерьера помещения.
Предполагается, что полученные знания, умения, навыки, учащиеся будут применять в повседневной жизни.
Предварительный просмотр:
8 класс программа В. Д. Симоненко
Тема раздела: Художественная обработка материалов
Тема урока: Вышивка шелковыми лентами. Урок №1
Тип урока: комбинированный
Цель: познакомить с историей вышивки лентами, с основными швами.
Задачи:
- образовательная: познакомить с историей вышивки, расширить знания об инструментах и материалах для вышивки, ознакомить с классификацией лент, показать связи с ранее изученными материалами в курсе общеобразовательной школы;
- воспитательная: продолжить формирование дисциплинированности, добросовестности, аккуратности, усидчивости;
- развивающая: развивать координацию движений рук, научить выполнять основные швы и требования по технике безопасности.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки по технике безопасности, инструкционные карты.
Ход урока
- Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
- Опрос учащихся. Кроссворд. (слайд 3)
1. Ткань, используемая при вышивке. (Канва)
2. Он предохраняет палец от укола иглы. (Напёрсток)
3. И у швеи, и у ежа. (Иголка)
4. Узкая полоска из ткани, используемая в вышивке, украшении подарков и т.д.. (Лента)
5. Маленькие декоративные бусинки. (Бисер)
6. Инструмент для раскроя ткани и других ручных операций. (Ножницы)
7. Приспособление для натяжения ткани при вышивании. (Пяльцы)
8. Нитки, используемые при вышивке. (Мулине)
- Сообщение темы и цели урока. (слайд 5,6)
1. Знакомство учащихся с новым видом вышивки – вышивки шелковыми лентами.
2. Научиться вышивать лентами
IV. Актуализация опорных знаний.
- Скажите, какие декоративно - прикладные виды искусства вы знаете?
- А сегодня мы поговорим об одном из видов декоративно – прикладного искусства: вышивке. Вы уже научились делать разные виды вышивки. Давайте вспомним – какие вы знаете вышивки?
(Вышивка крестом, Вышивка гладью, Вышивка бисером, Изонить).
- Однако сейчас получает все большее распространение еще один вид вышивки – вышивка шелковыми лентами. История вышивки шелковыми лентами уходит глубоко в прошлое.
Y. Изучение нового материала.
«Силк риббон» - так называется тип вышивки, которую выполняют, используя вместо обычной пряжи ленточку из шелка или органзы и получая объемный эффект (слайд 7).
Ленты впервые нашли свое применение в Древней Греции и Риме, где женщины вырезали полоски из ткани и вплетали в волосы, придавая новую, необычную форму прическе. Затем в Италии ленты стали применяться в украшении мебели и в качестве подвязки для штор. (слайд 8)
Искусство вышивки лентами зародилось в 1446 г. во Франции, когда наиболее широко распространилось производство шелковых ниток. Во времена правления Людовика XI появилась мода на их использование в качестве отделки одежды. В город Лион Людовиком были приглашены ткачи из Италии, занимающиеся разработкой станков по производству шелковых лент. Именно этот город стал считаться центром текстильной промышленности. (слайд 9)
И только в эпоху Рококо вышивка лентами выделилась в отдельный вид рукоделия, заключающийся в выполнении объемного рисунка на ткани. Поначалу шелковыми лентами украшали подолы платьев, а затем узором из лент начали отделывать нижнее белье. Постепенно из Франции навыки вышивки лентами распространились в Англии, а затем и по всему миру. (слайд 10)
Пик развития этого вида рукоделия пришелся на 1870-е гг. В это время вышивку лентами использовали практически везде. (слайд 11)
Шелковыми лентами украшали не только бальные платья, но и постельное белье, зонты, шляпы и даже обувь. (слайд 12)
Вышивка лентами пользовалась такой популярностью, что сам король Людовик XV мог часами пропадать в своей мастерской, выполняя различные узоры на своей одежде. Придворным, слугам и жителям городов и окрестностей было приказано не появляться на улице без хотя бы маленького элемента из шелковой ленты на своей одежде. Самые лучшие работы этого вида искусства, созданные при помощи лент и иглы, хранятся в различных музеях мира. (слайд 13)
Версаль – резиденция короля – солнца. (слайд 14)
После Второй мировой войны произошел спад развития этого вида рукоделия. Но спустя несколько лет оно постепенно возродилось. В настоящее время искусство вышивки лентами распространено не так широко, как в прошлом, но все же остается очень популярным видом рукоделия. Часто можно встретить необычной красоты картины, выполненные руками мастеров. Технология выполнения вышивки лентами сильно не изменилась. В качестве материала для изготовления лент используется не только шелк, но и атлас, муар, хлопок и множество других тканей. (слайд 15)
Со времен пышных балов ленты ассоциируются с праздником, торжеством. Не случайно машины для свадебного кортежа принято украшать лентами разных цветов, а также отделывать ими кроватку новорожденного ребенка. (слайд 16)
Уже в Древней Греции женщины вплетали в волосы полоски ткани, чтобы «оживить» свой образ. Кроме того, цветными лентами отделывалась одежда. В средние века в Италии лентами декорировали спинки стульев, балдахины, а также подвязывали тяжелые занавеси. Но только в XIV веке начало расширяться бытовое применение шелковых лент. В начале XVIII века спрос на эти товары резко возрос, и начался период бурного распространения роскошных и красивых лент. Король Людовик XIV украшал лентами, унизанными драгоценными камнями, даже свою обувь и призывал одеваться оригинально и с выдумкой. Наступила эпоха рококо, и стилем французского двора стало легкомыслие.
Король Людовик XV любил вышивать и часто дарил придворным дамам милые безделушки, изготовленные им самим.
Именно в эти времена во Франции появилась вышивка шелковыми лентами. Сначала знатные дамы стали украшать свои платья, затем настал черед белья. Из Франции этот вид вышивки перекочевал на острова, в Англию. А оттуда разошелся по всем странам бывшей Британской империи. Расцвет этого искусства пришелся на 70 – е годы XIX столетия. К этому времени вышивку можно было увидеть не только на платьях, но и на зонтиках, абажурах, стеганых одеялах, безделушках для дома и шляпах.
- Какие инструменты нужны для вышивки шелковыми лентами? (слайд 17, 18)
Итак, нам, необходимы будут следующие инструменты:
1. пяльцы (любого диаметра);
2. иголки (№ 18 и № 24, а также №8, иглы должны быть острыми);
3. ножницы (маленькие с острыми концами);
4.карандаш и линейка (чтобы чертить схемы);
5.ластик для ткани (чтобы стирать неверные карандашные линии)
6. портновские булавки;
7. нитки для вышивания
- Какую ткань используют под основу вышивки?
- Для основы при вышивке шелковой лентой можно использовать самые разнообразные ткани. Вышивать можно по любой поверхности, лишь бы ткань была настолько прочной, чтобы на ней надежно удерживались стежки, и настолько эластичной, чтобы сквозь нее легко проходила с ниткой.
- Какие ленты используются при вышивке?
Существуют ленты декоративные, которые нельзя стирать, и ленты шелковые. Их стирать можно, но вручную, гладят с изнанки, чтобы вышивка не стала плоской. Шелковые ленты продаются разной ширины и разных цветов. Их можно использовать для вышивки по любому виду ткани.
- Итак, мы познакомились с инструментами и материалами, необходимыми для вышивания ленточками.
- Давайте вспомним как правильно запяливать ткань в пяльцы? (слайд 19).
- Как можно переводить рисунок на ткань? (слайд)
На столах у вас имеются карточки по техники безопасности.
Труд – дело очень важное, Правила должны вы знать,
Порой небезопасное. Безопасность соблюдать.
Чтобы начать работу по изучению основных швов при вышивке лентами, давайте узнаем общие правила работы с лентами (слайд 20) и вспомним правила безопасной работы (слайд 21).
Как сделать узелок на конце ленты? (слайд 22). При вышивании лентой используется плоский узелок: длинный конец ленты дважды подогните на несколько миллиметров и проколите в центр подогнутого края ленты иглой, как показано на фото 3. Придерживая ленту одной рукой и подтягивая другой, потяните ленту – получился узел, который не портит изнаночную сторону, как показано на фото 4.
Как закреплять шов? (слайд 23). Вывести ленту на изнанку и очень осторожно сделав небольшую петельку, проведите иголку под стежками вышивки.
Крепко придерживая пальцами стежки, легонько подтяните ленту. Закончив работу, отрежьте ленту в нескольких миллиметрах от последнего стежка.
Основные виды стежков (слайд 24). В вышивке атласными лентами применяются многие виды ручных стежков: прямой, стебельчатый, тамбурный, петельки.
Вот как выполняют ленточный шов: закрепить конец ленты. Ровно, придерживая ленту второй иглой, вывести иглу с лентой на изнаночную сторону, проткнув ее посередине (слайд 25).
Шов «цветочек» выполняют так: сделав плоский, вывести иглу на лицевую сторону работы и снова вернитесь к изнанке рядом с местом прокола, образуя петлю, размеры которой зависят от типа цветка. Вернитесь на лицевую сторону, выведя иглу внутрь верхней части петли, и потяните слегка ленточку (слайд 26).
Вспомним, как выполняются стебельчатый и тамбурный швы (слайд 27, 28).
И последний шов - шов «пестик». Выполняется он так: выведите иглу на лицевую сторону работы и, помогая себе другой рукой, протяните ленточку, хорошо прижав к материалу, чтобы она не перекрутилась; затем сделайте один виток вокруг иглы (слайд 29).
Вышивание цветка с помощью присборенной ленты – многогранная и гибкая техника. Вариантов выполнения цветков с помощью присборенной ленты много. Мы рассмотрим один вариант (слайд 30).
VI. Практическая работа. Продевание ленты в иглу. (слайд 31). Этот легкий способ позволяет прочно закрепить ленту в ушке иглы, чтобы начать вышивание.
1. Обрежьте край ленты по диагонали и проденьте ее в ушко иглы. Сдвиньте иглу по ленте на 5 см.
2. Проткните ленту острием иглы в 5 мм от края.
3. Потяните за ленту, сдвигая по ней иглу, пока на ушке не образуется узелок.
4. Лента закреплена, можно начинать вышивание.
Вышивание цветов шиповника (слайд 32).
Инструкционная карта (слайд 33, 34, 35)
1.Вышейте нитками в тон ленты звезду с пятью лучами. Поверните работу и хорошо закрепите нитку на изнанке.
2.Возьмите ленту, сделайте плоский узел и протяните ее на лицевую сторону в центре звезды.
3.Протащите иголку под первым стежком и пропустите второй.
Продолжайте, поочередно пропуская иглу под или над лучами звезды.
VII. Рефлексия (слайд 36).
Дополните предложения:
- На уроке технологии я узнала .....
- На уроке было интересно ...........
- На уроке было трудно................
- На уроке я научилась.................
- Теперь я могу............................
- Мне захотелось.........................
- Выставление оценок.
Все виды декоративно – прикладного искусства хороши.
Это занятие для рук умелых и для души.
Вышивание требует особого терпения,
Навыков и способов его овладения:
Как место рабочее организовать,
Рисунок как правильно копировать,
Как эстетично цвет ниток подобрать,
Как в изделии гармонию создать.
Итак, искусству вышивания будем учиться,
Мы помним: в нашей жизни все пригодится.
VIII. Домашнее задание (слайд 37)
1.Посетить народный музей и посмотреть работы мастеров города.
Рекомендуемая литература для учителя (слайд 38)
- Технология: 8 класс. / Под ред. В.Д. Симоненко. - М.: Вентана граф, 2007.
- Вышивка шелковыми лентами: Техника. Приемы. Изделия / Пер. с ит. – М.: АСТ – ПРЕСС, 2003.
- Дафтер. Х. Фантазии из шелковых ленточек. /Пер. с англ. – Ч.: Контэнт, 2007.
- Чиотти. Д. Украшения из шелковых лент. /Пер. с итал. – М.: Мир книги, 2007.
- Вышивка шелковыми лентами. Кокс. Э./ Пер. с англ. – М.: Кристина – Новый век, 2006.
Рекомендуемая литература для учащегося (слайд 39)
1. Искусство вышивки лентами. Чернова А. Г. – Изд. 7 – е. - Ростов Н/Д: Феникс, 2006.
2. Терешкович. Т. А. Уроки вышивания. - Мн.: Хэлтон, 2000.
Фотографии в презентации выполнены автором данной работы.
Использованы ресурсы: http:// www. it – n. ru/ Работы:
1. Смирновой Е. В. Рекомендации для создания презентаций в учебном процессе.
2. Будова Л. В. Семья и бизнес.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча ...
Конспекты уроков фитбол - гимнастика.Конспекты уроков по флорболу.Статьи: "Влияние физических упражнений на здоровье школьников","Профилактика травматизма на урока ФК".
Материал содержит комплексы упражнений с фитболом....