Выступление на методическом объединении учителей «Модель урока технологии в соответствии с требованиями ФГОС»
материал по технологии
Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития, высокой мобильностью, для молодого поколения появляется большое количество возможностей. Выйдя из стен школы, выпускник должен продолжить саморазвиваться и самосовершенствоваться, а для этого необходимо научиться определённым способам действий.
Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, качества лидера, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации.
Подготовка учеников к жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты: знаниевая составляющая уступает место развивающей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o.u.vystuplenie_na_metodicheskom_obedinenii_uchiteley.docx | 39.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на методическом объединении учителей
«Модель урока технологии в соответствии с требованиями ФГОС»
«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры
учителя, мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора, эрудиции»
В.А.Сухомлинский
Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития, высокой мобильностью, для молодого поколения появляется большое количество возможностей. Выйдя из стен школы, выпускник должен продолжить саморазвиваться и самосовершенствоваться, а для этого необходимо научиться определённым способам действий.
Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, качества лидера, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации.
Подготовка учеников к жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты: знаниевая составляющая уступает место развивающей.
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами второго поколения, урок должен стать новым!
Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности.
Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт.
На уроках, предлагается не столько усвоить конкретные знания, как было раньше, сколько научить работать с«популярными естественно-научными текстами рисунками, таблицами и простейшими схемами с целью отбора источников, поиска и извлечения информации для создания собственных устных или письменных текстов, ответов на вопросы, аргументации своей точки зрения».
Главное для учителя в новой системе образования – это управлять процессом обучения, а не передавать знания. Функции ученика – активный деятель. То есть учащийся становится активной личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на практике.
Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя теперь становится главным деятелем.
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» – слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно – деятельностного подхода.
Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
В ФГОС ООО метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Универсальные учебные действия являются одной важнейших частей Федерального государственного образовательного стандарта.
Представлены виды УУД:
- познавательные
- регулятивные
- коммуникативные.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
Развитию УУД на уроке способствует применение современных педагогических технологий: технология критического мышления, проектная деятельность, исследовательская работа, дискуссионная технология, коллективная и индивидуальная мыслительную деятельность.
Как же построить урок, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения?
Прежде всего, необходимо рассмотреть этапы конструирования урока (Приложение 1).
Затем продумываем структуру урока (Приложение 2). Как известно, самый распространённый тип урока технологии – комбинированный.
Как спроектировать урок, взяв за основу урок комбинированного типа, который будет решать задачи по формированию не только предметных, но и метапредметных результатов?
Опираясь на предложенный Атауловой Ольги Валентиновны алгоритм составления плана- конспекта урока создать свою модель урока в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
План урока по предмету «Технология»
в соответствии с требованиями ФГОС ООО
Учителя первой категории МКОУ СОШ №6 с. Дербетовка Ставропольского края Апанасенковского района
Качановой Евгении Юрьевны
Класс: 5
Модуль: Создание изделий из текстильных материалов
Раздел: 2
Тема урока: Производство ткани.
- Дидактическое обоснование урока
- Цели урока:
- Предметные цели:
- способствовать формированию и развитию знаний о технологии изготовления пряжи, нитей, ткани;
- способствовать развитию умения определять в ткани нити основы (долевой), нити утка (поперечной), кромки, лицевой стороны ткани.
- ознакомить с видами переплетений нитей в ткани (полотняное).
- Личностные цели:
1.способствовать развитию речи учащихся;
2.учить анализировать свою работу, выделять главное;
3.учить сравнивать свою работу с работой друзей по классу;
4.способствовать овладению всеми видами памяти;
5.способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету «Технология».
- Метапредметные цели:
- ознакомить со старинными способами получения пряжи, нитей и ткани (познавательные УУД);
- ознакомить с современной технологией производства ткани: прядением, ткачеством, отделкой (познавательные УУД);
- проинформировать о профессиях: оператор прядильного производства и ткач;
- ознакомить с видами переплетения нитей в ткани, научить определять на схеме раппорт ткацкого рисунка (познавательные УУД).
- Профориентационные цели:
- Развивать представление о народном хозяйстве и потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации.
- Воспитывать уважение к работающему человеку.
- Сформировать представление о профессиях прядильщик, ткач.
- Методическое оснащение урока:
- Материально – техническая база:
- кабинет технологии:
- инструменты, приспособления;
- материалы (ткани растительного происхождения);
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- экран;
- коллекции «хлопок», «лён».
- Дидактическое обеспечение:
- Учебное пособие §14: Н.В.Синица, В.Д.Симоненко «Технологии ведения дома» 5 класс Москва: «Вентана-Граф», 2012
- Рабочая тетрадь 5 класс Н.В.Синица, Москва: «Вентана-Граф», 2013-06-12
- интернет (видео)
- презентации
- Учебно-техническая документация:
- тесты;
- таблицы « Производство пряжи», «Производство ткани»;
- инструкционно - технологические карты (определение лицевой и изнаночной сторон в ткани, определение направления нитей основы);
- кроссворд.
Методы обучения:
рассказ, демонстрация наглядных пособий, работа с мультимедийными средствами, беседа, лабораторные работы, опрос
Тип урока: комбинированный
Вид урока: урок-исследование
Словарная работа на уроке:
волокна растительного происхождения (хлопок, лён),
прядение, пряжа (нити), прядильщик,ткач;
долевые нити (основа), поперечные нити (уток), кромка;
полотняное переплетение,
ткацкий рисунок, раппорт;
отбеливание, крашение, печатание.
- Ход урока
Новый подход к образованию соответствует современному представлению об уроке. Именно такой урок называется современным, где учитель вместе с учащимися на равных ведет работу по поиску и отбору научного содержания знания, подлежащего усвоению; только тогда знание становится личностно значимым, а ученик воспринимается учителем как творец своего знания. А значит, именно такие уроки позволяют сегодня реализовывать новые образовательные стандарты.
Наша главная задача (задача современного учителя) на уроке – формировать и развивать УУД, то есть умения учиться всю жизнь.
Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».
Литература:
- Н.В.Синица, В.Д.Симоненко, Технология. Технология ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, М.: Вентана-Граф, 2012
- Н.В.Синица, В.Д.Симоненко, Технология. Технология ведения дома: 5 класс: рабочая тетрадь для учащихся образовательных учреждений, М.: Вентана-Граф, 2013
- Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. - А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под редакцией А.Г. Асмолова М.: Просвещение, 2009.)
- http://terpug.at.ua/news/2009-03-28-483
- http://magarif-uku.ru/chto-neobkhodimo-znat-pedagogu-pri-per/
Приложение 1
Этапы конструирования урока
- Определение темы учебного материала.
- Определение дидактической цели темы.
- Определение типа урока:
- урок изучения и первичного закрепления новых знаний;
- закрепления новых знаний;
- комплексного применения знаний, умений и навыков;
- обобщения и систематизации знаний;
- проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков учащихся;
- комбинированный.
- Продумывание структуры урока.
- Обеспеченность урока (таблица).
- Отбор содержания учебного материала.
- Выбор методов обучения.
- Выбор форм организации педагогической деятельности
- Оценка знаний, умений и навыков.
- Рефлексия урока.
Приложение 2
Структура комбинированного урока.
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Приложение 3
Физкультминутка
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали!
Вверх на солнце посмотрели,
И их лучики погрели.
Бабочки летали,
Крылышками махали.
Дружно хлопнем: раз, два, три, четыре, пять,
Нам пора букет собрать.
Раз присели, два присели,
В руках ландыши запели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современный урок технологии в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения (технический труд)
Данный материал содержит разработку урока по технологии (технический труд) для учащихся 5-го класса. Данный урок в соответствии с ФГОС входит в раздел "Технология создания изделий из древесных и под...
Выступление на методическом объединении учителей иностранных языков. Реализация требований ФГОС средствами УМК «Английский в фокусе» в средней школе УМК «Английский в фокусе»
Реализация требований ФГОС по средствам УМК «Английский в фокусе» в средней школе УМК «Английский в фокусе» для 5-9 классов отвечает всем основным требованиям ФГОС. Данная пред...
Модель урока технологии в соответствии с требованиями ФГОС
Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития, высокой мобильностью, для молодого поколения появляется большое количество возможностей. Выйдя из стен школы, выпускник должен продо...
выступление на методическом объединении учителей географии тема "Методы контроля и оценки знаний. Учебные достижения обучающихся в соответствии ФГОС"
выступление на методическом объединении учителей географии тема "Методы контроля и оценки знаний. Учебные достижения обучающихся в соответствии ФГОС"...
Доклад по теме: "Проектирование уроков технологии в соответствии с требованиями ФГОС НОО", 2024г
Доклад по теме: "Проектирование уроков технологии в соответствии с требованиями ФГОС НОО", 2024г...