Выступление на школьном методическом объединении 2019
материал

Головешко Ирина Николаевна

выступление на школьном методическом объединении

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на школьном методическом объединении учителя технологии Головешко И.Н. (декабрь 2019г. )

Тема: «Внеклассная работа по предметам естественно-математического цикла, как средство развития познавательных интересов обучающихся.»

       Как известно, знания, полученные без интереса, не становятся полезными. Поэтому одной из труднейших и важнейших задач обучения как была, так и остается проблема воспитания интереса к учению.

   Познавательный интерес в трудах психологов и педагогов изучен достаточно тщательно. Но все-таки остаются не решенными некоторые вопросы. Главный из них – как вызвать устойчивый познавательный интерес.

    Для учителя всегда актуален вопрос, как повысить мотивацию познавательной деятельности, как вызвать интерес к своему предмету, как расширить образовательное пространство своих учеников. Для достижения этой цели учителями применяются разнообразные методы и методические приёмы, используемые на уроках. Но для достижения устойчивого интереса к предмету необходимо вести внеурочную, внеклассную  деятельность. Внеклассная работа учителя по предмету является необходимой учебно-воспитательной работой в школе.Эта работа позволяет активизировать мыслительную, познавательную и исследовательскую деятельность учащихся. Она способствует углублению знаний учащихся, расширяет их кругозор, и имеет огромное воспитательное значение в том, чтобы заинтересовать учащихся своим предметом.

    В отечественной педагогике накоплен значительный теоретический и практический опыт внеклассной работы по разным учебным предметам. Чёткое обоснование имеет проблема межпредметных связей, реализуемых во внеклассной работе.

    Система внеклассной учебной работы выполняет важные функции, среди которых прежде всего можно отметить образовательную, направленную на пополнение и приобретение знаний, умений и навыков. При этом индивидуализация обучения играет важную компенсирующую роль, обеспечивая восполнение пробелов в содержании основных разделов учебной деятельности.

      Индивидуальные дополнительные занятия с учащимися могут проходить в виде консультаций, собеседований, выполнения заданий под руководством учителя и др. Они могут быть логически включены в систему внеклассного обучения и иметь статус факультативных занятий, расширяющих границы предметного обучения.

       В качестве мотива внеурочной деятельности учащихся, как и учебной деятельности вообще, выступает познавательный интерес, развитие которого связано с содержанием и процессом обучения. Отсюда формирование интереса к внеурочной деятельности зависит от содержания и условий развития творческой деятельности учащихся. Развитию мотивации учащихся способствует свобода выбора, вариативность содержания и эффективность внеурочной деятельности.

             Внеклассная работа по технологии имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знания в области технологии, но и способствует также расширению культурного кругозора, эрудиции школьников, развитию их творческой активности, духовно-нравственной сферы, эстетических вкусов и, как следствие, повышает мотивацию к изучению традиций и культуры своей страны и республики.

Внеклассная и внеурочная работа по технологии является сферой свободного проявления интересов учащихся в условиях общего образования. Она призвана способствовать реализации познавательных способностей, развитию творческой активности и повышению мотивации образовательной деятельности школьников.

Учителя-практики более других выделяют следующие методы и методические приёмы формирования познавательного интереса на уроках технологии:

- рассмотрение достижений и перспектив развития науки, техники, технологии ;

— профессиональной направленности содержания: показ новизны изучаемого материала, расширение и углубление ранее усвоенных учащимся знания, осуществление внутрипредметных связей;

— реализация межпредметных связей;

— использование исторического и занимательного материала;

— использование игровых методов и приёмов обучения;

— использование информационных технологий;

— метод эмоционального стимулирования;

— создание ситуации успеха в учении;

— анализ реальных производственных и жизненных ситуаций;

— метод проектной деятельности;

— метод проблемной ситуации.

На уроках технологии  и во внеурочной деятельности для формирования познавательного интереса широко используются информационные технологии.

Внеурочная деятельность по технологии в нашей школе реализуется в виде индивидуальных консультаций по интересующим вопросам обучающихся по технологии, помощи в выборе и оформлении творческих проектов,  подготовке к олимпиадным заданиям, исследовательским работам. Подготовка к различным конкурсам и выставкам, изготовление различных поделок. Так как на внеурочную деятельность по технологии не отведены часы, работа в основном проводится в каникулярное время.

В 2016-2017 учебном году по внеклассной работе с начальными классами в области технологии работал модуль «Умелые ручки». На занятиях этого модуля развивалась мелкая моторика рук, внимание, творческое мышление т.к. работали с разными материалами и инструментами, иногда ещё не известными для учащихся начальных классов. Новый вид деятельности, разнообразные методы и приёмы на занятиях повышали интерес к данному предмету.

  В 2017-2018 и 2018-2019 учебном году работал модуль для старшеклассников «Индивидуальный проект». Учащиеся на занятиях модуля получали теоретические знания по написанию и оформлению индивидуальных, творческих  проектов, рефератов, докладов и т.д. Но, к сожалению, практические работы выполнялись самостоятельно дома из-за не оснащённости кабинета технологии компьютерами и выходом в интернет.

   И в заключении своего выступления хочу сказать, что внеурочная деятельность учащихся представляет собой образовательную деятельность, которая осуществляется в различных в формах, отличных от классно-урочной и дополняет основную образовательную деятельность; Участие в мастер-классах, в конкурсах, выставках, Аrt – проектах мотивируют и положительно действуют на развитие творческого воображения, мышления, а конкурентоспособность помогает сконцентрироваться и создавать новые.

   Хорошо организованная, продуманная деятельность ребёнка помогает ему стать инициативным, последовательным, усидчивым, доводить начатое дело до конца, самостоятельно решать поставленные задачи.

Занятие творчеством не только развивает, но и готовит к жизни, труду независимо от того, станет ли ребёнок учителем, врачом, инженером или художником.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на школьном методическом объединении

«Развитие познавательной активности на уроках биологии средствами устного народного творчества»В настоящее время идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое обр...

Выступление на школьном методическом объединении классных руководителей "Воспитание толерантности школьников"

В данном выступлении приводится ряд методов и приемов воспитания толерантности школьников....

выступление на школьном методическом объединение начальных классов и предметников на тему: "Использование компьютерных технологий на уроках истории с целью повышения уровня коррекционной направленности обучения"

выступление на школьном методическом объединение начальных классов и предметников  на тему: "Использование компьютерных технологий на уроках истории с целью повышения уровня коррекционной на...

Выступление на школьном методическом объединении воспитателей на тему: "Формирование и развитие у обучающихся, воспитанников социально значимых качеств личности"

Выступление на школьном методическом объединении воспитателей на тему: "Формирование и развитие у обучающихся, воспитанников социально значимых качеств личности"...

Выступление на школьном методическом объединении учителей естественно-научного цикла"Развивающие тесты на уроках географии"

Материал содержит  информацию об уроках ФГОС(типы уроков,виды развивающих тестов на уроках)...

2017Региональное методическое объединение. Справка о выступлении «Деятельность школьного методического объединения учителей математики по популяризации математических наук»

2017Региональное методическое объединение. Справка о выступлении «Деятельность школьного методического объединения учителей математики по популяризации математических наук»...