Педагогический опыт
статья по технологии
Тема опыта: «Формирование творческих способностей обучающихся в процессе обучения на уроках технологии»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publichnoe_predstavlenie_pedagogicheskogo_opyta.docx | 34.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Публичное представление
собственного инновационного педагогического опыта учителя технологии
МБОУ «Большеберезниковская СОШ» Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия
Трёкиной Галины Александровны
Введение
Тема опыта: «Формирование творческих способностей обучающихся в процессе обучения на уроках технологии»
У каждого ребенка есть способности и таланты.
Дети от природы любознательны и полны желания учиться.
Для того, чтобы они могли проявить свои дарования
нужно правильное руководство.
Сведения об авторе:
Ф.И.О.— Трёкина Галина Александровна
Образование— высшее
Стаж педагогической работы — 28 лет
В данной организации —28 лет
Актуальность опыта.
Современные условия работы в школе подтолкнули учителей больше уделять внимания развитию творчества, самостоятельности, инициативы учащихся. На протяжении четырёх с половиной лет свою педагогическую деятельность планирую так, чтобы максимально развивать творческие способности учащихся средствами предмета. Предмет «Технология» - это творческий предмет, который представляет большие возможности для воспитания творческой, разносторонней личности.
В законе об образовании определено, что цели школьного образования состоят в предоставлении учащимся оптимальных условий для самовыражения их как личностей, для развития их способностей, умения адаптироваться в изменяющихся условиях окружающей среды, готовности осознавать и осмысливать возникающие проблемы, стремления к активному самовыражению в соответствии со своими склонностями в рамках не расходящимися с интересами социума. Поэтому перед школой поставлена задача воспитать свободную, творческую, образованную, культурную и активную личности. Актуальной проблемой является проблема развития творческих способностей человека, т.к. в любое время необходимы люди, способные активно, творчески решать стоящие перед ними задачи. Большая роль в этом отводится школе, и огромный вклад в данную проблему вносит наш предмет. Творчество необходимо в любой сфере человеческой деятельности. Благодаря ему общество не стоит на месте, а интенсивно движется вперёд. Творчество постоянно меняет наш образ жизни и мышления, способствует познанию неизвестного, преобразованию и усовершенствованию известного. Творить на благо людей, приносить своим трудом радость, пользу, благосостояние – это те принципы, которые заложены в основу воспитания творчески развитой личности.
В свете новых стандартов образования, главной целью обучения в образовательной области «Технология» является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности. Ребята должны овладеть основами рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умение применять их при реализации собственной продукции и услуг. Поэтому в процессе преподавания предмета решаю следующие задачи: обучать учащихся оформлять объекты труда с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства, давать знания и развивать самостоятельность и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи.
Основная педагогическая идея
Ведущей педагогической идеей опыта является повышение творческой активности учащихся, развитие творческих способностей, приобщение их к созданию оригинальных и необычных изделий.
Теоретическая база опыта
Современная психология доказала, что любая способность развивается только в процессе деятельности. Какими бы задатками не обладал ребенок от природы, его творческие способности могут развиваться только в процессе труда, так как в процессе труда необходимо напрягать внимание, преодолевать некоторые препятствия, запоминать последовательность тех или иных операций. Все это развивает волю ученика, укрепляет его внимание и память. Очень важно учителю развивать интерес у своих учеников к познанию и творчеству.
Творческий человек, как правило, более успешен во всем – от простого общения до профессиональной деятельности. Творческие способности помогают человеку находить оригинальные решения сложных проблем. Именно поэтому необходимо стимулировать мотивацию учащихся к творчеству, создавать условия для развития их творческих способностей.
Под творческими способностями ученые понимают способность построения своего образа мира, своего мироощущения (в слове, в изображении, в музыке, в действии) и самого себя в этом мире.
Творчество (или креативность) – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.
Американский психолог Фромм говорил, что творчество – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта. Основными показателями творческих способностей являются беглость и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность и смелостью.
Беглость мысли – количество идей, возникающих в единицу времени.
Гибкость мысли – способность быстро и без внутренних усилий переключаться с одной идеи на другую.
Оригинальность – способность к генерации идей, отличающихся от общепринятых, парадоксальных, неожиданных решений.
Любознательность – способность удивляться, любопытство и открытость ко всему новому.
Точность – способность совершенствовать или придавать законченный вид своему творческому продукту.
Смелость – способность принимать решения в ситуации неопределенности, не пугаться собственных выводов и доводить их до конца.
Исследователи Г.С. Альтшуллер и И.М. Верткин ставили перед собой проблему, - какими качествами должен обладать человек, чтобы быть творческой личностью? Суть этих решений сводилась к тому, что творческая личность должна обладать слишком большим комплексом качеств, что затрудняло их целенаправленное воспитание. К тому же часть ученых придерживалась позиции, что творческие способности передаются по наследству от родителей к детям и их невозможно воспитать. Для решения этой проблемы Г.С. Альтшуллер и И.М. Верткин проанализировали свыше тысячи биографий творческих личностей.
В результате исследования было установлено, что творческая личность обладает следующими качествами:
-умение поставить творческую цель и подчинить свою деятельность ее достижению;
-умение планировать, самоконтролировать свою деятельность;
-умение находить и решать проблему.
Именно эти качества необходимо развивать для раскрытия творческого потенциала учащихся, используя в учебном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа, направленных на развитие интеллектуально-творческого и социально-психологического потенциала личности ребенка, на достижении планируемых результатов ФГОС ООО.
Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта.
Новизна опыта заключается в системном подходе к формированию творческого потенциала ребенка и развитию у него природных творческих способностей. Основным методом моей работы является проявление своего педагогического творчества и вовлечение учащихся в эту деятельность.
Технология опыта.
Творчество – явление сложное, комплексно-обусловленное многими социальными педагогическими и психофизиологическими предпосылками.
Учить творчеству – это, прежде всего, учить творческому отношению к труду. Труд – самый главный источник формирования познавательной деятельности, без чего нет и творческой личности.
Развитию творческих способностей содействует и стиль проведения уроков: творческий, доброжелательный микроклимат, обстановка уважения и сотрудничество учителя и учеников, внимание к каждому ребенку, поощрение даже малейшего успеха. На уроке дети должны получать не только знания и умения, но и общее развитие. Учитель должен создать условия для проявления творческих способностей учащихся, владеть тактикой, технологией, т.е. с конкретной программой творческих упражнений, которая включала бы активизацию основных компонентов творчества: эмоции, воображение, образного мышления. Для творческих уроков необходимо ощущение уверенности в том, что твои нестандартные находки будут замечены, приняты и правильно оценены. Многие учащиеся, показывая свои работы, смущаются. «У меня плохо получилось» - иногда такие оценки соответствуют действительности, истинному положению, но часто за ними скрывается иное содержание: ребенок уверен, что работа сделана хорошо, но он снижает свое впечатление от нее, надеясь, что учитель все равно заметит и удивится тому, как удачно выполнено задание.
Отношение учителя к результатам детского творчества – тема очень обширная. Нужно бережное отношение к тому, что создается детьми, отказаться от критики выбрать позицию принятия, ценностного отношения к творчеству учащихся. Когда отношения доверия и открытости между учителями и учеником закрепятся, можно и нужно сравнивать выполненное задание с поставленной творческой задачей.
Я убедилась, что на уроках, где применяются творческие задания, ученицы работают более активно. Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением. Если же урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания (девочки это понимают и стараются лучше подготовиться к уроку). После каждого подобного урока я слышу от детей фразу: «Давайте продолжим работу», что свидетельствует об успешности урока.
В основе творческих способностей лежат общие умственные способности. Не обязательно, что высокий уровень развития интеллектуальных способностей предполагает хорошо развитые творческие способности. Поэтому, если учащиеся с низким уровнем обучения проявляют инициативу, творчество, то я это только поддерживаю.
Особое внимание уделяю самостоятельной работе девочек, в ходе которой они имеют возможность проявить творческую инициативу и применить знания, полученные не только на уроках труда, но и знания, полученные в ходе изучения других предметов (истории, математике, черчения, ИЗО и другие).
Если у девочки при выполнении работы возникает вопрос, то я не даю ей ответа, а сначала спрашиваю: «А как ты думаешь?».
При объяснении теоретического материала использую различные энциклопедические сведения, исторические факты. Часто даю задания учащимся подготовить сообщение по той или иной теме и заранее придумать вопросы по сообщению для учащихся, тем самым, ставя перед учеником проблему.
На занятиях использую проблемный метод. Суть его заключается в следующем: перед учеником ставлю проблему, а ученики при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути решения. Проблемное обучение учит детей мыслить самостоятельно, творчески, формирует у них элементарные навыки исследовательской деятельности.
В процессе работы создаю на уроке проблемные ситуации. Например, очень ответственная операция раскрой. Она требует не только знаний, умений, но и творчества. На занятиях по раскрою ставлю перед девочками проблему: предлагаю самостоятельно разложить выкройку на ткани с учетом рисунка, структуры, экономии. При этом активность учащихся проявляется в выборе варианта и его объяснения. Данная работа позволяет девочкам самим находить пути выполнения задания, т.е. решать проблему.
Перед изготовлением изделий из ткани знакомлю учащихся с элементами материаловедения, с правилами снятия мерок. Здесь применяю различные игровые ситуации. Например, во время практической работы по теме «Снятие мерок», девочки участвуют в игре «Ателье». При опросе по свойствам тканей можно использовать следующую игровую ситуацию: действие происходит в магазине «Ткани», одна ученица решила сшить себе изделие (например, юбку), пришла в магазин и ей необходимо подобрать ткань, учитывая её свойства. В результате происходит диалог (вопрос-ответ), тем самым ученицы учатся формулировать вопросы, проявляется инициатива. Иногда берется помощь класса.
На занятиях учу строить и читать чертежи. Причем, использую традиционный способ – на бумаге и лекальный метод – на ткани. После построения чертежа идёт техническое моделирование (внесение в выкройку каких-либо изменений). Я предлагаю моделировать каждую деталь изделия (например, нагрудник, нижнюю часть, карман). Сначала объясняю несколько вариантов моделирования детали, затем, учащиеся придумывают свои варианты под названием «Моё творчество». После выполнения работы показываю лучшие варианты.
Проектная деятельность учащихся - это один из способов развития их творческих способностей. Метод проектов я использую в учебном процессе как систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе совместного планирования, реализации и осмысливания практической деятельности для достижения намеченных целей. Такая деятельность предоставляет ученикам самостоятельность, способствует развитию целого ряда ценных качеств личности. Так, например, при изучении темы «Основы проектирования» наилучшим образом создаются условия для развития творческих способностей, самостоятельности учащихся. Выполняя проектные работы, обучающиеся на собственном опыте должны составить представление о жизненном цикле изделия от зарождения замысла до его реализации и использования на практике. При проектировании учащихся приобретают опыт решения как типовых, так и нетиповых задач.
Выбирая тему проекта и выполняя, его учащиеся находят область применения знаний и умений, полученных ранее, реализуют свои способности, проявляют инициативу. Проектный метод позволяет не только «разбудить» дремлющие творческие задатки личности, но и создать условия для их развития. При изучении раздела «Оформление интерьера» в 5 классе учащиеся работают над созданием проекта по теме «Планирование кухни-столовой», где каждый участвует в создании кухни своей мечты.
Перед выбором темы проекта я предлагаю минимальное количество примерных тем. Упор делаю на то, чтобы учащихся самостоятельно придумали тему, которая должна быть им интересна. В разделе «Кулинария» я знакомлю девочек с правилами сервировки стола к завтраку, учу разным приемам складывания салфеток. Итоговым занятием является творческий проект «Праздничный завтрак» или «Завтрак для моей семьи». У учащихся возникает потребность самим сделать сюрприз для родителей.
Большой выбор проектов появляется у учащихся при изучении раздела «Декоративно-прикладное творчество». Например, проект «Создание оригинальных подарков посредством техники вязания крючком или спицами». Со слов ученицы: «Каждый раз, осваивая новые приемы работы, я все больше экспериментирую и изобретаю. Вязаные цветы – хорошее подспорье для дизайнера. Из вязаных цветов можно составить красивый букет, украсить головные уборы, одежду, обувь и многое другое, а созданные изделия в лоскутной технике – еще один подарок, сделанный своими руками».
Проект выполняется по определенному плану. Я предлагаю подойти к каждому пункту проекта творчески. Например, в пункте проекта «Разработка идей» учащиеся должны рассмотреть известные идеи и, наряду с ними, придумать ещё и свои модели, рецепты. При выполнении проектов должна быть выполнена практическая работа. Упор делается на то, чтобы учащиеся практически представили то, что придумали сами. Большое внимание уделяю оформлению проектов. Необходимо поощрять любую творческую фантазию, проекты должны быть яркими, красочными.
Применяя на уроках технологии метод проектов, я помогаю учащимся приобретать разнообразные знания и навыки по преобразованию материалов, изучать технику и культуру дома, уточнять свои профессиональные планы, формируя знания, умения и навыки, прививая интерес учащихся к технологическому образованию, знакомя их с той областью знаний и умений, которая способствует их становлению как будущих специалистов и граждан.
Основной формой обучения является урок, в ходе которого особое внимание уделяю практической работе, поощряю творческую инициативу, всячески поддерживаю даже самые слабые попытки творческого подхода к работе. Кроме традиционных уроков, использую и нетрадиционные формы, такие, как урок-игра, урок-презентация, и т.п. Степень усвоения материала проверяю по тестам, самостоятельным, контрольным, творческим работам, чертежам, готовым изделиям, а также при устном опросе на уроке. С целью развития творческого мышления побуждаю учащихся к самостоятельной проверке результатов. Я ставлю перед девочками задачу – не сверить свои полученные результаты с образцом, а самостоятельно попробовать проверить работу (например, кто догадался каким требованиям должно отвечать качество изготовленного кармана?).
Для развития творческого мышления использую на уроке самые разнообразные методы: например, составить инструкцию по изготовлению ночной сорочки, придумать сказку «Как получают ткань», составить рассказ о применении ткани по картинкам и т.п. Включение в структуру уроков подобных заданий, создаёт возможность вовлечь учащихся в посильную творческую деятельность, что является необходимым условием формирования различных творческих качеств мышления.
Результаты работы показывают, что можно добиваться успехов в развитии творчества детей, если осознанно ставить такую цель и подчинять ей свою деятельность.
Развитие творческих способностей учащихся является результатом применения элементов творчества в организации учебно-познавательного процесса через творческие работы, проекты, проблемные, игровые ситуации и т.п. Но самое главное, работая в школе, я пришла к выводу, чтобы добиться хороших успехов в обучении и развить способности обучающихся можно только путем повышения интереса к своему предмету.
Анализ результативности
Мои ученики активно принимают участие на муниципальном и республиканском этапах Всероссийской олимпиады школьников по предмету технология.
Ф.И. | предмет | год | результат | уровень |
Губанищева Ксения | технология | 2020 | победитель | муниципальный |
Полобичева Варвара | технология | 2020 | победитель | муниципальный |
Губанищева Ксения | технология | 2021 | призёр | региональный |
Губанищева Ксения | технология | 2022 | победитель | муниципальный |
Губанищева Ксения | технология | 2022 | призер | региональный |
Губанищева Ксения | технология | 2023 | победитель | муниципальный |
Симонова Снежанна | технология | 2023 | призер | муниципальный |
Кулагина Виктория | технология | 2023 | победитель | муниципальный |
Макарова Полина | технология | 2023 | призер | муниципальный |
Кулагина Виктория | технология | 2024 | победитель | муниципальный |
Макарова Полина | технология | 2024 | призер | муниципальный |
Полученные знания в результате выполнения творческих работ, позволяют обучающимся успешно выполнять и ежегодно представлять их на конкурсах различного уровня:
Ф.И. | Название конкурса | год | результат | уровень |
Губанищева Ксения | Республиканский конкурс «Новогоднее чудо». | 2020 | 1 место | муниципальный |
Назаркина Анастасия | Республиканский конкурс «Новогоднее чудо». | 2020 | 1 место | муниципальный |
Кулагина Виктория | Молодёжный фестиваль - конкурс «MOLFEST» | 2021 | 1 место | муниципальный |
Кулагина Виктория | Всероссийский конкурс прикладного творчества «Фантастика» | 2022 | 2 место | муниципальный |
Кулагина Виктория | Молодёжный фестиваль - конкурс молодёжного творчества «MOLFEST» | 2022 | 1 место | муниципальный |
Назаркина Анастасия | Молодёжный фестиваль - конкурс молодёжного творчества «MOLFEST» | 2022 | 1 место | муниципальный |
Губанищева Ксения | Молодёжный фестиваль - конкурс молодёжного творчества «MOLFEST» | 2022 | 2 место | муниципальный |
Назаркина Анастасия | Молодёжный фестиваль - конкурс молодёжного творчества «MOLFEST» | 2022 | 3 место | муниципальный |
Симонова Снежанна | Молодёжный фестиваль - конкурс молодёжного творчества «MOLFEST» | 2022 | 3 место | муниципальный |
Губанищева Ксения | Международный конкурс декоративно-прикладного творчества Кукла своими руками» | 2022 | Лауреат I степени | международный |
Кулагина Виктория | Награждена за активное участие в творческой жизни района | 2022 | муниципальный | |
Симонова Снежанна | XIII Межрегиональный фестиваль декоративно-прикладного творчества «Параскева-рукодельница» | 2023 | 3 место | межрегиональный |
Губанищева Ксения | Всероссийский детский фестиваль народной культуры «Наследники традиций» | 2023 | 3 место | региональный |
Кулагина Виктория | Молодёжный фестиваль - конкурс молодёжного творчества «MOLFEST» | 2023 | 1 место | муниципальный |
Симонова Снежанна | Молодёжный фестиваль - конкурс молодёжного творчества «MOLFEST» | 2023 | 2 место | муниципальный |
Губанищева Ксения | Молодёжный фестиваль - конкурс молодёжного творчества «MOLFEST» | 2023 | 3 место | муниципальный |
Макарова Полина | Молодёжный фестиваль - конкурс молодёжного творчества «MOLFEST» | 2023 | 3 место | муниципальный |
Кулагина Виктория | VI Всероссийский конкурс «Векториада-2023» | 2023 | 1 место | всероссийский |
Макарова Полина | Муниципальный конкурс детского творчества «Рождественская звезда-2023» | 2023 | 2 место | муниципальный |
Кулагина Виктория | Республиканский конкурс прикладного творчества «Фантастика» | 2024 | 1 место | муниципальный |
Кулагина Виктория | Республиканский конкурс прикладного творчества «Фантастика» | 2024 | 2 место | муниципальный |
Лиясова Татьяна | Республиканский конкурс прикладного творчества «Фантастика» | 2024 | 1 место | муниципальный |
Кулагина Виктория | Республиканский конкурс «Экология. Дети. Творчество». | 2024 | 1 место | муниципальный |
Кулагина Виктория | Республиканский конкурс «Защитим лес». | 2024 | 3 место | муниципальный |
Антропова Елизавета | Конкурс детского творчества «Пасхальный Благовест» | 2024 | 1 место | муниципальный |
Кулагина Виктория | Конкурс детского творчества «Пасхальный Благовест» | 2024 | 1 место | муниципальный |
Кулагина Виктория | Молодёжный фестиваль - конкурс молодёжного творчества «MOLFEST» | 2024 | 1 место | муниципальный |
Миронец Ульяна | Молодёжный фестиваль - конкурс молодёжного творчества «MOLFEST» | 2024 | 2 место | муниципальный |
Гуреева Валерия | Молодёжный фестиваль - конкурс молодёжного творчества «MOLFEST» | 2024 | 2 место | муниципальный |
Макарова Полина | Молодёжный фестиваль - конкурс молодёжного творчества «MOLFEST» | 2024 | 3 место | муниципальный |
Кулагина Виктория | VII Всероссийский конкурс «Векториада-2023» | 2024 | 1 место | муниципальный |
Кулагина Виктория | Муниципальный конкурс детского творчества «Рождественская звезда-2023». Номинация «Поэзия» | 2025 | 1 место | муниципальный |
Кулагина Виктория | Муниципальный конкурс детского творчества «Рождественская звезда-2023». Номинация «Рисунок» | 2025 | 1 место | муниципальный |
Опытом своей работы я делюсь с коллегами: провожу открытые уроки, внеклассные занятия, выступаю на заседаниях методических объединений учителей школы, района.
Опубликован материал на сайтах:
https://fgosrf.ru/spisok-publikacij /
Сегодня уже доказано, что люди, подготовленные к творчеству, намного быстрее адаптируются в науке, на производстве, лучше осваивают свою работу, приносят больше пользы, не только себе, но и окружающим. Завершить хочется такими словами: «Чтобы труд был радостным и творческим, надо зажечь хотя бы одну свечу в темноте, и, тогда «Свеча зажжет другие огни».
Приложение:
Публикации ученических проектов:
http://nsportal
Творческий проект Вышивка крестом «Автопортрет» | Образовательная социальная сеть
Список литературы:
1. Байбородова Л.В. Серебрянников Л.Н. Обучение технологии в средней школе. Методическое пособие. - М. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОСС
2. Лопанова Е.В, Рабочих Т.Б. Личностно-деятельностные технологии обучения.
3. Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. - М.: Центр «Педагогический поиск». - 2000.
4. Богословский В.В., Степанов А.А., Ковалев А.Г. Общая психология: Учебное пособие для студентов педагогических институтов.
5. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2000. -240 с.
6. Иващенко Ф.И. Труд и развитие личности школьника: Книга для учителя.
7. Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника.
8. Технология. Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательной школы. / Под ред. В.Д.Симоненко. М.: Вентана-Граф, 2012.—190 с.
9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.-М.: Народное образование,1998.-256с.
10. Солдатова Е.Л. Креативность в структуре личности (на примере развития креативности в подростковом возрасте). Дис. канд. псих. наук. - М., 1996г.
11. Левин С.А. «Воспитание творчества». Томск: Пеленг, 1993-56с.
12. Немов Р.С. Общие основы психологии. Кн. 1. 2003.
13. Степанов Е. Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е.Н. Степанов, Л.М. Лузина.- М.: ТЦ «Сфера», 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБОБЩЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ по теме: ««Коррекционно-педагогическая работа с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушение слуха, по формированию межличностных отношений посредством дидактических игр».
У детей с нарушенным слухом недостаточно сформированы межличностные отношения по сравнению с нормально слышащими детьми. Использование дидактических игр поможет формированию и развитию межличностных о...
Фестиваль педагогического мастерства 2020 год. "Мой педагогический опыт работы ", "Влияние хорового пения в развитии творческих способностей ребенка" Владимирова Р.Т.
quot;МКОУД" ДШИ с. Сафакулево 2020.тема : "Влияние хорового пения на развитие детей"Цель: Показать важность хоровго пения в развитии творческих способностей ребенка...
Педагогический опыт по социально-педагогическому сопровождению ребенка в замещающую семью
Социальное сиротство - одна из наболевших проблем современной России, и нужно многое сделать, чтобы понятие "сирота" ушло из нашей жизни, поскольку каждый ребенок имеет право жить и воспитыв...
Свидетельство о публикации в образовательном СМИ "Педагогический альманах" собственный педагогический опыт на тему: "Средства развития учебной мотивации на уроках истории и обществознания"
Свидетельство о публикации в образовательном СМИ "Педагогический альманах"собственный педагогический опыт на тему: "Средства развития учебной мотивации на уроках истор...
Свидетельство о публикации в образовательном СМИ «Педагогический альманах» собственный педагогический опыт на тему: «Средства развития учебной мотивации на уроках истории и обществознания»
Свидетельство о публикации в образовательном СМИ «Педагогический альманах» собственный педагогический опыт на тему: «Средства развития учебной моти...
Свидетельство о публикации в образовательном СМИ "Педагогический альманах" собственный педагогический опыт на тему: " Средства развития учебной мотивации на уроках истории и обществознания"
Свидетельство о публикации в образовательном СМИ "Педагогический альманах"...
Педагогический опыт «Опыт работы с юными лыжниками в спортивно-оздоровительных группах и группах начальной подготовки (возраст 6-9 лет)»
Общие цели программы:- привитие интереса к занятиям спортом;- укрепление здоровья младших школьников;- социализация детей в коллективе спортивной секции.Конкретные задачи программы:- улучшение здоровь...